Средние ночные бомбардировщики Handley Page H.P.33/36 Hinaidi. Великобритания

17

Средние ночные бомбардировщики Handley Page H.P.33/36 Hinaidi

Средние ночные бомбардировщики Handley Page H.P.33/36 Hinaidi

Внешний вид ночного бомбардировщика Handley Page Hinaidi представлял собой реализацию двух основных принципов, которые Министерство авиации отстаивало с начала 1925 года. Во-первых, отказ от деревянных конструкций в самолетах первой линии (и как следствие неизбежный отказ от связанных с деревообработкой профессий технического персонала Королевских ВВС), а во-вторых, прекращение поддержки создания относительно неэффективных рядных двигателей жидкостного охлаждения (таких как, например, Napier Lion) в пользу более легких радиальных авиамоторов.

Тем не менее, несмотря на лицемерные слова в поддержку данной политики от представителей, переход к цельнометаллическим самолетам был медленным и неуверенным, что отражало недоверие среди авиаконструкторов, многие из которых были воспитаны на «диете» из ясеня, ели, красного дерева и других экзотических пород дерева, которые вели себя по-разному в различных условиях температуры и влажности и которые требовали тщательной оценки для хотя бы приблизительной возможности технического прогнозирования.

Компании Handley Page не было чуждо использование металла в конструктивных узлах своих самолетов, хотя ее крупные и тяжелые бомбардировщики O/100, O/400 и V/1500 имели деревянный силовой набор. Деревянная конструкция играла решающую роль в бомбардировщиках Handley Page Hyderabad, хотя жесткость конструкции была обеспечена стойками из стальных труб. В 1927 году Фредерик Хэндли Пейдж, видя неизбежность перехода к металлу, сам предложил прогрессивный шаг в сторону цельнометаллической версии Hyderabad-а в качестве средства продления срока службы бомбардировщика, который в противном случае должны были досрочно списаны в связи с запланированной ликвидацией деревообработки в технических службах Королевских ВВС. Предложение Фредерика Хэндли Пейджа было с готовностью принято Министерством авиации при условии, что переход совпадет с изменением силовой установки: вместо двигателей Lion, отношение к которым со стороны технических служб Королевских ВВС было все более и более разочаровывающим, на авиамоторы Bristol Jupiter.

схема ночного бомбардировщика Handley Page H.P.33/36 Hinaidi

схема ночного бомбардировщика Handley Page H.P.33/36 Hinaidi

Еще в 1926 году для проведения испытаний был выделен бомбардировщик Hyderabad (военный номер J7745); на самолет должны были быть установлены 500-сильные радиальные двигатели французского производства Gnome-Rhône Jupiter IXA. Это самолет, конечно же, сохранил деревянный силовой набор своего планера, но когда в 1927 году эта машина была представлена в Хендоне на ежегодном показе авиационной техники, она была названа Hiniadi, и это действительно был самолет нового типа.

первый прототип Hinaidi (J7745) представлял собой переделку бомбардировщика Hyderabad. На снимке самолет на аэродроме в Пешаваре после покупки его индийским правительством. J7745 был лишен ночного камуфляжа Nivo и был полностью выкрашен серебряной краской (снимок: Министерство авиации, негатив № H1087)

первый прототип Hinaidi (J7745) представлял собой переделку бомбардировщика Hyderabad. На снимке самолет на аэродроме в Пешаваре после покупки его индийским правительством. J7745 был лишен ночного камуфляжа Nivo и был полностью выкрашен серебряной краской (снимок: Министерство авиации, негатив № H1087)

J7745 проходил испытания в 15-й эскадрилье, а затем тестирование продолжилось в Мартлшем-Хите под управлением кавалера Военного креста сквадрон-лидера (майора авиации) П. К. Шеррина (Sqn Ldr P С Sherren MC). По окончаний испытаний сквадрон-лидер Шеррин написал отчет, в котором в восторженных выражениях были описаны отличная маневренность и устойчивость самолета; сполной нагрузкой максимальная скорость на высоте 6500 футов (1981 м) составила 110 миль/ч (177 км/ч). Основной критикой, которая сопровождала Hinaidi на протяжении ряда лет, были повышенная вибрация и шум, которые, как полагают, были вызваны четырехлопастными винтами. После испытаний самолет был доставлен в Криклвуд (Cricklewood) для установки изготовленных компанией Bristol двигателей Jupiter VIII.

В то время как завод начал подготовку к применению с производстве металла, Фредерику Хэндли Пейджу было поручено изготовить шесть деревянных Hinaidi Mark I. Эти машины были последними заказанными как Handley Page Hyderabad и от ранних машин отличались установкой двигателей Bristol Jupiter VIII. Четыре других были завершены как Hinaidi или были преобразованы из уже изготовленных бомбардировщиков Hyderabad.

