Юрий Пашолок. Крейсерский танк по-итальянски

15

История Carro M Celere Sahariano, попытки создания скоростного танка для действий в Северной Африке

Итальянское танкостроение развивалось по вполне типовому сценарию. После того, как выявилось наиболее приоритетное направление, итальянские военные старались придерживаться одного курса. Под их чутким руководством Ansaldo разработала целую линейку боевых машин. Сначала удалось создать танкетку, затем средний танк, а затем настала очередь танка прорыва. Практически во всех случаях удача ждала при условии, что развитие шло по концепции использования зарубежной идеи. Прежде всего это касалось английской бронетанковой мысли. Сначала итальянцы грамотно развили идею танкетки Carden-Loyd Mk.VI, а затем легкого танка сопровождения Vickers Mk.E. И это был далеко не единственный случай заимствования английских наработок.

Трофейный Cruiser Tank Mk.IVA на испытаниях в Неттуно. С него и пошла программа итальянского "колониального" танка

Трофейный Cruiser Tank Mk.IVA на испытаниях в Неттуно. С него и пошла программа итальянского «колониального» танка

Боевые действия Италии в Северной Африке выявили ряд недостатков. В их числе оказались и недостаточные характеристики итальянских средних танков. Одной из проблем посчитали их низкую подвижность. Неслучайно шло последовательное повышение мощности моторов. Параллельно шло изучение трофейных образцов английской бронетанковой техники. В их числе оказалась и Cruiser Tank Mk.IVA, машина не самая удачная, но довольно шустрая. В мае 1941 года один из трофейных танков тестировался в Неттуно. Примерное в это же время появилась идея создания итальянского крейсерского танка. Позже он стал именоваться как Carro M Celere Sahariano.

Макет подбашенной коробки и башни Carro Medio Coloniale, июнь 1941 года

Макет подбашенной коробки и башни Carro Medio Coloniale, июнь 1941 года

Судя по переписке, о необходимости скоростного среднего танка итальянские военные заговорили еще в декабре 1940 года. Они оценили подвижность Cruiser Tank Mk.IV. Конечно, с точки зрения броневой защиты танк был не совсем чтобы удачным, да и надежность хромала. Вместе с тем, итальянское командование вполне здраво посмотрело на танк противника. Именно его, а не Matilda, они считали примером для подражания. Сложно с этим не согласиться. Уже в конце 1941 года на полях сражений появились первые Crusader, наследники Cruiser Tank Mk.IV. Правда, особо удачным Crusader назвать сложно, поскольку танк оказался перегружен, а надежность выше не стала.

Таким Carro Medio Celere 1942 был исходно. С этого проекта и пошел миф о свечной подвеске. Она тут действительно присутствует

Таким Carro Medio Celere 1942 был исходно. С этого проекта и пошел миф о свечной подвеске. Она тут действительно присутствует

Копировать Cruiser Tank Mk.IV итальянцы не собирались. Их интересовала скорее концепция и отдельные узлы. Изначально танк проходил как Carro Medio Coloniale, что прямо намекало на его сферу применения. 24 мая 1941 года появилась первая спецификация на танк. Боевая масса оценивалась в 18 тонн, мотор планировался бензиновый, более прожорливый, но и более мощный. Новый танк должен был иметь более низкий силуэт, чем Carro Armato M 13-40. На базе последнего к 23 июня 1941 года изготовили полноразмерный макет. По сути это был демонстратор нового боевого отделения, а также новой 47-мм пушки с длиной ствола 40 калибров.

Уже вскоре на танке прописалась торсионная подвеска

Уже вскоре на танке прописалась торсионная подвеска

В августе 1941 года проект переименовали в Ansaldo-Fossati Carro Medio Celere 1942. Тогда же появился макет в масштабе 1:10. Именно с этой демонстрации, а также с предварительных проработок танка, и пошли некоторые заблуждения. На тот момент танк имел свечную подвеску, боевую массу 13100 кг, а также двигатель мощностью 250 лошадиных сил, позволявший разгоняться до 55 км/ч. Экипаж составлял 4 человека, из них 2 в башне. Данный проект даже сохранился в виде эскиза, на его основе и пошла дальнейшая разработка.

