Юрий Пашолок. Легкий пулеметчик по-немецки

16

История Pz.Kpfw.II, самого массового немецкого танка на начало Второй мировой войны

Содержание:

Немецкая бронетанковая техника с самого начала развивалась не так, как в других странах. Поначалу немцы поставили на тяжелые танки, но выяснилось, что эта ставка оказалась отчасти ошибочной. Большое количество тяжелых танков немецкая промышленность выпустить не смогла, а когда пришло понимание, что надо выпускать легкие танки, оказалось уже поздно. Урок, впрочем, так и не был усвоен, а свой путь у немцев продолжился и дальше. Правда, с оглядкой на технику вероятного противника.

Pz.Kpfw.II в 1939-40 годах был самым массовым немецким танком из тех, что имели боевую ценность

Pz.Kpfw.II в 1939-40 годах был самым массовым немецким танком из тех, что имели боевую ценность

В истории так сложилось, что в межвоенный период немцы умудрились создать аж три типа легких танков. Первый, Leichttraktor, довольно быстро эволюционировал в средний танк. Второй, La.S. (он же Pz.Kpfw.I), разрабатывался как «патрульный» танк, но получилась довольно странная машина, не имевшая ни высокой скорости, ни более-менее приличного вооружения (хотя оно изначально планировалось). Наконец, третий танк появился на волне неудачи с разработкой вооружения La.S., известен он как La.S.100, хотя официально именовался как Pz.Kpfw.II. Так сложилось, что это был самый массовый «полноценный» немецкий танк на начало Второй мировой войны.

Снова 6-тонный

Анекдотичность истории немецких легких танков межвоенного периода заключается в том, что изначально у командования рейхсвера такие боевые машины не значились. Предполагался только средний танк, который планировался еще и плавающим. Только весной 1928 года появилось задание на Kleinetraktor, 6-тонный двухместный танк с 37-мм пушкой. Правда, в таком виде он просуществовал недолго. Постепенно требования росли, танк стал 4-местным, а в конца мая 1928 малый трактор стал легким трактором (Leichttraktor). Индекс Kleinetraktor придержали для другой боевой машины, которая должна была действительно стать «малым трактором».

Изначально Pz.Kpfw.I должен был иметь 20-мм автоматическую пушку и экипаж из 3 человек. Но что-то пошло не так

Изначально Pz.Kpfw.I должен был иметь 20-мм автоматическую пушку и экипаж из 3 человек. Но что-то пошло не так

В начале 1930 года облик нового Kleinetraktor стал обретать очертания. При боевой массе 3 тонны танк должен был иметь экипаж из 3 человек (механик-водитель, командир-стрелок и радист), а также 20-мм автоматическую пушку во вращающейся башне. Немецкие военные явно выбрали для себя ориентир в виде английского «патрульного» танка. Им удалось купить, через подставную фирму, три тягача на шасси такого танка. Но что-то снова пошло не так. Вместо 3-3,5 тонн получилось 5, больше двух человек в танк не влезло, не удалось воткнуть и 20-мм автоматическую пушку. По итогам получился La.S., позже получивший обозначение Pz.Kpfw.I. Он стал первым немецким крупносерийным танком, но с массой оговорок. В своём классе он был не самым лучшим, превосходя одноклассников только по массе.

La.S.100 от Krupp. Попытка влезть в конкурс оказалась неудачной

La.S.100 от Krupp. Попытка влезть в конкурс оказалась неудачной

Результатом стало то, что еще в январе 1934 года 6-й отдел Департамента Вооружений сформировал задание на уже третий по счету легкий танк. Он носил обозначение verstaerkter Kleintraktor 6 to, что означало «усиленный 6-тонный легкий трактор». Требования остались теми же: экипаж 3 человека, включая радиста, а также 20-мм автоматическая пушка в башне. Разница была в массе: понимая, что вписаться в массу La.S. не получится, планку подняли до 6 тонн. Это уже соответствовало Vickers Mk.E, на тот момент законодателю мод среди легких танков. Копировать его не планировали, поскольку общая концепция шасси сформировалась в ходе работ по La.S. Вместе с тем, это был уже не танк-разведчик, а вполне «нормальный» легкий танк.

Победил La.S.100 от MAN

Победил La.S.100 от MAN

Индекс verstaerkter Kleintraktor 6 to прожил недолго. В конце февраля 1934 года танк переименовали в La.S.100. В отличие от предшественника, который создавался Krupp, был организован конкурс, победу в котором одержала разработка MAN. За производителем из Нюрнберга стояла группа G.H.H., которой также принадлежала шведская Landsverk. Последняя занималась танкостроением, при этом главный конструктор был немцем, как и ряд компонентов, включая мотор и КПП. В линейке Landsverk, к слову, был похожий по концепции танк, не исключено, что опыт его разработки также учитывался. Башня и подбашенная коробка La.S.100 досталась Daimler-Benz.

