Цусима. Двойной комплект. В сражении участвовало больше кораблей чем заявлено японцами.
1
При всех тех исторических данных о том, что II эскадра была, за редким исключением, как небоеготова по матчасти, личному составу, его обучению, снабжению, командованию, боевому планированию, построению и оперативному управлению в бою и на переходе, так и вообще бессмысленно направлена на Дальний Восток и имела нелепейшую боевую задачу, отсутствие значимых потерь с японской стороны, а главное, высочайшая системная сложность, глубина подготовки и исполнения Цусимской операции (сражением её назвать язык не поворачивается, бой был всего лишь плановой итоговой фазой многолетней подготовки), вызывает обоснованное сомнение в японском авторстве – ведь японцы только пару десятилетий назад вообще в мир выползать начали.
Вот перечень фактов – пленные русские матросы, попавшие на японские крейсера к концу вторых суток боя, массово показывают, например, что краска на стволах пушек некоторых крейсеров не обгорела – и это после многочасовой артиллерийской дуэли с темпом иногда до десятка выстрелов в минуту для орудий основного (среднего, шесть, восемь и девять дюймов) калибра. Необгорающей краски тогда не существовало в природе – факт. Броненосец «Асахи», не имея ни одного видимого повреждения по бортам и надстройкам и совершенно неповрежденную окраску всех орудий, заявил о семи убитых и двадцати раненых. Но позвольте, откуда тогда им взяться, ведь русские снаряды, и то некоторые, взрывались, только пробив броню?
«Идзуми», например, вынужденно вышедший из боя с «Владимиром Мономахом», был раздолбан по носу до такой степени, что начал черпать воду, вследствие чего потерял ход, а по корме – до возникновения пожара (при отсутствии на японских кораблях деревянных конструкций и обшивок). И через несколько часов снова, как новенький, принял участия в другой фазе боя, в значительно удаленном районе. Как он туда попал в таком отличном состоянии? Где и когда успел отремонтироваться за несколько часов? И какая цифра потерь им была заявлена?
А зафиксированные нашими наблюдателями минимум два «оверкиля» крупных японских кораблей? Кто это тонул?
А документально зафиксированный эпизод второго дня боя, когда шесть (ШЕСТЬ) новейших японских бронепалубных крейсеров (по орудиям среднего калибра – едва ли не равные половине огневой мощи главных сил ВСЕЙ японской эскадры, а именно такие орудия, а отнюдь не редко и мимо стреляющие орудия крупного* калибра, и определили исход Цусимского боя, вопреки мнению английских экспертов), плюс три миноносца, в течение половины дня долбали потерявший ход, обросший в тропиках, с проржавевшими переборками, с изношенными машинами, защелоченными котлами, питаемый некачественным углем и управляемый вручную поврежденный во вчерашнем бою ОДИН устаревший крейсер «Дмитрий Донской» — и НЕ РАЗДОЛБАЛИ. Даже не смогли вынудить отвернуть с избранного им курса. Крейсер был уничтожен уже после боя, своей командой.
Это ли не показатель эффективности применения сил японцами? Что, за одну ночь они массово отупели и стрелять и маневрировать напрочь разучились? Вчера – умели, а сегодня – забыли? Мощь, равная почти трети огневой мощи ВСЕХ главных сил японской эскадры, работает полдня по ОДИНОЧНОМУ слабо и нерационально бронированному тихоходному плохо управляемому устаревшему крейсеру, под конец боя с расстояния 25 кабельтов, что для морского боя – почти в упор – и НЕ ДОСТИГАЕТ РЕЗУЛЬТАТА. Более того, старенький огрызающийся русский крейсер «Дмитрий Донской» с «неподготовленными комендорами, спешно набранными из запасных», вынудил своим огнем выйти из боя два бронепалубных крейсера из шести — «Нанива» и «Отава», то есть и меткость, и разрушающее действие русского огня были значительны. А ведь тогда как раз был период быстрого прогресса в боевом кораблестроении, и двадцатилетний крейсер – это был ОЧЕНЬ сильно устаревший корабль. А потом – мы вновь замечаем покоцанные «Наниву» и «Отаву» в разных фазах боя в состоянии совсем неповрежденных, без всяких длительных ремонтов.
А тот факт, что японцы не могли НИЧЕГО противопоставить действиям Владивостокского отряда крейсеров? А ведь как пытались.
