Мюнхенская перетасовка или что если подписание Мюнхенского соглашения будет отложено. Часть 17. Немецкое наступление в Бельгии в мае 1940 года

13

Другие части цикла

Продолжаю публиковать АИ, так как выложено у автора. Я прочёл немного вперёд и могу сказать, что отличия от РИ есть. Однако они пока тактические. Но возможно перерастут во что-то более заметное. Не исключено что в этом мире Дюнкерка не будет. Но я ещё так далеко не забегал. Так что всё по порядку. А по порядку у нас середина мая 1940 года.

14 мая – 18 мая 1940 года

Главным требованием для вывода войск из-под удара, было замедление продвижения немцев, что должно было позволить основным силам франко-британских войск спокойно выйти из боёв и отступить относительно организованным образом. Для достижения этой цели некоторым англо-французским подразделениям потребовалось вступить в бой с немецкими войсками и по-настоящему, героически, что называется, любой ценой задержать их продвижение. Что бы иметь хоть какие-то шансы на в этих боях, союзники лихорадочно строили временные оборонительные позиции, на направлениях, которые немцы не могли просто обойти.

Теоретически такие арьергардные подразделения должны были держать оборону, пока за их спиной строились новые оборонительные позиции, после чего они должны были отходить на них, а точнее даже дальше них, так как на этих позициях должны были уже находиться свежие части. И так эти подразделения должны менять друг друга пока, не соединиться с основными силами на Шельде. Но как говорится, гладко было на бумаге, но забыли про овраги.

Чаще всего, подобные арьергардные отряды прикрытия, просто не выдерживали мощного удара немцев и сдавались. Реже, они сражались пока не закончатся боеприпасы и после тоже сдавались. При этом подразделения, оказавшие наиболее упорное сопротивление подвергались очень грубому обращению со стороны немцев, разочарованных вызванной из-за этого задержкой и потерями. Пленных избивали, отказывали в медицинской помощи раненым и, по крайней мере, в двух случаях, были факты расстрелов военнопленных. Следует отметить, что этими нарушениями правил войны, в основном грешили не части СС, как можно было ожидать, а вполне обычные, линейные подразделения Вермахта.

Пленные французские солдаты в Бельгии несут раненого


Пленные французские солдаты в Бельгии несут раненого

Однако, еще более важную роль в задержке наступления Вермахта сыграли атаки авиации на длинные колонны снабжения в Бельгии. Несмотря на попытки немцев рассредоточить эти колонны, количество дорог, по которым они могли двигаться, было ограничено. Эти скопления грузовиков представляли собой весьма заманчивые цели, и если бы удалось убедить Королевские ВВС их атаковать более плотно, то вполне возможно всё немецкое наступление было бы сорвано. Однако, этого сделать не удалось, так как ВВС Великобритании полагали что их задача — это стратегические удары, в то время как тактические, это ответственность ВВС Франции. А вот у французов с бомбардировщиками было существенно хуже, чем у англичан.

Средний французский бомбардировщик Liore et Olivier LeO 451 наносит удар по немецким частям, наступающим в Бельгии


Средний французский бомбардировщик Liore et Olivier LeO 451 наносит удар по немецким частям, наступающим в Бельгии

Были разработаны планы по бомбежке мостов, чтобы помешать продвижению немцев, но многие из предполагаемых целей оказались либо слишком удаленными, чтобы это имело смысл, либо находились на территории Бельгии. При этом Бельгийское правительство резко негативно относилось к любым ударам по своей инфраструктуре, что осложняло отступление союзников.

В это время истребители Королевских ВВС, базировавшиеся во Франции, совершали выдающиеся операции, нанося существенный урон Люфтваффе. Что касается, английских фронтовых бомбардировщиков, то они чаще всего оставались на аэродромах, что сильно разочаровывало их экипажи, так как действия истребителей Люфтваффе наносило им слишком большой урон.

