Продолжаю цикл статей, посвящённый загадочному российскому спутнику «Космос-2553», запущенному в феврале 2022 году и напугавшему Запад. В первой части мы рассказали о самом факте запуска и о том резонансе, который он получил в мире. В этой рассмотрим, чем же конкретно так пугает наш спутники наших западных партнёров.
Запаниковавший конгресс США обязал министра обороны не позднее 28 февраля 2025 года отчитаться о последствиях детонации ядерного оружия в космосе.
Между тем эти последствия хорошо известны, поскольку такие испытания неоднократно проводились. В 1958-62 гг. СССР провел 4 ядерных взрыва в космосе, а США — 5.
Ядерный взрыв в безвоздушном пространстве не похож на атмосферный. Никаких огненных шаров, грибов и ударных волн при этом не образуется. Для наблюдателя все это выглядит как короткая, как разряд молнии, вспышка, вслед за которой в ночное время наблюдается свечение вроде северного сияния. Вспышка короткая, но ослепить может. Во всяком случае, участники советских испытаний в Казахстане утверждали, что после взрыва встречали в степи множество сайгаков с вытекшими глазами. У такого взрыва есть и другие поражающие факторы.
Первый — электро-магнитный импульс (ЭМИ). Например, после советского взрыва 22 октября 1962 года (мощность 300 кт, высота 290 км) его воздействие наблюдалось в радиусе более 1900 км. В результате был поврежден подземный силовой кабель между Целиноградом и Алма-Атой протяжённостью 1000 км на глубине около 1 м. Вышла из строя 570-километровая подземная телефонная линия. В наземных ЛЭП отмечались пробои керамических изоляторов, вызвавшие короткие замыкания, а на некоторых участках провода вообще упали на землю. На Карагандинской ТЭЦ-3 даже возник пожар из-за короткого замыкания. На целый час пропала радиосвязь, хотя радары системы ПРО, для проверки которой и проводились советские испытания, нормально заработали уже через несколько секунд после взрыва.
Но с точки зрения воздействия на спутники гораздо интереснее оказался второй фактор — искусственные радиационные пояса. Природные пояса образуются в результате того, что протоны и электроны солнечного ветра «застревают» в ловушке магнитных линий Земли. Поставщиком «заряда» для искусственных радиационных поясов может быть ядерный взрыв в космосе. Эту гипотезу выдвинул американский физик Николас Кристофилос, а поскольку он предположил, что именно в результате этого явления может быть получен наиболее существенный военный эффект, то Пентагон уже через четыре месяца после возникновения идеи осуществил ее проверку на практике в виде трех первых в мире ядерных испытаний в космосе в рамках операции Argus (27 и 30 августа, а также 6 сентября 1958 года). Пуски проводились с борта судна из района Фолклендских островов в Атлантике.
Для регистрации результатов испытаний незадолго до них был выведен на орбиту спутник Explorer-4. И он действительно зафиксировал радиационные пояса искусственного происхождения. После первых двух взрывов они наблюдались около трех недель, после третьего — в течение месяца. Толщина поясов составляла около 100 км.
Разумеется, эти результаты были названы американцами «величайшим геофизическим экспериментом, когда-либо проводившимся человеком».
Однако эти взрывы были относительно скромными. На высоте в 170, 310 и 794 километра рванули «петарды» мощностью по 1,7 кт. Зато 9 июля 1962 года в рамках испытаний Starfish Prime c атолла Джонстон в самом центре Тихого океана американцы забросили на высоту 400 км термоядерную «хлопушку» мощностью 1,45 Мт.
ЭМИ от взрыва оказался больше, чем ожидалось. Советский спутник «Космос-5», находясь на 1200 км ниже горизонта взрыва, зарегистрировал мгновенный рост интенсивности гамма-излучения на несколько порядков с последующим снижением на два порядка за 100 секунд. На Гавайях на расстоянии 1500 километров от эпицентра взрыва погасли три сотни уличных фонарей и светофоров, сработала сигнализация, вышли из строя телевизоры, радиоприемники и другая электроника.
В небе более 7 минут можно было наблюдать сильнейшее зарево. В отчетах из Гонолулу полярное сияние описывается как состоящее из кроваво-красного и розового цветов. Свечение было такой силы, что его удалось заснять на пленку с острова Самоа, который находился на удалении в 3200 км от эпицентра взрыва. Зарево от вспышки видели даже в Новой Зеландии в 7000 км от эпицентра взрыва.
Не менее драматические события происходили на орбите. Три близких к взрыву спутника были сразу выведены из строя электромагнитным импульсом. Однако при распространении электромагнитных волн действует «закон обратных квадратов», согласно которому интенсивность излучения уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния от источника, то есть этот поражающий фактор был, во первых, кратковременным, а во-вторых, ограниченным по радиусу действия. Иное дело — искусственный радиационный пояс.
Новый радиационный пояс, который был создан этим термоядерным взрывом, просуществовал почти десять лет. Ситуацию усугубило то, что воздействие американского взрыва потом было усилено советским, осуществленным в космосе над Казахстаном в октябре 1962 года. Некоторые исследователи утверждают, что эти последствия заметны до сих пор.
Спутники, проходившие через этот пояс, получили повреждения в результате ускоренной деградации электроники и солнечных батарей. В течение нескольких недель замолчали еще 7 спутников, то есть вышли из строя 10 из 24 (по другим данным — 9 из 25) спутников, находившихся в тот момент на орбите.
Советский «Космос-5», который специально был создан для регистрации последствий готовившихся космических ядерных испытаний в СССР, вышел из строя через пять месяцев. Первый в мире спутник связи Telstar-1, который обеспечивал прямую телевизионную связь между Европой и США, запущенный на следующий день после испытаний, начал сбоить в ноябре и окончательно вышел из строя в феврале 1963 г. Получил повреждение бортовых систем и солнечных батарей первый британский спутник Ariel-1, который оказался ближайшим к взрыву аппаратом, однако сумел с перебоями проработать еще почти год.
Термоядерный взрыв в космосе вывел более трети находившихся на орбите в тот момент спутников. Все это известно уже более 50 лет. Почему же именно сейчас возник переполох вокруг «Космоса-2553», который связывают с разработкой Россией противоспутникового ядерного оружия?
Источник — https://dzen.ru/a/Z0nMVP5KRm5guGOW