А дикая плотность и потрясающая эффективность сил японцев, ведущих поиск редко разбросанных по северной части пролива (шириной 60 миль – 111 километров) русских кораблей, на второй день боя? А у пролива и длина ещё есть, и при этом японцы отловили практически ВСЕ русские корабли – это в условиях, когда видимость НЕ ПРЕВЫШАЛА пяти миль, а в основном была и менее ( в Ютландском сражении, при аналогичных условиях видимости, ВЕСЬ английский Гранд-Флит НЕ СМОГ перехватить ВЕСЬ немецкий Флот Открытого Моря). В Корейском проливе (то есть японцы ТОЧНО знали ЗАРАНЕЕ, каким маршрутом пойдет эскадра) была развернута первая в мире комплексная система берегового наблюдения, полностью телефонизированная и радиофицированная, сетевая и централизованная, с отлаженной цепочкой передачи данных о целях, анализа, отбора целей, выдачи данных наведения кораблям и контроля исполнения. Ничего хоть отдаленно схожего в мире раньше просто не было, и уж тем более придумать её — японцы сами не могли, за отсутствием всяких предпосылок – структура управления их общества, армии и флота была на порядки проще, а если бы такое предложение и родилось во внутренней японской среде, необходимость такой системы была бы просто не понята японским командованием, и не реализована.
Кто отлавливал, кто организовывал поиск – а ведь это была ПЕРВАЯ В МИРЕ операция такого масштаба и такого уровня организации.И не надо вещать про всяких назначенных гениев типа Санеюки Акияма – даже если бы он такое придумал, повторюсь, его бы просто не поняли собственные начальники.
А у японцев и к середине Второй Мировой НЕ БЫЛО успешного опыта организации управления крупными соединениями и снабжения их данными. Одиночными Оперативно-тактическими соединениями по плану – они управляли безупречно, но ВЕЗДЕ, где требовалось оперативное, а тем более стратегическое управление, везде, где была необходимость создания более одной оперативной группы и верхнего связующего общесистемного уровня – ВСЕ такие сражения японцы проиграли, то есть – НЕ СМОГЛИ ОРГАНИЗОВАТЬ УПРАВЛЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИЛАМИ.
Они за полвека так и НЕ НАУЧИЛИСЬ УПРАВЛЯТЬ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ РАЗНЕСЕННЫМИ СИЛАМИ. И кто-нибудь после приведения таких неоспоримых фактов сможет утверждать, что это они организовали и осуществили ПЕРВУЮ В МИРЕ операцию такого рода???
Пример управления 18-ю оперативными соединениями Объединенного флота в первом периоде войны на Тихом океане – пример кажущийся. Несмотря на всю красоту замысла и исполнения, оперативное управление там как-раз отсутствовало. Взаимодействие сил – прекрасно заранее рассчитанное, но только и исключительно плановое, сама возможность оперативного управления в случае срыва или задержки любой из частей плана – не предусмотрена.
По своей сути – это заранее спланированная акция отдельных соединений, аналог сухопутного развертывания армий, слегка осложненного разрозненным местным тактическим сопротивлением противника на нескольких отдельных участках – но не единая стратегическая операция под постоянным оперативным управлением (допускающим текущее перенацеливание сил, парирование контрударов и т.д.), которой так же противодействует единая общая стратегия с общей идеей, замыслом, командованием, общим управлением силами. Я читал много японский мемуаров участников Второй Мировой войны – они вообще такой общей категорией, как «война» — не мыслили, они мыслили в категориях отдельных разрозненных сражений и операций, пытались в ХХ веке! организовать «генеральное» сражение – короче, в головах у них – средневековье было.
А в чисто боевом отношении, по рисунку, ближайшей аналогией с сухопутного театра будут не действия фронтов в составе армий и корпусов под единым командованием в условиях осознанного сопротивления, а действия отдельных, неуправляемых в ходе операции, изолированных групп спецназа, каждая из которых может иметь более одного объекта воздействия, с единством по времени на уровне плана, и естественным единством способа — по причине одинаковой подготовки. Факт отсутствия стратегического единства управления, и отсутствия постоянства оперативного управления, со стороны японцев – налицо, это неоспоримо. В то время, как, например, для завершения строительства «оборонительного периметра» требовался максимум сил на Тихоокеанском театре, соединение Нагумо с невнятными (фактически отсутствующими, и не имеющими никаких значащих последствий) стратегическими и оперативными целями, шалило в Индийском океане восточнее Коломбо ( на северо-запад от Коломбо – им действительно было чем заняться). А в это время – шла борьба за стратегические узлы связности ВСЕЙ позиции.
