Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Еще в XVI веке (1553 год) два судна английской экспедиции под начальством Г. Виллоуби во время вынужденной зимовки на Мурманском пустынном берегу погибли от голода и цинги там, где теперь плавают и зимуют сотни судов, а население измеряется многими десятками тысяч.
Освоение Севера идет особенно энергично за последние годы в советском секторе Арктики, в тех местах, куда в царской России ссылались неугодные правительству революционные элементы. Трудами, главным образом, этих людей и было положено основание знакомству с природой и богатством наших северных окраин.
Исследования сосланных за польское восстание 1863 г. А. Л. Чекановского на севере Енисейско-Ленской платформы, И. Д. Черского в Колымском крае, Тана-Богораза и Иохельсона в Чукотском крае, Серошевского в Якутии, как и ряда других, представляют ценнейший вклад в дело изучения Крайнего Севера и не утратили своего значения.
Промышленное освоение и развитие приполярных пространств Советского Союза имеет под собою прочную базу. Основной базой промышленного развития Севера послужат его недра. Даже в более южных районах, где климатические условия допускают развитие сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности, недра в значительной степени определяют экономическое лицо края.
В настоящее время наметились более или менее отчетливо пять районов Севера, имеющих несомненную горнопромышленную будущность.
* * *
Карело-Мурманский район явится, да уже является и сейчас, источником получения самого разнообразного сырья для горнохимической и металлургической промышленности. Здесь обнаружены слюды, руды титана, ванадия, редких земель, никеля и железа. Апатито-нефелиновые месторождения Хибин по своему богатству и запасам не имеют конкурентов в мире.
Полярный Урал, Новоземельская и Вайгачско-Пахойская системы богаты флюоритом, цинком, свинцом, возможно медью. Флюоритовые месторождения Амдермы уже сейчас по своим запасам вышли на первое место в Союзе и, возможно, явятся по богатству первыми в мире.
Таймырский край имеет неисчерпаемые запасы графита исключительного качества по рекам Бахте, Курейке, Фатьянихе, Нижней Тунгуске.
По медно-никелевым с содержанием платиновой группы рудам край стоит на первом месте в Союзе; кроме того, здесь известны богатые месторождения превосходного угля.
В Хатангском районе имеются признаки нефти, указывающие на новый нефтяной район; каменная соль слагается в целую гору в районе бухты Нордвик.
Верхоянский край по богатству серебро-свинцовых руд сейчас выходит в Союзе на первое место. Уже известны место рождения, где содержание серебра доходит до 2-3 килограммов на тонну.
Кроме того, есть все основания ожидать, что район станет серьезной базой и для оловянной промышленности.
Богатства Колымского края золотом общеизвестны. Промышленная жизнь сейчас развивается здесь бурными темпами. Наконец, Чукотка имеет все предпосылки стать оловянной и полиметаллической базой Дальнего Востока.
В определенных пунктах Севера будут постепенно возникать промышленные предприятия для добычи и переработки горнотехнического сырья до степени полуфабриката или вплоть до готовых продуктов. Точки промышленных центров будут определяться целым рядом факторов: местонахождением сырья, наличием источников энергии, путями сообщения. Преимущественно они будут расположены в непосредственной близости или даже на месте нахождения полезного ископаемого.
Обычно для каждой области характерно наличие не одного ископаемого, а целого комплекса месторождений, что определяется геохимическим обликом района Очевидно, разработке и переработке будет подвергаться весь этот комплекс в целом. В результате, в области создастся и разовьется главный индустриальный центр, где будет вестись основная промышленная обработка сырья, а к нему присоединится и будет тяготеть ряд менее мощных промышленных точек, главным образом по добыче сырья. Так постепенно будут создаваться мощные полярные горнопромышленные комбинаты.
Наличие населенных индустриальных центров даст могучий толчок развитию и остальных производительных сил края, остававшихся без развития за отсутствием потребления и невозможностью вывоза. Сюда следует отнести в первую очередь различные отрасли промыслового хозяйства: рыболовство, оленеводство, добычу дичи и морского зверя. Эти отрасли не будут иметь кустарный характер, а превратятся в мощные, организованные по последнему слову науки и техники предприятия.
Даже сельское хозяйство, казавшееся раньше немыслимым, теперь путем внедрения специальных скороспелых сортов овощей и злаков, специальной обработки почвы, искусственного созревания и облучения почвы проникнет туда, где росли лишайники и скудные полярные травы.
При создании арктических индустриальных центров необходимо будет разрешить два основных вопроса – энергетический и транспортный.
* * *
Источником энергии на Севере может быть уголь разных типов от антрацита до бурого, нефть, торф, ветер и вода. Уголь имеется почти повсюду. Особенно богат им Таймырский край. Нефть обнаружена в Хатангском районе и есть основания найти ее на всем пространстве от Енисея до Лены между 70–74° северной широты. Где отсутствует уголь, как, например, на Чукотке и в Западной Сибири, там нередко есть торф. Все же в сравнительно редких случаях топливо будет лежать в непосредственной близости от промышленного предприятия, чаще всего оно будет удалено на десятки и сотни километров. В этих случаях будут нужны мощные силовые установки централизованного типа, откуда электрическая энергия будет передаваться на участки.
