Опытный дальний истребитель сопровождения Bell XP-83. США
После смертоносных ударов немецких перехватчиков по шедшим без истребительного эскорта американским бомбардировщикам, командование ВВС армии США стало уделять пристальное внимание дальним истребителям сопровождения, и, зная об этом, компания Bell в начале 1944 года начала разработку дальнего тяжеловооруженного истребителя, взяв за основу свой реактивный истребитель P-59 Airacomet. Этот проект привлек внимание командования ВВС армии США, которое 31 июля 1944 года заказало два прототипа, присвоив им обозначение XP-83-BE и серийные номера 4484990-4484991.
Для XP-83 главный конструктор компании Роберт Вудс (Robert J Woods) сохранил базовую компоновку истребителя Airacomet, но сделал новую машину несколько крупнее. Силовая установка XP-83 состояла из двух турбореактивных двигателей с центробежным компрессором General Electric XJ33-GE-5, каждый из которых на взлете при 11500 об/мин развивал тягу 4000 фунтов (1814 кгс). Двигатели были установлены под корневыми частями крыла. Хотя данное решение не было идеальным с точки зрения аэродинамики, оно минимизировало ассиметричную тягу в случае выхода из строя одного из двигателей.
Структура самолета была цельнометаллической полумонококовой с работающей обшивкой, листы которой были закреплены заклепками с плоскими головками. Трапециевидное крыло самолета имело основу в виде двух лонжеронов (плюс вспомогательный лонжерон) с ламинарным аэродинамическим профилем, обладавшим низким сопротивлением. Угол установки крыла изменялся от 1 градуса у корневых частей до минус 1 градуса 15 минут у законцовок. Угол поперечного V был равен 2 градуса; стреловидность (угол наклона передней и задней кромок был разным) – 8 градусов 2 минуты.
Механизация крыла состояла из двух элеронов, оснащенных бустерами (на левом элероне был установлен триммер), и двух больших закрылков Фаулера, оснащенных гидравлическим приводом и размещенных между элеронами и корневыми частями крыла. Гидравлические бустеры элеронов использовались для уменьшения нагрузок на ручку управления на больших скоростях. Под каждой консолью крыла были установлены щитки вывода из пикирования с гидравлическим приводом.
Хвостовое оперение было однокилевым и свободнонесущим. Угол установки стабилизатора мог изменяться в полете с помощью электропривода, а рули высоты были оборудованы триммерами. Шасси самолета, отличавшееся носовой стойкой и широкой колеей основных стоек, было убираемым. Уборка шасси осуществлялась с помощью трех электромоторов.
Для выполнения своей основной задачи – полетов да большую дальность – XP-83 имел три самозатягивающихся взаимосвязанных топливных элемента в фюзеляже общим объемом 908 амер. галлонов (3437 л) и по три топливных элемента (123 амер. галлона [466 л]) в каждой консоли крыла. В дополнение к этому запасу топлива под крылом на усиленных узлах подвески можно было разместить сбрасываемые топливные баки емкостью по 300 амер. галлонов [1136 л]).
Кабина пилота была герметизированной и была оснащена фонарем, который в случае чрезвычайной ситуации мог быть сброшен. В компании Bell были рассмотрены различные варианты вооружения истребителя, среди которых были:
-
- четыре 20-мм пушки;
- четыре 37-мм пушки;
- батарея из двенадцати 12,7-мм пулеметов.
В конечном итоге было принято решение установить в носу машины стандартное вооружение из шести 12,7-мм пулеметов Browning с боезапасом по 300 патронов на ствол. Помимо стрелкового вооружения самолет также мог нести две 1000-фунтовых (454 кг) бомбы.
Первый прототип XP-83 был выведен из цеха в январе 1945 года, и 25 февраля под управлением шеф-пилота компании Bell Джека Вуламса (Jack Woolams) впервые поднялся в небо. Летные характеристики самолета оказались несколько разочаровывающими. Летные испытания показали, что XF-83 – такой индекс истребитель получил вследствие изменений в системе обозначений – имел недостаточную тяговооруженность, а его маневренность оставляла желать лучшего. Программа летных испытаний XF-83 была вскоре возобновлена, но командование ВВС США не стало заказывать его серийное производство.
В 1946 году первый прототип был переоборудован в летающую лабораторию по испытанию прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Местами размещения тестируемых ПВРД были законцовки крыла. К сожалению, в сентябре 1946 года во время одного из испытательных полетов самолет потерпел крушение и был полностью уничтожен. Второй прототип также использовался в качестве летающей лаборатории для проведения различных экспериментов пока в 1947 году не был отправлен на слом.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Bell XP-83
Назначение: дальний истребитель сопровождения
Статус: прототип
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: два турбореактивных двигателя General Electric XJ33-GE-5 с тягой по 4000 фунтов (1814 кгс)
Размеры:
размах крыла 53 фута 0 дюймов (16,17 м)
длина 44 фута 10 дюймов (13,68 м)
высота 15 футов 3 дюйма (4,65 м)
площадь крыла 431 кв. футов (40,04 м²)
Масса:
пустого 14105 фунтов (6404 кг)
нормальная общая 4090 фунтов (10 937 кг)
максимальная 27500 фунтов (12485 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 15660 футов (4776 м) 522 миль в час (840 км/ч)
начальная скороподъемность 5650 футов в минуту (28,7 м/с)
время набора высоты 30000 футов (9150 м) 11,5 минут
практический потолок 45000 футов (13715 м)
дальность полета
• нормальная 1730 миль (2784 км)
• максимальная 2050 миль (3298 км)
источник: A. J. Pelletier «Bell Aircraft since 1935», стр.61-62