Между тем оригинальный прототип J7745 был 13 февраля 1928 года закуплен индийским правительством. В течение этого года самолет прошел тропические испытания в Индии и Египте. Часть этого времени полеты выполнялись с высокогорных аэродромов в Кохате (Kohat) и Аравали (Arawali), Северо-Западная приграничная провинция (Британская Индия), и машина очень хорошо выдержала тамошние очень суровые климатические условия. В феврале 1929 года после начала восстания, вспыхнувшего против афганского короля Амануллы, самолет был задействован в эвакуации мирных жителей из британского посольства в Кабуле. В суровых зимних условиях J7745 выполнил восемь рейсов в афганскую столицу и из нее. Позднее самолет был использован заместителем государственного секретаря по делам авиации баронетом сэром Филипом Сассуном (Sir Philip Sassoon Bt, later GBF, CMG) [1] в качестве личного транспорта в ходе поездки по авиабазам Королевских ВВС в Индии. В конечном итоге в 1934 году старый самолет был отправлен на слом.

Описанные выше тропические испытания в основном предназначались для изучения поведения двигателей Jupiter без каких-либо планов использования бомбардировщиков Hinaidi на Среднем Востоке. В 1928 году штаб Королевских ВВС уведомил компанию, что самолеты предназначаются для укомплектования не более двух бомбардировочных эскадрилий, которые должны были базироваться в Англии.

После продажи прототипа J7745 в Индию Министерство авиации заказало замену – прототип Hinaidi Mk I (заводской номер J9030). Данный самолет предназначался для сравнения характеристик и управляемости с предстоящим цельнометаллическим H.P.36 Hinaidi Mark II, прототип которого J9478 был разработан в соответствии с требованиями спецификации 14/28 и совершил первый полет 8 февраля 1929 года. Самолет в Экспериментальном центре авиации и авиационного вооружения (A & AEE — Aeroplane & Armament Experimental Establishment) Королевских ВВС прошел испытания с предкрылками, но они не были приняты в серийном производстве.

первым полетевшим серийным Hinaidi I был J9030. Самолет первоначально был заказан как Hyderabad, но завершен был как Hinaidi и совершил свой первый полет 11 апреля 1928 года. Позднее в 1930 году самолет был передан 99-й бомбардировочной эскадрилье, которая базировалась в Аппер-Хейфорде. Обратите внимание на размещенные под крылом бомбодержатели (снимок: Handley Page Ltd)

первым полетевшим серийным Hinaidi I был J9030. Самолет первоначально был заказан как Hyderabad, но завершен был как Hinaidi и совершил свой первый полет 11 апреля 1928 года. Позднее в 1930 году самолет был передан 99-й бомбардировочной эскадрилье, которая базировалась в Аппер-Хейфорде. Обратите внимание на размещенные под крылом бомбодержатели (снимок: Handley Page Ltd)

Первым Hinaidi, который поступил на вооружение бомбардировочной эскадрильи, был Mark I (J9036), являвшийся переделкой Hyderabad-а. Самолет в течение семи месяцев – с сентября 1928 года по март 1929 года – находился в составе 99-й (бомбардировочной) эскадрилье, базировавшейся на авиабазе Аппер-Хейфорд (RAF Upper Heyford), графство Оксфордшир, и проходил там испытания. Полноценная армейская служба бомбардировщиков Hinaidi началась лишь в октябре, когда 99-й эскадрилье были переданы два самолета Mark I (военные номера J9298 и J9303).

Хотя Фредерик Хэндли Пейдж еще за несколько месяцев распорядился подготовить оснастку для производства цельнометаллических Hinaidi, Министерство авиации в силу ряда нерешенных проблем задерживало отдачу приказа начать изготовление машин. Не в последнюю очередь задержка была связана с отчетом 99-й эскадрильи, в котором было сказано об очень тяжелой носовой части Mark I. Данный недостаток был обнаружен еще в Мартлшем-Хите. С какой-то явной неохотой в компании Handley Page согласились ввести 5º стреловидность консолей крыла в качестве решения средства, излечившего данную проблему.

В компании Handley Page возникло опасения задержки поставки двигателей Jupiter VIII, и вследствие этого был разработан вариант Hinaidi Mark III с силовой установкой в виде двух двигателей Armstrong Siddeley Jaguar. Однако необходимости в замене двигателей компании Bristol не возникло.

Тем временем компанией Handley Page было запущено производство шестнадцати (военные номера K1063-K1078) бомбардировщиков Mark II, разработанных в соответствии со спецификацией 13/29. Большая часть этих самолетов в течение последних шести месяцев 1929 года была поставлена 99-й бомбардировочной эскадрилье для замены старых Hyderabad-ов и продолжила служить в Аппер-Хейфорде до 1934 года, когда им пришли на смену следующими бомбардировщиками компании Handley Page, получившими меткое наименование Heyford.

Другой частью, получившей бомбардировщики Handley Page Hinaidi, стала 10-я эскадрилья, которая также базировалась в Аппер-Хейфорде. Второй заказ на производство 17 бомбардировщиков Mark II был выдан в начале 1930 года, и большая часть этих машин была поставлена в эту эскадрилью, начиная с декабря этого же года.