Первый и единственный опытный образец Carro M Celere Sahariano сдали в марте 1942 года

Первый и единственный опытный образец Carro M Celere Sahariano сдали в марте 1942 года

Правда жизни заключается в том, что к Carro M Celere Sahariano, который появился позже, он почти не имеет отношения. Итальянцы довольно быстро охладели к свечной подвеске. Она была слишком сложной и занимала чересчур много места. Да и зачем она им, если у них уже появилась торсионная подвеска? Первые образцы итальянской бронетанковой техники с торсионной подвеской появились еще во второй половине 30-х годов. Кроме того, итальянские инженеры создали свой аналог торсионной подвески. Она ставилась в блоке с двумя опорными катками среднего диаметра. Итальянская система была похожа по принципу на большую спиральную пружину. Конструкция мудреная, но компактная, а главное рабочая.

Танк отличался очень низким силуэтом

Танк отличался очень низким силуэтом

Именно эту подвеска, а никакие не «свечи», использовали при разработке Carro M Celere Sahariano. Также постепенно росла и масса танка. К концу 1941 года она достигла отметки в 15 тонн, при этом тенденция к ее росту продолжалась. От исходного танка мало что осталось. Фактически сохранилась общая концепция — быстроходная боевая машина с низким силуэтом, способная действовать в условиях Северной Африки. Надо отдать итальянским инженерам должное. Они довольно щепетильно подходили к вопросу высокой подвижности. Результатом стало то, что танк получился быстрее, чем предполагалось изначально.

Траки у него, к слову, базировались на конструкции Т-34

Траки у него, к слову, базировались на конструкции Т-34

На Carro M Celere Sahariano возлагались большие надежды. Настолько большие, что работы по новому среднему танку Carro Armato M 15-42 затормозили. Он был не таким быстрым, зато в серию запускался куда оперативнее. Среди нововведений Carro Armato M 15-42 были и новая пушка с длиной ствола 40 калибров, и более толстая броня, также он получал более мощный бензиновый мотор. Но «колониальный» танк смотрелся интереснее, поэтому приоритет по нему оказался более высоким. Как оказалось далее, такая ставка являлась ошибочной. Первый опытный образец Carro M Celere Sahariano появился в марте 1942 года, в то время как опытный Carro Armato M 15-42 сдали еще в 1941 году. Одним словом, итальянские военные потеряли время.

Танк отличался прогрессивной конструкции, но опоздал на год

Танк отличался прогрессивной конструкции, но опоздал на год

С одной стороны, неудачным Carro M Celere Sahariano назвать сложно. 16-тонный танк разгонялся до 60 км/ч (в иных источниках говорится и вовсе о 71 км/ч). Машина получилась очень низкой (высота 2 метра по крыше башни). Помимо прогрессивной подвески, танк отличался тем, что в нем уже частично применялась сварка (борта подбашенной коробки, например). Выгодно он отличался и рациональными углами наклона брони. Другой вопрос, что толщина этой самой брони составляла максимум 30 мм. Да и 47-мм пушка, даже с длиной ствола 40 калибров, была слабовата. Уже ближе к лету 1942 года стало понятно, что запускать танк в серийное производство поздновато.

Летом 1942 года было решено работы по Carro M Celere Sahariano прекратить

Летом 1942 года было решено работы по Carro M Celere Sahariano прекратить

В июле 1942 года командование итальянской армии приняло решение далее работы по Carro M Celere Sahariano не продолжать. Вместо него в серию срочно запускался Carro Armato M 15-42. Он, конечно, тоже устарел, но пока доводился до ума Carro Armato P 40, вполне годился для боевого применения. Опытный образец «колониального» танка дожил до 1944 года, далее его следы теряются. По имеющейся информации, наработки по нему далее учитывались при разработке новых тяжелых танков. В заключение стоит отметить, что именно как собственная разработка Carro M Celere Sahariano был однозначно успехом итальянского танкостроения. Машина получилась оригинальной и вполне шустрой. Другой вопрос, что появиться она должна была на год раньше. Весной 1942 года шансы на серийное производство у нее были близкими к нулевым.

Список источников:

      1. Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
      2. Carro M. Carri medi M 11-39, M 13-40, M 14-41, M 15-42, semoventi e altri derivati p.1, Andrea Tallillo, Antonio Tallillo, Daniele Guglielmi, Gruppo Modellistico Trentino, 2010
      3. US NARA
      4. eBay
      5. Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/ZB07bzaaGTL9eXWW

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account