Загадочные итальянские самолеты 1920-х. Самолеты-разведчики. Часть 2a

3

Все части цикла

Заметки об итальянской авиации 1920-х годов. Самолеты-разведчики. Часть 2a

Загадочные итальянские самолеты 1920-х. Самолеты-разведчики. Часть 2a

Продолжение цикла винтажных статей более чем сорокалетней давности из журнала «AeroFan» (номер 02 за 1981 год), посвященных итальянским самолетам-разведчикам 1920-х годов.

Содержание:

1926

После изучения некоторых документов, относящихся к 1926 году, выясняется, что командование Итальянских королевских вооруженных сил (Regio Esercito) было недовольно как материальной частью, так и теориями боевого применения, которые считались неподходящими для поставленных задач.

Фактически полковник А. Париани (col. A. Pariani), начальник оперативного управления итальянских вооруженных сил, представил начальнику генерального штаба вооруженных сил докладную записку относительно ВВС Королевской армии (см. AUS Es, №15, карточка №2):

«было сочтено целесообразным изложить в прилагаемом меморандуме наиболее важные вопросы, касающиеся вспомогательной авиации, которые до сих пор решались фрагментарно различными ведомствами и без наличия необходимой документации.

Исследование, проведенное по критерию наибольшей экономии средств, привело к установлению потребности, которая считается минимумом, совместимым с эффективностью вспомогательной авиации.»

Из этой докладной записки следовала необходимость в:

      • 30 эскадрилий для ближней и тактической разведки против существующих 20 (на практике требовалось иметь в мирное время по эскадрилье на каждую дивизию);
      • 12 эскадрилий самолетов-артиллерийских корректировщиков (по одной на армейский корпус плюс для командований Сицилии и Сардинии);
      • не менее четырех эскадрилий дальней разведки;
      • всего не менее 46 эскадрилий плюс уже упомянутые восемь аэростатов.

Кроме того, в докладной записке упоминалась необходимость дифференциации типов самолетов в зависимости от их боевых задач. Такая дифференциация типов боевых самолетов была в других странах, в частности во Франции, где существовали отдельно друг от друга эскадрильи самолетов-разведчиков и самолетов-корректировщиков, созданных в соответствии со спецификациями с разными эксплуатационными требованиями.

1927

О положении самолетов-разведчиков наземного базирования на 1 июля 1927 года можно судить из «Программы развития и бюджета на 92 эскадрильи и 3 дирижабля на 1 июля 1928 г.» (см. AUS Aer cart. Бюджетные отчеты 1928-33 годов), согласно которой на 1 июля 1927 года должно было быть 17 эскадрилий самолетов-разведчиков наземного базирования по 9 машин в каждой: 15 на Ansaldo A 300/4 и 2 на S.I.A. R.2.

линейка самолетов-разведчиков SIA R.2, 1920-е годы

линейка самолетов-разведчиков SIA R.2, 1920-е годы

На тот момент в составе итальянских ВВС числились (на учитывая колонии):

Тип Количество
Ansaldo A 300/4 401
S.I.A. R.2 23
O.F.M. Ro 1 32
FIAT R 22 24
Breda A 7 LD 14
FIAT A 120 13
Ansaldo SVA 36
Breguet 14 A2 1

В общей сложности в итальянских ВВС было 544 самолета, из которых 83 машины были новейших типов (15% состава частей первой линии), без указания их времени эксплуатации.

В общее число самолетов также были включены самолеты, которые находились на этапе изготовления. К концу сентября должны были быть поставлены 12 A 120, 24 R 22, 32 Ro 1 и 12 A 7. Кроме того, в колониях планировалось вооружить 3 разведывательные эскадрильи (одну в Триполитании, одну в Киренаике и одну в Сомали) самолетами R.22 при общей потребности в 57 самолетов.

самолет-разведчик FIAT R 22 (номер военного регистра MM 10063) из состава 40-й эскадрильи

самолет-разведчик FIAT R 22 (номер военного регистра MM 10063) из состава 40-й эскадрильи

прекрасный снимок летящего самолета-разведчика FIAT A 120 ADY. Самолеты данного типа состояли на вооружении королевских ВВС Италии и в конце 1920-х годов были заменены другими типами самолетов

прекрасный снимок летящего самолета-разведчика FIAT A 120 ADY. Самолеты данного типа состояли на вооружении королевских ВВС Италии и в конце 1920-х годов были заменены другими типами самолетов

Что касается колоний, то в таблице 6 приведена информация о положении в Триполитании на конец сентября (см. 8, стр. 220).