Трехместный танк имел одноместную башню. Решение весьма спорное

Трехместный танк имел одноместную башню. Решение весьма спорное

Получившийся танк выглядел довольно странно, особенно на фоне одноклассников. К середине 30-х годов облик легкого танка 6-тонного класса сформировался окончательно, правда, каждая страна пошла по своему пути. Французы, например, видели такой танк как 2-местную боевую машину с противоснарядной броней, что-то похожее получилось у англичан (Infantry Tank Mk.I). «Классический» легкий танк подобного класса был обычно 3-местной боевой машиной, с противопульной броней и 2-местной башней. Но немцы решили, что башня должна остаться одноместной. Так что командир танка был «и швец, и жнец, и на дуде дудец». Радист как отдельный член экипажа впервые по явился на Char D, откуда немцы подрезали идею. Но они его запихнули назад, в левый угол боевого отделения. В других странах радиста предпочитали размещать впереди отделения управления, давая в нагрузку еще и курсовой пулемет. Нередко там он выполнял роль помощника механика-водителя, поскольку радистом мог быть командир, либо радиостанция вообще не предусматривалась.

6-тонный "пулеметчик" был не редкостью. Так в 1934 году выглядел Landsverk L-60. Но у этого танка башня была двухместной. И такое решение было у основной массы легких танков данного класса

6-тонный «пулеметчик» был не редкостью. Так в 1934 году выглядел Landsverk L-60. Но у этого танка башня была двухместной. И такое решение было у основной массы легких танков данного класса

В случае с вооружением странность выбора 20-мм автоматической пушки крайне относительна. Если посмотреть на то, каким было вооружение подобных танков в 30-е годы, 20-мм автоматическая пушка была частым выбором. Ее снаряды могли пробить противопульную броню, а за счет высокого темпа стрельбы оказывалась эффективным оружием против пехоты и артиллерии противника. У пушек калибра 37-45 мм преимущество было за счет осколочно-фугасного снаряда, но всё крайне относительно. В случае с 37-мм пушкой речь шла о нескольких десятков грамм ВВ, что меньше ручной гранаты. Хотя во второй половине 30-х годов всё же стала появляться тенденция заменять малокалиберные автоматические пушки на «полноценные» пушки. Немцы же решили, что и так нормально.

Вынужденно массовый танк

Говорить о том, что La.S.100, в 1936 году переименованный в Pz.Kpfw.II, сразу получился, было бы неправильно. Для начала, боевая масса танка неуклонно росла. Еще в ходе проектирования массу исключили из индекса, поскольку пересчет показал — 6 тонн будет весить одно шасси. А так машина получалась с боевой массой 8 тонн (при противопульной броне). Кроме того, первые серии La.S.100 оказались «пробными». Имелись опасения, что шасси машины может иметь определенные проблемы. Оно так и оказалось: выбранная схема с блокированной подвеской и опорными катками малого диаметра показала себя плохо.

Первые серийные Pz.Kpfw.II имели подвеску, навязанную 6-м отделом Департамента вооружений

Первые серийные Pz.Kpfw.II имели подвеску, навязанную 6-м отделом Департамента вооружений

За 1936 год Pz.Kpfw.II избавился от основной массы недостатков. На MAN разработали удачную подвеску, с продольными полурессорами, но при этом индивидуальную, с опорными катками диаметром 500 мм. Также танк получил более мощный двигатель. Это было актуально, поскольку боевая масса, по итогам модернизации, выросла до 9 тонн. В любом случае, получился вполне неплохой танк, который выглядел более удачным, чем Pz.Kpfw.I.

Опорные катки малого диаметра имели небольшой срок службы

Опорные катки малого диаметра имели небольшой срок службы

К моменту, когда Pz.Kpfw.II был готов к крупной серии, ситуация с танкостроением у немцев выглядела сложно. В немецком командовании понимали, что нужен не легкий, а средний танк, но с Z.W. (Pz.Kpfw.III) дела шли неважно. Поэтому было принято решение о том, что Pz.Kpfw.II станет крупносерийным. Еще в 1934 году звучала цифра в 1000 танков, потом ее срезали в 2 раза, а далее она снова выросла. Если танки установочных партий MAN выпускал в одиночку, то далее стали подключаться другие производители — Henschel, Alkett, MIAG и FAMO.

Независимая подвеска разработки MAN оказалась не в пример удачнее

Независимая подвеска разработки MAN оказалась не в пример удачнее

В результате Pz.Kpfw.II версий Ausf.A-C выпустили тиражом в 958 штук (1208 штук вместе с танками более ранних версий). Пик их производства пришелся на вторую половину 1937 — конец 1938 года. К 1 марта 1939 году в немецкой армии находилось 1094 танка данного типа. В отличие от Pz.Kpfw.I, к которому была масса вопросов еще с Испании, Pz.Kpfw.II шел исключительно в немецкую армию, и до определенной поры из него учебных танков не делали. С производства его сняли в момент, когда заводы стали готовиться к выпуску Pz.Kpfw.III.

