Взгляд из Франции 1970-х годов на советский всепогодный ударный самолет Су-24

17

Взгляд из Франции 1970-х годов на советский всепогодный ударный самолет Су-24

Винтажная статья из журнала «Le Moniteur de L’Aeronautique» (номер за май 1978 года [№08]), которая была посвящена советскому всепогодному ударному самолету Су-24 [в те годы на западе считали, что его обозначение Sukhoi Su-19] и которая, думаю, заинтересует читателей и коллег. В круглых скобках даны реальные названия советских самолетов и оборудования.

Fencer: фехтовальщик, который пугает НАТО

В тот момент, когда наш журнал подготавливал к публикации статью о Су-17, мы были вынуждены задать себе вопрос, который звучал как вызов и который уже задавали нам многие читатели: существует ли Fencer (Фехтовальщик) на самом деле?

Этот вопрос закономерен, поскольку спустя два-три года после появления первой информации о поступлении его на вооружение, ни одна фотография этого самолета до сих пор не опубликована.

Мы пользуемся этой возможностью, чтобы подвести итоги по этому самолету. Sukhoi Su-19 (кодовое обозначение координационного комитета НАТО по стандартизации авиационного оборудования Fencer [фехтовальщик]) является последним из поступивших на вооружение советских самолетов и также наименее известным.

Первая достоверная идентификация самолета Fencer произошла в начале 1974 года, когда начальник Объединенного комитета начальников штабов США адмирал Томас А. Мурер (Thomas A. Moorer) описал Fencer как

«первый современный советский боевой самолет, разработанный специально как истребитель-бомбардировщик для нанесения ударов по наземным целям.»

Ранее в различных источниках уже упоминалось о

«версии самолета Flagon (кувшин, фляга; Су-15) с крылом изменяемой геометрии»,

и американские спутники уже сделали фотографии Fencer-а, но западная авиационная пресса, которая не всегда имеет доступ к такого рода информации и которая в этой информации так сильно нуждается, в конечном итоге сбилась с толку и спутала Fencer с Sukhoi Su-17 Fitter-C (Су-17М) – версией Su-7 Fitter (монтер, механик; Су-7) с крылом изменяемой геометрии.

Информации, относящейся к разработке самолета Fencer, практически нет, но предполагается, что свой первый полет он совершил в 1970-72 годах. В близких к НАТО кругах рассматриваемый в данной статье Su-19 (фактически данное обозначение так и не было подтверждено) был классифицирован как истребитель (кодовое обозначение самолета начинается на литеру «F» – Fighter [истребитель]), но это скорее самолет того же класса, что и американский F-111, т.е. тяжелый истребитель-бомбардировщик, основной задачей которого является нанесение ударов по наземным целям (F-111 также можно довольно просто определить как обычный бомбардировщик).

В 1975 году была опубликована официальная фотография модели, которая на первый взгляд выглядела как E-230 [1] или F-111 (или как гибрид обоих) и которая при более внимательном рассмотрении может показаться грубой копией последнего самолета ОКБ Сухого. Вскоре после этого компания McDonnell Douglas опубликовала в посвященном F-15 рекламном буклете (где Su-19, естественно, фигурировал как возможная жертва F-15) фотографию советского самолета, на которой было показано заметное сходство между Su-19 и F-111.

курсанты советского летного училища [так в тексте, хотя это уже офицеры - byakin] рассматривают довольно грубую модель прототипа Su-19

курсанты советского летного училища [так в тексте, хотя это уже офицеры — byakin] рассматривают довольно грубую модель прототипа Su-19

первое «официальное» изображение Fencer-а, взятое из рекламного проспекта компании McDonnell Douglas

первое «официальное» изображение Fencer-а, взятое из рекламного проспекта компании McDonnell Douglas

Однако вскоре после этого были опубликованы «реконструкции» Fencer-а, которые по своему внешнему виду очень напоминали MiG-27 (МиГ-27). Это (а также тот факт, что координационный комитет НАТО по стандартизации авиационного оборудования, присвоив первое обозначение Fencer-A, должно быть, располагало информацией, касающейся самолета с обозначением Fencer-B), как нам представляется, указывает на тот факт, что Fencer существует в двух версиях: Fencer-A, которая находится в том же классе, что и F-111 A, и Fencer-B, сравнимый с FB-111. Таким образом, Сухой пошел по тому же пути, по которому уже прошли Микоян и Гуревич, прототип E-231 [2] которых превратился в истребитель завоевания господства в воздухе MiG-23 (МиГ-23), а его ударной версией, похожей на Jaguar, стал MiG-27 (МиГ-27).

