25

Как говорил персонаж одного известного мультфильма — «Что это мы всё без молока и без молока? Так и умереть можно»… 🙂 
Я уже достаточно давно квартирую на сайте, но до собственного исторического сюжета сподобился в первый раз. Представляю на суд читателей небольшую кораблестроительную альтернативу русско-японской войны 1904-05 годов.

"Неэкономные крейсера" - другая жизнь адмирала Алексеева.

Таймлайн разных событий — альтернативных и не очень.

Часть первая.

23 мая 1843 — В семье отставного капитан-лейтенанта Черноморского гребного флота появляется сын Евгений. Евгений Иванович Алексеев.

24 апреля 1844 — В семье адьютанта управляющего III отд. Собств. Его Величества канцелярии князя Владимира Александровича Меншикова рождается сын Николай.

16 мая 1865 — Князь Николай Владимирович Меншиков вместе с П.М.Обуховым и Н. И. Путиловым входит в финансовое товарищество нового металлургического завода в Петербурге.

Май 1877 — Управляющий Морским министерством адмирал Лесовский в условиях войны с Османской империей принимает решение усилить Черноморский флот некоторыми переведёнными с Балтики офицерами.

4 августа 1877 — Капитан-лейтенант Алексеев направлен с Балтики на Черноморский флот и назначен командиром парохода РОПИТ «Россия». Старшим офицером парохода становится лейтенант Зиновий Рожественский, ранее служивший на пароходе Веста и участвовавший в бою с турецким броненосным корветом «Фетхи-Буленд».

17 ноября 1877 — Прибывший с инспекцией на Черноморский флот цесаревич Александр проверяет морскую подготовку экипажа парохода «Россия».

19 ноября 1877 — В конце дня «Россия» вступает в сражение с турецким броненосцем береговой обороны «Хивз-ур-Рахман», обстреливающим порт Ялты. Спустив на воду два минных катера, «Россия» артиллерийским огнём повреждает машинное отделение турецкого броненосца. Во время боя экипаж «России» потерял убитыми и ранеными 39 человек своего экипажа, в том числе семь офицеров. При попадании турецкого снаряда в рубку парохода, капитан-лейтенант Алексеев своим телом закрывает наследника престола и получает тяжёлые ранения. Цесаревич Александр легко ранен в ногу. Командование кораблём принимает старший из выживших офицеров — младший артиллерийский офицер лейтенант Бэр.
Потерявший ход и часть вооружения турецкий корабль добит ночью минной атакой пароходных катеров. Как шутил впоследствии Алексеев — «из сего боя я вынес неприязнь к короткоствольным орудиям и медленным корабельным машинам, поскольку руку свою вынести уже не смог».

"Неэкономные крейсера" - другая жизнь адмирала Алексеева.

24 ноября 1877 — В севастопольском госпитале скончался тяжелораненый в бою лейтенант Рожественский.

19 марта 1878 — Потерявший в бою руку капитан-лейтенант Алексеев уволен с военной службы.

11 мая 1881 — Распоряжением императора Александра III капитан-лейтенант Алексеев возвращён на военную службу с присвоением звания капитан 2-го ранга. Алексеев назначен капитаном царской яхты «Держава», также заведя знакомство с новым наследником престола Николаем Александровичем, благодарным за спасение жизни своего отца.

июнь 1883 — Алексеев назначен агентом морского министерства во Франции, ответственным за сбор технической и научной информации.

13 апреля 1886 — Алексеев произведен в капитаны 1-го ранга.

17 ноября 1886 — Назначение командиром строящегося в Сен-Назере крейсера «Адмирал Корнилов» с оставлением в должности агента.

Январь 1888 — Морское Ведомство России по представлению Алексеева приобретает во Франции лицензию на производство и готовый образец 340-миллиметрового 42-калиберного орудия образца 1887 года.

20 мая 1889 — Заложена канонерская лодка «Грозящий» (2230т. 12.4 уз. 1*340-мм/42, 6*47-мм/43 (в 1895 году 47-мм орудия заменены на 75-мм/50). Введёна в эксплуатацию 1 мая 1892.

19 мая 1890 — Заложен броненосный крейсер «Рюрик» (11000т, 18 уз., 4*203-мм/35, 16*152-мм/45, 8*120-мм/45, 6*47-мм, 10*37-мм). Cпущен на воду 22 октября 1892 года, введён в состав флота 16 октября 1895 года.

15 марта 1891 — Алексеев произведен в контр-адмиралы с назначением помощником Начальника Главного Морского Штаба. Адмирал Алексеев начинает знакомство с петербургскими промышленными кругами, включая главного акционера Общества Путиловских заводов и Обуховского завода князя Николая Меншикова.