По состоянию на 1 марта 1939 года в немецкой армии находилось 1094 Pz.Kpfw.II

По состоянию на 1 марта 1939 года в немецкой армии находилось 1094 Pz.Kpfw.II

Надо сказать, что созданное в 1936-37 годах шасси было вполне удачным. Оно позволило, в ходе эксплуатации, нарастить броневую защиту, сначала в виде экранировки, а затем и за счет утолщенных броневых листов. Без модернизации шасси оно могло выдержать нагрузку до 11-11,5 тонн, это примерно на уровне танков-одноклассников. При этом достаточная удельная мощность позволила сохранить приличную подвижность.

Pz.Kpfw.II Ausf.D, первая попытка замены Pz.Kpfw.II. Попытка неудачная

Pz.Kpfw.II Ausf.D, первая попытка замены Pz.Kpfw.II. Попытка неудачная

На этом фоне анекдотично выглядела история первой попытки замены La.S.100. Ей стал La.S.138, он же Pz.Kpfw.II Ausf.D-E, с торсионной подвеской и максимальной скоростью 55 км/ч. Идея Генриха Книпкампа, который стал монополистом в разработке танковых шасси, заключалась в создании «гоночного» танка. Правда, непонятно зачем. Машина получилась не самой простой, зато боевая масса достигла 11 тонн. Из 85 заказанных танков именно танками стали 43 (плюс 7 шасси Pz.Kpfw.II Ausf.E). После Польской кампании было решено их не делать обычными танками, а переделывать в огнеметные.

Pz.Kpfw.II Ausf.F выпускался до июля 1942 года. Прямо как Т-60

Pz.Kpfw.II Ausf.F выпускался до июля 1942 года. Прямо как Т-60

Не менее анекдотично выглядело и то, что в марте 1941 года выпуск «обычного» La.S.100 возобновился. Для его выпуска использовали мощности FAMO, а также завод Ursus в Варшаве. Pz.Kpfw.II Ausf.F, который получил все улучшения предыдущих версий машины, а также утолщенную броню, выпускался до июля 1942 года. Попытки заменить этот танк разведчиками серии VK 9 потерпели неудачу. Да и Pz.Sp.Wg.II Luchs, который официально числился «броневиком», как-то не задался. 100 танков за полтора года — это прямо какой-то позор.

Pz.Sp.Wg.II Luchs, крайне сомнительный "выхлоп" программы создания танков-разведчиков. 100 серийных танков - это как-то совсем мало

Pz.Sp.Wg.II Luchs, крайне сомнительный «выхлоп» программы создания танков-разведчиков. 100 серийных танков — это как-то совсем мало

В этой истории интересно другое. А именно как себя Pz.Kpfw.II проявил на поле боя. У нас привыкли ругать свои машины и хвалить зарубежные. С «двушкой» же чего-то тихо. А там всё было крайне интересно. По большому счету, единственным плюсом танка было его наличие. Как средство поддержки пехоты он мало подходил, имелись проблемы с обзорностью, а противопульная броня легко поражалась противотанковой артиллерией. Во Франции вылезла другая проблема: выяснилось, что 20-мм автоматическая пушка мало что может сделать с французскими легкими танками. Встреча с ними не сулила экипажам «двушек» ничего хорошего. На этом фоне удивительно, что танк прожил так долго в производстве.

Pz.Kpfw.II был неплох как шасси. Но с точки зрения боевой единицы танк-"пулеметчик" был сомнительной идеей еще в конце 30-х годов. Неслучайно большинство стран перешло на пушки калибра 37-47 мм

Pz.Kpfw.II был неплох как шасси. Но с точки зрения боевой единицы танк-«пулеметчик» был сомнительной идеей еще в конце 30-х годов. Неслучайно большинство стран перешло на пушки калибра 37-47 мм

Если кратко сформулировать, что же такое Pz.Kpfw.II, то можно сказать следующее. Это весьма посредственный танк с хорошим шасси. Даже в конце 30-х годов Pz.Kpfw.II выглядел не очень-то адекватным танком. Достаточно сравнить Pz.Kpfw.II с LT vz.35, прямым одноклассником, и всё встает на свои места. Вместе с тем, шасси Pz.Kpfw.II, в том или ином виде, дожило аж до 1944 года. Речь идет, естественно, о САУ на его базе, тем не менее, такой результат показателен.

Список источников

      1. US NARA
      2. Panzer Tracts No.2–1 Panzerkampfwagen II ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2002
      3. Panzer Tracts No. 2–2 — Panzerkampwagen II Ausf.G, H, J, L, and M development and production from 1938 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007
      4. Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 201
      5. Архив автора
      6. eBay

источник: https://dzen.ru/a/ZT-dkd-WbHVwUP61

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account