Для «нового флота» Североамериканских штатов массированно строились броненосные крейсера,причем,по зарождающейся американской традиции,они были одними из крупнейших кораблей этого класса в мире.Венцом развития американских броненосных крейсеров стала серия типа «Теннесси».Тактически они предназначались для действий в составе «летучего» отряда при линейной эскадре,аналогично применению крейсеров Камимурой в войну 1904-1905 годов.Гонка вооружений в части броненосных крейсеров между великими морскими державами была не менее напряженной чем по эскадренным броненосцам.Британцы с 1898 года построили 35 подобных кораблей 7 типов,французы начиная с «Жанны Д Арк» строили все более крупные крейсера своеобразной архитектуры,немцы построили 14 подобных кораблей , японцы также усиленно строили и покупали все новые броненосные крейсера.
Русско-японская война стала для американцев ,откровенно симпатизировавших японцам, стартом острого соперничества с Японией. Как писал Рузвельт (Теодор) во время конфликта в письме британскому дипломату Сесил Спринг Райсу ,
«Японцы интересуют меня , и я люблю их. Я прекрасно понимает , что если они победят это, возможно , означает борьбу между ними и нами в будущем «.
Для защиты американских интересов на вновь приобретенных в испано-американской войне территориях США построили шесть 13680-тонных Пенсильваний ,вооруженных четырьмя 8-дюймовыми (203 мм) и 14 6 дюймов (152 мм) пушками, защищенных 6 дюймовой (152 мм) поясной броней и с максимальной скоростью 22 узлов, значительно крупнее и сильнее того же «Бруклина».
Хотя Конгресс ,как и на линкорах,пытался ограничить растущее водоизмещение строящихся американских кораблей(для броненосных крейсеров потолок был-14 500 тонн),вооружение и бронирование требовало увеличения веса,что требовало увеличения мощности силовой установки и соответственно размеров и водоизмещения кораблей. Битва шла за каждую тонну. Но все-таки ради сохранения скорости в районе 22 узлов частью толщины броневого пояса пришлось пожертвовать.Зато вооружение было мощнее,а площадь бронирования больше чем у «Пенсильваний». По мнению военно — морского флота, эволюция от Нью — Йорка и Бруклина к Теннесси была прогрессом в сторону
« действительно боевого крейсера.» Первая пара крейсеров, Теннесси и Вашингтон , были одобрены Конгрессом по Программе 1902 г. ,другая пара, Северная Каролина и Монтана , были утверждены в 1904 году.
Броненосные крейсера типа «Теннесси» стали последними броненосными крейсерами США. Всего построено 4 единицы: «Теннесси» (Tennessee), «Вашингтон» ( Washington), «Норт Кэролайн» ( North Caroline), «Монтана» ( Montana) ,заложены они были в 1903–1905 годах,вступили в строй в 1906–1908 годах .
В американском флоте переименования построенных кораблей не так широко распространены как в России ,но именно эту серию в 1916-1920 годах переименовали. Старые названия достались новопостроенным линкорам.Если ранее для броненосных крейсеров и броненосных крейсеров выделялись названия в честь достаточно многочисленных штатов,то в данное время систему присвоения названий изменили-наименования штатов оставили только линейным кораблям,а всем крейсерам полагались только города.Амбиции сверхдержавы в морских вооружениях упирались в количество штатов в составе соединенного государства(45 на 1900,48 на 1916).
По классификации они первоначально числились броненосными крейсерами ( ACR ),с 1920 они стали просто крейсерами CA .Нумерация осталась прежней.
«Теннесси» стали развитием предшественников типа «Пенсильвания»,проект был значительно улучшен-за счет усиления главного калибра. По боевым возможностям они примерно соответствовали британским современникам типа «Минотавр»,немного уступая по вертикальному бронированию. Бортовой залп:254-мм и 152-мм орудий составлял 1306 кг.
