Юрий Пашолок. «Пионер», маляры, и месяц времени

7

Юрий Пашолок. "Пионер", маляры, и месяц времени

Рассказ о работах малярной бригады по приведению в порядок пусковой установки РСД-10 «Пионер» в Центральном Музее Вооруженных Сил РФ

За те 19 лет, что существует наша малярная бригада, бывало всякое. Изначально мы собирались как любители бронетанковой техники, но так получилось, что работали по самым разным аппаратам. Как-то случился мастер-класс в Монино, где красили макет истребителя МиГ-3. Про бронекатер и говорить не приходится, переключение с танка обычного на танк речной случалась внезапно и надолго. А потом еще возник бронепоезд БП-43. Одним словом, переключение с танков на что-то еще большой проблемой не является.

Пусковая установка РСД-10 на финале работ

Пусковая установка РСД-10 на финале работ

С ноября 2022 года у нашей малярной бригады случился, можно сказать, творческий отпуск. Поскольку из того помещения, где у нас была каптерка, попросили, было принято решение вообще прекратить деятельность в Центральном Музее Вооруженных Сил. Но недавно случилось возвращение, причем по весьма необычному поводу. Нашлась работа в виде покраски, можно сказать, непрофильного экспоната. Им стала пусковая установка ракетного комплекса средней дальности РСД-10 «Пионер».

Она же в ходе обдира "Керхером"

Она же в ходе обдира «Керхером»

Экспозиция открытой площадки Центрального Музея Вооруженных Сил РФ сформировалась далеко не сразу. Если смотреть на снимки музея разных лет, можно легко заметить, как она трансформировалась. Некоторые из экспонатов ранее стояли в других местах, далее, за счет пополнения коллекции, происходило перемещение. Этот процесс занял несколько десятилетий и, в общем-то, не прекратился. В некоторых из перемещений приняли участие и мы.

Местами продрало до пластика

Местами продрало до пластика

В результате сейчас площадка музея представляет собой разноплановую экспозицию, весьма богатую, хотя и несколько «подуставшую». Тут больше вопросов не к музею, а к небесной канцелярии. Лучше от стояния на открытом воздухе экспонатам не становится, но тут выбор небогатый. Тем более что площадка начала формироваться в 60-е годы. Навес, конечно, дело хорошее, но тут тоже не всё просто. Музей стоит отнюдь не в поле, посему есть ряд ограничений.

Кое-где работали болгарками, но локально

Кое-где работали болгарками, но локально

В ходе пополнения экспозиции в ЦМВС появились и образцы, имеющие прямое отношение к РВСН. Самым крупным из них стала пусковая установка 15У106, входившая в состав подвижного грунтового ракетного комплекса РСД-10 «Пионер». За рубежом этот комплекс более известен как SS-20. На вооружение Советской Армии РСД-10 приняли 11 марта 1976 года. За всё время было изготовлено более 500 пусковых установок данного семейства, которые, по ходу производства, дорабатывались.

Кабинами занимались наиболее тщательно

Кабинами занимались наиболее тщательно

Базой для пусковой установки послужило шасси МАЗ-547, изначально создававшееся для ракетного комплекса «Темп-2С». Кстати, «Пионер» к этому комплексу имел самое прямое отношение. Ракета создавалась на базе первой и второй ступени «Темпа», который имел дальность более 10000 километров. РСД-10 имел в 2 раза меньшую дальность пуска, потому и шасси несколько отличалось. Тащить требовалось меньшую нагрузку, да и пусковой контейнер ракеты 15Ж45 значительно меньше.

Другого комбинезона у меня не осталось :)

Другого комбинезона у меня не осталось 🙂

Шасси пусковой установки 15У106 обозначалось как МАЗ-547В. Оно имело колесную формулу 12х12, такая схема пошла с версии МАЗ-547Б. Одним из явно бросающихся отличий шасси стала смещенная назад правая кабина. Дело в том, что перед ней разместили опускаемую на грунт автоматическую гирокомпасную установку, которая в ходила в состав системы наведения ракеты. Похожую систему можно видеть на том же «Тополе» и других шасси, но у них данная система находится за кабиной. Потому она назад не сдвинута.

Обдирали машину несколько раз

Обдирали машину несколько раз

Можно сказать, что шасси было отчасти танком. Дело в том, что приводил машину в движение многотопливный дизельный мотор В-38, имевший прямое отношение к знаменитому В-2 и его потомку, В-12. Мощности 650 лошадиных сил вполне хватало, хотя работа по силовой установке продолжалась. Боевая масса 15У106 превышала 80 тонн, так что пусковая установка имела ряд особенностей. Например, значительная часть деталей изготавливалась из стеклопластика.

Подготовка кабины к покраске вторым слоем

Подготовка кабины к покраске вторым слоем

Что сама ракета, что шасси по ходу эксплуатации дорабатывались. «Пионер» был выдающейся системой, но лучшим средством борьбы с ней стало не зарубежное оружие, а один политический деятель с пятном на лбу. В декабре 1987 года был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В рамках этого договора с вооружения сняли «Пионеры», а американцы сняли с вооружения «Першинг-2». В случае с «Пионерами» их снятие с вооружения и ликвидация растянулась с 1988 по 1991 годы.