22 мая 1891 — пожар в эллинге Нового Адмиралтейства. Эллинг ушел на двухгодичный ремонт. Отмена строительства броненосца «Сисой Великий».

лето 1892 — На учениях Балтийского флота в качестве практических целей малокалиберной артиллерии, огнём 37-мм и 47-мм орудий Практической эскадры потоплены ранее списанные миноноски 1877-78гг. постройки «Змея» «Канарейка», «Фазан» и «Осётр». Учения показали относительную неэффективность данных образцов артиллерии, поскольку каждый потопленный ею лёгкий и устаревший корабль до исчерпания резервов живучести получил от 60 до 110 прямых снарядных попаданий.

ноябрь 1892 — Адмирал Алексеев в частном порядке совершает визит на расположенную в Филадельфии верфь William Cramp & Sons на предмет возможного размещения заказов русского флота. Наибольшим приобретением данного визита становится путешествие адмирала на пассажирском лайнере «City of Paris«, который несколько лет удерживал Голубую ленту Атлантики как самый быстрый корабль на Североатлантическом маршруте.

"Неэкономные крейсера" - другая жизнь адмирала Алексеева.

8 апреля 1893 — из-за министерских споров о необходимости установки 305-мм орудий на броненосцы береговой обороны временно отменена закладка ББО «Адмирал Сенявин».

17 апреля 1893 — В Средиземном море происходит столкновение французского торпедного авизо «Couleuvrine» и крейсера «Владимир Мономах». Шедший на полном ходу авизо не заметил крейсер в ночном тумане. «Мономах» в полученную двухметровую пробоину принял около ста пятидесяти тонн воды, встав после этого в трёхмесячный ремонт, оплаченный французским правительством.

29 мая 1893 — На отдыхе в Ницце трагически погибает генерал-адмирал и великий князь Алексей Александрович, который подскользнулся на мокром полу ванной комнаты гостиничного номера и ударился виском об угол мраморного умывальника.

20 ноября 1893 — Заложен броненосный крейсер «Россия» (12400 т., 19,2 уз. 1*2×340-мм/42, 12×152-мм/45, 12 × 75-мм/50). Введён в эксплуатацию 12 февраля 1898.

весна 1894 — В Морском министерстве начинается дискуссия о развитии крейсерских сил флота и создании проекта «сильного современного броненосца, скорее охарактеризованного броненосным крейсером, то есть обладающего возможно большим районом плавания и скоростью«.

лето 1894 — В министерстве побеждает точка зрения адмирала Алексеева о необходимости завершения периода мелких «экономных» проектов и создания боевых кораблей, заведомо качественно уступающих кораблям возможных противников.

сентябрь 1894 — Cтроительство ББО «Генерал-адмирал Апраксин» отменено для сбережения средств на новые крейсера.

осень 1894 — В качестве эскизного проекта нового броненосного крейсера новым императором Николаем II утверждён проект Балтийского завода водоизмещением 15000т, вооружением 2*2×305-мм и скоростью в 20 узлов.

зима 1894 — Принимается решение вооружить новый крейсер производящимся в России вариантом 340-мм французского морского орудия, которое за шесть лет производства удалось модернизировать на повышение скорострельности с режима один выстрел за четыре минуты до двух выстрелов за три минуты. Кроме того, орудие было переведено на использование новых образцов взрывчатых веществ и дальномеров.

1 января 1895 — Контр-адмирал Алексеев назначен начальником эскадры Тихого океана.

11 марта 1895 — В старом деревянном эллинге Балтийского завода был заложен броненосный крейсер «Пётр Великий». Введён в эксплуатацию 6 октября 1901. На строительство корабля было потрачено 15,9 млн. рублей.

Водоизмещение: 17375/18790 тонн
Размерения: 163х24,8х8м
Механизмы: 3 вала, 3 ПМ ВТР, 42 котла Бельвиля, 30500 л.с. = 23,9 узлов
Запас топлива: 1500/2200 тонн угля
Дальность: 4600/5300 миль
Броня (гарвей): пояс по ВЛ 102-254 мм, верхний пояс 102 мм, траверзы 203 мм и 102 мм, башни 229-254 мм, крыша башен 63,5 мм, барбеты 178-229 мм, казематы 51-127 мм, батарея 76мм, рубки 305 мм, палуба 51-76 мм
Вооружение: 2*2 × 340-мм/42, 4*2×152-мм/45, 14*1×120-мм/45, 1*2×120-мм/45 (ретирадная установка), 4×47-мм/43 (салютные орудия)
Экипаж: 29/845 человек

В проекте корабля были учтены ходовые качества трансатлантических лайнеров, убран массивный таранный отсек и добавлен клиперский форштевень. Общая доработка и облагораживание носовой части корабля добавили крейсеру примерно 1,2 узла максимальной скорости хода. Расследование случаев навигационных инцидентов и столкновений с участием российских кораблей легло в основу распоряжения о дополнительной защите и бронировании оконечностей строящихся кораблей. После завершения строительства нового корабля, старый броненосец Балтийского флота «Петр Великий» переклассифицирован в учебный ББО «Выборг».