Кроме того, в Сомали было три S.I.A. R.2.

В дополнение к этим данным приведем некоторые отрывки из статьи полковника А. Порро (col. A. Porro) о подготовке и применении самолетов-разведчиков наземного базирования (см Rivista Aeronautica №8.1927).

«Давайте сначала рассмотрим способы боевого применения.

Самолетом, которым до сих пор оснащаются почти все разведывательные эскадрильи, как известно, является Ansaldo с двигателем FIAT мощностью 300 л.с..

Летательные аппараты данного типа хорошо известны и оптимально эксплуатируются, в результате чего они демонстрируют более высокие характеристики выше, чем ожидалось несколько лет назад.

Многие первоначальные недостатки были устранены, и самолет, хотя и обремененный всевозможным оборудованием, оказал поистине замечательные услуги.

Сейчас время A 300/4 подходит к концу.

Новые типы самолетов будут протестированы в ближайшие месяцы путем испытаний, которые, безусловно, будут проводиться с соблюдением критериев строгости и беспристрастности, с использованием самолетов в самых различных атмосферных условиях, на разных высотах, в разной местности и разными [вариантами] тактического применения.

Таким образом, результаты испытаний дадут возможность со следующего года оснастить наши разведывательные эскадрильи самолетами, за который не придется краснеть при сравнении с самолетами, поставляемыми военно-воздушным силам крупнейших иностранных государств. Таким образом, у нас будут самолеты, которые будут идеально соответствовать современным требованиям к боевому применению как в части большой скорости и дальности полета, так и большому объему внутреннего пространства, что позволит удобно и рационально устанавливать новые радиотелеграфные и фотографические аппараты.

При принятии [на вооружение] новых типов технико-конструктивные требования, возможно, не побудили нас считать целесообразным в настоящее время принять во внимание требование обеспечения максимальной эффективности, которое кажется очень важным. Я имею в виду принятие на вооружение трехместных, а не двухместных самолетов для разведки.

Опыт многочисленных учений, проведенных в различных обстоятельствах и с разными тактическими задачами, и, в частности, практический опыт, полученный в ходе маневров в Канавезе и Тразимено, на наш взгляд, ясно продемонстрировали эту необходимость.

…Пропуск…

Радиотелеграфное оборудование, которое сейчас находится на вооружении разведывательных эскадрилий, следует считать переходным.

Станция R.A. 6 предназначена для передачи на двух волнах; короткая 600 и длинная 900. Поэтому следует учитывать, что она больше соответствует концепциям гражданского, чем военного использования. Фактически, на самолетах боевых подразделений станция при работе на волне 900 используется для передачи и приема различных сообщений, касающихся атмосферных условий и т.д., а на волне 600 используется для подачи сигнала S.O.S., т.е. сигнала бедствия для самолетов в случае опасности.

На сегодняшний день у нас все вертится вокруг этих двух волн с очень небольшими возможностями, которые абсолютно недостаточны для военных нужд. Практическим путем было установлено, что если разница в длинах волн двух станций R.A. 6, ведущих передачу в одно и то же время, составляет менее 50 метров, то передачи мешают друг другу. Поэтому мы считаем, что мы не ошибаемся, полагая, что для установки на самолеты необходимы коротковолновые станции со неподвижными антеннами и высокой степенью селективности волн.

…Пропуск…

Если мы посмотрим на деятельность разведывательных эскадрилий в последние годы, то мы будем впечатлены значительным числом учений по поддержанию связи. Из этих учений можно сделать ошибочный вывод, что если на обеспечение связи посредством самолетов было потрачено так много энергии, то это, должно быть, самая важная часть, которую на войне следует развернуть максимальным образом, учитывая, что интенсивность превентивной подготовки должна быть соотнесена с внутренней ценностью данной задачи.