К началу первой мировой войны новые крейсера уже попали в категорию устаревших.В войну с крейсеров временно сняли часть 152-мм и 76-мм пушек (на некоторых осталось по 4 152-мм). «Мисула» и «Шарлотт» исключены в 1921 г. «Сиэтл» был в конце войны переоборудован в носитель гидросамолетов, а в 1923 — 1927 гг. служил флагманской плавбазой флота США,с 1931 служил плавказармой вплоть до списания в 1946 году. «Мемфис» во время тайфуна в 1916 был выброшен на берег о.Гаити и полностью разрушен.
С окончанием Первой мировой войны в 1918 году в ВМС началось резкое сокращение . К 1919 году было принято решение сохранить четыре из восьми оставшихся крейсеров типа Пенсильвания и Теннесси в строю, другие четыре в запасе с 65 процентов экипажей на борту. Корабли должны были стать флагманами в зарубежных станциях , такие как азиатский флот и «показывать флаг» в различных портах. Тем не менее, корабли считались устаревшими,проекты переоборудования приняты не были,их восстановление и модернизация были признаны нецелесообразными и препятствующими строительству новых кораблей в рамках ограничений международных договоров.К тому же содержание старых крейсеров обходилось значительно дороже при сомнительной боевой ценности.
«Теннесси» USS Теннесси ACR-10 ,с 25 мая 1916- «Мемфис» Memphis — Уильям Крамп & Sons заложен 20 июня 1903, спущен 3 декабря 1904, вступил в строй 17 июля 1906 года. погиб во время тайфуна 29.8.1916 .
«Вашингтон» USS Washington ACR-11 ,с 9 ноября 1916- «Сиэтл» Seattle, с 17 июля 1920 CA-11 — Нью — Йорк Судостроение заложен 29 марта 1903 (др. данные-23.9.03) , спущен 18 марта 1905, вступил в строй 7 августа 1906 года. исключен в 1946 .
«Норт Кэролайн» USS North Carolina ACR-12,с 7 июня 1920- «Шарлотт» Charlotte, CA-12 — Newport News Shipbuilding заложен 21 марта 1905, спущен 6 октября 1906, вступил в строй 7 мая 1908 года. исключен в 1930.
«Монтана» USS Montana ACR-13 ,с 7 июня 1920- «Мисула» Missoula, с 17 июля 1920 CA-13 — Newport News Shipbuilding заложен 29 апреля 1905, спущен 15 декабря 1906, вступил в строй 21 июля 1908 года. исключен в 1930 .
Водоизмещение — 14500 т нормальное /15 715—15 981 т.в полном грузу. Длина 153,76 м. Ширина 22,23 м. Осадка 7,62 м.
Бронирование-Пояс — 76…127 мм ,верхний пояс (батарея) 127-50, 8 мм
палуба — 37…76 мм (на скосах —76…102 мм)
башни — 127…229 мм ,крыши 63, 5 мм
барбеты — 102…178 мм,барбеты главного калибра 203–102 мм.
казематы — 51…127 мм
рубка — 229 мм
Двигатели- 2 паровые машины тройного расширения, 16 паровых котлов Babcock and Wilcox,23 000 л. с.(номинальная),26 963 л. с.(на испытаниях). Движитель-2 винта. Скорость хода 22 узла (полная),22,2—22,5 узла (максимальная). Дальность плавания 6500 морских миль на 10 узлах. Экипаж 856—914 человек.
Вооружение-2 × 2 — 254-мм/40 Mark 3 ,16 × 1 — 152-мм/50 Mk.8 ,
22 × 1 — 76-мм, 12 × 1 — 47-мм 3-фунтовых , 2 × 1 или 4 × 1 — 37-мм. , 2 десантные пушки, 4 пулемета -торпедное вооружение -4 × 1 — 533-мм подводных
Теннесси — и Пенсильвания -классы крейсеров были почти идентичны по общему размеру. Теннесси были только на 0,94 м шире и на чуть более 800 тонн больше . Конструкция корпуса была почти той же,у «Теннесси» улучшили подводные обводы,что улучшило устойчивость на курсе и позволило при большем водоизмещении сохранить скорость в 22 узла.Мореходность у этих крейсеров считалась вполне неплохой.