Да и не могло в принципе быть у японцев управляемого оперативного взаимодействия – у них Флот – отдельно, Армия – отдельно. Совсем отдельно, до такой степени, что у Армии и Флота – отдельные свои авиации, у Флота – своя «армия», у Армии – свой «флот», и ещё отдельные СМДЧ – морские, подчиняются Флоту, но действующие на суше вместе с Армией. И везде – свои кланы (с историческими конфликтами и традиционным взаимным неприятием), выходцы из которых занимают все ключевые посты в определенном «роде» войск. Родовой строй, и в Армии, и на Флоте, и в политике, и в промышленности (дзайбацу – это кланы, а не корпорации). Одни операции проводил Флот, другие – Армия, по мере развития операции, в зависимости от веса войск Армии или Флота в отдельной её фазе, фактическое командование могло переходить, при этом официально, по инстанциям операцией мог командовать морской начальник, а фактически основной массой войск управлял армейский командир, или наоборот. Бардак и неосгласованность – полные. Флот и Армия едва не начали войну между собой, на территории собственно Японии. И вообще, судя по названиям операций – их планировали японские поэты…
Встретив любое осмысленное связное сопротивление — например, союзники дозволяют японцам все дальние, по отношению к Японской метрополии высадки (например в Малайе), свои силы направляют на противодействие ближайшим (например Филлипины), затем работают легкими силами – быстроходные крейсера с радаром, легкие крейсера, эсминцы, торпедные катера, и авиацией — по коммуникациям японцев, избегая полностью их блокировать, пусть противник истощает свои ресурсы, и отказываясь от любого крупного сражения до накопления сил — японский план первого этапа войны на Тихом океане не имел бы никаких шансов на выполнение – он бы рухнул, рассыпался, как карточный домик. Сложно назвать это развертывание «нагруженной сетью», автоматически правильно реагирующей (самоподдержкой связных узлов при натяжении-напряжении какой-либо линии) – ввиду отсутствия рядов таких перекрещивающихся линий, ОДИН узел в виде ударного авианосного соединения – никак сеть не связывает. Минимально необходимое количество таких сетевых узлов, для условий возможного внешнего воздействия со всех направлений– четыре, они образуют гиперузел в форме вписанного в круг треугольника с четвертым узлом в центре (треугольник не геометрически, но по хронофактору, по равному времени связности линий). Как раз такая схема позволяет и наступать, и обороняться в условиях окружения по принципу маятника – перебрасывая усилия по угловым точкам с опорой\привлечением центра, парируя угрозы или нанося противнику удары там, где он слаб сейчас, используя полную связность собственной позиции и её внутренние операционные линии.
Причем набеги на коммуникации союзники могли осуществлять практически не прибегая к взаимодействию друг с другом, каждый – самостоятельно. Общий недостаток всех сил у японцев – от эсминцев до авианосцев и линкоров – никак не позволял им прикрыть коммуникации без риска потерь ударных сил, и именно в такой войне сказалось бы подавляющее превосходство англичан в крейсерских силах, и общее превосходство союзников в легких силах. При такой стратегии у Британии был шанс сохранить империю.
Ещё раз уточню – японцы блестяще провели однократную заранее спланированную акцию. А дальше – началась собственно война, когда противник тоже стал делать свои ходы. Вот тут уже потребовался уровень оперативного управления разнесенными силами в реальном времени, привязанный (вытекающий) из внятной стратегической концепции. Такой уровень японцы создавать и не умели, и не научились. Складывается впечатление, что они даже не понимают необходимости в таком уровне, он как-бы вне их «пространства решений». Традиция феодальных войн (а других Япония толком не знала), вероятно, не предполагала возможности немедленного продожения борьбы со стороны явно проигравшего первый эпизод конфликта?
Но вернемся к Цусиме. Чьи миноносцы заметили часовые покинувшей легкий крейсер «Изумруд» команды? И от чьих миноносцев он так стремительно улепетывал после отрыва от японской эскадры? Японских и русских миноносцев там не было, это документировано.