В качестве визуального отображения нового броненосного крейсера представлен рисунок французского броненосца "Бренн".

В качестве визуального отображения нового броненосного крейсера представлен рисунок французского броненосца «Бренн».

12 марта 1895 — В большом каменном эллинге Нового Адмиралтейства состоялась закладка второго корабля серии — «Полтавы». Механизмы для обоих кораблей заказали Балтийскому заводу. Корабль введён в эксплуатацию 19 июня 1903 года. Затраты на строительство корабля составили 16,7 млн рублей.

18 апреля 1896 — На Балтийском заводе началась постройка еще одного броненосного крейсера типа «Пётр Великий». Первоначально данный корабль должен был получить наименование «Победа», но распоряжением начальника Морского министерства адмирала Тыртова на утверждение императора Николая был предложен вариант «Князь Меншиков-Ижорский». Злые языки в министерства утверждали, что данный факт, знакомство Тыртова с князем Николаем Меншиковым, как и последующая летом 1896 года покупка министром особняка на Морской улице Петербурга есть абсолютно несвязанные с собой события.
Крейсер «Меншиков» одним из первых кораблей русского флота получил крупповскую броню. Корабль введён в эксплуатацию 2 декабря 1902 года. Проведённая ранее модернизация Ижорского завода позволила не только начать серийное производство крупповской брони, но и снизить её стоимость по сравнению с ранее применявшейся бронёй Гарвей. Затраты на строительство корабля составили 15,6 млн рублей.

16 апреля 1897 — Контр-адмирал Алексеев произведен в вице-адмиралы.

12 июля 1897 — Гибель в Выборгском заливе броненосца «Гангут» в очередной раз обратила внимание на недостаточную живучесть кораблей РИФ в условиях затопления.

7 мая 1898 — Заложен броненосный крейсер «Громобой» (12460т, 20,1 уз., 4*203-мм/45, 16*152-мм/45, 12*120-мм/45, 2*75-мм/50 ). Cпущен на воду 26 мая 1899 года, вступил в строй в 1900 году.

"Неэкономные крейсера" - другая жизнь адмирала Алексеева.

19 августа 1899 —  Вице-адмирал Алексеев назначен главным начальником и командующим войсками Квантунской области и морскими силами Тихого океана [начальник эскадры Тихого океана ему непосредственно подчинялся по должности].

март 1901 — Осознавая ограниченные возможности базы Порт-Артура, Морское министерство формирует во Владивостоке отдельный отряд крейсеров трёхдивизионного состава.
Организация Владивостокского отряда крейсеров:
Первый дивизион крейсеров ВлО:
— броненосный крейсер 1-го ранга «Пётр Великий», капитан 1-го ранга Бойсман Василий Арсеньевич (флаг 1-го младшего флагмана эскадры капитана 1-го ранга Бэра Владимира Иосифовича).
— броненосный крейсер 1-го ранга «Полтава», капитан 1-го ранга Вирениус Андрей Андреевич.
— броненосный крейсер 1-го ранга «Князь Меншиков-Ижорский», капитан 2-го ранга Николай Оттович фон Эссен.

Второй дивизион крейсеров ВлО:
— броненосный крейсер 1-го ранга «Россия», капитан 1-го ранга К. П. Арнаутов (брейд-вымпел командующего дивизионом капитана 1-го ранга Рейценштейна Николая Карловича).
— броненосный крейсер 1-го ранга «Громобой», капитан 1-го ранга Н. Д. Дабич.
— броненосный крейсер 1-го ранга «Рюрик», капитан 1-го ранга Е. А. Трусов.

Третий дивизион крейсеров ВлО:
— бронепалубный крейсер 1-го ранга «Богатырь», капитан 1-го ранга А. Ф. Стемман (брейд-вымпел командующего дивизионом капитана 1-го ранга Иессена Карла Петровича).
— крейсер 2-го ранга «Лена» (до 26 февраля 1904 года пароход Добровольного флота «Херсон»), капитан 2-го ранга П. К. Тундерман.
— пароход Добровольного флота «Москва», лейтенант В. Г. Вевель-фон-Кригер.
Вице-адмирал Алексеев оставляет за собой прямое командование Владивостокским отрядом крейсеров.

