Опытные гидросамолеты-истребители Hansa Brandenburg W 16. Германия
СОДЕРЖАНИЕ:
Традиционным стремлением производителей самолетов является преемственность конструкции, снижающая затраты на подготовку производства. Но для повышения летных данных и устранения выявленных недостатков конструкцию необходимо менять, иногда – очень значительно. Этот самолет – пример удачного сочетания и того и другого, но он не пошел в серию из-за дефектов мотора, что тоже обычное дело в авиации
первый полет – февраль 1917 года.
Ганза-Бранденбург W 16 проект
Ганза-Бранденбург W 16 проект, морской поплавковый истребитель.
Проектирование самолета начато на фирме «Ганза-Бранденбург» (Hansa und Brandenburgische Flugzeugwerke) под руководством главного конструктора Э. Хейнкеля (Ernst Heinkel) осенью 1916 года – вскоре после начала испытаний первого поплавкового истребителя Hansa Brandenburg KDW, как развитие этого типа. При этом были поставлены следующие задачи:
- значительно снизить вес и аэродинамическое сопротивление самолета при моторе той же мощности 160 л.с.;
- приблизить конструкцию самолета к запускаемому в серию сухопутному истребителю Hansa Brandenburg D I сер. 28, вместе с тем конструкция бипланной коробки крыльев полностью новая, значительно отличающаяся от предыдущих самолетов и более сложная.
Общие особенности конструкции:
- самолет представлял собой ярко выраженный одностоечный полутораплан классической аэродинамической схемы;
- основные конструктивные решения деталей и узлов, технологии и материалы такие же, как на самолетах Hansa Brandenburg D I сер. 28 и Hansa Brandenburg KDW.
Силовая установка:
- на самолете в носовой части фюзеляжа установлен один ротативный двухрядный 14-цилиндровый мотор Oberursel U III мощностью 160 л.с.;
- воздушный винт двухлопастный тянущий, на его ступицу установлен округлый кок;
- капот мотора месте с коком образует плавное обтекаемое тело и состоит из рамы из стальных труб и трех съемных алюминиевых крышек;
- верхняя крышка капота имеет форму секторов тора в передней части и усеченного конуса в задней;
- две боковые крышки капота имеет форму плоского треугольника с передней вершиной, загнутой по радиусу тороидальной передней части верхней крышки;
- капот открыт спереди (имеет узкий проем между его обечайкой и коком) и снизу для входа охлаждающего мотор воздуха, в его боковых крышках сделаны по две вертикальных прорези для выхода охлаждающего воздуха и отвода им тепла от мотора;
- топливная система стандартная для немецких одномоторных самолетов и состоит из основного и расходного бака, заливной горловины с фильтром, сливного крана с отстойником, подкачивающего насоса с фильтром и трубопроводов;
- масляная система на самолете стандартная для немецких одномоторных самолетов и состоит из бака с пеногасителем, заливной горловины с фильтром, сливного крана с отстойником и трубопроводов (маслонасос – часть мотора), масобак увеличен по сравнению с самолетами с рядными моторами, охлаждение масла – в баке.
Бипланная коробка крыльев:
- общая площадь крыльев меньше, чем на предыдущих истребителях фирмы, в т.ч. сухопутных;
- верхнее и нижнее крылья имеют подобные тонкий выпукло-вогнутый профиль и прямоугольную форму в плане со скругленными законцовками, которые значительно снизили их индуктивное сопротивление (такая форма в то время еще была редкостью, она станет обычной только с середины 1920-х годов), они отличались размерами (верхнее значительно больше по размаху и хорде), а также наличием на верхнем крыле элеронов и выреза по задней кромке в корневой части для улучшения обзора вверх и вперед;
- верхнее крыло цельное, его силовой набор состоит из трех лонжеронов, профиля по передней кромке и законцовкам, окантовки выреза над кабиной (остальная задняя кромка мягкая, образована тросиком, протянутым по хвостикам нервюр, к которому пришиты полотнища обшивок), нервюр и книц;
- силовой набор элерона состоит из лонжерона, являющегося его передней кромкой, стенки примерно на 75% хорды элерона, и нервюр, задняя кромка мягкая, образована тросиком, протянутым по хвостикам нервюр, к которому пришиты полотнища обшивок;
- нижнее крыло состоит из двух консолей, стыкуемых по лонжерону так, что угол его установки можно регулировать при сборке и в эксплуатации (на земле), его силовой набор состоит из одного лонжерона, профиля по передней кромке и закоцовкам, (задняя кромка мягкая, образована тросиком, протянутым по хвостикам нервюр, к которому пришиты полотнища обшивок), нервюр и книц;
- жесткость каркаса крыльев обеспечена внутренними растяжками;
- верхнее крыло крепится к фюзеляжу на «кабане», состоящем из двух стоек в виде перевернутой литеры V, внизу крепящихся к бимсам фюзеляжа и сходящихся в районе стыка I лонжерона и нулевой нервюры верхнего крыла, а также пирамиды из четырех стоек, внизу крепящихся к бимсам фюзеляжа и сходящихся в районе стыка II л-на и нулевой нервюры верхнего крыла;
- по консолям верхнее и нижнее крылья связаны одной V-образной стойкой, крепящейся к единственному лонжерону нижнего крыла и к I и III лонжеронам верхнего крыла;
- растяжек бипланная коробка крыльев не имеет, ее жесткость усилена подкосами, идущими от верхних бимсов фюзеляжа к месту крепления межкрыльевых стоек к каркасу нижнего крыла;
- стыки крепления межкрыльевых стоек к каркасу нижнего крыла закрыты обтекателями;
- на средней части верхнего крыла сделано крепление для подъема самолета краном.