Проектная скорость составляла 22 узла. Несмотря на обеспокоенность главного конструктора Мелвилла недостаточной мощностью силовой установки, все четыре корабля превысили проектную скорость.
Основное вооружение состояло из четырех 10-дюймовых (254 мм) 40 — калибра Mark 3 пушек, которые имели максимальный угол 14,5 ° ,снаряд весом 231 кг при начальной скорости 820 м / с достигал дальности 18288 м при максимальной скорострельности 2 — 3 выстрела в минуту. Эти орудия были установлены в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. (Для сравнения, британские BL 9,2 дюйма (233,7 мм) пушки снаряд 170 кг со скоростью 806 м / с отправляли на 26700 м). Mark 3 также имели плоскую траекторию , что привело к более точной стрельбе и помогало в централизованном управлении огнем. 10-дюймовые пушки Теннесси были на высоте 9,1 м над ватерлинией ,что уменьшало заливание при свежей погоде на полном ходу.Хороший обзор,увеличенный сектор огня были безусловным плюсом в размещении башен ГК на «Теннесси».
Вспомогательное вооружение состояло из шестнадцати 6-дюймовых (152 мм) 50 -CAL Mark 8 пушек. 48 кг снаряд при начальной скорости 850 м / с при скорострельности около 6 выстрелов в минуту. Все 152-мм орудия размещались в бронированных казематах — двенадцать на батарейной палубе и четыре на верхней . Погонный или ретирадный огонь могли вести 2 10-дюймовки и четыре 6-дюймовки.
Противоминное вооружение, состояло из 22 76 мм 50 кал. пушек Mark- 2, 3, 5, 6, 8 в одиночных установках — шесть на спонсонах , шесть на батарейной палубе и 10 на главной палубе. Они выпускали 11 кг снаряды при начальной скорости 820 м / с на 13350 м при максимальном угле 43 ° со скоростью 15-20 выстрелов в минуту. Также крейсер имел 12 3-фунтовых полуавтоматических орудий , две автоматические пушки 1-фунтовых, две 1-фунтовых скорострельных пушки, две полевых 3-дюймовки, два пулемета .30 калибра и шесть. 30 калибра автоматических пушек. Они были установлены на верхней палубе, мостиках и везде , где они могли бы обеспечить наиболее удобные позиции. Они должны были быть готовы в любое время для отражения атаки миноносцев и для нанесения повреждений незащищенным частям вражеских кораблей.
Несмотря на снижение толщины броневого пояса и палубной брони по сравнению с Пенсильванией , у Теннесси брони было по весу на 30 процентов больше и он стал одним из самых защищенных американских крейсеров. Это увеличение было вызвано в значительной степени увеличением брони для главных башен и увеличенной площади бронирования бортов. Вся броня от 127 мм и выше-крупповская цементированная,более тонкие участки были либо защищены гарвеевской броней или никелированной сталью.
Основной пояс по ватерлинии 127 мм с 76 мм на оконечностях на 2 метра уходил ниже ватерлинии.Поперечные защитные переборки 127 мм брони простиралась от башен до бронированной палубы . Батареи 152 мм пушек были изолированы 38 мм переборками никелевой стали.Боевая рубка имела 230 мм броню,51 мм на крыше и 127 м сигнальную башню.
Поперечных переборок на «Теннесси» было столько же как и на «Пенсильвании»,но продольных стало больше.Нижний уровень имел 35 водонепроницаемых отсеков . Двадцать восемь с электрическим приводом водонепроницаемых дверей и пять бронированных люков помогли сохранить водонепроницаемость под бронированной палубой.
