Юрий Пашолок. Зарядный прицеп для машины немецкой пропаганды

13

Юрий Пашолок. Зарядный прицеп для машины немецкой пропаганды

Рассказ про тяжелый прицеп-генератор Sd.Ah.24 (schwerer Maschinensatz A als Anhänger (1 achs.)), один из экспонатов выставки «Моторы Войны»

Чего не отнять у немцев в годы Второй мировой войны, так это разнообразия техники. И дело не только в том, что они вынужденно плодили по несколько моделей машин одного класса. У них имелось очень большое количество различных образцов, которые не имели аналоги. Вместо того, чтобы делать универсальные образцы, немецкие военные нередко заказывали узкоспециализированную технику. С одной стороны, это увеличивало число моделей. С другой же стороны, именно узкоспециализированные образцы оказывались более подходящими для определенных задач.

Sd.Ah.24 на выставке "Моторы Войны" в парке "Патриот". Ныне выставка находится в Москве

Sd.Ah.24 на выставке «Моторы Войны» в парке «Патриот». Ныне выставка находится в Москве

Наибольшее разнообразие среди немецкой военной техники наблюдалось среди прицепов. Одних только спецприцепов (Sonder-Anhänger, сокращенно Sd.Ah.), наберется под сотню. Отдельно стоит упомянуть прицепы, которые использовались для перевозки генераторов. Их наберется больше десятка типов, от небольших, предназначенных для питания 60-сантиметровых прожекторов, и заканчивая по-настоящему внушительными образцами, которые перевозились на двухосных прицепах. Несколько таких генераторов можно увидеть на выставке «Моторы Войны», включая тяжелый прицеп Sd.Ah.24.

Kfz.72 и Sd.Ah.24, иллюстрация из инструкции по эксплуатации

Kfz.72 и Sd.Ah.24, иллюстрация из инструкции по эксплуатации

Не стоит думать, что одни только немцы очень плотно занимались прицепами. Если хорошенько покопаться, выяснится, что строили их в самых разных странах. Другое дело, что ассортимент прицепов был куда меньшим, при этом те же американцы старались делать универсальные прицепы. Те же Ben Hur, которые могли иметь порядка десяти вариантов исполнения. Включая три, имеющие прямое отношение к генераторам. У немцев же был свой, в каком-то смысле правильный подход.

Реклама производителя того периода

Реклама производителя того периода

Немецкие прицепы больше на слуху по той причине, что они занялись данным вопросом одними из первых. Немецкая армия к середине 30-х годов серьёзно озаботилась вопросами моторизации. Не имея возможности полностью пересадить армию на грузовики и легковые машины (с учетом взрывного роста численности вермахта, это было просто невозможно), упор сделали на моторизации передовых частей. А им были нужны не только грузовики, но и специализированные прицепы, которые можно было перевозить со скоростью порядка 50-60 км/ч.

Так генератор именовался официально

Так генератор именовался официально

Как раз такие прицепы относились к семейству Sonder-Anhänger (Sd.Ah.), которое бурно развивалось в середине 30-х годов. Основой стали 1-осные модели, начиная с небольших, имевших массу всего несколько сотен килограмм, до весьма внушительных конструкций, чья снаряженная масса могла достигать двух тонн. Объединяло их то, что они перевозились за грузовиками, либо легковыми автомобилями, причем делалось это на высокой скорости. Подавляющее большинство таких прицепов отличалось передовой конструкцией, разительно отличаясь от «звездолетов», которые немецкая промышленность плодила в виде специальных военных автомобилей.

Фронтовая "прокачка" Sd.Ah.24

Фронтовая «прокачка» Sd.Ah.24

Отдельно стоит упомянуть генераторы, которые, подобно прицепам, являлись предметом гордости немецкой промышленности. Их выпускали огромное количество, причем занимались ими вполне известные фирмы, например, DKW. Генераторы составляли немалый объем продукции данной фирмы, от самых маленьких до крупных моделей. Помимо генераторов, DKW производили пожарные насосы, которые, по иронии судьбы, применялись на немецких огнеметных танков. Впрочем, хватало и специализированных фирм, которые занимались исключительно генераторами. Герой данного материала выпущен как раз такой фирмой.

Из американского справочника, изданного под конец Второй мировой войны

Из американского справочника, изданного под конец Второй мировой войны

Всё еще здравствующая фирма Hans Still GmbH (ныне STILL) не так давно отметила 100-летие. Основал ее Ганс Стилл в 1920 году, первой продукцией, которая появилась на рынке в 1921 году, стали как раз генераторы. Помимо этого, она еще в довоенный период освоила выпуск различной спецтехники, включая погрузчики. Впрочем, генераторы всё равно оставались ее главной продукцией. Сейчас генераторы уже ушли в историю, но в 30-е и 40-е годы Hans Still GmbH выпускала широкую гамму.