И почему силы японского флота, находившиеся (документально) в своих главных базах на момент подхода русской эскадры, неоднократно замечались наблюдателями как от русских и союзных консульств, так и с разведдозора эскадры, начиная от Сингапура? Только не надо грузить сказочки про массовый психоз, заход и ВЫХОД целой эскадры в Сингапур – крупнейшую базу английского флота – никак нельзя назвать массовой галлюцинацией. И кто оказывал самый дружеский «нейтралитет» Японии? Кто строил корабли и обучал специалистов?
Ответ на этот комплекс вопросов, который бы удовлетворил всем им сразу – возможен только один. Можно попытаться ответить на вопросы отдельно, причем не на все поставленные (ещё штук пять принципиальных вопросов есть, явно выпадающих из описанной в истории картины Цусимы, и штук тридцать – частных), но общиеудовлетворяющий ответ может быть только один. Потому что стоит задать буквально по два-три дополнительных вопроса по каждому частному ответу, как они вступят между собой в неразрешимое противоречие (когнит дисс), и всё привычное здание снова рассыплется.
ОТВЕТ : англичане, проектирующие и строившие японские суда, а при постройке судов в Японии – оказывающие полное техническое содействие, на случай потерь построили дополнительный комплект однотипных двум видам главных сил кораблей, не менее двух кораблей каждого типа, так же с английскими специалистами на всех ключевых постах, принимавших прямое участие в бою.
А в России англичанами заранее была проведена массовая кампания подкупа, вплоть до высших должностных лиц государства, флота и армии, из ближайшего окружения императора, вплоть до премьера и командующего. Кампания была комплексная, от дискредитации в прессе до регулирования комплектования экипажей и снабжения и вооружения судов, сроков их дооборудования, графика перехода, состава эскадры – короче, по всем ключевым моментам. На тот период провести подобную кампанию в России могли только англичане – а у японцев вообще не было ни опыта, ни ресурсов, ни агентурной сети, ни понимания значения такой операции. За примерами далеко ходить не надо – англичане уже более столетия проводили такие операции по подкупу и полному развалу противника, да и Россия – организованно не менее ста лет, например, перед и во время каждой плановой войны с Турцией, войн со Швецией, разделах Польши. Сомневающиеся могут почитать, например, «Памятные записки Храповицкого» — секретаря Екатерины II, всё расписано подробно и по датам – кому, сколько, через кого и за что денег заслано, и какие результаты получены.
И Витте-Полусахалинский, и люди в непосредственном окружении адмирала Макарова (его секретная «Инструкция для похода и боя», напечатанная в поезде по пути в Порт-Артур, немедленно стала известна японским морским офицерам и широко ими применялась), а самадмирал Рожественский лично был явно подкуплен – допустить случайно такой ряд последовательных ошибок, который допустил он, принципиально невозможно. Настоял на выходе эскадры, зная о том, что она укомплектована необученными запасными, плохо снаряжена, часть кораблей вообще недостроена. Отказался от дипломатической подготовки перехода в условиях абсолютного отсутствия собственных баз. Принял под командование склеротика адмирала Энквиста, который не помнил, что он, а что – ему только что приказали, и доверил ему отряд крейсеров.
ВСЯ эскадра была централизованно снабжена снарядами с повышенной влажностью пироксилина – 30% вместо положенных 10-12%, большая часть которых – не взрывалась, с нечувствительными взрывателями и мизерным зарядом, то есть в бою стрельба велась фактически учебными практическими болванками. Что настораживает, только II Тихоокеанская была снабжена такими снарядами, в том числе и корабли, предназначенные в её состав, но не включенные (не успели), например, броненосец «Слава», чьи снаряды из этого комплекта не взрывались и при обстреле берега. За восемь месяцев перехода, Рожественский произвел 4 (четыре) однодневных учения по стрельбе, и зная о том, что ни один! щит не был поражен даже осколками огнем новейших броненосцев, а ошибки их дальномерщиков достигали половины дистанции, повел эскадру далее. Так поступил професиональный морской артиллерист, командир, четко понимающий значение меткости и действенности огня, окончивший морскую Михайловскую Артиллерийскую Академию по первому разряду, лично бывший 10 лет членом Комиссии Морских Артиллерийских Опытов, сам бывший командующим УАО Балтфлота — Учебно-Артиллерийским Отрядом, в русско-турецкую 1877 года по представлению командующего Черноморским флотом был назначен заведовать всей морской артиллерией Черноморского флота (на судах и плавбатареях), лично отличился как артиллерист в бою вспомогательного крейсера «Веста» с турецким броненосцем. Хоть режьте – не поверю, что профессиональный морской артиллерист, один из наиболее подготовленных в мире на тот период, мог так глупо поступить.