4 февраля 1904 — Разрыв Японией дипломатических отношений с Россией. Получение японским морским командованием приказания начать военные действия против русского флота.

ночь на 9 февраля 1904 — начало русско-японской войны. Внезапное нападение японских эскадренных миноносцев на Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на внешнем порт-артурском рейде в составе эскадренных броненосцев «Петропавловск» (флаг вице-адмирала Старка), «Севастополь», «Ретвизан», «Победа», «Цесаревич»; крейсеров 1 ранга «Баян», «Паллада», «Диана», «Аскольд»; крейсеров 2 ранга «Новик», «Боярин», «Джигит»; канлодки «Гиляк» и транспорта «Ангара».
В результате атаки были подорваны торпедами и надолго выведены из строя эскадренные броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада». Открытый русской эскадрой огонь вынудил японские миноносцы уйти в море. Преследование их вышедшим в море крейсером «Новик» было безрезультатно.

9 февраля 1904 — При попытке покинуть бухту Чемульпо были потоплены бронепалубный крейсер Варяг и канонерская лодка «Грозящий». Прикрываясь в утреннем тумане бортом «Варяга», Грозящий огнём 340-мм орудия с короткого расстояния потопил японский бронепалубный крейсер «Такачихо». Поскольку командир отряда капитан Руднев решил не возвращаться в Чемульпо, оба корабля 1-й ТОЭ были потоплены японским флотом, потеряв до половины личного состава убитыми и умершими от переохлаждения. Тело капитана Руднева так и не было найдено, тяжелораненый командир «Грозящего» капитан 2-го ранга Беляев поднят с воды японской спасательной командой.

9 — 11 февраля 1904 — Постановка минным транспортом «Енисей» на подступах к порту Дальний в Талиенванской бухте 400 мин заграждения. 11 февраля при постановке минного заграждения «Енисей» во время уничтожения одной из всплывших мин был нанесен течением на свое минное заграждение и, взорвавшись, пошел ко дну. Погибли командир капитан 2 ранга Степанов, 3 офицера и 92 человека команды.

11 февраля 1904 — Посланный вечером для выяснения судьбы минного транспорта «Енисей» крейсер 2 ранга «Боярин» (капитан 2 ранга Сарычев) в сопровождении 6 миноносцев, подойдя к Талиенванской бухте и не зная расположения поставленных «Енисеем» мин, наскочил на одну из них и подорвался. Считая невозможным спасти крейсер, капитан 2 ранга Сарычев решил оставить корабль и, переведя экипаж на миноносцы, вернулся в Порт-Артур. «Боярин» еще двое суток находился на-плаву и только в ночь на 13 февраля затонул у о.Южный Саншандао, по-видимому, еще раз подорвавшись на минах.

9 — 14 февраля 1904 — Поход сводной группы ВОК-а в составе броненосных крейсеров «Россия» (брейд-вымпел капитана 1 ранга Рейценштейна), «Громобой», «Рюрик» и легкого крейсера «Богатырь» из Владивостока к Сангарскому проливу для операций на путях сообщения Японии. 11 февраля отряд встретил и потопил (после своза людей) огнем артиллерии японский пароход «Наканоура-Мару» (1084 т) с грузом риса.

24 февраля — 2 марта 1904 — Поход первого дивизиона ВОК-а в составе броненосных крейсеров «Пётр Великий» (флаг вице-адмирала Алексеева), «Полтава», «Князь Меншиков-Ижорский» из Владивостока к побережью Кореи для осмотра побережья и уничтожения японских транспортов на путях между Гензаном (Корея) и портами Японии. Судов противника встречено не было.

4 марта 1904 — Бомбардировка Владивостока отрядом японских крейсеров в составе броненосных крейсеров «Идзумо» (флаг адмирала Камимуры), «Адзума», «Асама», «Якумо», «Ивате» и легких крейсеров «Касаги» и «Иосино». Обстрел, производившийся броненосными крейсерами, длился 45 мин., с 13 час. 35 мин. до 14 час. 20 мин., с дистанции 45 кабельтовых вне дальности огня крепостных батарей, которые не отвечали. Выпустив до 200 снарядов с ничтожными результатами, корабли противника повернули в море. В 15 час. 30 мин. отряд крейсеров («Пётр Великий», «Полтава», «Россия» и «Богатырь») вышел в море для отражения противника, но ввиду ухода последнего вернулся к 17 час. на рейд. Император выразил адмиралу Алексееву высочайшее неудовольствие за успешный японский набег.

8 марта 1904 года — В Порт-Артур прибыл новый назначенный командир Тихоокеанской эскадры вице-адмирал Макаров.

