Юрий Пашолок. Танковые рога из меди и текстолита

19

История поручневых антенн, активно применявшихся на советских и немецких танках межвоенного периода, а также во время Великой Отечественной войны

Содержание:

Необходимость наличия средств связи в бронетанковой технике появилась почти сразу после начала ее боевого применения. Сначала появились семафоры и флажки, но это было явно полумерой. Очевидно, что требовалась установка радиостанции. К тому, чтобы оснащать ими хотя бы часть танков, шли довольно долго. Да и к современной системе, с размещением радиостанции в башне, а также штырьевой антенне, пришли также не сразу. Существовали и альтернативные мнения о том, как должна выглядеть танковая антенна.

Поручневая антенна стала характерной внешней деталью советских танков 30-х годов

Поручневая антенна стала характерной внешней деталью советских танков 30-х годов

Одной из характерных деталей танков межвоенного периода, прежде всего советского производства, стали поручневые антенны. «Рога» вокруг башни оказались своеобразной визитной карточкой того периода. При этом обычно мало кто задумывается, откуда появилась такая странная антенна, а также, как она работает. Надо сказать, что на советской бронетехнике поручневые антенны ставились недолго. Уже в 1939 году их окончательно перестали устанавливать. В отличие от тех, у кого их подсмотрели. О советских и немецких поручневых антеннах сегодня и поговорим.

Презент от немцев

О размещении в танках радиостанции командование Красной Армии задумалось в конце 20-х годов. Впрочем, поначалу с этим дела шли не очень хорошо. Конечно, эксперименты по установке радиостанций имели место, но поначалу о серийном выпуске речь не шла. Хотя амбиции имелись: Т-18 третьей и четвертой производственной серии не просто так получали башни с развитой кормовой нишей. Предполагалось, что в нише разместится радиостанция, также танк получал антенну с очень ёмким обозначением «танковый гриб». Но в серии радиостанции Т-18 так и не получили. Справедливости ради, подавляющее большинство танков 20-х годов были такими же «глухими».

Поручневая антенна Großtraktor, в несколько измененном виде далее эта конструкция появилась на Pz.Bef.Wg.

Поручневая антенна Großtraktor, в несколько измененном виде далее эта конструкция появилась на Pz.Bef.Wg.

Очень часто проблемы решались по принципу «заграница нам поможет». Во второй половине 20-х годов вопросы связи были подняты в разных странах. Французы, например, специально ввели в легких танках радиста, так Renault NC превратился с Char D. Первые радийные танки, появившиеся еще в годы Первой мировой войны, получали штырьевые антенны. Пионерами в данном деле стали французы. На всё том же Char D1 было решено использовать поручневую антенну. Собственно говоря, на антенну данная конструкция была не похожа. Судя по всему, работала она не лучшим образом, поэтому далее французские танки стали получать штырьевые антенны. Тем не менее, поручневые антенны вполне применялись, в том числе и немцами. Начав во второй половине 20-х годов секретную программу танкостроения, немцы довольно быстро пришли к мысли, что необходимо поголовное оснащение радиостанциями. Неслучайно даже легкий танк, изначально именовавшийся как Kleintraktor, из двухместной машины быстро эволюционировал в четырехместную. Помимо заряжающего/командира, добавился еще и радист, который, как и на Char D, оказался в корпусе.

На ТЕКО испытывалось. в основном, радиооборудование Leichttraktor. По итогам как радиостанции, так и антенны подверглись критике

На ТЕКО испытывалось. в основном, радиооборудование Leichttraktor. По итогам как радиостанции, так и антенны подверглись критике

Первыми в Советский Союз прибыли Großtraktor, средние танки, созданные Daimler-Benz, Rheinmetall и Krupp. Далее, в 1930 году, на секретные испытания прибыло по 2 образца Leichttraktor. Все эти танки комплектовались радиостанциями, а также поручневыми антеннами. Конструкция была весьма примечательной: в отличие от французов, немцы сделали нечто, действительно похожее на поручни. Крепились они на крыльях корпуса, в большинстве случаев огибая его еще и сзади. Основой был медный пруток, который крепился на прикручивающихся крепежах. В свою очередь, ставились эти крепежи на текстолитовых цилиндрических основаниях. Сделали так по той причине, что текстолит является диэлектриком, неслучайно платы электронных схем делают на текстолитовом основании.