Заранее определил нелепый маршрут через Корейский пролив, где находились базы японских миноносцев, лучше других сил флота приспособленных к поиску и наведению, к тому же, преимущество в своих легких силах японцы могли реализовать только вблизи своих баз – недостаточная мореходность и автономность тогда была у миноносцев.
При приближении к водам противника вообще перестал уделять внимание разведке. Проигнорировал ознакомление командиров кораблей с хорошо ему знакомыми условиями плавания и обстановкой в районе предполагаемого боя.
Личными приказами перегрузил корабли до полного притопления броневых поясов и отсутствия бронированного надводного борта, и малой высоты надводного борта вообще, и до полной потери запаса плавучести и значительной потери хода. Потащил с собой транспорты и связал руки крейсерам и миноносцам, причем свел в один отряд и бронированные тихоходные крейсера, и легкие быстроходные. Аналогично поступил с главными силами.
Повел эскадру со скоростью 9 узлов, прекрасная зная, как артиллерист-профессионал, что 8 узлов – стандартная скорость корабля-буксировщика мишени, почти на всех флотах мира. То есть сознательно дал возможность японцам стрелять по русским кораблям, как на учениях. Миноносцам не только не поставил боевой задачи, но и связал их бесцельной привязкой к некоторым кораблям.
Зная, что у японцев преимущество в количестве, огне, броне, и ходе, зная, что вот уже сто лет, со времен Ушакова и Нельсона, первый удар противники стараются нанести по флагману или головному кораблю, поставил самые мощные корабли последовательно в голову колонны – то есть однозначно под первый удар и немедленный разгром. Зная о японском преимуществе, специальным образом задерживал эскадру в ночь и утро перед встречей с главными силами – явно понимая, что мимо базы японских миноносцев днем незамеченными не проскочить. То есть сам сознательно организовывал ввод сил в бой с противником на невыгодных для себя условиях.
Не имел НИКАКОГО оперативного плана. Морской генштабист, начальник генштаба – и «случайно» не имеет НИКАКОГО плана сражения? Опять НЕ ВЕРЮ. Тем более, что это один и тот же генштаблер – тот, что планирует время начала боя, но не планирует его схему… Так не бывает. Вообще, любой человек планирует сначала – что нужно сделать, а потом – когда это делать, наоборот – просто невозможно.
Он прямо лично запретил препятствовать докладам японских разведчиков о составе и построении эскадры по радио, хотя, сам имея на эскадре более мощную радиостанцию (станции «Попов-Дюкре» были в десять раз мощнее японских маркони), мог легко забить их передачи, и ему это даже предложили. Но — если лично специально запретил мешать японцам передавать данные, то смысл запрета понимал, а если понимал, то зачем запретил им мешать?
Приказом, что эскадру ведет следующий за флагманом мателот при выбытии флагмана, он фактически лишил её оперативного управления в бою – такое кочующее управление – и есть заранее организованное отсутствие управления, а так как в предписанном им боевом построении задним мателотом флагмана оказывался новый или новейший броненосец, Рожественский как будто специально организовал их уничтожение в первую очередь. Опять «случайные», но какие-то суперэффективные поддавки? Этот генштабист настолько не представлял последствия своих действий? Опять НЕ ВЕРЮ.
Отдал под видом «боевой задачи» нелепейший приказ – о прорыве во Владивосток конкретным курсом, то есть это не адмирал Того сделал ему “crossing T”, или «касумагакари» в японской традиции морского боя, а Рожественский сам загнал голову эскадры под перекладину. Тем самым, этим «боевым приказом» он связал всякую инициативу командиров кораблей, сам со штабом от командования устранился, оставив эскадру в виде скопища отдельных кораблей, истребляемых японцами поодиночке.