Я считаю, что можно категорически утверждать, что по значимости, за исключением особых случаев, обеспечение связи посредством самолетов стоит на последнем месте.

Если бы завтра на войне мы в соответствии с проводившимися последние три года учениями стали бы в крупных масштабах связь с помощью самолетов, то разведывательные эскадрильи были бы полностью загружены этой задачей, и у нас не осталось бы свободного самолета для ведения разведки.

Сравним две боевые задачи; если отсутствует доставка сообщений с помощью самолетов, то могут возникнуть задержки, кратковременные кризисы, даже с весьма серьёзными последствиями, но при имеющихся сегодня на земле многочисленных системах и средствах связи всегда можно будет вновь соединить прерванные линии сообщений.

Однако, если воздушная разведка и корректировка стрельбы отсутствуют, то никакие другие наземные средства не смогут заменить их, поскольку информация от пленных и перехваты вражеских сообщений имеют совсем другие характеристики, которые не заменяют отсутствие воздушной разведки ни по времени, ни в способе, ни в пространстве.

Таким образом, основной критерий, которому следует следовать при боевом применении разведывательной авиации в отношении количества и эффективности воздушных средств, должен заключаться в том, чтобы использовать самолет как глаз командования, наблюдающий за действиями противника, а не как глаз командования над собственными войсками и голос передачи приказов и новостей между командованием и войсками.

По разным причинам в последние годы было доставлено слишком много сообщений с помощью самолетов:

1) потому, что это было необходимо в воспитательных и пропагандистских целях необходимо было как можно частого нахождения самолетов в небе над войсками, чтобы солдаты, увидев их, приучали свое сознание рассматривать небо, пронизанное дружественными и вражескими самолетами, и, таким образом, о необходимости маскировки и поисков собственных самолетов для связи в случае необходимости;

2) потому, что связь в мирное время связь является легкой и простой задачей, которая может быть выполнена летательным аппаратом, то, как следствие, для ее выполнения можно было использовать офицеров-наблюдателей королевских вооруженных сил, которые только что окончили курсы воздушных наблюдателей и которые еще не были достаточно готовы, способны и обучены, чтобы уверенно выполнять другие задачи;

3) потому, что выход полков в летние лагеря длятся дольше, чем дивизионные маневры, и поэтому вполне логично командованию полка попросить, а командирам эскадрилий еще больше предложить большое количество самолетов; каждый командир будет стремиться суммировать деятельность авиации, проводимую совместно с войсками в летний период;

4) потому, что доставка сообщений с помощью самолетов всегда может быть осуществлена даже в периоды минимальной численности, для этого достаточно иметь большие полотнища, куски ткани и несколько человек для их обслуживания, в то время как разведывательная служба, которая является первой и самой важной задачей для самолетов, очень редко и не всегда может быть осуществлена в мирное время.»

В колонках журнала «Rivista Aeronautica» сразу же началась оживленная полемика старшими офицерами авиации и их коллегами-артиллеристами относительно необходимости отдельной от Королевских ВВС Италии разведывательной авиации для устранения недостатков в материальном обеспечении, подготовке и тактике применения (см. Rivista Aeronautica №№ 11, 12/1927 и 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12/1928).

1928 год

Из изучения документа II-го мобилизационного управления (см. AUS. Ex. сборник №15, карт. №21) выясняется, что на 4 января 1928 года имелось 20 разведывательных эскадрилий, которые могли быть мобилизованы в несколько дней несмотря на то, что в резервных запасах были недостатки, такие как:

      • 242 фотокамеры;
      • 284 бортовых радиостанции;
      • 500 пулеметов

и в дополнение к этому не хватало 120 офицеров-наблюдателей.