Башня Rheinmetall для Nb.Fz., в отличие от Krupp, здесь использовалась поручневая антенна

Башня Rheinmetall для Nb.Fz., в отличие от Krupp, здесь использовалась поручневая антенна

Надо сказать, что опыты, проводившиеся с 1930 года, показали ряд недостатков как немецких радиостанций, так и поручневых антенн. Проблемы постепенно решали, причем все изменения внимательно анализировались советской стороной. Тем самым экономилось время и исключалась необходимость ходить по тем же граблям. Например, подрессоривание радиостанций на советских танках позаимствовали у немцев. Анализировали и поручневые антенны. У немцев они оказались не идеальной конструкции. Крепления получились ненадежными, отмечалось, что тело антенны вибрировало. Также неизбежным оказалось то, что антенну нередко использовали как поручень, она гнулась. Неудачным оказалось и ее размещение, возникал риск повреждения об сучья деревьев. В результате конструкция антенны неоднократно менялась.

Поручневая антенна Pz.Bef.Wg., на командирских танках она применялась до начала 1942 года

Поручневая антенна Pz.Bef.Wg., на командирских танках она применялась до начала 1942 года

Одной из ключевых ошибок, которые допустили немецкие инженеры, стала установка поручневых антенн на крыльях. Они имели меньшую жесткость, чем крепление на корпусе, потому их и болтало. Судя по всему, по итогам испытаний пришли к тем же выводам, паралллельно занимаясь доработкой креплений. Надо сказать, что от поручневых антенн на немецких танках отказались не сразу. На первом опытном Nb.Fz., например, стояла поручневая антенна, причем она переместилась на башню. Существенно изменилась и конструкция креплений, она стала напоминать советскую схему (тут уже скорее стоит говорить об одинаковых идеях, Nb.Fz. мы впервые увидели в 1939 году). Впрочем, к середине 30-х годов приоритетом стали опускаемые штырьевые антенны, размещавшиеся на борту корпуса.

Восстановленная в Музее Техники Вадима Задорожного поручневая антенна. Получилось хорошо, но - антенна не красилась. как и верхние крепежи

Восстановленная в Музее Техники Вадима Задорожного поручневая антенна. Получилось хорошо, но — антенна не красилась. как и верхние крепежи

Тем не менее, поручневые антенны прожили на немецких танках довольно долго. Речь идет о Pz.Bef.Wg., командирских танках на базе Pz.Kpfw.III. Поручневые антенны ставились на них вплоть до начала 1942 года. Также их можно было видеть и на других командирских машинах, как гусеничных, так и колесных. Использовались они совместно со штырьевыми антеннами. Крепления доработали, но общая схема похожа на то, что применялась на Großtraktor, то есть заводка провода внутрь через порт. Причины, почему они исчезли, следует искать и в том, что танк с «рогами» хорошо заметен. Немцы об этом жаловались еще с польской кампании сентября 1939 года. Да и в целом штырьевая антенна оказалась более практичной, не говоря уже о том, что немецкие экипажи использовали поручневые антенны как поручни и сиденья. Также поручневые антенны применяли, на некоторых машинах, французы и японцы. Но самое массовое применение поручневых антенн зафиксировано в Красной Армии.

Радийные поручни в советском исполнении

Советская командировка немецких образцов бронетанковой техники продолжалась до 1932 года. Основные опыты по радиостанциям проводились на Leichttraktor. Как уже говорилось выше, немецкий опыт в полной мере использовался в советском танкостроении. В 1931 году, имея как собственный опыт, так и немецкие наработки, началась работа по танковой радиостанции нового типа. В 1932 году на свет появилась радиостанция 71-ТК, также была создана модернизированная радиостанция 72-ТК. Последнюю установили в 1932 году на опытный танк ПТ-1. Он стал первым советским танком с радийным оборудованием нового поколения.

ПТ-1, первый советский танк с поручневой антенной. За основу взяли немецкую конструкцию, но ее доработали

ПТ-1, первый советский танк с поручневой антенной. За основу взяли немецкую конструкцию, но ее доработали

Тонкость момента в том, что ПТ-1 нередко воспринимается как что-то вроде плавающего БТ. Это является полным непониманием того, что разрабатывал Н.А. Астров. Исходное задание довольно четко говорило, что ПТ-1 являлся советским аналогом Großtraktor. Даже размещение командира в корпусе было взято с немецкого танка. Так вот, и поручневая антенна бралась с немецкого танка. Но про полное копирование речь не шло. Уже было известно о недостатках немецкой поручневой антенны, поэтому имелся целый ряд отличий. Во-первых, крепилась антенна не на крыльях, а на бортах корпуса, чем обеспечивалась более высокая жесткость. Во-вторых, имелся ряд отличий по креплениям. В-третьих, иначе выполнили заводку антенны в корпус.