Однако, рано утром 14 мая, 1940 года, ситуация резко изменилась, когда вице-маршал авиации Ричард Пирс, тогда исполнявший обязанности командира бомбардировочной авиации Великобритании, получил телефонный звонок от самого Черчилля, заявившего, что-либо он даст указание бомбардировочным эскадрильям разбомбить немецкие колонны снабжения в Бельгии, либо это сделает тот, кто его заменит.

Вице-маршал авиации Ричард Пирс


Вице-маршал авиации Ричард Пирс

Первые атаки британских бомбардировщиков начались во второй половине этого же дня и к удивлению пилотов, они почти не встретили сопротивления, поскольку после нескольких дней бездействия британских бомбардировщиков истребители Люфтваффе, патрулирующие колонны, в основном были переведены на поддержку бомбардировщиков, атакующих передовые позиции союзников.

Атаки 15 и 16 числа так же нанесли большой ущерб немецкому снабжению, однако Британские ВВС столкнулись с растущим сопротивлением Люфтваффе по мере продолжения атак. В итоге 16 мая, немецким истребителям удалось сбить сразу несколько десятков самолётов, что вынудили приостановить дальнейшие операции. Однако к этому времени ВВС Великобритании и их французские коллеги уже выполнили свою работу. Немецкая цепочка снабжения балансировала на грани краха. При этом Вермахт понес ущерб настолько огромный, что потери в технике, а в частности в грузовиках, он не мог легко заменить. Это создало существенные трудности с доставкой снабжения в передовые части, и они забуксовали.

В РИ Королевские ВВС сопротивлялись любым идеям ударам по снабжению Вермахта, и когда эти удары были совершены, бомбардировщики атаковали лишь мосты через Маас, причём без особого успеха, при этом колонны снабжения вообще игнорировались. В итоге действие бомбардировщиков, практически ни как на влияло на снабжение немецких полевых частей, наступавших на севере Европы. Это является ещё одним примером феноменальной удачи Вермахта и головотяпства союзников в 1940 году. Которых в этом мире нет.

Бомбардировщики Шорт Стирлинг (Short Stirling) на боевом вылете в Бельгии


Главные британские дальние бомбардировщики 1940 года Шорт Стирлинг (Short Stirling) на боевом вылете в Бельгии

Потребовалось несколько дней, чтобы полностью оценить эффект британских воздушных атак, и даже когда воздушные атаки союзников были в самом разгаре 14-го мая, Люфтваффе сосредоточило свои усилия на ударах по Роттердаму, а не на их отражении, намеренно бомбя гражданские районы Голландии, чтобы сломить волю голландцев к борьбе.

Эти атаки были осуществлены после ультиматума немцев о том, что гарнизон города должен сдаться, иначе Люфтваффе его уничтожит. Командующему голландской армии Генри Винкельману, ничего не оставалось, как сдать город оккупантам. Далее аналогичный ультиматум был предъявлен по Утрехту, и генерал Винкельман во второй раз, приказал всем своим войскам сложить оружие. Официальная капитуляция Нидерландов состоялась 15 мая.

Главнокомандующий армии Нидерландов Генри Винкельман


Главнокомандующий армии Нидерландов Генри Винкельман

Капитуляция Нидерландов считалась почти неизбежной, как только немцы перешли Диль. Поэтому она никого не удивила, более насущную озабоченность британцев и французов вызывала ситуация с бельгийцами. Их боевой дух был подорван быстрым падением Эбен-Эмаля и быстрым наступлением немцев. Еще более разрушительным для их воли к борьбе было решение отступить к линии Шельда, которое вызвало большое негодование, поскольку бельгийцы считали, что им был предъявлен ультиматум об отводе, который с ними никто не согласовывал. От них просто ожидали, что они проведут передислокацию в соответствие планами передвижений войск союзников.