Однако в приложении 3 к «Докладной записке Его Превосходительству начальнику генерального штаба вооруженных сил» предметом которой являлись

«вопросы, связанные с вспомогательной авиацией для Королевских вооруженных сил, по состоянию на 15 ноября 1928 года» (см. AUS. Ex. сборник №15, карт. №21)

генерал Вакка Маджолини (Vacca Maggiolini) 10 апреля 1928 года писал следующее:

«Новый авиационный проект отличается от действующего (1925 года) главным образом:

1) увеличение военно-воздушных сил с 78 до 116 эскадрилий;

2) ликвидирует использование авиационных средств для территориальной противовоздушной обороны (для этой цели ранее вооруженным силам сначала была приписана 15-я истребительная эскадрилья, а затем еще определенное количество истребительных эскадрилий; определенное количество истребительных эскадрилий было передано флоту, но в этом отношении соглашение не было достигнуто);

3) сокращение вспомогательной авиации вооруженных сил (ранее она составляла 57 эскадрилий, включая 15 эскадрилий территориальной ПВО) до 34 эскадрилий (реальное сокращение на 8 эскадрилий);

4) установлено, что упомянутые выше эскадрильи включают в свой состав 30 эскадрилий тактических разведчиков и 4 эскадрильи стратегических разведчиков;

5) безусловно исключает из состава вооруженных сил истребительные эскадрильи и определяет количество групп и полков (ранее их было 19 и 6 соответственно), в которые будут сведены эскадрильи.

Однако следует помнить, что сегодня вспомогательная авиация вооруженных сил еще не дошла до того уровня организации, предусмотренной законом 1925 года, фактически располагая лишь 19-ю эскадрильями (плюс одна эскадрилья – см. таблицу) при ограниченном количестве самолетов (в среднем по 6 самолетов на эскадрилью).

Нам понадобятся:

      • 5 эскадрилий дальних разведчиков;
      • 24 эскадрильи ближних разведчиков;
      • 11 эскадрилий артиллерийских корректировщиков; 
      • 40 эскадрилий в общей сложности.

То есть необходимо увеличить на 6 эскадрилий по сравнению с ожидаемым, увеличение, которое тем более необходимо, учитывая, что самолеты, принимавшие участие в войне, из-за своей малочисленности оказались сильно изношенными. В связи с этим необходимо потребовать, чтобы в целях увеличения эффективности число самолетов в эскадрильях было увеличено до 9.»

В докладной записке от 30 июня 1928 года полковник М. Станциани (M. Stanziani) согласился с предложением генерала Вакка Маджиолини относительно 40 эскадрилий, но ограничил их численность 9 самолетами, из которых 6 для разведки и 3 для связи со следующими характеристиками:

      • тактический разведывательный летательный аппарат – трехместный одномоторный самолет, оснащенный радиотелеграфом, фотокамерами, вооруженный тремя пулеметами и фугасными и зажигательными бомбами малого калибра, имеющий скорость 220 км/ч, практический потолок 5000 метров и продолжительность полета 5 часов;
      • летательный аппарат связи – двухместный одномоторный самолет, оснащенный телетайпным радиоприемником и фотокамерой, вооруженный пулеметом и имеющий скорость 150 км/ч, практический потолок 3000 метров и продолжительность полета 2 часа.

Кроме того, полковник Станциани также предложил, чтобы в эскадрильях самолетов-корректировщиков и дальних разведчиков было по 6 машин.

На эти встречные предложения генерал Уго Кавальеро ответил, что (см. AUS. Es. сборник №15, карт. №21):

      • минимальная оснащенность эскадрилий должна была составлять девять самолетов-разведчиков;
      • по финансовым соображениям на предварительной основе можно было принять сокращение оснащенности эскадрилий до шести машин.

В остальном регламент от 1 января 1928 года был идентичен регламенту от 1 января 1927 года, приведенному в таблице 7 (см. AUS, Es. сборник №15, карт. №21).

Из рассмотрения этой таблицы отметим:

      • в отличие от приведенных выше документов действовали 20 разведывательных эскадрилий;
      • в некоторых эскадрильях произошли изменения в местах базирования и оснащении материальной частью.