Использовалась похожая поручневая антенна и на Т-29-4

Использовалась похожая поручневая антенна и на Т-29-4

Следует отметить, что концепция размещения антенны на корпусе, которую реализовали на ПТ-1, исчезла не сразу. Далее она перекочевала на прямых потомков «советского Гросстрактора» — ПТ-1А и Т-29. Впрочем, дальнейшие испытания показали, что идея размещения антенны на корпусе неудачная. Вылезли те же самые проблемы, что и у немецких танков. Особенно это касалось уязвимости антенны. В ходе испытаний Т-29-4 антенна с корпуса исчезла, а на Т-29-5 ее сразу же разместили на башне.

Двухбашенный Т-26 получил поручневую антенну, которая крепилась на крыльях. Обратите внимание - уже есть защита из гетинакса

Двухбашенный Т-26 получил поручневую антенну, которая крепилась на крыльях. Обратите внимание — уже есть защита из гетинакса

Первоначально поручневая антенна ставилась и на корпусе Т-26. Первые радийные танки данного типа появились в 1933 году. В их случае проблема заключалась в отсутствии альтернатив. Двухбашенный танк попросту не имел иных точек для установки антенны. Радийных двухбашенных Т-26 выпустили совсем немного, но уже на них произошел новый виток эволюции советских поручневых антенн. Появились «чехлы» из гетинакса, которые прикрывали крепления антенны от попадания влаги и грязи.

Радийные Т-37А на параде. Обратите внимание, как помята антенна у стоящей сзади машины, это весьма частая картина

Радийные Т-37А на параде. Обратите внимание, как помята антенна у стоящей сзади машины, это весьма частая картина

Точно таким же вынужденным решением стало использование поручневых антенн на корпусе разведывательных танков-амфибий Т-37. Аналогично двухбашенным Т-26, антенны размещались на крыльях. Только на сей раз явление стало по-настоящему массовым. Было изготовлено 640 радийных Т-37/Т-37А. Антенны создавали массу неудобств, неспроста они у Т-37 такие гнутые. Как поручни их использовали регулярно, со всеми вытекающими последствиями.

Типовая поручневая антенна советского производства

Типовая поручневая антенна советского производства

Конструкция советских поручневых антенн пришла к своему классическому виду ближе к концу 1933 года. Главной движущей силой стал завод №174, точнее, ОКМО (опытно-конструкторский машиностроительный отдел). Именно там были созданы те самые «рога», которые далее прописались на Т-26, БТ, Т-28 и Т-35. То, что они получились примерно одинаковыми, неудивительно, авторы одни и те же. Крупносерийно поручневые антенны пошли с 1934 года, конструктивно не особо меняясь.

Стойки из текстолита и крепления тела антенны с чехлами из гетинакса, "археология"

Стойки из текстолита и крепления тела антенны с чехлами из гетинакса, «археология»

«Классическая» поручневая антенна несколько отличалась от того, что создали немцы. Вместо корпуса антенну разместили на башне, для чего по ее периметру приваривались металлические основания (по 6 штук у Т-26 и БТ, 8 штук у Т-28 и Т-35). Крепились они под углом где-то 45 градусов, что увеличивало жесткость конструкции. Как и у немцев, в основания вставлялись текстолитовые стержни, выполнявшие роль стоек.

Восстановленная, с использованием оригинальных деталей, поручневая антенна, Музей отечественной военной истории

Восстановленная, с использованием оригинальных деталей, поручневая антенна, Музей отечественной военной истории

Существенно отличались от немецких разработок крепления антенны. Во-первых, иначе обеспечивалась фиксация тела антенны (либо медной трубки, либо медного прутка). Во-вторых, внизу появилась «юбка» из трубки, изготовленной из гетинакса. Даже на Nb.Fz. и Pz.Bef.Wg. система получилась не такая совершенная. Наконец, совершенно иной оказалась заводка в антенный порт. К телу антенны крепилась медная трубка, которая далее велась в антенный порт на крыше башни. Это было более надежно, чем применявшийся у немцев провод.