Сейчас на "Моторах Войны" стоят два Sd.Ah.24

Сейчас на «Моторах Войны» стоят два Sd.Ah.24

Сейчас некоторые фирмы, естественно, делают вид, что при нацистах были не при делах. Молчит и Hans Still GmbH, хотя рекламные плакаты того времени говорят о многом. Кроме того, хорошо известно, что на заводе в Гамбурге еще с 1941 года активно работали остбайтеры. Которые собирали, в том числе, и вот этот генератор — schwerer Maschinensatz A als Anhänger (1 achs.) fahrbar (Sd. Ah. 24). Чаще всего этот одноосный прицеп обозначали как schwerer Maschinensatz A. Именно так он указывался в инструкции по эксплуатации.

Данный экземпляр является одним из наиболее комплектных

Данный экземпляр является одним из наиболее комплектных

Необходимость такого большого и тяжелого генератора (а его снаряженная масса превышала 2 тонны) диктовалась требованиями обеспечения электричеством спецмашин. В этом смысле немцы были совсем не одиноки. Для того, чтобы запитывать радийные машины, требовалось много электричества. Поэтому часто вместе с ними перевозился прицеп, в котором находился генератор. У американцев, правда, аналогичный генератор можно было использовать в самых разных целях. К тому же его можно было снять с прицепа и использовать как стационарный.

Он долго использовался после окончания Второй мировой войны

Он долго использовался после окончания Второй мировой войны

В случае же с Sd.Ah.24 был создан специализированный генератор, предназначенный для моторизованных подразделений связи. Перевозили его за тяжелыми грузовиками, прежде всего радийными фургонами Kfz.72. Внутри такого фургона находилась станция автомобильной телефонной связи. Строили их на базе могучих армейских грузовых машин, таких, как Mercedes-Benz LG 3000, Henschel 33, Krupp L 3 H 163. Уже в ходе войны их стали таскать радийные машины попроще, как правило, на базе Opel Blitz и аналогичных с ними шасси. Генератор, надо сказать, был недешевым удовольствием. Стоимость Sd.Ah.24 составляла 8700 рейхсмарок, не сильно меньше того же Horch 901.

Используется тут дефорсированный грузовой мотор

Используется тут дефорсированный грузовой мотор

Использовать такой генератор могли как машины связи Kfz.72, так и схожие машины с соответствующим оборудованием. Судя по всему, уже после окончания Второй мировой войны прицеп использовался по прямому назначению. Поэтому он получил некоторые послевоенные элементы обвеса, а также американские шины. Кстати, они тоже очень интересные. Это ровно такой же Ground Grip от Firestone, который использовался в Красной Армии. То есть шины сами по себе интересны как экспонат.

Доступ к мотору с обратной стороны

Доступ к мотору с обратной стороны

«Начинка» Sd.Ah.24 вполне типична не только для продукции Hans Still GmbH, но и схожих генераторов в принципе. Чтобы не усложнять жизнь себе и зампотехам, в Гамбурге решили использовать готовое решение по двигателю. Им оказался 4-цилиндровый рядный мотор воздушного охлаждения Phänomen Granit 27, который использовался на грузовиках данной фирмы. Как это обычно бывает с моторами для генераторов, его дефорсировали до 25,5 лошадиных сил. Этого вполне хватало для 15 киловатт мощности. Генератор обеспечивал напряжение 220/360 вольт, а также силу тока 25 ампер.

Второй прицеп, этот изготовлен фирмой Wanderer

Второй прицеп, этот изготовлен фирмой Wanderer

Надо сказать, что в случае с Sd.Ah.24 невозможность снять генератор с прицепа не является какой-то большой проблемой. На стоянке ставились специальные опоры, в итоге на землю он упирался в 5 точках — колеса, стояночная стойка впереди и две стойки сзади. Конечно, стационарная платформа надежнее, но тут надо иметь в виду, что генератор узкоспециализированный. Нередко требовалось быстро сняться с занимаемой позиции, в этом смысле такой генератор более удобен. Съемных генераторов у немцев хватало, например, стоящий на «Моторах Войны» 8-киловаттный генератор для 60-см прожектора.

Он имеет ряд отличий от другого прицепа, для немцев это норма

Он имеет ряд отличий от другого прицепа, для немцев это норма

С конструктивной точки зрения продукция Hans Still GmbH является типичным образцом грамотно сконструированного прицепа. В отличие от машины, которая его таскала, Sd.Ah.24 сделан без лишних усложнений, всё, что видно, оно вполне по-делу. Такая добротность конструкции, к слову, сыграла на руку после окончания войны. Основная масса сохранившихся прицепов эксплуатировалась после войны. Благо с запчастями на мотор Phänomen Granit 27 проблем не имелось, производство грузовиков с такими двигателями продолжалось довольно долго.

Сцепное устройство

Сцепное устройство

Сейчас такие генераторы являются очень большой редкостью. Самое интересное, что на «Моторах Войны» таких генераторов два, причем они несколько отличаются друг от друга. Второй генератор имеет шасси, которое было изготовлено на заводе Wanderer-Werke в Хеймнице. Можно сказать, что это вносит разнообразие в мир стендового моделизма. Так уж получилось, что моделисты более знакомы с немецкими прицепами, чем любители истории. Причем такая ситуация наблюдается с прицепами и других стран.

Список источников:

      • www.tapatalk.com
      • www.kfzderwehrmacht.de

источник: https://dzen.ru/a/Z4dRa24Y3UMbkz7S

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account