11 марта 1904 — Первый выход порт-артурской эскадры под флагом вице-адмирала Макарова в море в составе трёх эскадренных броненосцев: «Петропавловск» (флаг вице-адмирала Макарова), «Севастополь», «Победа», 4 крейсеров «Баян», «Аскольд», «Диана», «Новик», 2 минных крейсеров «Гайдамак», «Всадник» и 7 эскадренных миноносцев для практики в совместном маневрировании и осмотра ближайших к Порт-Артуру островов. Этот выход имел также целью тренировку эскадры в быстром выходе из внутренней гавани на внешний рейд в одну полную воду. При этом Макаров стремился к тому, «чтобы командиры освоились и объединились в общих взглядах на порядок ведения боя». Оценивая итоги эскадренного учения, Макаров в рапорте адмиралу Алексееву написал: «Несмотря на всякие несовершенства и недостаток в исправных миноносцах, я нахожу, что мы могли бы рискнуть — теперь же попробовать взять море в свои руки и, преднаметив, постепенно увеличить район действий эскадры; я предусматриваю генеральное сражение, хотя благоразумие подсказывает, что теперь еще рано ставить все на карту, а в обладании морем полумеры невозможны».

14-29 марта 1904 — первый и второй дивизионы ВОК-а пройдя незамеченными через Сангарский пролив вошли в залив Сагами и обстреляли несколько портовых объектов населённых пунктов на его берегах. Кроме того, был потоплен дозорный броненосный корвет «Кацураги». Затем крейсера вернулись во Владивосток через пролив Лаперуза.

27 марта 1904 — Японцы снова попытались перекрыть выход из гавани Порт-Артура, на этот раз использовав 4 старых транспорта, наполненных камнями и цементом. Транспорты, однако, были затоплены слишком далеко от входа в гавань.

31 марта 1904 — Во время выхода в море, броненосец «Севастополь» не удержался в общем строю эскадры, вышел за пределы протраленного района и налетев на минную банку (3 мины) затонул в течение двух минут. Погибло 610 человек, в том числе командир корабля капитан 1-го ранга Роберт Вирен.

"Неэкономные крейсера" - другая жизнь адмирала Алексеева.

При перестроении в 10 час. 10 мин. эскадренный броненосец «Победа» также наткнулся на мину, взорвавшуюся в отделении правых носовых угольных ям и причинившую пробоину в 7 метров длины и 5 метров ширины. Приняв около 550 тонн воды, броненосец с креном в 6° на правый борт остался на плаву и под своими машинами дошел до внешнего рейда, откуда на буксире портовых катеров был отведен в Восточный бассейн для ремонта.

11-17 апреля 1904 — Первый и второй дивизионы ВОК-а проводят набеговую операцию на западное побережье Японии, уничтожив 14 транспортных и рыболовецких кораблей.

19 апреля 1904 — Японцами была предпринята третья и последняя попытка заблокировать вход в гавань Порт-Артура, на этот раз с использованием 8 транспортов и затоплением на фарватере бухты старого броненосца «Фусо». В результате русский флот оказался на три недели заблокирован в гавани Порт-Артура, что расчищало дорогу для высадки 2-й японской армии в Маньчжурии.

29 апреля 1904 — Сформирование первой партии траления порт-артурского рейда в составе минных крейсеров «Всадник» и «Гайдамак» и 4 паровых минных катеров под руководством командира минного заградителя «Амур» капитана 2 ранга Ф.Н.Иванова для контрольного траления рейда и протраливания фарватеров во время выхода кораблей в море.

5 мая 1904 — 2-я японская армия под командованием генерала Ясукаты Оку, численностью около 38,5 тыс. человек, начала высадку на Ляодунском полуострове, примерно в 100 километрах от Порт-Артура. Высадка осуществлялась 80-ю японскими транспортами и продолжалась до 13 мая. Русские части, насчитывавшие около 17 тыс. человек, под командованием генерала Стесселя, также как и русская эскадра в Порт-Артуре под командованием Макарова, активных действий для противодействия высадке японцев не предприняли. В Порт-Артуре продолжаются работы по подъёму затопленных японских кораблей.

14 мая 1904 — В Порт-Артуре при установке минного заграждения от дефекта и взрыва собственной мины погибает заградитель «Амур».

15 мая 1904 — Гибель японского бронепалубного крейсера «Иосино», протараненного при столкновении с японским же броненосным крейсером «Кассуга» в районе о-ов Эллиот. Из экипажа «Иосино» погибло 32 офицера и кондуктора и 303 человека команды.

