Проект танка Strv-2000. Швеция
Проект танка Strv-2000 разрабатывался в Швеции с конца 1970-х годов. Машина должна была оснащаться переднерасположенным многотопливным двигателем мощностью 1475 л.с. Эксперименты привели к созданию двух разных концепций для дальнейшей проработки. Первая : с вынесенной пушкой и вторая: с компактной, необитаемой башней. Вторая концепция была признана более надёжной, и выбрана для дальнейшего изучения. Для этого был построен полномасштабный деревянный макет будущего танка …
По расчётам танк должен был весить 55-56 тонн, иметь переднее расположение двигателя, 140 мм автоматически заряжаемую гладкоствольную пушку. Для более легких целей, чем танки, с главным орудием предусматривалось установить спаренную 40 мм скорострельную пушку и 7,62 мм пулемёт Ksp m/39. Боекомплект составлял 38 140-мм снарядов, 180 40-мм снарядов и 2400 патронов калибра 7,62 мм. Наводчик и командир должны были располагаться с правой стороны от башни. Танк должен был иметь все современные системы, устанавливаемые на ОБТ. Но исследования ясно показали, что расходы на разработку этого танка была непомерно высоки по сравнению с покупкой уже готовых танков за рубежом, что естественно было не приемлемо, для достаточно небольшого военного бюджета маленькой Швеции. И хотя Strv-2000 мог стать танком на много опережающим своё время, в 1991 году было принято решение о прекращении работ по этой машине и закупке танков за рубежом.
В конце восьмидесятых годов стало очевидно, что танки Strv 101R, 102R, 103C и Strv 104 стремительно устаревают, и Швеции нужна новая машина. Техническое задание, для будущей машины, было составлено таким образом, что бы она превосходила самые совершенные западные танки того времени — M1A1 Абрамс и Леопард-2, по сути, шведы сходу замахнулись на танк четвёртого поколения. В будущем танке был учтён опыт работы шведов с экспериментальными танками серии «S», и уроки, извлеченные из опытов с UDES 03, UDES 19 и UDES-XX-20 в конце семидесятых и начале восьмидесятых годов.
На UDES 03 была впервые применена и проверена возможность вынесенной отдельно пушки, установленной на базе безбашенного танка серии «S». На UDES 19, сделанном на базе немецкого Мардера, 105 мм пушка так же была установлена в необитаемой башне на верхней части транспортёра. Проверка её работоспособности работы оружия на обеих образцах была признана успешной.
UDES 19
В начале 1981 года были проведены испытания наиболее оригинальной и парадоксальной машины — UDES-XX-20. Она была сделана на базе Hagglunds BV-206 и состояла из двух сочленённых частей. На этой машине была уже установлена, так же вынесенная отдельно, 120 мм НАТОвская гладкостволка фирмы Рейнметалл.
UDES 20
Все эти эксперименты привели к созданию двух различных концепций для дальнейшего изучения. Первая — с внешней пушкой, установленной на вращающемся погоне без башни, и вторая — с компактной, необитаемой башней. Вторая концепция была признана более надёжной, и выбрана для дальнейшего изучения. Для этого был построен полномасштабный деревянный макет будущего танка. По расчётам танк должен был весить 55 тонн, иметь переднее расположение двигателя, 140 мм автоматически заряжаемую гладкоствольную пушку APFSDS. Для более легких целей, чем танки, с главным орудием предусматривалось установить спаренную 40 мм скорострельную пушка APFSDS, или 7,62 мм пулемёт Ksp m/39. Наводчик и командир будут сидеть с правой стороны от башни. Танк, конечно, должен был иметь все самые современные системы, устанавливаемые на обычных ОБТ. Но исследования ясно показали, что расходы на разработку этого танка была непомерно высоки по сравнению с покупкой уже готовых танков за рубежом, что естественно было не приемлемо, для достаточно небольшого военного бюджета маленькой Швеции. И в 1991 году было принято решение о прекращении работ по этой машине и закупке танков за рубежом. STRV 2000 мог стать танком на много опережающим своё время. Его огневой мощи нет на серийных машинах даже спустя более чем десять лет, а по уровню защиты, это был даже не Strv 122 (это шведский вариант Леопарда 2А5, по мнению шведов их вариант превосходит даже немецкий Леопард 2А6). Он бы стал лучшим танком в мире. К сожалению, но и стоимость этой машины была бы не менее впечатляющей. Да и возможности экспорта были очень сомнительными, поскольку большинство потенциальных клиентов уже купили Леопард 2. Но какая, всё же, могла получиться машина!
*********************************************************************
В послевоенный период танкостроители Швеции отличались оригинальностью идей и Примером может служить Strv-103 с необычной компоновкой и ряд экспериментальных танков UDES, имевшие ряд неординарных решений с необитаемой башней, включая сочленённый танк UDES XX 20. К середине 80-х стало понятно, что Strv-103 начал устаревать. И даже увеличение бронирования вряд ли могло решить проблему. Поэтому, с середины 80-х до 91-го года в Швеции велась разработка перспективного танка «Stridsvagn 2000». Подробно и с большим количеством иллюстраций об этом написано на сайте http://www.ointres.se . В ходе проработки компоновки танка было исследовано несколько проектов, включавших решения с экипажем 4, 3 и 2 человека.
Вариант компоновки с необитаемой башней O 140/40. Такая компоновка уже была отработана в ходе работ над экспериментальными танками UDES.
Вариант с классической компоновкой L 140
Первоначально танк планировалось вооружить 120 мм пушкой аналогичной применяемой на Леопард-2 и «Абрамс», но в последствии решили, что нужна более мощная (на 25-50% ) 140 мм пушка. Дополнительное вооружение – 40 мм пушка.
Проект T 140/40. Экипаж состоял из трех человек. Боекомплект размешался в кормовой части корпуса, планировалось применять уже традиционный для шведов автомат заряжания.
В 89-90 году Швеция параллельно с разработкой своего перспективного танка начала испытания Leopard 2S. В качестве перспективного также рассматривались M1A2 и «Леклерк». В итоге в условиях, когда угроза от СССР уже миновала, проект еще был далек до завершения и если бы завершился, то потребности Швеции состояли из не более чем 300 танков от разработки танка отказались в пользу закупки «Леопард-2». «Stridsvagn 2000» был изготовлен только в виде габаритного макета ,который, в принципе дает представление о том, что мог получится весьма сильный и неординарный танк:
источник — https://raigap.livejournal.com/110938.html