Имея возможность в самом начале боя организованно и эффективно атаковать выходящие на циркуляцию японские силы, почему-то не сделал этого. Сдался в плен. НЕРЕАЛЬНАЯ последовательность «случайных» ошибок для такого человека, он всё-таки боевой офицер, профессиональный артилеррист, воевал, ценз капитаном на различных кораблях, океанах и морях безупречно выслужил, и командовал УАО на Балтике, и Дальневосточный театр знал по службе, и водил эскадры – то есть и опыт вождения флотов имел, писал реальные статьи в специализированные издания, и боевые уставы разрабатывал и проверял на практике, и организовывал с нуля Болгарский военно-морской флот, и в России главным морским «генеральштаблером» был. То есть и не дурак, и теоретически подкован, и профессионал, и практический опыт имел всесторонний – кораблевождение от канонерки, клипера и крейсера — до броненосца и броненосной эскадры, дальние переходы, стрельба, боевая учеба, организация, управление, штаб. С такой подготовкой во всем мире адмиралов было – единицы. При этом – не рохля, решительный боевой офицер.
Кстати, концепция «вооруженного резерва», то есть фактического отказа от боевой подготовки, была введена именно тогда, когда Рожественский был и.о. начальника, а затем и руководил Главным Морским Штабом, и именно с одобрения Г.М.Ш, и это в то время, когда Япония усиленно вооружалась на море. Самым рьяным внедренцем «вооруженного резерва», отказа от боевой подготовки, был Сергей Юлиевич Витте-Полусахалинский.
И ещё – этот честолюбивый мордобоец ЗАРАНЕЕ отказался от командования эскадрой по приводу её во Владивосток. С чего бы это?
Обстановка в гнилой царской Рассиянии очень напоминала сегодняшнюю, что сильно способствовала изменам, подкупу и предательства – как и сейчас. Достаточно вспомнить пару достоверно подтвержденных всплывших эпизодов – миллионные коррупционные требования Великого князя при попытке закупить броненосцы в Южной Америке и Италии, и поставки вдовствующей императрицей Марией Федоровной и Великими князьями японцам, то есть врагу во время войны, стратегических материалов из Англии, причем на своих судах – одно из них, «Императрица Мария», везущее 3000 тонн листовой стали, было перехвачено вспомогательным крейсером «Терек» под командованием капитана Панциферова. Что характерно, изменой и продажностью были охвачены высшие сферы – вплоть до членов царствующего дома. Сейчас все более демократично, хапать можно и самым мелким чинушам.
А в руках англичан в русско-японской войне были – дипломатическое обеспечение, проектирование и постройка судов и их вооружение, шпионская и коррупционная подготовка в России, интеграция всей операции, подготовка кадров, подстраховка, управление силами, боевое планирование, управление огнем, электротехника, оптика, гидравлика, машины, вооружение, планирование огневого боя — вплоть до заранее продуманного отказа от бронебойных и фугасных снарядов в пользу фугасно-осколочно-зажигательных шимозных. Такие снаряды, с излишком взрывчатого вещества, с высокой температурой взрыва, с огромным количеством мелких высокоскоростных осколков для выбивания личного состава, и фугасным действием и типом взрывателя, рассчитанным для немедленного срабатывания, и НЕ предназначались для пробивания брони и заброневого действия.
НО – такие снаряды, при массировании их запасов, могли быть эффективны ТОЛЬКО против двух флотов мира – французского и русского, благодаря конструктивным особенностям проектов их кораблей – размещение в башнях орудий только крупного калибра, казематная и батарейная артиллерия, длинные открытые (не разделенные бронеперегородками) батарейные палубы, башни-спонсоны которых бронированы только в сторону наружного борта и стреляют только в одну сторону, легкие надстройки и трубы, большее количество, но тонких переборок, проницаемых для мелких осколков, частичное бронирование – большая площадь небронированных частей корпуса, при наличии мощной, укрытой тяжелой броней и карапасной палубой цитадели внутри корабля, защищающей основные узлы и механизмы и погреба, защита палубной артиллерии простым плоским орудийным щитом, в лучшем случае – трехсторонним коробом, открытым с тыла, предпочтение трубам против механической вытяжной вентиляции, большое количество деревянного конструктива, от отделки до прокладок и подкладок под броневые листы, деревянные шлюпки, баркасы, катера и вельботы.
Японские же корабли построены заранее с учетом того, что основным поражающим фактором будет бронеьойное действие русских снарядов – поэтому там, где имело место главное бронирование – броневые листы имели толщину 14 дюймов, а мощные орудия в русском флоте в основном имели калибр 12 дюймов, и эту броню – не пробивали (тогда калибр снаряда и толщина пробиваемой им брони на средней и большой дистанции примерно совпадали), там же, где броня отсутствовала, русские взрыватели срабатывать не успевали, и если не был задет какой-либо трубопровод или магистраль, снаряд, не нанося ощутимых повреждений, пролетал корабль насквозь, оставляя ряд круглых аккуратных маленьких дырок – и это снаряд с сухим зарядом, а не с трижды повышенной влажностью пироксилина, которые могли не взорваться и при контакте с броней.
