Николай Колядко. Корабли Мидуэя VII: Легкие крейсеры типа «Нагара»
Перерыва в постройке лёгких крейсеров после Первой мировой у японцев тоже не было. Только за 1920-е годы они построили 15 кораблей этого класса. И хотя к началу Тихоокеанской войны у них появились новые лёгкие крейсеры, в роли лидеров флотилий эсминцев и подлодок чаще всего выступали «старички», в частности корабли типа «Нагара».
Их довольно слабое артиллерийское вооружение – семь 140-мм орудий – частично компенсировалось парой других «фишек». Они первыми получили новейшие 610-мм торпедные аппараты в четырёх двухтрубных установках, а ещё они были «авианесущими», причём маленький самолёт-разведчик хранился в ангарчике в носовой надстройке, прямо под мостиком и взлетал своим ходом по крохотной «взлётной полосе» над носовыми орудиями.
Правда, при модернизации от этого изврата избавились в пользу стандартной схемы с катапультой в кормовой части. Заодно усилили и ПВО, но явно недостаточно: две 76-мм зенитки заменили на два спаренных 25-мм зенитных автомата и добавили счетверённый 13,2-мм пулемёт.
В сражении при Мидуэе участвовал один корабль этого типа. После потери авианосца «Акаги» крейсер «Нагара» стал флагманом Первого мобильного соединения японцев.