"Вот этим, ребятки, наша Родина диктует свою непреклонную волю остальному мировому сообществу"

«Вот этим, ребятки, наша Родина диктует свою непреклонную волю остальному мировому сообществу»

В ходе этого процесса уничтожали не только ракеты. У шасси на 800 мм срезали рамы, в задней части, чтобы исключить возможность использования для перевозки ракет. Дальше из них делали всяческие гражданские конверсии. 4 пусковые установки сохранилось в музеях, из них 2 на территории России. В ЦМВС «Пионер» попал уже разукомплектованным, например, от АГК не осталось даже корпуса. Неподалеку, кстати, стоит «Першинг-2». Как говорят, в музее ждали Горбачева и Рейгана, но они так и не появились. Зато надпись SS-20 на контейнере пусковой у «Пионера» осталась.

Грунт наносили на наиболее важные места

Грунт наносили на наиболее важные места

С точки зрения поддержания экспоната в порядке музей вполне ей занимался. При нас рембат машину красил, но есть определенные нюансы. Связаны они, в том числе, конструктивными особенностями машины, включая и стеклопластиковые элементы. Пусковая установка явно не предназначалась для постоянного хранения под открытым небом. В общем, выглядела она весьма грустно, причем новый слой краски, который наносился, уже мало помогал. В результате на горизонте снова появились мы.

Огнетушители, поставили на левый борт

Огнетушители, поставили на левый борт

Нет, помещения у нас не появилось, работали, можно сказать, в полях. Кстати, в ходе переезда часть вещей, которые не забрали, из помещения выкинули. Включая мой вертолетный комбинезон, который был куплен в Италии (дорог как память, но главное, что это была моя спецовка). Так что вместо спецовки у меня был единственный комбинезон — жителя Убежища 101 из Fallout. Чего было, в том и работал. Обдирать и красить в таком наряде пусковую баллистической ракеты — что-то в этом есть.

Процесс покраски

Процесс покраски

На работы отвели месяц, учитывая габариты машины, сами понимаете, времени в обрез. Часть материалов наши, часть предоставил музей. Работали старым составом, кто мог, тот приезжал постоянно, остальные в выходные. В таком режиме времени более-менее хватило, даже без срочного докрашивания в последний момент. План и правильное распределение рабочего времени творит чудеса. Хотя, конечно, такого объекта у нас еще не было. Тем более он чуть подуставший. Кое-где явно видна работа гальванической пары, до сквозной коррозии.

Колеса должны быть черными и блестящими

Колеса должны быть черными и блестящими

Естественно, просто взять и залить машину краской было категорически нельзя. С другой стороны, стеклопластик — это совсем не тот материал, по которому можно работать болгаркой, даже латунная щетка тут возможна местами. С пескоструйкой сразу в сад, ни времени, ни денег, ни тем более потом устранять последствия. Арфы нет, возьмите бубен, роль пескоструйки выполнял керхер. Там, где не смыло, там работали и болгарками, и шпателями.

Финализация

Финализация

По итогам поверхность если не вывели в ноль, то уж точно сделали ее куда более подходящей для нанесения краски, чем было ранее. Вместе с тем, просто залить краской было бы неправильно. У нас в запасе оставалось некоторое количество грунтовки, которую нанесли на обе кабины, а также на самые критичные элементы. Поскольку наносили выборочно, некоторое время пусковая установка выглядела весьма экзотично. Особенно когда загрунтовали обтекатель контейнера ракеты.

Последний штрих

Последний штрих

Несмотря на то, что времени было маловато, уже спустя три недели после начала работ покрыли пусковую установку первым слоем краски. В общей сложности нанесли два слоя, чуть привели в порядок кабины (там уже осадки их отчасти «вскрыли», пришлось открывать и минимально наводить порядок). Также Денис, который выступал бригадиром (и подрядчиком), насколько смог, привел в порядок обвес машины, особенно что касается светотехники.

Теперь "Пионер" выглядит так

Теперь «Пионер» выглядит так

Последний выезд по работам у нас был 22 июня, начали 20 мая. Безусловно, при наличии времени можно было сделать лучше, но тут всё упирается во время. Кроме того, пустые кабины не имеет смысла делать с прозрачными стеклами. Возможно, в дальнейшем будет альтернативный вариант в виде пленки, которая может имитировать стекла (сами-то стекла есть, но они закрашены). В любом случае, это пока самый наш необычный проект по приведению в порядок.

Надпись SS-20 на кожухе сохранили

Надпись SS-20 на кожухе сохранили

Будет ли продолжение работ? Ответ на данный вопрос открытый. Всё зависит напрямую от наличия помещения. Ибо одно дело лето, другое осень и далее. Скажем так, если будет помещение, то да, фронт работ есть. Если помещения нет, мы ни за кем бегать не будем. Есть чем заниматься в других местах. Одним словом, мяч на стороне принимающих.

источник: https://dzen.ru/a/Zn1YnvaLGxbdgt_I

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account