Фюзеляж:
- конструкция фюзеляжа подобна самолету Hansa Brandenburg D I сер. 28 за исключением размеров и носовой части с другим сечением, что вызвано отличиями в габаритах мотора;
- на месте хвостового костыля установлена буксировочная рама.
Оперение:
- конструкция горизонтального оперения полностью новая, свободнонесущая;
- горизонтальное оперение состоит из стабилизатора и рулей высоты, на виде в плане имеет трапециевидную форму со скругленными углами между передней кромкой и законцовками и треугольным вырезом в задней кромке рулей высоты для обеспечения отклонения руля направления;
- конструкция силового набора и обшивки горизонтального оперения такая же, как на самолете Hansa Brandenburg D I сер. 28 за исключением размеров и отсутствия подкосов – силовые узлы крепления его к каркасу фюзеляжа по лонжеронам моментные;
- конструкция вертикального оперения подобна самолету Hansa Brandenburg D I сер. 28 за исключением отсутствия узлов для крепления верхних подкосов стабилизатора.
Система управления:
- конструкция системы такая же, как на самолете Hansa Brandenburg D I сер. 28 с отличиями лишь в размерах участков и протяжке тросов.
Шасси:
- конструкция поплавков и их крепления такая же, как на самолете Hansa Brandenburg KDW сер. 1.
Вооружение:
- на носовой части фюзеляжа справа и слева от плоскости симметрии самолета установлены два пулемета LMG 08/15 калибра 7,92 мм с синхронизаторами (предположительно, типа «Штангенстерунг» системы А. Фоккера);
- боезапас – лента по 250 патронов.
Проект был закончен в начале 1917 года и получил одобрение. Инспекция авиации заказала три опытных образца – два летных и один для статических прочностных испытаний.
Ганза-Бранденбург W 16 (Werk.Nr. 1077, без б/№) 1-й опытный
Ганза-Бранденбург W 16 (Werk.Nr. 1077, без б/№) 1-й опытный, морской поплавковый истребитель. Построен заводом фирмы Hansa und Brandenburgische Flugzeugwerke (предположительно, в Гамбурге) в полной комплектации с вооружением.
Самолет совершил первый полет в феврале 1917 года.
Заводские испытания самолета прошли в короткое время и он был направлен на официальные типовые испытания, которые прошли в Команде испытаний морских самолетов (Seeflugzeuge Versuchs Kommando) в г. Варнемюнде (Warnemünde, северо-восток Германии, побережье Балтийского моря у г. Росток).
Основные результаты испытаний:
- на установившихся режимах устойчивость и управляемость нормальные, а в канале курса лучше, чем у самолета Hansa Brandenburg KDW, вместе с тем возрос реактивный момент от винтомоторной группы с ротативным мотором, что требовало от летчика повышенного внимания на взлете и при даче газа – он должен был уравновешивать возникающий разворачивающий момент отклонением руля направления;
- по скорости самолет был таким же, как и Hansa Brandenburg KDW, превосходя его по высотности и разгонным качествам, но уступая в горизонтальной маневренности на установившихся режимах и в дальности полета;
- мотор работал ненадежно, имел большой расход масла и перегревался;
- крепление верхнего крыла недостаточно жесткое;
- вооружение по своей эффективности превосходит все другие морские самолеты, благодаря малым потерям на синхронизацию в сравнении с системой «Альбатрос-Хедтке» на самолетах с рядными моторами достаточно оставить один пулемет.