15 мая 1904 — Крейсер «Богатырь», выйдя под флагом контр-адмирала Иессена в густом тумане из Владивостока для рекогносцировки в залив Посьета, на пути вследствие ошибки в счислении выскочил на камни у мыса Брюса в Амурском заливе, свернув себе форштевень и получив большую пробоину в носовой части. Из-за слабости спасательных средств Владивостокского порта крейсер удалось снять с камней лишь 18 июня. Затянувшийся ремонт повреждений привел к тому, что крейсер в военных действиях до конца войны участия не принимал.

26 мая 1904 — В связи с начавшимся наступлением японцев на Кинджоу канонерская лодка «Бобр», перейдя в бухту Хунуэза (Хэндбай), открыла огонь по левому флангу противника, вынудив его приостановить наступление.
Объявление японского морского командования о начале блокады побережья Квантунского полуострова и всех его портов. Обстрел левого фланга японских войск 3 паровыми катерами под командой мичмана Геркена и вооруженным портовым катером под командой прапорщика флота Дейчмана из бухты Хэндбай с дистанции около 6 кабельтовых. Выход крейсера «Новик» с 10 эскадренными миноносцами в бухты Сикао и Тахэ для предупреждения возможной высадки противника в этих бухтах с целью удара в тыл Кинджоуским позициям.

31 мая 1904 — Владивостокскими крейсерами был перехвачен японский транспорт «Хитати Мару» (6175 брт), на борту которого находилось восемнадцать 280-мм мортир для осады Порт-Артура, что позволило затянуть осаду Порт-Артура на несколько месяцев.

5 июня 1904 — Окончание ремонта эскадренного броненосца «Ретвизан» и снятие с него кессона. Вице-адмирал Макаров перенес на него свой флаг с броненосца «Петропавловск».

6 июня 1904 — Окончание ремонта броненосца «Цесаревич» и снятие с него кессона.

14 июня 1904 — Прибытие в Порт-Артур из Чифу лейтенанта Данилова и ординарца адмирала Алексеева — штабс-капитана Урусова, прорвавших на джонке блокаду и доставивших директивы от наместника командованию крепости.

15 июня 1904 — Миноносец «Лейтенант Бураков» (командир — лейтенант Долгобородов), прорвав блокаду, прибыл из Порт-Артура в Тоуер-Хилл для отправления донесений адмиралу Алексееву с командированными для этого офицерами — капитаном Одинцовым и лейтенантом Лепко. 17 июня «Лейтенант Бураков» вернулся в Порт-Артур.

15 — 21 июня 1904 — Набеговая операция владивостокских крейсеров на Хакодате. В бухте потоплено семь транспортных кораблей и броненосный корвет «Мусаши». По порту и городу выпущено 84 340-мм снарядов.

"Неэкономные крейсера" - другая жизнь адмирала Алексеева.

20 июня 1904 — Окончание ремонта и снятие кессона с эскадренного броненосца «Победа», подорвавшегося 13 апреля на мине.

27 июня — 7 июля 1904 — Набеговая операция владивостокских крейсеров на Ниигату. Уничтожен угольный склад и стоящие в порту пять транспортных кораблей. По порту и городу выпущено 129 340-мм снарядов.

9 июля 1904 — Выход из Порт-Артура отрада кораблей под командованием контр-адмирала Лощинского в составе крейсеров «Баян» (брейд-вымпел), «Диана», «Паллада», «Новик»; эскадренного броненосца «Победа»; канонерских лодок «Кореец», «Отважный» и 11 эскадренных миноносцев: «Властный», «Бесстрашный», «Грозовой», «Бойкий», «Бдительный», «Стройный», «Сердитый», «Смелый», «Сторожевой», «Разящий», «Решительный» для обстрела японских прибрежных позиций в районе бухты Лунвантан.

9 июля 1904 — Бой в заливе Петра Великого. Оставив против Порт-Артура демонстративный заслон из броненосцев «Фудзи», «Ясима» и нескольких бронепалубных крейсеров, адмирал Того решил выманить основные силы ВОК-а из под прикрытия береговой артиллерии. Для этой цели ранним утром девятого июля Владивосток был снова обстрелян крейсерами Камимуры. Вышедшие из порта владивостокские крейсера натолкнулись на основные силы японского флота.

Соотношение сторон:
Владивостокский отряд крейсеров
Первый дивизион крейсеров ВлО:
— броненосный крейсер 1-го ранга «Полтава» (капитан 1-го ранга Вирениус Андрей Андреевич). Флаг командующего ВОК-ом адмирала Е. И. Алексеева.
— броненосный крейсер 1-го ранга «Пётр Великий» (капитан 1-го ранга Бойсман Василий Арсеньевич). Флаг 1-го младшего флагмана эскадры капитана 1-го ранга Бэра Владимира Иосифовича.
— броненосный крейсер 1-го ранга «Князь Меншиков-Ижорский», (командир — капитан 2-го ранга Николай Оттович фон Эссен).