К моменту закладки USS North Carolina и Montana Бюро по строительству и ремонту (C & R) успело внести некоторые изменения в проект по учету опыта первых сражений русско-японской войны.В том числе была на 1 дюйм увеличена толщина брони на барбетах,вес брони был несколько перераспределен с траверсов на артпогреба,емкость которых была увеличена на 20% по 10-дюймовым и 6-дюймовым боеприпасам.
Первоначально крейсера были построены с полыми носовыми и кормовыми мачтами,но в 1912 они получили стандартные американские ажурные мачты. В начале 1917 г. Вашингтон (к тому времени переименованный в USS Seattle ) был оснащен гидросамолетом и катапультой ,планировалось их установить еще на один корабль , вероятно , Монтана. Но при вступлении в войну катапульту демонтировали.152 и 76 мм пушки также были демонтированы и переданы для вооружения торговых судов,а порты были заварены.
Содержание:
USS Tennessee (ACR-10)
В ноябре 1906 года USS Теннесси сопровождал президента Теодора Рузвельта ( на борту линкора Луизиана ) в Панаму , чтобы проверить строительство Панамского канала . Потом совершал круизы по всему миру.
Во время Балканских войн в восточном средиземноморье защищал интересы США и перевозил беженцев. Теннесси вернулся в Средиземное море в августе 1914 года для проведения гуманитарных миссий и «показать флаг» в начавшейся мировой войне. В США линкор вернулся в августе 1915 года, транспортировал морпехов на Гаити и до февраля 1916 года активно экспортировал демократию в эту несчастную страну. В период с марта по май 1916 года, Теннесси перевозил секретаря казначейства William Gibbs McAdoo и других высокопоставленных лиц во время их южноамериканского круиза. Американским финансистам ,наверно,гораздо легче было договариваться с латиноамериканскими правителями ,имея 15 тысяч тонн стали за спиной.В 1916 крейсер уступил свое имя новому линкору и был переименован в Мемфис . В начале лета крейсер принял на борт войска для интервенции Доминиканской Республике . 29 августа 1916 года, стоящий на якоре у Санто — Доминго , USS Мемфис был выброшен на берег цунами; погибли более 30 членов экипажа,корабль получил повреждения,несовместимые с возможностью ремонта. Останки корабля были проданы в 1922 году , но разбор продолжался до 1938 года.
USS Вашингтон (ACR-11)
Вместе с USS Теннесси , USS Вашингтон в сопровождении USS Луизиана (с президентом Т. Рузвельтом на борту) совершил визит в Панаму и участвовал во всемирной выставке в Джеймстауне. На службе в Тихоокеанском флоте они вместе с «Теннесси»Тихоокеанскому флоту обошли всю Южную Америку с дружественными визитами.После капитального ремонта в Норфолке причислен к Атлантическому флоту в 1912 году. Среди обязанностей было сопровождение госсекретаря в круизе по Южной Америке в период с февраля по апрель 1912 года .Вашингтон совершил несколько рейсов в Доминикану и Гаити , перевозил морпехов для усмирения гражданских волнений и защиты американских интересов.
Переименован в Сиэтл в 1916 году, служил в качестве флагмана флотилии эсминцев при сопровождении первого американского конвоя в европейские воды. После перемирия действовал в качестве транспорта по возвращению на родину американских войск до 5 июля 1919 г. Позже -в составе Тихоокеанского флота.Вернулся в Атлантику в 1927 году и с 1931 году стоял в Нью — Йорке ,служа в качестве плавучих казарм , пока не был вычеркнут из списка флота и сдан слом в 1946 году.
