В продолжении темы поста ГаЗ-11, ШРУСы, полный привод или 500 тыс ГАЗ-АА в год? предлагаю вашему вниманию статью по теме подвижности тягачей которую я нашел .
Тягач RSO со 105-мм легкой полевой гаубицей на прицепе
Мы часто встречаем в обсуждениях техники ВМВ мнение, что немецкие полугусеничники были вообще непонятно зачем нужны, слишком переусложнены и так далее. Обычно за этим следует рассказ о такой замечательной машине как гусеничный тягач RSO. Тягач, который, по мнению многих, был во всем лучше немецких полугусов, и при этом проще и дешевле. А что не развивал такую скорость, так оно и не надо. Иногда также обращают внимание на упрощенный вариант полугусеничного шасси – Маультир. Казалось бы, тоже отличная машина. Но есть некоторые нюансы, из-за которых это не совсем так. Заменить в танковых дивизиях полугусеничные тягачи на RSO и Маультиры без потери важных свойств не выйдет. Давайте разбираться.
Итак, какие же достоинства у RSO? Проходимость у него однозначно достаточно высокая. С простотой, вроде, тоже всё в порядке. Судя по фотографиям, 75-мм противотанковую пушку или 105-мм гаубицу он за собой тянет. Так зачем же время терять, заменим на них полугусы в танковых дивизиях! Но почему-то немцы не спешили огульно заменять. Может быть, у этой машины есть недостатки? С моей точки зрения, один из важнейших его недостатков – это скорость. «ПОЛЕ БОЯ НЕ ГОНОЧНЫЙ ТРЕК, ТАМ НЕГДЕ ГОНЯТЬ!» — возмутится иной читатель. И будет неправ аж сразу втройне.
Полугусеничный грузовик Маультир
Во-первых, поле боя как раз тот еще гоночный трек, причем судья не флажком машет, а стреляет по спортсменам из орудия. Боевым машинам требуется перемещаться от укрытия к укрытию на максимальной скорости, которую они могут достичь. До того доходило, что немецкие БТР иногда не могли угнаться в атаке за своими танками, так быстро (разумеется, в масштабах тяжелой техники 40-х) те передвигались. Это даже привело к повышению требований к подвижности боевых машин мотопехоты.
Во-вторых, че, собственно небронированный артиллерийский тягач забыл на поле боя-то! Он вообще там если и появляется, то только в экстренных ситуациях. И в таких ситуациях ему очень и очень желательно все свои маневры сделать поскорее, а для этого в том числе нужно и быстро ехать. Благо подвески многих орудий вполне позволяли их катать не только с пешеходной скоростью.
В-третьих, а почему, собственно, это называют гонкой? Речь идет об обычной маршевой скорости, это 20 км/ч для колонны гусеничной и 25 км/ч для колонны полугусеничной техники. Многие, почему-то, считают, что 20 км/ч по бездорожью – это очень много, но тут есть нюанс. Вообще войсковые соединения стараются совершать свои марши по дорогам. Так быстрее. «ЭТО НЕ ГОНКА!» — да уймите его уже кто-нибудь! Разорался тут…
Нет, разумеется, это именно что гонка, пусть скорости и не гоночные. Подвижные соединения как раз отличаются от пехоты в первую очередь тем, что у них намного (раза в четыре – пять) выше маршевая скорость и длина суточного марша. Подвижные соединения (некоторые его передовые части, как минимум) могут в наступлении пройти за день больше, чем обычная пехота просто маршем прошагает в тылу. Именно потому, что они могут двигаться быстрее, чем пехота. Скорость нужна была для переброски резервов, чтобы купировать прорывы и успевать перебрасывать войска туда, где прорывается противник. Или наоборот — решительно идти в глубину, чтобы сомкнуть окружение за спиной противника до того, как он успеет отреагировать.
Легкий полугусеничный тягач для легкой полевой гаубицы
И нет, война не состоит из одной лишь распутицы и безумного бездорожья. Причем настолько, чтоб немецкий полугусеничный тягач там еле-еле ехал. У этих полугусов была довольно высокая проходимость. Собственно, БТР на базе таких тягачей сопровождали танки в атаке, прям на поле боя, преодолевая окопы, в том числе поздней осенью. Но то в бою. На войне в целом как раз нормой являлось движение маршем по дорогам. Просто не нужно представлять себе эти дороги как современное шоссе, но и как сплошное грязевое месиво не надо. Тем более, чтобы не мог ехать немецкий полугус, это нужно основательно в грязь заехать.
Немцы почему-то вполне с уверенностью регламентируют маршевую скорость колонны гусеничной техники в 20 км/ч, а полугусеничной в 25 км/ч, причем и в 44-м году, т.е. это уже 100% после очень близкого знакомства с ситуацией в СССР. И вот тут-то у RSO и могут возникнуть проблемы. Всё дело в том, что он не очень-то и скоростной. И не в современных легковых мерках, а даже по меркам гусеничной техники того времени. Из той информации, что мне удалось найти, та скорость, что для прочей гусеничной техники была маршевой, у RSO была уже максимальной. Причем по некоторым данным он и 20 км/ч не мог держать, хотя данные очень разнятся. Исходя из этого, возникает закономерный вопрос, а сможет ли он вообще поддерживать темп движения танковой дивизии-то? Тем более с пушкой или гаубицей на прицепе.