Второй дивизион крейсеров ВлО:
— броненосный крейсер 1-го ранга «Россия» (командир капитан 1-го ранга К. П. Арнаутов) (брейд-вымпел командующего дивизионом капитана 1-го ранга Рейценштейна Николая Карловича).
— броненосный крейсер 1-го ранга «Громобой», (командир капитан 1-го ранга Н. Д. Дабич).
— броненосный крейсер 1-го ранга «Рюрик» (командир капитан 1-го ранга Е. А. Трусов).

Объединённый Японский флот:
— 1-й боевой отряд (адмирал Х. Того): 4 эскадренных броненосца («Микаса», «Асахи», «Хацусе», «Сикисима»);
— 2-й боевой отряд (контр-адмирал Х.Камимура): 4 броненосных крейсера: («Идзумо», «Адзума», «Токива» и «Ивате»).
— 3-й боевой отряд (контр-адмирал С. Дева): 3 броненосных крейсера («Кассуга», «Ниссин», «Якумо») и 3 бронепалубных крейсера («Касаги», «Такасаго» и «Читосэ»).
— 5-й боевой отряд (контр-адмирал Х. Ямада): 2 бронепалубных крейсера («Хасидатэ» и «Мацусима») и 1 броненосец 2-го класса («Чин-Иен»).
— 6-й боевой отряд (контр-адмирал М. Того): 1 броненосный крейсер («Асама») и 4 бронепалубных («Акаси», «Сума», «Акицусима», «Ицукусима»).
12 эскадренных миноносцев и 16 миноносцев.

"Неэкономные крейсера" - другая жизнь адмирала Алексеева.

В условиях значительного неравенства сил адмирал Алексеев решил прорываться Владивосток через отряд адмирала Камимуры, предварительно уменьшив скорость своего первого дивизиона для недопущения разрыва общего боевого ордера эскадры на две отдельных группы. Это помогло увеличить точность русских снарядов, но также увеличило поражаемость собственных кораблей. Как позднее сообщил находившийся в боевой рубке «Полтавы» мичман князь К. П. Ливен — на осторожные слова командира корабля капитана Вирениуса о том, что крейсер терпит значительные повреждения от действия японской артиллерии, адмирал Алексеев коротко заметил, что — «Бог терпел и нам велел«… За короткое время флагманский крейсер «Полтава» получил 9 попаданий 305-мм японскими снарядами и два попадания калибром 254-мм. Разворачивающийся «Микаса» поймал восемь попаданий 340-мм снарядов, один из которых поразил его кормовую башню.

Как записал находящийся на борту «Сикисимы» английский офицер Пакинхэм — «… на «Микаса» раздался чудовищный взрыв, и огромное облако дыма поднялось вверх и стало расползаться в стороны, в то время как куски железа летели и падали во всех направлениях. Поначалу показалось, что это разорвалось орудие, но, когда дым рассеялся, стало ясно, что взрыв кормового погреба фактически разломил корабль пополам«. Корабль затонул в течении четырёх минут, из его экипажа спаслось около сорока человек. Единственный найденный спасательными командами офицер — сотрудник оперативного отдела штаба флота И. Ямамото скончался в госпитале через неделю от полученных травм и переохлаждения.
Практически одновременно с попаданием в «Микасу» в рубку флагманской «Полтавы» ударил 305-мм снаряд «Хацусе». Погибли находившиеся на мостике вице-адмирал Алексеев, командир корабля капитан 1-го ранга Вирениус, старший артиллерийский офицер капитан 2-го ранга Генке, младший штурманский офицер мичман Палецкий 2-й и вахтенный начальник лейтенант фон Нидермиллер 2-й. Тем не менее, корабль сохранил управление и место в строю эскадры. Командование эскадрой принял командир 1-го дивизиона ВОК и младший флагман эскадры капитан 1-го ранга Бэр, находившийся на крейсере «Петр Великий».

Трудности ВОК-а не кончались — на «Рюрике», который шел концевым в эскадренной колонне, был убит старший офицер и тяжело ранен командир капитан 1-го ранга Е. А. Трусов, возник сильный пожар, разбиты рулевые приводы в боевой рубке и на заднем мостике. Управление крейсером пришлось перенести в рулевое отделение, но из-за подводных пробоин в кормовой части крейсер сел кормой — пришлось отказаться от управления рулем, и крейсер стал управляться машинами. «Рюрик» уже не мог держаться в строю и начал отставать. Командование крейсером принял вахтенный офицер лейтенант К. П. Иванов-Тринадцатый. Когда с юга показались японские броненосцы, а с востока подошли 3 крейсера 3-го класса и 5 миноносцев, Иванов приказал затопить «Рюрик». Поскольку все штатные плавстредства были уничтожены, команда спасалась с помощью матрасов, поясов и обломков дерева. В конце 14-го часа (по свидетельствам японцев в 12 ч. 42 мин.) крейсер затонул, а оставшиеся в живых члены команды были подобраны японскими судами.

