Юрий Пашолок. Бывший тяжелый тягач с длинной рукой

7

Юрий Пашолок. Бывший тяжелый тягач с длинной рукой

Рассказ о самоходной артиллерийской установке ИСУ-122, неоднократной участнице слёта «Моторы Войны»

У техники времен Второй мировой войны после ее окончания была самая разная судьба. Какие-то экземпляры (большинство) быстро сдали в металлолом, поскольку устаревшие боевые машины были не особо интересны. Те же образцы, которые выгладели более-менее современными, продолжали службу. Причем не обязательно, что в своём исходном виде. После войны люди стали более практичными, выжимая из устаревшей техники всё, что можно. Таким образом у нее повышались шансы на выживаемость.

ИСУ-122 на "Моторах Войны" в августе 2019 года

ИСУ-122 на «Моторах Войны» в августе 2019 года

Одним из образцов отечественной военной техники, который имел долгую службу, оказалась самоходная артиллерийская установка ИСУ-122. Тонкость момента в том, что в исходном виде сохранилось всего 8 САУ данного типа, плюс 1 ИСУ-122с. Остальные дожили до наших дней в виде различных спецмашин. Удивляться такому повороту судьбы не стоит. ИСУ-122 стали использовать для подобных целей первой. Теперь же идет обратный процесс, то есть возвращение в исходную конфигурацию. В России уже две таких машины. Одну из них неоднократно можно было видеть на слёте «Моторы Войны».

А это исходное состояние

А это исходное состояние

Впервые о тяжелом истребителе танков заговорили еще в 1941 году. Тогда разговор был о том, чтобы построить такую боевую машину на шасси «истребителя ДОТ-ов» 212. Как вооружение предполагались пушки калибра либо 107, либо 130 мм. Впрочем, тогда дальше разговоров дело не дошло, поскольку базовую машину так и не построили. В дальнейшем о тяжелом истребителе не вспоминали, поскольку было явно не до него. Снова данная тема всплыла весной 1943 года, после появления немецкого тяжелого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Срочно понадобилась боевая машина, способная бороться с новым немецким зверем.

В августе 2018 года

В августе 2018 года

Единственным имевшимся на тот момент тяжелым орудием, которое подходило на роль «истребителя Тигров», стала 122-мм корпусная пушка А-19. Она была, можно сказать, бедным родственником 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, с которой выпускалась на одном лафете. Для артиллерии РГК более подходящим выбором была МЛ-20, а в случае с А-19 объем выпуска был куда ниже. Ситуация нормальная, в других странах орудия калибра в районе 6 дюймов оказались более востребованными. Но в случае с А-19 сложилась ситуация, когда иного средства поражения тяжелых немецких танков на дальних дистанциях не оказалось. А-19 была способна поражать такие танки на дистанции 2 километра и более.

На тот момент это была единственная ходовая ИСУ-122

На тот момент это была единственная ходовая ИСУ-122

Иронично, что ИСУ-122, получившая пушку А-19, появилась существенно позже, чем танк, вооруженный орудием с баллистикой той же пушки. Связано это с тем, что осенью 1943 года советские военные захотели более мощное, чем А-19, орудие. Нужно оно было, чтобы бороться с «Фердинандами». Желание справедливое, но не особо перспективное. Дело в том, что разработка более мощных орудий затянулась, возник риск вообще не получить тяжелый истребитель танков. Поэтому в ГКО решили, что лучше иметь синицу в руках. Правильно решение: с более мощными пушками «полировали фонарики» до конца войны, так и не получив более «длинную руку».

Изготовлена машина была в июне 1944 года

Изготовлена машина была в июне 1944 года

Официально ИСУ-122 (Объект 242) приняли на вооружение 12 марта 1944 года. Насколько эти САУ являлись приоритетными, говорит тот факт, что по планам их должны были выпускать в больших, чем ИСУ-152, количествах. Но довольно быстро дело уперлось в недостаточный объем выпуска пушек А-19. Можно сказать, что появление ИСУ-122с, вооруженной самоходной версией 122-мм танкового орудия Д-25, являлась частичным замещением А-19. Конечно, Д-25с имела более высокую скорострельность. Но главным стали лишние 50 пушек в месяц, которые оказались совсем не лишними.

Сейчас в России три ходовых ИСУ-122

Сейчас в России три ходовых ИСУ-122

Сама по себе концепция ИСУ-152/ИСУ-122 оказалась очень правильным решением. САУ были максимально унифицированы, что сильно упрощало вопрос производства. Он был крайне острым, особенно с учетом «гуляющего» объема пушек. Так иногда получалось, что А-19 не хватало, поэтому вместо них выпускали ИСУ-152. Так или иначе, было изготовлено 1735 ИСУ-122, что сделало ее самым массовым тяжелым истребителем танков в истории. Естественно, применялись они далеко не как чистые «истребители», но общая направленность была очевидной.

В полях

В полях

В некотором смысле ИСУ-122 оказалась в тени более массовой ИСУ-152. Хотя на практике ситуация была крайне интересной. В 1944 году частым явлением был перевод ранее сформированных (и успешно повоевавших) гвардейских тяжелых танковых полков, вооруженных тяжелыми танками ИС-2, в тяжелые самоходные артиллерийские полки. И такие Гв.САП-ы получали как раз ИСУ-122. Лишний показатель того, насколько важной была для Красной Армии данная самоходная артиллерийская установка.

