Юрий Пашолок. Тяжелый танк-штурмовик от фон Браухича

14
Юрий Пашолок. Тяжелый танк-штурмовик от фон Браухича

Юрий Пашолок. Тяжелый танк-штурмовик от фон Браухича

Проектный немецкий тяжелый штурмовой танк VK 65.01, создававшийся для штурма Линии Мажино

В середине 30-х годов немецкое танкостроение, поначалу развивавшееся своим путем, оказалось в общемировом потоке. Впрочем, не без странностей. Изначально немцы хотели только средние танки, но в конце 20-х годов появился и легкий танк, который довольно быстро дорос до габаритов и массы среднего. Что же касается изначального среднего танка, то хитрые пути эволюции привели к тому, что он, внезапно, стал танком поддержки. Вообще «артиллерийские» танки не являлись новинкой, таковые англичане создали еще в середине 20-х годов, но ни одна армия мира не могла себе позволить сразу два средних танка. Выпускались они одновременно, с одинаковыми моторами, но совершенно разные по конструкции. Юмор ситуации заключался в том, что попытки избавиться от второго танка и сделать унифицированное шасси немцам так и не удалось до конца войны. Кроме того, в начале 30-х годов появился новый легкий танк. Изначально он планировался трехместным и с 20-мм автоматической пушкой, но получился двухместный пулеметный. Поэтому запустили работу по еще одному легкому танку, который получился трехместным и с 20-мм автоматической пушкой. Но с массой как у пушечного легкого танка. Впрочем, на фоне значительного ряда стран, где с танкостроением творился еще больший дурдом, можно сказать, что проблем у немцев не имелось.

Генерал-полковник Вальтер фон Браухич, в конце 1938-начале 1939 года он добавил непростой ситуации с немецкими танками новых красок

Генерал-полковник Вальтер фон Браухич, в конце 1938-начале 1939 года он добавил непростой ситуации с немецкими танками новых красок

Общее развитие немецкого танкостроения во второй половине 30-х годов выглядело вполне логичным, хотя, опять же, не без странностей. С 1937 года Генри Книпкамп, ставший главным в 6-м отделе Департамента Вооружений по разработке перспективных танков, стал продвигать концепцию скоростных боевых машин трех типов. Линия Pz.Kpfw.I должна была продолжиться скоростным легким танком VK 3.01, имевшим торсионную подвеску и скорость до 80 км/ч. Прямым развитием Pz.Kpfw.II становилось «скоростное» шасси La.S.138, его даже приняли на вооружение как Pz.Kpfw.II Ausf.D. Но с ним явно что-то пошло не так: весной 1939 года производство прекратилось, причем второй вариант машины, Pz.Kpfw.II Ausf.E, так и не стал танком. «Единым» средним танком становился Z.W.38, со скоростью до 70 км/ч и также с торсионной подвеской. Но и этот танк едва запустили в серию, чтобы довести его до кондиции, понадобилось время. При этом уже «приговоренный» Pz.Kpfw.IV так никуда и не делся. В дополнение к этим перспективным танкам добавился еще и четвертый, танк прорыва D.W. Речь шла про 30-тонный тяжелый танк, который по ТТХ больше напоминал усиленный Pz.Kpfw.IV. Позже этот танк превратился в VK 30.01 (H). Несмотря на все проблемы, линейка немецких танков продолжала спокойно развиваться, пока в 1938 году не пришел Он.

"В эту игру можно играть вдвоем!" Вряд ли генерал-полковник Вальтер фон Браухич был в курсе, что французы запустили программу разработку танка для защиты Линии Мажино. Причем брони у него было столько, что будущий VK 65.01 бороться с ним не мог

«В эту игру можно играть вдвоем!» Вряд ли генерал-полковник Вальтер фон Браухич был в курсе, что французы запустили программу разработку танка для защиты Линии Мажино. Причем брони у него было столько, что будущий VK 65.01 бороться с ним не мог

В начале 1938 года случились большие перестановки в немецком командовании, инициаторами которых стали нацисты. Они смогли переиграть немецких генералов, считавших, что контролируют ситуацию. Результатом стало то, что во главе немецких вооруженных сил встали генералы, не препятствовавшие, а зачастую поддерживавшие воинственную риторику нацистов. С февраля 1938 года ситуация резко обострилась, немецкая армия и промышленность стали готовиться к войне. Генерал-полковник Вальтер фон Браухич, который был назначен на должность главнокомандующим немецкими сухопутными войсками, дал команду готовиться к неминуемым боевым действиям против основных противников в регионе — Франции, Бельгии и Чехословакии. Это означало, что предполагалось штурмовать эшелонированные линии обороны. В связи с этим 24 ноября 1938 года фон Браухич дал команду на разработку нового типа танков — штурмовых. Изначально речь шла о толстобронных аналогах Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II, но 19 января последовало продолжение. Теперь требовалось 2 танка боевой массой 30 и 65 тонн, в габаритах Pz.Kpfw.IV. И если с 30-тонным танков всё было более-менее понятно (им был D.W.), то 65-тонный танк оказался новой разработкой. Известен этот танк как VK 65.01. Он стал первым, после K-Wagen, немецким «железным капутом».