Средний бронетранспортер на базе легкого полугусеничного тягача. Для них особенно была важна скорость хода, чтобы в бою поспевать за атакующими танками
Немцы к этому вопросу относились довольно щепетильно. Здесь нам поможет второй пример – Маультир. Такие машины действительно применялись в танковых дивизиях, но есть важный нюанс. Несмотря на максимальную скорость, по разным оценкам, 35 – 38 км/ч, маршевая скорость этих машин составляла 16 км/ч. Не только ниже полугусеничной «нормы» (25 км/ч), но даже ниже гусеничной (20 км/ч). Об этом в документах штата дивизии указывалось в отдельной сноске, что если, де, у вас Маультиры, то маршевая скорость у них 16 км/ч. И что-то мне подсказывает, что RSO шел маршем еще медленнее. По похожим причинам немцам в августе 44-го в одном из документов не подошел и Хетцер – назван слишком медленным для использования в составе полностью моторизованных формирований. А ведь у нас его даже порой называют «шустрой самоходочкой».
Разумеется, если считать, что все дни войны прям с 22-го июня 1941-го по 9-е мая 1945-го прошли в совершенно непролазной грязи, где только RSO и может проехать, то может показаться, что эта маршевая скорость в 20 км/ч и не нужна. Но по каким-то причинам в армиях активно использовались и грузовики, даже моноприводные, и мотоциклы, и БТР, и боевые группы с полугусеничными машинами умудрялись прорываться через боевые порядки Красной армии. Причем это по мнению офицеров самой Красной армии, то есть это не немцы выдумали. Значит как-то оно умудрялось ездить, видимо непролазная грязь стояла не круглый год.
Танковым дивизиям нужны машины повышенной проходимости, способные идти маршем с определенным темпом. Если они не могут идти хотя бы с близким темпом, они не подходят для танковых дивизий. К аналогичному выводу пришли и в Красной армии, где от варианта буксировки артиллерии тракторами в подвижных соединениях пришлось отказаться, и артиллерию за танками стало особо и нечем тягать. Да, трактор прост, не очень дорог и обладает высокой проходимостью. Но скорость его очень невелика – 5 – 7 км/ч. На это и жаловались советские командиры. Это отличный параметр для пехотной дивизии, но не для танковой (или танкового корпуса в РККА). Танки от своей артиллерии в таком случае просто уедут. А если не уедут, и будут ехать с теми же 5 – 7 км/ч, то противник успеет предпринять контрмеры до того, как они доедут до нужного места.
Во второй половине ВОВ в Красной армии появился свой гусеничный тягач для артиллерии. Он не мог угнаться за танками, но шел раза в два быстрее обычного трактора
А представьте, насколько важна скорость частям противотанковой обороны? Ведь им порой даже нужно было успеть обогнать прорывающиеся танки и встать на их пути заслоном! Поэтому для таких частей довольно неплохо подходил легкий полугусеничный тягач. Полуторатонный тягач, например, имел максимальную скорость 65 км/ч, а кратковременная маршевая для него была в целом достижима и 30 км/ч, и 35 км/ч, и даже 40 км/ч, в этом у меня нет никаких сомнений. 30 км/ч — это ограничение безопасной скорости длительного марша, если ехать очень долго с более быстрой скоростью, то часто придется менять подушки траков. 35 км/ч — такую скорость развивали на марше легкие БТР (то есть тягач, нагруженный бронекорпусом и людьми) по свидетельству лейтенанта из 24-й тд, когда догоняли свои оторвавшиеся вперед части. Ну и наконец указания OKH/In 6 от 17-го июля 1939-го года предписывали не разгоняться на тягачах для однотонных (позже полуторатонных) прицепов выше 45 км/ч, а для трехтонных и восьмитонных — выше 40 км/ч, потому что при более высоких скоростях следует очень быстрый износ. Из чего можно сделать вывод, что технически они таких скоростей достигать могли и достигали, при этом обладая еще и достаточно высокой проходимостью. И тут RSO со своими дай Бог если 15 км/ч маршевой скорости. Не выйдет обогнать наступающие танки, если ты даже не можешь их догнать.
Поэтому-то, я думаю, немцы и не спешили следовать мнению комментаторов из интернета, которые уверены, что вот RSO-то был отличной заменой скоростным полугусеничным тягачам. Он может и стал бы им заменой, но для этого их надо было сперва догнать. И во многом это относится и к Маультиру. Тем не менее, это вовсе не значит, что тягачи были идеальными, а RSO и Маультир – никуда не годными. Нет. У тягачей были свои проблемы, в том числе и сложность устройства гусеницы, и более дорогая конструкция подвески. А Маультир неплохо подходил для снабжения, например. Собственно, он и использовался в тыловых частях подразделений танковых дивизий. RSO же отлично мог использоваться в пехотных частях. Там он был быстр – быстрее пехоты. А вот полугус во многих случаях там был бы бессмыслен. Просто не нужно всё смешивать в одну кучу и искать универсальное решение для вообще всего. Пусть иногда и приходится применять то, что есть под рукой, а не то, что лучше.
Илинич Виталий.
Источник: https://dzen.ru/a/Y5plXS4BaHsvCl3t