Данный экземпляр успел поучаствовать в нескольких фестивалях и парадах

Данный экземпляр успел поучаствовать в нескольких фестивалях и парадах

Впрочем, после окончания Великой Отечественной войны у ИСУ-122 судьба складывалась не лучшим образом. Как уже говорилось, принятие САУ на вооружение было вынужденным решением, поскольку «длинную руку» помощнее сделать не смогли. А вот после войны ситуация выглядела примерно как с Т-34-85 и СУ-85. Вооружение ИС-2 и ИСУ-122 было равнозначным, но у танка вооружение находилось во вращающейся башне. И если в случае с ИСУ-152 занимаемая ниша выглядела очевидной, то ИСУ-122 оказалась под знаком вопроса.

До реставрации на коме находились крепления бочек, их срезали как ненужный послевоенный рудимент

До реставрации на коме находились крепления бочек, их срезали как ненужный послевоенный рудимент

На этом фоне не стоит удивляться, что в России оригинальных ИСУ-122 сохранилось всего три штуки. Первая, наиболее ранняя и аутентичная, стоит в Центральном Музее Вооруженных Сил РФ. Вторая весьма подуставшая (и со следами послевоенной модернизации), стоит на отрытой площадке Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург. Третья, также частично модернизированная, находится в Севастополе, не так давно она была приведена в ходовое состояние. Одну ИСУ-122 занесло в Китай, остальные, не модернизированные, стоят в Польше. Одну из них недавно восстановили до ходового состоянии.

Где-то машина приложилась боком, видно по запасным бакам

Где-то машина приложилась боком, видно по запасным бакам

Между тем, в России, помимо севастопольской машины, восстановили до ходового состояния уже три ИСУ-122. Одна из них находится в Музее отечественной военной истории, из всех ходовых ИСУ-122 у нее самая счастливая судьба. В том плане, что машина под крышей, ей серьёзно занимались с точки зрения интерьера, она иногда выходит на парад в музее (обычно он проходит 9 мая). Вторая машина восстановлена мастерской Игоря Франчика «Рембат». Она также неоднократный участник парадов и различных военно-исторических мероприятий.

Лючок механика-водителя - напоминание о былой карьере тягача

Лючок механика-водителя — напоминание о былой карьере тягача

Появление этих двух машин связано с уже упомянутой послевоенной бережливостью. Время, когда просто так отправляли танки и САУ на иголки, кончилось, тем более Советская Армия нуждалась в спецмашинах, особенно что касалось тяжелых тягачей, необходимых, в том числе, для эвакуации техники. Практика показала, что лучший танковый тягач делается из танка или САУ. Так на свет появился тягач БТТ-1, весьма массовая машина, из ИСУ-122 делался его вариант БТТ-1Т.

122-мм пушка А-19 - ныне большая редкость

122-мм пушка А-19 — ныне большая редкость

Данные тягачи довольно массово сохранились до наших дней в виде железнодорожных тягачей. Несмотря на то, что обычно различают БТТ-1, БТТ-1Т и так далее, на самом деле всё совсем не так просто, как может показаться. Как уже говорилось выше, у ИСУ-122 и ИСУ-152 была максимальная унификация. По этой причине то, какая машина перед вами, может подсказать только серийный номер на лобовой плите рубки, либо на корме корпуса. В результате «каноничный» БТТ-1 из Падиково оказался ИСУ-122 выпуска ноября 1944 года. А САУ, ранее принадлежавшая клубу «Капонир», имеет серийный номер 242-40628, выпущена в июне 1944 года.

Обвес вполне типовой для ИСУ-122

Обвес вполне типовой для ИСУ-122

У данной САУ довольно бурная судьба. Это даже не БТТ-1, а импровизированный тягач, причем некоторые его переделки повлияли на внешний облик. Например, странно откидывающийся смотровой лючок механика-водителя — это как раз привет авторам тягача. В дальнейшем машину переделали в ИСУ-152, хотя некоторые элементы, которые были присущи исходному тягачу, остались на месте. Например, характерный набор светотехники. Ну а далее удалось поставить 122-мм пушку А-19. Унификация дала свои плоды — требовалось только переставить ствол.

Ходовая часть с послевоенной модернизацией

Ходовая часть с послевоенной модернизацией

Можно сказать, что это очень большая удача. Дело в том, что сейчас 122-мм пушки А-19 являются большим дефицитом. Они и безо всякой ИСУ-122 стали желанным пунктом в коллекционировании, поэтому очень мало кто решится раздраконивать такое орудие ради самохода. Тем более надо вернуться в реальность и примерно прикинуть, сколько процентов людей знают про ИСУ-122. Про ИСУ-152, который часто ошибочно называют «Зверобоем» (это СУ-152) знают очень многие. Про ИСУ-122 гораздо меньше. Поэтому вопрос целесообразности такой конверсии крайне интересный.

Она же после езды по полям

Она же после езды по полям

В итоге сложилась ситуация, когда шасси ИСУ-122, причем часть из них ходовые, больше, чем орудий. Выход очень простой — установка орудий МЛ-20с. Понять, что это ИСУ-122, может только специалист, прочитавший серийный номер. Ну а глас народа уже на этом канале проскакивал, и сложно с ним поспорить. Если стоит МЛ-20, то перед нами ИСУ-152. Ну а что серийный номер начинается с 242 (а есть пара и 249), это вообще обычно мало кого волнует.

На ходу машина, конечно, впечатляет

На ходу машина, конечно, впечатляет

Ныне данная ИСУ-122 находится во Владивостоке. Тяжелая САУ, как и тяжелый танк — это масса хлопот. В том числе и связанных с транспортировкой, а также хранением. Можно порадоваться за любителей военной техники на Дальнем Востоке. Не всё же должно стоять в Москве и Московской области. Ну и стоит надеяться, что вакантных орудий для восстанавливаемых ИСУ-122 будет больше.

источник: https://dzen.ru/a/Z4ITscpQVTHBNFVn

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account