Спортсмен против воина: необычный поединок в Древней Греции
Небольшая, но интересная статья с канала «Историческое оружиеведение» на яндекс-дзене.
Один из самых «вечных» споров, которые могут быть, это спор о том, кто лучше в поединке на холодном оружии — профессиональный воин или профессиональный спортсмен. Канал «Историческое оружиеведение» рассказывал об одной необычной дуэли, в которой сошлись англичанин, поклонник армейского фехтования, и итальянец, поклонник фехтования спортивного (ссылка). Но недавно, листая «Историю Александра Македонского» старого доброго Руфа Квинта Курция, наскочил на описание любопытной дуэли, имевшей место на глазах самого Александра Македонского, в которой также сошлись профессиональный спортсмен и профессиональный воин.
Можно предположить, что пир был не из последних: он был дан в честь покорившихся Александру индийских племен: войны с индийскими царствами и племенами были для македонцев весьма тяжелы, да и сами они уже изрядно устали от походов и потерь, а потому наверняка были рады бескровной победе.
В праздновании принимал участие известный кулачный боец афинянин Диоксипп (Диоксипп Афинский). Как пишет Руф, Александр любил его за силу и искусство кулачного боя. Видимо, эта любовь вызвала ревность у других членов свиты царя, а потому, подвыпив, один из македонцев, Горрат, потребовал, чтобы Диоксипп сразился с ним на мечах. Диоксипп недолго раздумывал и принял этот вызов.
Следует отметить, что вызов на поединок и согласие принять его наверняка «сложились» не просто так: греки (а афинян Диоксипп был греком), считавшие себя эллинами, не любили македонцев, которые считались варварами, македонцы наверняка платили им той же монетой, так что, можно предположить, что оба «дуэлянта» не долго раздумывали над своими действиями.
Поединок состоялся на следующий день.
Поскольку никаких правил, регламентирующих его проведение, очевидно, не существовало, то дуэлянты были вольны в выборе оружия.
Македонец, профессиональный воин, выбрал полное вооружение воина: медный щит и копье он взял в левую руку, дротик — в правую, а меч повесил у бедра.
Диоксипп ограничился плащом в левой руке и большой дубиной — в правой (очевидный намек на Геракла, от которого вел свое происхождение Александр Македонский). Для полноты картины он вышел на бой обнаженным и намазался маслом.
Такое несоответствие вооружения вызвало большой интерес: собралось множество воинов, среди которых были и поддерживавшие Диоксиппа греки, а также участники пира из числа местных властителей.
Впрочем, «общественное мнение» воинов-профессионалов было явно на стороне македонца. Как пишет Руф,
«выступать голому против вооруженного казалось даже не безрассудством, а полным безумием».
Впрочем, поединок не затянулся и кончился совсем не так, как можно было бы предполагать, учитывая вооружение дуэлянтов и разные их навыки:
«македонец (Горрат — ИО), уверенный, что можно быть убитым и издали, метнул в противника дротиком. Диоксипп легким движением увернулся от него, но пока враг перекладывал копье из левой руки в правую, он подскочил и ударом дубины переломил копье пополам. Потеряв оба метательных оружия, македонец стал отстегивать меч. Пока он был занят этим, Диоксипп подбил ему ноги и, свалив на землю, вырвал у него меч, поставил ногу на шею лежащего, замахнулся дубиной и размозжил бы ему голову, если бы не был остановлен царем.»
Этот поединок был описан и Диодором Сицилийским, хотя и с несколько иными подробностями. Так, Диодор отмечает, что оба дуэлянта, Корраг (Горрат у Руфа) и Диоксипп, отличались физической силой, а македонец, к тому же, был очень храбрым воином, совершившим немало подвигов. Кроме того, он прямо пишет, что Александр и македонцы «болели» за своего, а эллины — за своего.
И описание поединка тоже заметно отличается:
«Когда они сошлись, македонец метнул с подобающего расстояния копье; его противник, слегка отклонившись, избежал удара. Тогда Корраг, выставив вперед македонскую сариссу, пошел на Диоксиппа, но когда уже приблизился к нему, тот ударил палицей по сариссе и сломал ее. После этих двух неудач македонец схватился за меч, но пока он его вытаскивал, противник опередил его: подскочив к нему, он левой рукой схватил руку, извлекавшую меч, а другой столкнул противника с его места и, ухватившись за ноги, свалил его наземь. Когда тот рухнул, он стал ему ногой на шею, и, подняв палицу, посмотрел на зрителей».
Этот эпизод интересен тем, что противоречит распространенному ныне мнению, что спортсмен, скорее всего, проиграет поединок воину, если на кону будет стоять жизнь, потому что воин привык драться за свою жизнь, тогда как спортсмен привык выступать перед публикой, будучи в относительной безопасности. Как видим, македонцу Горрату не помогли ни боевые навыки ни полный комплект вооружения. И только царь спас его от гибели.
И можно себе представить скорость движений Диоксиппа, если профессиональный воин не успел даже извлечь меч из ножен.