Относительно быстрый прорыв русской эскадры через замыкающую линию японских крейсеров показал весьма условную сопротивляемость относительно медленных и слабовооружённых крейсеров адмирала Камимуры к действию 340-мм снарядов. Короткий броневой пояс «Адзумы» и последующее обширное затопление вызвали гибель крейсера после попадания шести снарядов «Петра Великого» и «Полтавы». Во время обстрела «Адзумы», один из снарядов кормовой башни главного калибра крейсера «Полтава» разорвался почти сразу же после выхода из ствола орудия, убив или ранив 38 человек из числа команды и произведя значительные разрушения его кормовой части. Командир находившегося в относительно необстреливаемом состоянии крейсера «Меньшиков» капитан Эссен сосредоточил своё внимание на противостояние адмиралу Ямаде, потопив тремя попаданиями 340-мм снарядов старый бронепалубный крейсер «Мацусима» и поразив восемью снарядами главного калибра «сервиз императрицы». Cтарый китайский броненосец «Чин-Йен» не смог справиться с повреждениями и затоплениями, затонув во время буксировки в 200 милях от побережья Японии.

Русская эскадра смогла вырваться из ловушки адмирала Того и вернуться во Владивосток, но её состояние оказалось весьма удручающим. Крейсер «Полтава» — десять попаданий 305-мм снарядов, два попадания 254-мм снарядами и семь попаданий 203-мм снарядов. 96 погибших и 189 раненных, разрушена кормовая башня ГК, разбито две 152-мм башни и шесть 120-мм орудий. Крейсер «Пётр Великий» — пять 305-мм попаданий, одно 254-мм и одиннадцать 203-мм. Разбито 4 120-мм орудия. Экипаж потерял 34 человека убитыми и 107 раненными. Крейсер «Князь Меншиков-Ижорский» — одно попадание 320-мм снарядом «Хасидате» срубило грот-мачту, одно попадание 305-мм, одно попадание 254-мм снарядом, шесть попаданий 203-мм. Потери крейсера составили 17 погибших и 59 раненных. Крейсер «Россия» — два попадания 305-мм и четыре 203-мм. 22 раненных и 31 погибший. Крейсер «Громобой» — три попадания 305-мм и одно 254-мм. 28 погибших и 44 раненых. Крейсер «Рюрик» — семь попаданий 305-мм и восемь 203-мм. Крейсер погиб, потери экипажа составили около 300 человек убитыми, около 180 раненными. Настоящими «злыми гениями» русской эскадры стали японские броненосные крейсера «Кассуга» и «Ниссин» сумевшие поразить почти каждый корабль ВОК-а. Ущерб кораблям ВОК-а мог быть значительно выше, если бы корабли ВОК-а успели пополнить расстрелянные во время набега на Ниигату от трети до четверти снарядов главного и вспомогательного калибра.

Итоги сражения. Японская сторона — погибли броненосцы «Микаса» вместе со штабом адмирала Того, «Чин-Йен», броненосный крейсер «Адзума», бронепалубный крейсер «Мацусима». Россия потеряла крейсер «Рюрик» и командующего ВОК-а адмирала Е. И. Алексеева. Все корабли первого дивизиона ВОК получили гвардейские вымпелы. Новым командующим Владивостокским отрядом крейсеров был назначен бывший командир 1-го дивизиона крейсеров капитан 1-го ранга Бэр, за успешный прорыв флота получивший звание контр-адмирала. В свою очередь, первый дивизион принял также повышенный в звании капитан 1-го ранга Н. О. Эссен. Одним из первых своих приказов адмирал Бэр распорядился демонтировать 340-мм башенную установку крейсера «Россия» для замены кормовой башни «Полтавы». Взамен, «Россия» из арсенала Владивостока временно получила 203-мм орудие с щитовым прикрытием. На начало августа 1904 года смог привести в относительно боеготовое состояние только три крейсера — «Пётр Великий», «Князь Меншиков» и «Громобой».

5 августа 1904 — В условиях начавшейся блокады и обстрела Порт-Артура, штаб Первой Тихоокеанской эскадры принимает решение о прорыве всех быстрых и боеготовых кораблей во Владивосток…

Подписаться
Уведомить о
guest

264 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account