То есть японский флот англичане готовили к конкретной войне – войне с противниками английской колониальной империи, с целью устранения нарождающегося конкурента, устранению именно таким образом, чтобы этот конкурент почувствовал ужас (эффект от снаряженных шимозой снарядов, массово калечащих людей и уродующих надстройки до неузнаваемости) и свою АБСОЛЮТНУЮ беспомощность (эффект отвидимости отсутствия потерь в главных силах у японцев, в которых всего два типа судов, и имеются запасные каждого типа), и не предпринял попытки реванша . Взятие с пленных подписки о том, что они не будут воевать с Японией – тоже мощная психотехника. Давший такую подписку осознает, что попади он в плен ещё раз, с ним поступят не как с пленным – скорее всего, сразу расстреляют. Захочет ли он снова воевать? Вряд ли, скорее всеми правдами и неправдами будет «косить».
Причем англичане выигрывали в любом случае, что японцы победят, что русские японов, им одинаково плюс. По-любому, вместо двух опасных растущих конкурентов, потенциально способных вступить в союз – в остатке один разбитый и второй ослабленный, оба – кровные враги друг другу, один в гордыне, второй в жажде реванша.
НО – англичане вырастили себе на голову другого конкурента, который и выпилил их с Тихого океана…
Вообще забавная картинка получается – сначала англичане используют японцев, чтобы выбить Россию с Тихого океана, потом, во Вторую мировую – американцы используют японцев, чтобы выбить англичан, голландцев, французов с Тихого океана, и захапать экономически их колонии. И стратегический почерк операций – очень похож. Сталин подобным образом пытался использовать Гитлера, чтобы тот очистил Европу от других государств, но прокололся – немцы вовремя врубились. И смысловое наполнение – например, Англия и Франция – имели колонии, Германия, Россия и Япония – почти не имели, но остро в них нуждались. Однако, в Русско-Японской войне – Япония в союзе с Англией воевала с Россией, а в первую мировую – Россия в союзе с Англией и Францией воевала с Германией, вопреки всяким собственным интересам. С точки зрения здравого смысла в политике и экономике, России, Германии и Японии просто жизненно необходимо было вступить в союз против Англии, США и Франции.
А вообще – не вина англичан, что эта операция им удалась. Просто – гнилая была тогда царская россияния, начиная с кровавого царскосельского суслика и заканчивая последним городовым и попом. Как и россияния сейчас.
Еще пример – потопление итальянцами и англичанами в ночь на 29 октября 1955 года Советского линкора «Новороссийск» — было бы невозможным без коррупционной подготовки, то есть без дачи взяток нужным лицам за нужные действия. Только факты – чтобы подводные диверсанты беспрепятственно приблизились к рейду и проникли на него, во первых – средства их доставки (ПЛ) не должны быть обнаружены шумопеленгаторами и гидролокаторами, как береговыми, так и корабельными, и район их действий не должен быть закрыт спецсредствами – сетями, бонами, заграждениями, во вторых – они должны уйти беспрепятственно.
И что мы наблюдаем? Профилактический (то есть не по причине поломки) ремонт ВНЕ графика (то есть никакие заранее полученные противником разведданные здесь не проходят) на нашей береговой шумопеленгаторной станции. Находящийся в дозоре корабль типа «Большой Охотник за ПЛ» с 5.50 чм 28.10 до 0.20 чм 29.10 был отозван – для обеспечения полетов, и не был возвращен в район боевого патрулирования по окончании полетов в 16.00, несмотря на напоминания командования корабля вышестоящему начальнику. Боновые ворота главной ВМБ флота, с флагманом в гавани – были открыты. И – диверсия. Выход корабельной Ударно-Поисковой Группы произошел через 8 часов после взрыва. Выход авиационной УПГ – через 12 часов.
Пять таких совпадений в день диверсии, причем все они делают ВМБ беззащитной от нападения именно подводных диверсантов, а само нападение безнаказанным – невозможны, немыслимы. Они могут быть только организованы. А так как приказы отдают люди – ну, далее всё понятно. И не надо ссылаться на недостатки организации службы, «всеобщий бардак» и некомпетентность – перечисленные действия по типу, месту и времени слишком специфичны и целенаправленны, специфика в глаза лезет.