на данной схеме очень хорошо видна разница носовых частей многоцелевого самолета Fencer-A и штурмовика Su-21 (?) Fencer-B

на данной схеме очень хорошо видна разница носовых частей многоцелевого самолета Fencer-A и штурмовика Su-21 (?) Fencer-B

Su-19, по крайней мере частично, произошел от Su-15 Flagon, от которого у него сохранился фюзеляж и, возможно, хвостовое оперение. В противоположность, передняя часть фюзеляжа, а также кабина экипажа были полностью переработаны: в кабине места членов экипажа расположены, вероятно, бок о бок как у A-6 Intruder и F-111. Крыло у Su-19, конечно же, не такое как у Su-15.

Обычно считается, что Fencer оснащен очень полным комплектом бортового оборудования. По аналогии с Su-17 он, вполне вероятно, оснащен системой управления огнем аналогичной систему, установленной на истребителе Flagon-E (Су-15Т) и прицельно-навигационная система, заимствованная у MiG-27 и предназначенная для нанесения ударов по наземным целям. В состав оборудования должны входить радиовысотомер типа RV-5 (РВ-5), RV-17 (РВ-17) или RU-UM (РВ-УМ), радиокомпас 2ARK-11 (АРК-11), станцию предупреждения об облучении Sirena 3 («Сирена-3»), систему радиолокационного распознавания «свой-чужой» SRZO-2 (СРЗО-2), радиоприемник MRP-56P (МРП-56П), самолётный радиолокационный ответчик SOD-57M (СОД-57М), связанное с допплеровской РЛС навигационное вычислительное устройство NI-50BM (НИ-50БМ), которое устанавливается на тактический бомбардировщик Brewer-B (Як-28Л). Кроме того, предполагалось установить инструментальную систему посадки SP-50 (СП-50), радиотехническую систему ближней навигации (аналог американской TACAN) RSBN-25 (РСБН-25), систему дальней навигации [аналог американской системы Omega?]; также будут установлены различные радиосистемы.

схема всепогодного истребителя-бомбардировщика Sukhoi Su-19 Fencer

схема всепогодного истребителя-бомбардировщика Sukhoi Su-19 Fencer

Вооружение Su-19 является более современным, чем у самолетов предыдущего поколения. В его основе лежит спаренная 23-мм пушка GSh-23 (ГШ-23) с боезапасом 100-150 снарядов в ствол (для ведения воздушных боев) или шестиствольная пушка того же калибра для нанесения ударов по наземным целям (как у MiG-27).

Su-19 также приписывают возможность нести 7500 кг боевой нагрузки, включая «умные» бомбы AS-8 (позднее переименована в AT-6; сверхзвуковая противотанковая ракета 9М114 «Кокон»; разработчик – КБМ, Коломна) и AS-X-10 (управляемая ракета Х-25; разработчик – ОБК «Звезда», Королёв), противорадиолокационные ракеты AS-X-9 (Х-28; разработчик – ОКБ-155-2 [ныне МКБ Радуга], Дубна) и две новые ракеты класса «воздух-воздух» нового типа (AS-X) массой 1250 кг и дальностью полета 40 километров [3].

эта фотография, которая с таким же успехом может быть рисунком, воспроизводит модель Su-19 Fencer в его первоначальной конфигурации

эта фотография, которая с таким же успехом может быть рисунком, воспроизводит модель Su-19 Fencer в его первоначальной конфигурации

Если бы разработка варианта Su-19 для уничтожения воздушных целей будет продолжена (от нее можно было бы отказаться, как это произошло с F-111), то, вероятно, будет предусмотрена возможность установки всех ракет класса «воздух-воздух» последнего поколения.

Fencer может дозаправляться в полете и утверждается, что самолет-заправщик Il-86 (Ил-78) [4], о котором говорилось в течение последних несколько лет, был разработан с учетом дозаправки Su-19.

Сообщается, что в 1974 году в составе фронтовой авиации был сформирован первый оснащенный Su-19 полк, получивший название Polk Tcherniakovski [5]. Задачей этого полка было проведение эксплуатационных испытаний предсерийной версии самолетов Fencer-A. В конце лета 1976 года в составе 16-й воздушной армии ГСВГ (Группа советских войск в Германии) был сформирован первый авиаполк, который должен был базироваться в Лаузице, ГДР. В том же году были сформированы еще три полка, два из которых базировались в Прибалтийском военном округе, а третий – в Прикарпатском военном округе. Каждый из полков должен быть оснащен 30-36 боевыми самолетами Su-19 и шестью самолетами с двойным управлением для обучения и тренировок.