Ветросиловые установки будут широко распространены, однако они будут лишь подсобными вследствие сложности мощных установок, необходимости в буферных аккумуляторных станциях и непостоянства ветра, как источника энергии. Небольшой мощности ветряные установки до 50–100 киловатт, несомненно, получат самое широкое развитие.
Гидроэлектрические станции не получат особого распространения из-за резкого колебания дебета воды в зимнее и летнее время, изменяющегося местами в 10 и более раз. Большие трудности представляет устройство плотин в условиях вечной мерзлоты; необходимость создания на зимнее время мощных водных резервуаров; угроза со стороны донного льда и ряд других причин. На побережье можно будет использовать температурные разности воздуха и морской воды путем создания теплосиловых установок специального типа. Но и они, как и ветросиловые установки, будут играть лишь вспомогательную роль подсобных установок.
Пути сообщения с внешним миром для промышленного развития Арктики будут играть решающую роль. Основным средством связи здесь является Северный морской путь, как главная водная магистраль. К ней подходят речные водные магистрали: Обь, Енисей, Лена, – пути сообщения второго порядка. В том случае, когда комбинат будет лежать в глубине страны, он свяжется дорогой по сухопутью. Кроме того, широко разовьется связь по воздуху.
Для вывозки продуктов полярных промышленных предприятий необходимы средства сообщения, достаточно дешевые, допускающие массовую и регулярную вывозку десятков и сотен тысяч тонн. Из имеющихся сейчас видов транспорта ни один этим требованиям полностью не отвечает. Однако водный путь имеет все шансы развиться в такую транспортную трассу. Но будущее водных сообщений Арктики лежит не в надводном, а в подводном плавании. Какие бы мощные ледоколы мы ни строили, зимняя навигация вдоль северных берегов вещь не реальная. Ледоколы позволят в самых благоприятных случаях растянуть навигацию на 5-6 месяцев, с июня по ноябрь, все же продукция полярных заводов и фабрик обречена лежать свыше полугода мертвым капиталом, загромождая склады.
* * *
Подводное плавание, не зная этих затруднений, характерных для надводного плавания, имеет свои препятствия. Но техника постройки подводных лодок шагнула весьма далеко; строятся лодки до 3000 тонн водоизмещением, с радиусом действия до 5000 миль, лодки, способные пройти в погруженном состоянии до 100 миль. Несомненно, ближайшее будущее значительно увеличит эти цифры, и подводные грузовые суда с полезным тоннажем в 5-10 тысяч тонн станут реальной действительностью.
Прокладка курса в подводном состоянии решена устройством на пути движения подводных звуковых маяков, радиопеленгаторных и других установок. В пунктах остановки судов – полярных портах – будут устроены специальные пристани с искусственными полыньями, где лед удаляется механическими, термическими или другими способами. Кроме того, и на самой лодке будут приспособления для пробивки ледового покрова при необходимости вынырнуть для обновления запаса воздуха или для других целей.
* * *
Климатические условия и в частности жестокие зимние штормы, когда скорость ветра достигает 40 и более метров в секунду, затрудняют авиасообщения в Арктике. Воздушные аппараты явятся лишь средством быстрой пассажирской связи и переброски сравнительно легких, срочных грузов, причем для этой цели будут использованы, главным образом, стратосферная и субстратосферная зоны, где атмосферные условия гораздо спокойнее и устойчивее. Из различных типов, наибольшее применение получат аппараты тяжелее воздуха, как более портативные и быстроходные. Дирижабли из-за штормовых погод вряд ли окажутся пригодными, так как в местах стоянок придется строить причальные мачты и ангары, а пользоваться ими можно будет лишь в сравнительно тихую погоду.
* * *
Сухопутные средства сообщения будут весьма разнообразны. Для переброски грузов в массовом масштабе будут служить электрифицированные железные дороги, подвесные канатные дороги и другие виды транспорта. Из безрельсовых типов найдут применение гусеничные машины, например вездеходы; для быстрой связи по гладкой дороге – аэросани и другие машины.
Радиосвязь и телевидение обеспечат быструю и постоянную связь с внешним миром. Наличие театров, кино, библиотек и школ позволит жителям полярных центров культурно расти и развиваться, как и в городах более южных широт. При регулярной связи и сообщениях Арктика уже не будет удаленной и оторванной после навигации на 5-6 месяцев окраиной, а превратится в одну из промышленных областей Советского Союза, имеющую свои климатические особенности.
Таковы перспективы ближайшего будущего советской Арктики, перспективы реальные, живым доказательством чего служат Хибины, Амдерма, Норильск и Колыма.
Источник: «Техника – молодёжи» № 12/1935