По состоянию на 30 июня 1928 года количество базирующихся в Италии самолетов-разведчиков, включая незавершенные контракты, было следующим (см. AUS Aer. карт. Бюджетные отчеты 1928-33):

Тип Количество
Ansaldo A 300/6 (переоборудованы из A 300/4) 100
Ansaldo A 300/4 190
OFM Ro 1 90
FIAT R 22 20
Breda A 7 Asso 11
FIAT A 120 36
Macchi M 15 bis 3
Ansaldo SVA 5 9
Ansaldo SVA 10 33
Ansaldo SVA 10 Mezzo Asso 2
линейка самолетов-разведчиков FIAT A 120 ADY. Обратите внимание на эмблему 87-й эскадрильи у самолета на переднем плане: цвета Венецианской республики XIV века. Данная эскадрилья получила наименование Serenissima (прозвище Венецианской республики)

линейка самолетов-разведчиков FIAT A 120 ADY. Обратите внимание на эмблему 87-й эскадрильи у самолета на переднем плане: цвета Венецианской республики XIV века. Данная эскадрилья получила наименование Serenissima (прозвище Венецианской республики)

самолет-разведчик FIAT R 22 (номер военного регистра MM 10059) на аэродроме Беллинцона (Швейцария) во время Альпийских гонок по замкнутому маршруту 1932 года. Концерн FIAT предложил R 22 нескольким странам, но только итальянские ВВС в течение некоторого времени эксплуатировали машины данного типа, укомплектовав ими две эскадрильи

самолет-разведчик FIAT R 22 (номер военного регистра MM 10059) на аэродроме Беллинцона (Швейцария) во время Альпийских гонок по замкнутому маршруту 1932 года. Концерн FIAT предложил R 22 нескольким странам, но только итальянские ВВС в течение некоторого времени эксплуатировали машины данного типа, укомплектовав ими две эскадрильи

Из очень быстрого анализа приведенных выше данных, а также с использованием прилагаемой к отчету таблицы потребностей в силовых установках, следует, что:

      • эскадрильи были укомплектованы 9 самолетами каждая, включая резерв:
      • поставленные и заказанные Ansaldo A 120 поставлялись в комплекте с двигателями FIAT A 22;
      • все SVA 10 оснащены двигателями I.F. V6; вероятно, для унификации подразделений первой линии все SVA 10 с двигателями SPA A6 были отправлены в колонии;
      • в ведомости материальной части вновь появились Macchi M 15bis, предназначенные для использования в качестве экспериментальных;
      • Breda A 7 представляли собой версию с двигателем Asso; 12 машин, строившихся в прошлом году, были переоборудованы на сборочных линиях;
      • впервые в ведомости материальной части появились A 300/6, которые ранее были только заказаны.

Этот последний факт контрастирует с отрывком из речи Итало Бальбо перед Палатой депутатов во время представления бюджета (см. Aeronautica, апрель 1928 г.):

«…в 1927 году были испытаны типы самолетов различного назначения: бомбардировщиков, истребителей, разведчиков, чтобы принять на вооружение те из них, которые наилучшим образом соответствуют требованиям боевого применения. Среди самолетов-разведчиков наземного базирования, отвергнутых в настоящее время допущением о новом принятии на вооружение A 300/4, были уже испытанные машины 4 новых типов: R 22, Ro 1, A 7, A 120. Были выбраны лучшие (хотя ни один из них на 100% не соответствует требованиям, предъявляемым к самолетам-разведчикам), а именно Ro 1 и A 120…»

Интересно отметить, что Итало Бальбо проинформировал депутатов следующим образом:

«В прошлом календарном году было изготовлено… 70 самолетов-разведчиков наземного базирования… Этот бюджет позволяет Италии спокойно смотреть в лицо любой ситуации, которая может возникнуть в будущем…»

ТАБЛИЦА 6 – СОСТОЯНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ САМОЛЕТОВ-РАЗВЕДЧИКОВ В ТРИПОЛИТАНИИ НА КОНЕЦ СЕНТЯБРЯ 1927 ГОДА

Загадочные итальянские самолеты 1920-х. Самолеты-разведчики. Часть 2a

ТАБЛИЦА 7 – СОСТОЯНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ САМОЛЕТОВ-РАЗВЕДЧИКОВ НА 1 ЯНВАРЯ 1928 ГОДА

Загадочные итальянские самолеты 1920-х. Самолеты-разведчики. Часть 2a

источник: Andrea Curami «Appunti sull’aviazione italiana negli anni ’20. Gli aerei da ricognizione-2a parte» «AeroFan» 1981-02, pagg. 2-5

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-zametki-ob-italyanskoi-aviacii-1920-samolety-razvedchiki-02a

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account