А эта трагедии стала возможна, по причине фальсификации результатов работы государственной комиссии по расследованию гибели линкора «Императрица Мария», в совершенно таких же обстоятельствах, с небольшими изменениями – тогда английскому агенту лейтенанту Хевиленду (полковника за эту операцию получил) вообще удалось внедриться в экипаж русского линкора, под видом мифического комендора Воронова, что однозначно доказывает и сравнение фотографий, помимо анализа событий, и действовал он так же в тесном контакте с союзниками-противниками – тогда это были немцы…
Трагедии, уроки из которых не извлечены – всегда имеют тенденцию к повторению. Ложь всегда порождает смерть. Снова и снова, раз за разом, пока не будет нейтрализована.
Хевиленда, кстати, советская разведка выпилила with fire в 1929 году, в Канаде, в гостиничном номере, причем других жертв не было, присутствующий неходячий инвалид и тот спасся. Английского водолаза, участвовавшего в диверсии против линкора «Новороссийск» — утопили прямо на рейде Портсмута. С тех пор англичане опасались проводить диверсии против СССР – не было желающих. А безвольную россиянию сейчас дрючат все кому ни лень, как и гнилую царскую рассею…
· Термин «главный калибр» вообще не применим к крупнокалиберным орудиям того периода на русской и японской эскадрах. Главный калибр, на самом деле – это орудия такого калибра, которые выпускают максимальную массу снарядов за единицу времени, например, за пять минут, а не за 1 залп, по сравнению с орудиями других калибров, и при этом обладают достаточным для поражения цели разрушительным действием. С нормальной точки зрения, главным калибром на русской и японской эскадрах были орудия 120мм, 5”, 6”, и частично новые относительно скорострельные 8” и 9”. Орудия меньшего калибра не обладали достаточной мощностью боеприпаса, бронепробиваемостью, и дальностью стрельбы, большего калибра – не обладали достаточной скорострельностью, не соответствовали понятию «главный калибр» по массе залпов за то же время. Да и «вилка» при стрельбе с интервалом в две-пять минут, с движущегося объекта по движущейся цели, на больших дистанциях не имеет смысла, тем более при отсутствии точных дальномеров, баллистических вычислителей и примитивных системах наведения и отсутствии централизованного управления огнем. И «накрытие» подвижной цели залпом из 2-4 орудий «главного» калибра, при разбросе в сотни метров и таком темпе стрельбы – боевой ценности не имеет. Разность в темпе стрельбы русских и японцев для как-бы «главного», а на деле самого крупного калибра – здесь несущественна. А вот разница в общем количестве попаданий для среднего калибра – принципиальна. По послевоенным русским подсчетам, процент русских промахов – 99%, японских – 98%. Эта разница – не на 1%, а В ДВА РАЗА. То есть японцы попадали в ДВА РАЗА ЧАЩЕ за то же время, что при сотнях снарядов в минуту, и более высоком темпе стрельбы японцев, и усиленном фугасном действии их снарядов, предопределило исход боя. Кстати, адмирал Того тоже ясно понимал, что наибольшую угрозу для его флота представляет именно средний калибр русской артиллерии, его он воспринимал главным – помните знаменитый доклад по погоде – «небо ясное, волны высокие», который повлиял на решение о принятии боя именно в имевшей место в РИ конфигурации? Мало ли кто не в курсе – высокие волны мешали огню именно среднекалиберной скорострельной русской артиллерии, конструктивно расположенной излишне низко (а боярин Зиновий еще и притопил корабли перегрузом). Упертость современных исследователей вопроса в фиху «самый большой калибр равно самый эффективный калибр» — просто традиционна, патамучта в имевшем место споре артиллеристов рубежа XIX – XX веков, сухопутные артиллеристы договорились считать, что самый эффективный калибр – при возросшей скорострельности – это минимально достаточный для поражения цели, а морские договорились – что максимально технически возможный. И те и другие облажались – как тысячи «трехдюймовок» в отсутствии «чемоданов» в русской и французской армиях, так и единицы носовых 18”орудий , скорострельность которых измерялась в «выстрелах в час», на английских «Адмиралах» — в реальных боях оказались, мягко говоря, недостаточны.
Проследить судьбу заказанных и построенных на английских и японских верфях однотипных с принимавшими участие в «Цусиме» кораблей.