первый снимок Su-19 (Fencer)

первый снимок Su-19 (Fencer)

В настоящее время в составе ВВС СССР (фронтовая авиация) имеется около 150 самолетов Fencer, которые, как ожидается, будут полностью введены в эксплуатацию к середине этого года. Темп производства составит 50-70 самолетов в год.

Предварительное техническое описание

Цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом, консоли которого имеют большое относительное удлинение и изменяемую стреловидность. Шасси напоминает шасси MiG-23; выпущенные основные стойки отходят в стороны от фюзеляжа. В середине размаха каждой поворачивающейся консоли крыла установлен поворотный узел крепления, остальную нагрузку можно подвешивать под фюзеляжем и фиксированными частями крыла (как на Su-17). По общему впечатлению Fencer ближе к Торнадо, чем к F-111, но двигатели у Su-19 крупнее. По мнению экспертов НАТО, боевой радиус без дозаправки позволяет Su-19 достичь восточной части Великобритании (и, следовательно, значительной части Франции) с баз в ГДР.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ)

Тип: Sukhoi Su-19 (Fencer-A)

Назначение: всепогодный истребитель-бомбардировщик

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: два турбореактивных двигателя с осевыми компрессорами Lyulka AL-21 F-3 (АЛ-21Ф-3) с тягой по 7800 кгс на максимальном режиме и 11200 кгс на форсажном режиме. В версии для серийного производства они, вероятно, заменены на двигатели AL-21 F-8 (?) с форсажной тягой по 12000 кгс.

Запас топлива: 9700 кг (12155 литров) + два подвесных топливных бака емкостью по 1250 литров каждый + возможность дозаправки топливом в полете [?]

Размеры:

размах крыла
• стреловидность 20-23° 17,15 м
• стреловидность 70°м 9,50 м
длина 21,29 м
высота 6,20 м
площадь крыла: 40,6/56,3 м²

Масса:

пустого самолета 18300 кг
с полной нагрузкой 28000-29000 кг
максимальная взлетная 30850-35000 кг

Удельная нагрузка на крыло: 510-708 кг/м²

Тяговооруженность: 0,8-0,85

Летные характеристики:

• максимальная скорость:
на высоте 11000 метров 2600 км/ч (2,4 Маха)
• на уровне моря 1347 км/ч
скорость взлета свыше 250 км/ч
практический потолок 19000 м
боевой радиус 2000 км
дальность полета 4500 км

Вооружение:

ударное – 7500 кг (?) на пяти внешних узлах подвески
стрелковое
• в варианте истребителя – одна двухствольная 23-мм пушка GSh-23 (ГШ-23) с боезапасом 200-300 снарядов
• в ударном варианте – 23-мм шестиствольная пушка

[1] имелся в виду экспериментальный истребитель с укороченными взлетом и посадкой МиГ-23ПД (23-01), оснащенный треугольным крылом и маршевым и подъемными двигателями. По схожей концепции в 1960-е годы в КБ Сухого был создан экспериментальный самолет Т-6. Видимо речь шла о модели Т-6 – byakin

[2] имелся в виду первый прототип истребителя МиГ-23 – «23-11», который на западе благодаря своему бортовому номеру «231» получил обозначение E-231 – byakin

[3] в НАТО советским ракетам класса «воздух-воздух» присваивается обозначение AA-XX, тогда как обозначения AS-XX относятся к ракетам класса «воздух-земля». Вероятно автор ошибся с классом ракеты и имел в виду управляемую ракету Х-59 (AS-13 Kingbolt), которая разрабатывалась в 1975-80-годах, имела массу 760-790 кг и дальность полета 40 км. На момент написания статьи из ракет «воздух-воздух» по дальности полета подходит ракета Р-27 (AA-10 Alamo), разрабатывавшаяся в 1974-79 годах. Также на конец 1970-х годов из ракет «воздух-земля» близкую к заявленным 1250 кг имеет ракета Х-55 (AS-15 Kent) с дальностью полета 2500 км – byakin

[4] Ил-86 – пассажирский самолет. Первый полет прототип совершил в 1976 году, а эксплуатация Ил-86 на авиалиниях началась в 1980 году– byakin

[5] в 1974 году первым на Су-24 перевооружили дислоцированный в Черняховске 4-й Гвардейский бомбардировочный авиаполк– byakin

источник: «Fencer: l’escrimeur qui fait peur à l’OTAN» «Le Moniteur de LAeronautique» 1978-05 (08), pages 29-31; 1978-06 (09), page 7

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-francii-1970-h-godov-na-su-24

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account