«Так нафига вы ботик потопили, гады?..» (с)
Интересная статья из жж Андрея Фирсова, которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
Помнится, некоторое время тому назад, когда размещал заметку о причинах неудачи использования гитлеровской Германией управляемых противокорабельных бомб «Электротехника — наука о контактах», внимание привлек комментарий к этой истории в одном из ЖЖ: «Ну, подумаешь, немцы хоть куда-то попадали, вон – арабы в 1973 г. вообще ни разу не попали нашими ракетами!»
Тогда я долго хихикал: как ни странно, обе эти истории, столь разнесенные по времени, заключают в себе анекдот – в чем-то нелепый и смешной, а в чем-то трагичный…
Собственно с анекдота и начнем:
В конце марта 1970 г. небольшой израильский траулер «Орит» — фактически рыболовный бот — вел промысел около северных берегов Синая. В ночной темноте траулер был обнаружен локатором египетского ракетного катера тип 183-Р. Египтяне приняли «рыбака» за торпедный катер израильтян. Возможно, капитан египетского катера и сумел в сумраке опознать свою цель, но, похоже, ему хотелось Славы… Поэтому в 23.00 последовала атака двумя ракетами. Хотя ракеты взорвались рядом с целью, этого оказалось достаточно – траулер затонул с двумя членами экипажа. Двум другим рыбакам удалось выплыть – от них-то и стало известно об атаке. И это имело далеко идущие последствия…
Как известно, события 23 октября 1967 г. – потопление израильского эсминца «Эйлат» египетскими ракетными катерами – стали действительно поворотным пунктом в истории вооруженной борьбы на море. Дело даже не в том факте, что пара мелких катеров потопила многократно более крупный боевой корабль явно из другой «весовой категории». Такое в истории морских войн бывало: вон – австро-венгерский линкор «Сент-Иштван» был потоплен итальянским торпедным катером вообще в 1000 раз меньшим водоизмещением, чем его жертва. А лейтенант Ильин на одном брандере при Чесме уничтожил целый турецкий флот!
Проблема была в другом: успех Ильина или командира итальянского катера Луиджи Риццо зависел не только от мастерства их и их команд, но и, в определенном смысле, ротозейства и нерасторопности противника. При правильном несении охранной службы и принятии необходимых мер противодействия шансы на подобный успех были призрачны. В случае «Эйлата» ситуация очевидно была другой: у эсминца фактически не было никаких шансов. Ракетные катера могли безнаказанно его потопить в любых условиях на таких дистанциях, на которых сами фактически оставались неуязвимы. Даже наблюдая подлёт ракет, экипаж эсминца не имел никаких возможностей избежать поражения корабля. Именно беспомощность практически всех основных типов кораблей перед новым оружием за исключением, пожалуй, авианосцев повергла моряков всего мира в шок.
В шоке были и израильские моряки – потопление «Эйлата» стала самой тяжелой потерей в их истории. Что-то надо было делать… Срочно созванный «мозговой штурм» из «специалистов» пришел к заключению, что поскольку техника советская, а наша электроника «традиционно» (по их мнению) отличалась большими габаритами и низкой надежностью, то она должна обладать низкой эффективностью. Даже сейчас активные головки самонаведения ракет «хайтех», а уж тогда… Значит, пришли «специалисты» к выводу, головки самонаведения советских ракет должны обладать низкой чувствительностью и могут наводиться только на большие цели.
В результате было принято «соломоново» решение: раз так, чтобы избежать вновь тяжелых потерь, следует избавиться от больших кораблей и сделать ставку на небольшие боевые катера, вооружив их такими же крылатыми ракетами. Сказано, сделано: в 1968 г. из состава флота вывели систершип «Эйлата» и фрегат «Хайфу». А с катерами как раз складывалось как нельзя лучше: уже исполнялся заказ во Франции на 12 катеров типа «Камбатант» — в израильском флота «Са’ар» (там тоже не обошлось без скандала – пять последних катеров вообще пришлось угонять из Франции из-за чего до сих пор с французами натянутые отношения).
С ракетами вышло не совсем удачно: американцы за разработку противокорабельной ракеты затребовали 100 млн. долл.! По тем временам запредельная цена. Пришлось израильтянам решить проблему самим. Ракета «Габриель» была разработана быстро и в результате обошлась в 10 раз дешевле, но была, в общем, так себе. Главное, что ей недоставало – дальнобойности. В два раза меньше, чем у советских ракет!
Что вызывало законную тревогу у израильских моряков…
И тут, в самый разгар ракетного «мандража», пришло сообщение о потоплении рыболовного траулера!
Первоначально израильские моряки были в ступоре: они не ожидали, что такая небольшая цель, как «рыбак» с низкой радиолокационной заметностью может оказаться захваченным головкой самонаведения ракеты.
Вторая мысль пробила моряков на слёзы: зачем же мы пустили на слом эсминцы и поменяли на какие-то «катерки», которые советские ракеты будут топить как котят?
Однако нервы вскоре успокоились и под конец пришла счастливая мысль: если ракета наводится на небольшой траулер, значит она поведется и на небольшую ложную цель. Уголковый отражатель на плотике – что может быть проще! Срочно было решено разработать необходимые средства «радиоэлектронной борьбы».
Дальше объяснять, думаю, не надо. В результате судьба несчастного траулера стала залогом успехов израильского флота в Октябрьской войне 1973 г. Арабские катера раз за разом выходили в атаки с максимальной дистанции, посылая ракеты на ложные цели, даже не имея возможность проконтролировать результаты своей стрельбы, и соответственно, внести какие-то коррективы. Израильтяне же, уводя вражеские ракеты на дипольные отражатели, сближались с целью и использовали либо ракеты, либо преимущество в артиллерийском вооружении своих катеров.
Эта история является классическим примером той истины, которой учат молодых офицеров их более опытные наставники: «Держи карты ближе к орденам»! В современном высокотехнологическом мире даже один мужик с кусачками или пара слов, брошенных специалистом, могу решить исход боя, операции или даже целой кампании!