USS North Carolina (ACR-12)
Сопровождал свежеизбранного президента Уильям Говард Тафта на осмотре Панамского канала в январе и феврале 1909 года. Вместе с USS Монтана на Средиземном море защищал американские интересы во время ликвидации последствий турецкой революции 1908 года . Он высадил медицинскую бригаду на берег 17 мая в Адане, Турция для лечения раненых и больных армянских жертв турецкой резни предоставил им продукты питания, жилье, дезинфицирующие средства, воду, перевязочные материалы и медикаменты,перевозил помощь от гуманитарных организаций. По возвращении, служил в западной части Атлантического океана и Карибского бассейна. Присутствовал на празднования 100 летия независимости Аргентины в мае-июне 1910 года и Венесуэле в июне-июле 1911 года,возил военного министра в инспекционную поездку в Пуэрто — Рико , Санто — Доминго , Куба , и Панамский канал в июле-августе 1911 и привез на родину с Кубы тела погибших моряков броненосца Мэн для их окончательного захоронения в Арлингтонском национальном кладбище . В Первой мировой войне вместе с USS Теннесси посещает порты Англии и Франции , курсирует в Средиземном море для демонстрации присутствия США в регионе . Вернулся в Бостон 18 июня 1915 на капитальный ремонт. С 5 сентября 1915 года, North Carolina стала первым кораблем , когда — либо запустившим самолет с катапульты на полным ходу. Когда США вступили в войну, сопровождал войсковые транспорты , курсирующих между Норфолком и Нью — Йорком. В период с декабря 1918 по июль 1919 года, перевозил войска американских экспедиционных сил домой из Европы. Переименован в Шарлотт в 1920 году , его первоначальное название предназначалось новому линкору.Сам он выведен из эксплуатации в Пьюджет — Саунд военно — морской верфи, Бремертон, Вашингтон, 18 февраля 1921 г. Исключен из морского реестра и отправлен на слом в 1930 году.
USS Montana (ACR-13)
Монтана была назначена в Атлантический флот ВМС США , в январе 1909 года посетила страны Карибского бассейна, а затем в Средиземном море защищала американские интересы в период после турецкой революции 1908 года . После возвращения, она приняла участие в праздновании столетия аргентинской независимости и сопровождала президента Тафта в Панаму.
После капитального ремонта, второй раз«Монтана» посетила Ближний Восток в период с декабря 1912 г. по июнь 1913 г. Во время первой мировой войны сопровождала военные конвои в 1917 и 1918 годах из Хэмптон — Роудс, Нью — Йорк и Галифакса , Новая Шотландия . Также «Монтана»выступала в качестве учебного корабля для военно — морской академии в начале 1918 года , и совершила шесть рейсов из Европы с января по июль 1919 года, перевозя домой 8800 американских солдат . В 1920 году переименован в Missoula , выведен из эксплуатации в 1921 году, вычеркнут из военно — морского регистра в 1930 и сдан на слом слом в 1935 году в соответствии с Лондонским морским договором .
«Монтана» вошел в историю как корабль,перевозивший в США тела 17 погибших во время захвата мексиканского порта Вера-Крус 21-22 апреля 1914 года американских «носителей демократии».Город был захвачен после отказа мексиканского правительства выразить одностороннее «почтение» американскому флагу салютом наций. Погибло 120 мексиканцев.
Появление британского «Инвинсибла» и результаты боя у Фолклендов 1914 года привели морское командование к выводу ,что современный линейный крейсер своими 305 мм орудиями может безнаказанно расстрелять любой броненосный крейсер,а стоящие на американских броненосных крейсерах паровые машины не могут соперничать с турбинами современных линейных крейсеров,обеспечивающих 26 узловой ход в течение нескольких дней . Кроме того для крейсеров типа «Пенсильвания» и схожих с ними «Теннесси» было свойственно заливание орудий среднего калибра ,капитан WC Коул, который ранее командовал крейсером USS Фредерик (бывший USS Мэриленд )типа «Пенсильвания» , вспоминал , что видел людей по пояс в воде.
Концепция в целом устарела еще при достройке кораблей.Поиск решения привел американцев к созданию линейных крейсеров типа «Лексингтон».