Исходная концепция VK 65.01, реконструкция Хилари Дойла

Исходная концепция VK 65.01, реконструкция Хилари Дойла

Особый шарм всему происходящему добавляло то, что с другой стороны Линии Мажино, которую фон Браухич собирался штурмовать своим «Железным Капутом», еще в мае 1936 года запустили работы по новым тяжелым танкам. Начинали французы скромно, но с размахом. Они собирались получить 45-тонные танки с вооружением в виде одной 75-мм пушки и одной 47-мм пушки большой мощности, при этом толщина брони достигала 100 мм. К 1939 году, когда фон Браухич занялся своим предприятием, масса французских тяжелых танков стала приближаться к 90 тоннам. Вооружение при этом состояло из орудий калибра либо 90, либо 105 мм. Особый шарм всему происходящему придавал тот факт, что главной задачей французских монстров являлась защита той самой Линии Мажино. То есть в случае, если бы обе стороны занимались делом, битва двух якодзун была неминуемой.

75-мм длинноствольная пушка была вполне реальной. Правда, ее не выбрали

75-мм длинноствольная пушка была вполне реальной. Правда, ее не выбрали

А теперь внимание, каким же видели немцы свой 65-тонный танк-штурмовик. Облик боевой машины, получивший индекс S.W. (вероятнее всего, Sturmwagen, то есть штурмовая машина), сформировался к апрелю 1939 года. При боевой массе 65 тонн танк имел толщину брони 80 мм по периметру. Согласно расчетам, при такой броне танк был непробиваем перспективной 50-мм противотанковой пушкой Pak 38. В качестве силовой установки предполагалось использовать 22,4-литровый V-образный мотор Maybach HL 224, развивавший мощность 600 лошадиных сил. Понимая, что при такой массе и удельной мощности танк будет не особо быстрым, максимальная скорость оценивалась в 25 км/ч. Еще одним интересным моментом было то, что шасси, которое разрабатывал Henchel, предполагалось разделять на три части и таким образом перевозить по железной дороге. Ходовая часть перекликалась с VK 30.01, при этом опорные катки, имевшие торсионную подвеску, располагались в шахматном порядке.

Вероятнее всего, башня VK 65.01 в финальном варианте выглядела бы вот так

Вероятнее всего, башня VK 65.01 в финальном варианте выглядела бы вот так

Отдельного разговора достойна башня, а также вооружение. Разработку башни доверили Krupp, причем контракт, подписанный в январе 1939 года, предусматривал три варианта вооружения. Первый, вполне очевидный, предполагал установку 75-мм пушки KwK L/24. Немецкое командование считало, что для борьбы с укреплениями этого хватит. Второй вариант вооружения, 105-мм гаубица с длиной ствола 20 калибров, пересекался с еще более крупным проектом — A.W.. Об этой машине, именовавшейся как Artilleriewagen, или артиллерийский танк, известно очень мало. Предполагалось, что боевая масса A.W. превысит 80 тонн, а толщина брони составит 100 мм. Наконец, третий вариант, самый разумный, предусматривал установку 75-мм пушки с длиной ствола 40 калибров. На самом деле речь идет о 40,8-калиберном орудии, которое было создано для истребителя танков 7.5 cm Selbstfahrlafette L/40,8. Орудие вполне реальное, правда, ТТХ не особо обнадеживающие. На дистанции 700 метров это орудие поражало броню толщиной 61 мм, установленную под углом 30 градусов от вертикали. Вроде бы много, но это если не вспоминать про тех самых французов с Линии Мажино.

VK 65.01 в финальном варианте

VK 65.01 в финальном варианте

Вполне ожидаемо победил консерватизм. В конце июня 1939 года 6-й отдел Департамента Вооружений решил унифицировать VK 30.01 и VK 65.01. Это означало, что «штурмовик» получал башню по типу VK 30.01, но с толщиной стенок 80 мм. К 1 сентября 1939 года In 6 сделало заказ на нулевую серию танка, но начало войны чуть затормозило работы. Далее, в феврале и марте 1940 года, Krupp получил заказ на изготовление корпусов и башен с вооружением, правда, раньше августа 1942 года сдавать их не собирались. Ну а дальше случился план «Гельб», и Линия Мажино исчезла как проблема. В октябре 1940 года работы по танку официально прекратили, но это не точно. Под конец работ он именовался как Pz.Kpfw.VII, а нечто с тем же обозначением мелькает в советских разведсводках. И не только там. Корпус из неброневой стали всё же построили, но танком он так и не стал. Впрочем, само по себе наличие такого корпуса говорит о том, что VK 65.01 продвинулся дальше бумаги.

FCM F1, один из двух танков обороны Линии Мажино, которые вышли в финал конкурса. Он смотрит на своего потенциального визави как на...

FCM F1, один из двух танков обороны Линии Мажино, которые вышли в финал конкурса. Он смотрит на своего потенциального визави как на…

Напоследок стоит сказать, что на фоне французских мега-танков VK 65.01 можно охарактеризовать как «мелко, Хоботов!». Сам по себе штурмовой «монстрятник» фон Браухича выглядел очень странно, особенно это касалось вооружения. Французские сверхтяжелые танки для защиты Линии Мажино, на фоне этих поделий, выглядят вполне разумно. По крайней мере, броневая защита там соответствовала вооружению и массе. Самое главное, что немцы на этом не остановились, и к концу 1941 года появился новый мега-танк, также изначально обозначавшийся как Pz.Kpfw.VII. Правда, это уже была совсем другая по концепции боевая машина.

Список источников:

      1. Panzer Tracts No. 20–1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
      2. Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987
      3. The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
      4. US NARA

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tiajelyi-tankshturmovik-ot-fon-brauhicha-60e20da83a70804096f34141

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account