Решение о принятии самолета на вооружение отложено до испытаний 2-го опытного образца.
Ганза-Бранденбург W 16 (Werk.Nr. 1078, б/№ 1078) 2-й опытный
Ганза-Бранденбург W 16 (Werk.Nr. 1078, б/№ 1078) 2-й опытный, морской поплавковый истребитель. Построен заводом фирмы Hansa und Brandenburgische Flugzeugwerke (предположительно, в Гамбурге) в полной комплектации с вооружением.
Самолет получил значительные отличия от 1-го экземпляра по результатам его испытаний:
- на отверстиях в боковых крышках капота для выхода охлаждающего воздуха установлены дефлекторы для исключения застойных зон в подкапотном пространстве и улучшения отвода тепла от мотора;
- сделан новый «кабан» крепления верхнего крыла, состоящий из двух N-образных стоек, связанных тросовыми растяжками;
- изменена форма верхнего гаргрота фюзеляжа, из-за чего изменился и контур выреза кабины;
- вооружение сокращено – оставлен только левый синхронный пулемет.
Самолет совершил первый полет весной 1917 года.
Вес и сопротивление самолета оказались такими же, как и у 1-й машины и летные данные не улучшились.
Охлаждение мотора стало лучше, но отказов было по-прежнему много, что было связано с его собственными недостатками. Хотя многие авиационные фирмы, в т.ч. «Фоккер» (а ее владелец Антон Фоккер был крупным акционером завода «Оберурсель») выражали заинтересованность в моторе Oberursel U III, к тому времени были прекращены не только его доводка на заводе-изготовителе, но и серийный выпуск, что делало невозможным и серийный выпуск самолетов с ним.
Ганза-Бранденбург W 16 (Werk.Nr. 1079) 3-й опытный
Ганза-Бранденбург W 16 (Werk.Nr. 1079) 3-й опытный, морской поплавковый истребитель. Построен заводом фирмы Hansa und Brandenburgische Flugzeugwerke (предположительно, в Гамбурге) в частичной комплектации без мотора, оборудования и вооружения. Предназначался для статических прочностных испытаний до разрушения.
Они были проведены в первой половине 1917 года на базе Инспекции ВВС Германии (IdFlieg) в Адлерсхофе. Результаты испытаний на прочность пока найти не удалось.
Несмотря на неудачу с этим проектом, фирма «Ганза-Бранденбург» свои работы в области морской авиации продолжала широким фронтом в том числе и в области создания новых морских истребителей, достигнув в том немалых успехов.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Hansa Brandenburg W 16
Назначение: поплавковый гидросамолет-истребитель
Экипаж: 1 человек
Статус: опытный
Силовая установка: один ротативный двухрядный 14-цилиндровый мотор Oberursel U III, развивавший на взлете 160 л.с., у земли 160 л.с. и вращавший двухлопастный тянущий винт
Размеры:
размах верхнего крыла 9,25 м
профиль крыльев
• верхнего — тонкий выпукло-вогнутый
• нижнего — тонкий выпукло-вогнутый
сужение крыльев
• верхнего 1,0
• нижнего 1,0
угол установки крыльев
• верхнего — положительный
• нижнего — положительный
угол поперечного V крыльев
• верхнего 0,0 град.
• нижнего 0,0 град.
тип и расположение элеронов — обычные на верхнем крыле
угол установки горизонтального оперения 0,0 град.
длина полная 7,35 м
высота габаритная 2,93 м
основные опоры шасси — 2 однореданных поплавка
площадь крыльев 21,35 кв.м
Масса:
пустого 636 кг
взлетная 896 кг
полной нагрузки 260 кг
весовая отдача 24,2%
Удельные данные на взлете:
удельная нагрузка на крыло 42,0 кг/кв. м
удельная нагрузка на мощность 5,6 кг/л.с.
отношение мощности к площади крыла 7,5 л.с./кв.м
Летные характеристики:
максимальная скорость 172 км/ч
крейсерская скорость 150 км/ч
начальная скороподъемность 3,3 м/с
практический потолок 5000 м
дальность полета 300 км
режим полета — максимальная дальность
нагрузка – боекомплект
Вооружение: два синхронизированных 7,92-мм пулемета LMG 08/15 «Шпандау» с боезапасом по 250 патронов на ствол
Количество изготовленных: 3 экземпляра
источник: https://naukatehnika.com/morskoj-istrebitel-ganza-brandenburg-w-16.html