Бельгийский король Леопольд III, горько жаловался англичанам и французам по этому поводу, а также по многим другим вопросам. При этом в некоторых случаях бельгийцы медлили с выполнением приказов, отдаваемых им в соответствии с пересмотренным Планом Шельда. Это привело к тому, что три дивизии французских резервов были призваны для прикрытия потенциальных брешей в этой линии, так как бельгийцы могли их и не занять. Это еще больше истощило резервы, которые и так были сокращены из-за необходимости заменить части, понесшие тяжелые потери в отражении немецкого блицкрига.

 Бельгийский король Леопольд III


Бельгийский король Леопольд III

К счастью для союзников, немцы не смогли воспользоваться этими потенциальными возможностями. К 16-му мая передовые танковые соединения столкнулись с серьёзными проблемами, пытаясь прорвать линии обороны и не дать союзникам окопаться там.

Как указывалось выше, это, безусловно, стало результатом нарушение линий снабжения. Немецким танкистам даже пришлось «жить на подножном корме», используя гражданские запасы топлива для поддержания движения танков. Бензин скачивался со всех заправочных станций и со всех найденных автомобилей, которых в Бельгии было огромное количество. Но если топливо и еду найти было можно, то вот с боеприпасами в передовых частях были серьёзные проблемы.

Однако основной проблемой на этом этапе был уже упомянутый факт, что обороняющиеся англо-французские части оказались гораздо более устойчивыми, чем предполагали немецкие генералы в своем первоначальном планировании и на основе опыта их первоначального быстрого продвижения.

Еще одним источником разочарования стало то, что по своим характеристикам Panzer III оказался не так хорош, как ожидалось. Это была машина, на которую Вермахт рассчитывал в боях танк с танком. Однако, когда она столкнулась с вражеской бронетехникой, обладающей гораздо большей боевой мощью, и толстой бронёй, чем легкие танки, с которыми они первоначально вступили в бой, у немецких машин возникали проблемы и они стали раз разом проигрывать дуэли новейшим британским и французским танкам. Французские средние и тяжелые танки оказалось трудно подбить с помощью 37-мм основного орудия Panzer III, впрочем, как и британские «Матильда II» и «Валентайн».

Танки Pz.Kpfw. III в Бельгии


Танки Pz.Kpfw. III в Бельгии

Однако расчётам немецких противотанковых пушек приходилось еще хуже, поскольку у них не было никакой брони, которая могла бы защитить их от ответного огня вражеских танков, от которых неоднократно отскакивали их снаряды.

Тот факт, что танковые дивизии в конечном итоге смогли добиться впечатляющих побед, несмотря на эти проблемы, подтверждает вывод о том, что превосходство танковых дивизий заключалось в тактике и координации, включая непосредственную поддержку с воздуха, которую Люфтваффе регулярно оказывала, чего, к сожалению, не хватало союзникам, у которых этот аспект так и не был отлажен.

Не смотря на возросшее сопротивление и проблемы со снабжением, немецкие танки все еще шли вперед. Это им удавалось делать главным образом потому, что по мере замедления их темпа все больше следующих за ними пехотных подразделений их догоняли и усиливали мощь атак.

Подытоживая итог боевых действий середины мая 1940 года можно сказать, что благодаря бомбардировкам немецких линий снабжения и упорному сопротивлению британских и французских арьергардов, союзники к 18-му мая завершили отступление к реке Шельда и закрепились на этой линии обороны. Однако это было не что иное, как временная передышка.

Так как не смотря на то что, англо-французским войскам удалось занять более сильную позицию, чем в РИ, у них было ещё очень много больших проблем. Главной из которых являлось то, что координация франко-британском войск была налажена из рук вон плохо. Кроме этого, ещё существовали огромные проблемы при согласовании действий различных подразделений внутри каждой группы войск. Ещё одним негативным моментом было истощение резервов, так как для сдерживания немецкого блицкрига в Бельгии пришлось ввести в бой практически все французские резервные части, тогда как Вермахт еще не ввел в бой все свои танковые дивизии, не говоря уже о пехоте и авиации.

Источник — https://www.alternatehistory.com/forum/threads/munich-shuffle-1938-1942.518000/page-12#post-22561995

Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account