Решение в относительно короткие сроки переоснастить 10-ю эскадрилью было продиктовано необходимостью оснащения расквартированной в Уоддингтоне (Waddington), графство Линкольншир, 503-й (графство Линкольн [(County of Lincoln)]) эскадрильи бомбардировщиками Hinaidi, поскольку количество самолетов Hyderabad быстро уменьшалось к 1933 году. В сентябре 1932 года 10-я эскадрилья была перевооружена с Hinaidi на Vickers Virginia I, передав свои машины 503-й эскадрилье. Эскадрилья из Линкольншира летала на бомбардировщиках Hinaidi вплоть до октября 1935 года, когда 503-я эскадрилья была переклассифицирована в дневную легкобомбардировочную и переведена во вспомогательные ВВС.

Handley Page Hinaidi Mk II из состава 503-й (графство Линкольн) бомбардировочной эскадрильи (специальный резерв) был выставлен на аэродроме в Хаддингтоне примерно в 1933 году. Обратите внимание на нижнюю пулеметную позицию (снимок: музей Королевских ВВС, негатив № P015337)

Handley Page Hinaidi Mk II из состава 503-й (графство Линкольн) бомбардировочной эскадрильи (специальный резерв) был выставлен на аэродроме в Хаддингтоне примерно в 1933 году. Обратите внимание на нижнюю пулеметную позицию (снимок: музей Королевских ВВС, негатив № P015337)

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Handley Page H.P.33/36 Hinaidi

Назначение: ночной средний бомбардировщик (двухдвигательный трехстоечный биплан, созданный по требованиям спецификаций 14/28 и B.13/29)

Компания-производитель: Handley Page Ltd, Криклвуд, Лондон

Экипаж: 4 чел.

Силовая установка:

• прототип – два девятицилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Gnome-Rhône Jupiter IX AF, развивавших по 560 л.с. и вращавших четырехлопастные винты
• серийные – два девятицилиндровых радиальных редукторных двигателя Bristol Jupiter VIII, развивавших по 450 л.с. и вращавших четырехлопастные винты

Конструкция:

• Mark I – преимущественно деревянная
• Mark II – цельнометаллическая

Размеры:

размах крыльев 75 футов 0 дюймов (22,86 м)
длина 59 футов 3 дюйма (18,06 м)
высота 17 футов 4 дюйма (5,28 м)
площадь крыльев 1471 кв. футов (137 м²)

Масса (Mark II):

пустого 8040 фунтов (3647 кг)
взлетная 14500 фунтов (6577 кг)

Летные характеристики (Mark II):

максимальная скорость на высоте 6500 футов (1981 м) 115 миль в час (185 км/ч)
время набора высоты 6500 футов (1981 м) 11 мин 50 сек
практический потолок 14750 футов (4496 м)
дальность полета с половинной бомбовой нагрузкой 840 миль (1352 км)

Вооружение:

стрелковое – одиночные пулеметы Lewis в кольцевых установках Скарффа, размещенных в носовой, центральной (в верхней части) и нижней частях фюзеляжа
бомбовое – максимальная нагрузка в виде двух 520-фунтовых (236 кг) или четырех 112-фунтовых (51 кг), размещавшихся снаружи под фюзеляжем и крылом; четыре 20-фунтовых (9 кг) «пристрелочных» бомб

Прототипы:

J7745 – первоначально Hyderabad, преобразован в прототип Hinaidi Mk I. Первый полет состоялся в Мартлшем-Хите 26 марта 1927 года под управлением сквадрон-лидера (майора авиации) Т. Х. Ингланда (Sqn Ldr T H England)
J9030 – прототип Hinaidi Mk I
J9478 – прототип цельнометаллического Hinaidi Mk II, первый полет выполнен под управлением майора Дж. Л. Кордсом (Maj J L Cordes) В Криклвуде 8 февраля 1929 года

Серийные:

за исключением этих трех прототипов Королевским ВВС в общей сложности были поставлены 43 бомбардировщиков Hinaidi, среди которых были шесть «с нуля» построенных Mark I (J9298-J9303; отличались экспериментальными металлическими фюзеляжами); четыре Mark I первоначально были заказаны как бомбардировщики Hyderabad (J9031 перестроен как Hinaidi Mk I, J9032 и J9036 преобразованы в Hinaidi Mk I и J9033 изготовлен как Hinaidi Mk I); 33 цельнометаллических Hinaidi Mk II (K1063-K1078 и К1909-K1925)

История эксплуатации:

Hinaidi находились на вооружении 10-й бомбардировочной эскадрильи (Аппер-Хейфорд), присоединившись к Hyderabad-ам в декабре 1930 года и оставались в строю вплоть до сентября 1932 года
в составе 99-й бомбардировочной эскадрильи, также базировавшейся в Аппер-Хейфорде и вооруженной Hyderabad-ами, Hinaidi эксплуатировались с октября 1929 года по март 1934 года
в 502-й эскадрилье (графство Линкольн) специального резерва Hinaidi заменили Hyderabad-ы в 1933 году в Уоддингтоне и оставались в эксплуатации до октября 1935 года


[1] позднее Рыцарь Большого Креста Превосходнейшего ордена Британской империи и кавалер Ордена Святого Михаила и Святого Георгия

источник: Francis К. Mason «The British Bomber since 1914»

 

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account