Альтернатива по мотивам статьи коллеги Фонцеппелина — Тяжелый крейсер «Harima Shipbuilding» для Китая: проект 1006
Принятая в 1929 году правительством партии Гоминьдан масштабная военно-морская программа предполагала оснащение китайского флота авианосцем, двумя тяжёлыми и двумя лёгкими крейсерами. Фактически по финансовым условиям Китай мог вести переговоры о заказе только крейсеров уменьшенного тоннажа. После переговоров с кораблестроительными компаниями Великобритании, США и Германии в конце 1930 года было достигнуто соглашение с японской фирмой «Харима», чему способствовал кредит в 25 млн. иен предоставленный Японией. Контракт предполагал строительство двух крейсеров проекта 1006А , которое было начато в мае 1931 года.
К середине 1934 года корабли находились в 85-90 процентной готовности ,однако к этому времени японо-китайские отношения крайне ухудшились и не желая вооружать потенциального противника, Японское правительство, просто, конфисковало недостроенные крейсера. Впрочем флот не проявил к кораблям должной заинтересованности и строительство временно заморозилось.
К весне 1933 года положение на КВЖД ухудшилось из-за провокационных действий маньчжурских и японских властей, а также местных бандитских формирований хунхузов и русских белогвардейцев.
2 мая 1933 года во время беседы наркома иностранных дел СССР M. Литвинова с послом Ота были подвергнуты обсуждению возможные способы разрешения военных конфликтов, причем одним из радикальных способов упоминался вопрос о продаже КВЖД Маньчжоу Го.
26 июня 1933 года в Токио открылась советско-маньчжурская конференция по вопросу продажи КВЖД при участии японских наблюдателей. Еще 29 мая 1933 года Япония направила СССР официальное сообщение о том, что она готова взять на себя посредничество и содействие в переговорах между СССР и Маньчжоу Го относительно продажи КВЖД. Официально же переговоры проходили с представителями Маньчжурской стороны. Обе делегации представили свои документы, в которых излагались принципы выкупа КВЖД. Советская сторона предложила выкупную сумму в 250 млн. руб. Также в меморандуме советской делегации содержался пункт о подписании специального соглашения для сохранения экономических связей, существующих между СССР и Маньчжоу Го.
Делегация Маньчжоу Го в качестве выкупной суммы предложила 50 млн. иен (1 руб. = 1,04 иены). Кроме того, условия договора предполагали сохранение за СССР долговых обязательств Североманьчжурской железной дороги (КВЖД) по отношению к третьей стороне, а равно все претензии любой третьей стороны, связанной с уступкой дороги. Не согласившись на условия советской делегации, маньчжурские представители покинули конференцию.
Маньчжоу Го попыталось возложить на СССР ответственность за фактический срыв переговоров. Одновременно была развернута антисоветская кампания: возобновились массовые аресты работников КВЖД, пограничные инциденты, провокации на железной дороге, налеты на советские консульства и т.д. Маньчжурская сторона следовала формуле: если значительно сниженная цена, которую предложит СССР, приблизится к цене, которую укажет Маньчжоу Го, то вопрос о цене разрешится и разрешатся переговоры. Исходя из своего стремления устранить источник возможных конфликтов, Советское правительство пошло на значительную уступку в цене.
Итогом переговоров, длившихся с перерывом два с половиной года, стало подписанное 23 марта 1935 г. соглашение о продаже КВЖД Маньчжоу Го. Согласно соглашению, СССР уступил все принадлежащие ему права на КВЖД маньчжурскому правительству за 140 млн. иен., 40 млн. соглашаясь получить товарами. Японское правительство выступало гарантом финансовых обязательств Маньчжоу Го в связи со сделкой по дороге. И в качестве ответной уступки разрешило компании «Harima Shipbuilding & Engineering Co., Ltd» достроить «некондиционные крейсера» для нового владельца.
Все еще со стапельным номером, но с советскими представителями на борту ,в конце года, головной корабль вышел на предварительные испытания. Их результат был предсказуем. Остойчивость оказалась абсолютно недостаточной, а облегченный корпус получил серьёзные повреждения. Во время пробегов полным ходом шпангоуты и бортовые стрингеры поблизости от винтов искривились, а присоединенные к ним листы обшивки ослабли, что привело к разгерметизации топливных цистерн. Кроме того, под напором воды вогнулась обшивка в носовой части, а корпус под действием даже не очень больших волн «повело». Поскольку палуба шельтердека структурно соединялась с барбетом башни ГК №3 , в ней сдеформировало роликовые дорожки, что лишило башню возможности горизонтальной наводки. Строительная перегрузка превысила 800 тонн. Испытания прервали ,крейсер ввели в док. С согласия заказчика работы включали
- Замену сварных соединений обшивки из стали DS, в средней части клепаными.
- Установку в средней части дополнительных плит из стали D — по днищу с обеих сторон от киля, по шельтердеку и по верхней палубе, а также вдоль борта между ними.
- Модификацию соединений между барбетом башни №3 и палубой шельтердека, чтобы уменьшить воздействие деформации корпуса на наводку башни.
- Установку дополнительных стрингеров в корме, подкрепление носовой части.
- Установку больших булей для сохранения поперечной остойчивости в принятых пределах, несмотря на увеличение водоизмещения дополнительно на 500 тонн.
- Установку оборудования для перекачки балласта — насосную систему, которая закачивала бы в двойное дно несколько сот тонн забортной воды, когда корабль выходил в море в облегченном состоянии.
- Перевод всех котлов на жидкое топливо.
- Замену угольных бункеров дополнительными нефтяными цистернами, которые появились также в нижней части булей.
Проектная скорость при 38000 л.с. оценивалась в 28 узлов, но во время пробегов у постов Укушима в 1936 году крейсер смог достичь только 26,9 уз. при указанной мощности и водоизмещении большем на 1300 тонн ,а его собрат- 26,7 уз. при превышении в 1400 тонн.
Официально корабли вступили в строй 7 ноября 1936 года.
Первая модернизация в 1938 году- у орудий «20-СМ/50 типа 3 года №1» высверлены лейнера и заменены новыми диаметром 180 мм, несколько переделаны погреба, установлено четыре 45 мм пушки, сняты пулеметы.
Вторая модернизация в 1940 году — демонтированы 140 мм башни и 8 см зенитные орудия, установлено десять 76 мм пушек 34к.
В 1944 году корабли вывели из боевого состава, законсервировали и поставили во Владивостоке на отстой в связи с предельным износом МКУ.
Источник иллюстрации — https://www.deviantart.com/tzoli/art/Harima-Shipyard-Heavy-Cruiser-Design-2-for-China-881858586