Поручневая антенна Т-35, единственная в России, сохранившаяся в первозданном виде. На ней, в том числе, отметины от задниц нерадивых посетителей. В оригинале должна быть без краски

Поручневая антенна Т-35, единственная в России, сохранившаяся в первозданном виде. На ней, в том числе, отметины от задниц нерадивых посетителей. В оригинале должна быть без краски

Еще одним моментом, который существенно разводил советские и немецкие поручневые моменты, являлась конструкция антенного порта. Потенциально у немцев можно было поставить штырьевую антенну, по крайне мере на «тракторах» такие опыты ставились. Но не без проблем. Советская система предполагала, что после нехитрых операций ставилась штырьевая антенна. Операция по переделке была несложной и обратимой.

Вариант с шаровидными креплениями, встречается на Т-28, был и на эталоне Т-29

Вариант с шаровидными креплениями, встречается на Т-28, был и на эталоне Т-29

В случае с поручневыми антеннами, как советскими, так и немецкими, есть одна тонкость. Связана она с окраской. Если кто не в курсе, то краска, особенно того периода, хорошо проводит электричество. Поэтому антенну и стойки не красили, только приварные основания. Общий привет моделистам и музейщикам, которые красят поручневые антенны. Такая конструкция просто не будет работать.

Вариант фиксации, который попадается на Т-26 и Т-28

Вариант фиксации, который попадается на Т-26 и Т-28

Еще один момент также связан с проводимостью тока. То, что антенна называется поручневой, совсем не означает ее применение как поручня. Помимо того, что текстолит и медь — это совсем не сталь, хватание за антенну может иметь крайне неприятные последствия. Убить не убьет, но током шарахнет прилично. Так что хвататься за поручневую антенну при работающей радиостанции было совсем не лучшей идеей.

При необходимости можно было поставить штырьевую антенну

При необходимости можно было поставить штырьевую антенну

Каких-то особых изменений конструкции поручневых антенн не было. Наиболее заметными изменениями являлись конструкции зажимов для тела антенны. Чаще всего попадается схема на двух болтах и гайках, но существовал вариант с одним болтом, которым зажимали антенну. Также на Т-28 встречался еще и третий вариант системы, со сферическим креплением. При этом на Т-28 использовали и оба описанных раннее крепления.

Крепления БТ-5 и БТ-7

Крепления БТ-5 и БТ-7

Особняком держались крепления поручневой антенны на башнях БТ-5 и БТ-7. Сама система была такой же, как на Т-26, но отличалось крепление тела антенны к стойкам. Зажимы крепились не сверху/снизу, а делались в виде трубки, которая привинчивалась на болтах к верхним кронштейнам. Также имелся и второй вариант крепления, сохранившийся на БТ-7 с «Линии Сталина». Там болты вкручивались в тело антенны.

Крепления на Линии Сталина, не хватает кожухов из гетинакса

Крепления на Линии Сталина, не хватает кожухов из гетинакса

Дальнейшее развитие средств связи советских танков привело к тому, что в 1939 году поручневые антенны ставить перестали. Причин было несколько, не последней из них стала заметность радийной машины. Танк с «рогами» являлся более заметной целью. Да и практичность поручневых антенн была не лучшей. С основной части танков, к началу Великой Отечественной войны, поручневые антенны срезали, хотя они еще попадаются в 1941 году. Ныне известно всего два танка, на которых сохранились поручневые антенны в оригинальном состоянии. Это БТ-7 на «Линии Сталина» и Т-35 в парке «Патриот». Также в Музее отечественной военной истории поручневые антенны восстановлены на Т-26 и БА-6. Использовались оригинальные детали и заводская документация.

Попадались танки с поручневыми антеннами и летом-осенью 1941 года

Попадались танки с поручневыми антеннами и летом-осенью 1941 года

В заключение стоит отметить, что поручневые антенны стали своеобразным символом меняющихся задач в ходе эволюции техники. Сначала эта идея казалась более удачной, чем торчащая далеко вверх штырьевая антенна. Но далее стало понятно, что идея не идеальная, еще в начале 30-х годов часть стран вернулась к штырьевым антеннам.

Список источников

      1. РГВА
      2. РГАЭ
      3. ЦГА СПб
      4. Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/ZDVCu_-mCX5vVPaa

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account