Свирепый финский ветер. Опытный истребитель VL Pyörremyrsky. Финляндия

15
Свирепый финский ветер. Опытный истребитель VL Pyörremyrsky. Финляндия

Свирепый финский ветер. Опытный истребитель VL Pyörremyrsky. Финляндия

Для держав Оси весна 1943 года должна была сопровождаться все более усиливающимся предчувствием беды. Предстояли драматические события, и было нереально представить, что какое-либо из них закончится успехом для Оси. На тихоокеанском ТВД контр-адмирал Коянаги умело эвакуировал японские войска с Гуадалканала, но адмирал Уильям Ф. Хэлси, очевидно, собирал свои силы, чтобы совершить бросок на северо-запад через Соломоновы острова; союзники наконец таки достигли превосходства в воздухе над Северной Африкой, где должно было начаться последнее наступление против сил Оси, и хотя на восточном фронте Эрих фон Манштейн чудесным образом остановил русский паровой каток и смог отбить Харьков, мало кто верил, что немцы смогут противостоять другому советскому наступлению.

В этот знаменательный период Второй мировой войны, когда чаша весов медленно, но верно склонялась в сторону антигитлеровской коалиции, мало кто следил за развитием событий на крайнем севере – на карельском фронте. В зимние месяцы наблюдались лишь ограниченные и относительно незаметные бои советских и финских войск, но с наступлением весенней оттепели резко возросла активность советских ВВС (Soviet Air Forces). В последние месяцы 1942 года произошло заметное улучшение уровня подготовки советских пилотов, переведенных на карельский фронт, и летных характеристик самолетов, на которых они летали, и командование финских ВВС (Suomen ilmavoimat) было особенно обеспокоено дебютом некоторого количества истребителей Ла-5, которые зарекомендовали себя более чем достойным противником разношерстной смеси устаревающих или устаревших истребителей, состоявших на вооружении финских ВВС.

У Германии была срочно запрошена поставка современных истребителей, и в начале марта в Финляндию прибыла первая партия из шестнадцати самолетов Messerschmitt Bf 109G-2. Однако недавний опыт научил финнов необходимости в оснащении военно-воздушных сил отечественной продукцией, и в апреле 1943 года расположенный в Тампере государственный авиазавод (Valtion Lentokonetehdas; VL) получил указание уделять первостепенное внимание проектированию и производству современного истребителя, способного выполнять перехват и осуществлять непосредственную поддержку сухопутных сил. При создании истребителя, которому в конечном итоге было присвоено наименование Pyörremyrsky (ураган), основной упор делался на использовании отечественных материалов и на способности действовать с небольших прифронтовых аэродромов в самых суровых климатических условиях.

Государственный авиационный завод уже имел опыт проектирования и разработки истребителей. В конце двадцатых годов были изготовлены прототипы D.26 Haukka I и D.27 Haukka II, и буквально только что началась подготовка оснастки для серийного производства одноместных истребителей Myrsky (шторм), оснащенных 14-цилиндровым радиальным двигателем воздушного охлаждения SFA STWC3-G, развивавшим мощность 1065 л.с. и представлявшим собой изготовленный по лицензии в Швеции американский двигатель Pratt & Whitney SC3-G Twin Wasp. Однако было совершенно очевидно, что Myrsky не идет ни в какое сравнение с Ла-5 и другими современными советскими истребителями, которые начали появляться в финском небе, и что разработка более совершенного истребителя является вопросом первостепенной важности.

Разработка истребителя Pyörremyrsky была поручена дипломированному инженеру Торсти Рафаэлю Верколе (Dipl. Ing. Torsti Rafael Verkkola; урожденный Веттстрём [Wennström]), который в 1935 году окончил в Финляндии технический университет и в 1935-37 годах отучился в аспирантуре берлинского технического университета. С 1937 года Веркола работал на государственном авиазаводе и участвовал в проектировании нескольких самолетов: совместно с дипломированным инженером Арво Илиненом (Dipl-Ing Arvo Ylinen) он разработал учебный самолет Ругу, а с дипломированным инженером Эдвардом Вигелиусом (Dipl-Ing Edward Wegelius) – истребитель Myrsky. В 1943 году Торсти Веркола был назначен начальником конструкторского отдела.

Из опыта создания и доводочных испытаний истребителя Myrsky, который в своем первоначальном варианте страдал от многочисленных детских болезней, финскими конструкторами было извлечено множество уроков. Основные стойки шасси оказались недостаточно прочными, дефектное склеивание привело к отслоению фанерной обшивки под нагрузкой, разрывы болтов крепления крыла требовали полного перепроектирования и повторных прочностных испытаний крыла, в то время как неточные расчеты сопротивления и массы самолета привели к значительно худшим летных характеристикам по сравнению с расчетными. Поэтому, несмотря на срочность, которая была придана программе истребителя Pyörremyrsky, дипломированный инженер Веркола и его группа проявили крайнюю осторожность при разработке рабочего проекта нового истребителя с тщательно выполненными расчетами на прочность и анализом масс, чтобы не допустить повторения проблем, возникших во время испытаний истребителя Myrsky.

В целях некоторой унификации с истребителями Messerschmitt Bf 109G, начавшими поступать на вооружение финских ВВС, в качестве силовой установки истребителя Pyörremyrsky был выбран 12-цилиндровый инвертированный V-образный рядный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 605, вращавший трехлопастный металлический винт постоянной скорости VDM. Вокруг этого двигателя был спроектирован аэродинамически очень чистый и компактный истребитель смешанной конструкции. Однолонжеронное крыло имело деревянный силовой набор и фанерную обшивку. Элероны обладали металлическим каркасом и полотняной обшивкой; управлявшиеся электрическим приводом закрылки изготавливались из легких металлов. Конструктивно крыло состояло из центроплана и двух консолей; центроплан имел небольшой отрицательный угол поперечного V, что приводило к небольшому эффекту обратного чайки. Передняя часть фюзеляжа представляла собой ферменную конструкцию из сваренных хромомолибденовых труб, покрытую листами металла, а задняя часть фюзеляжа являлась деревянным монококом из сосны и фанеры. Фиксированные поверхности хвостового оперения (киль был встроен в фюзеляж) имело деревянный силовой набор с фанерной обшивкой. Рули высоты и направления по конструкции были аналогичны элеронам: металлический каркас и полотняная обшивка.

схема опытного истребителя VL Pyörremyrsky (в левом нижнем углу). Компоновка опытного истребителя VL Pyörremyrsky: 1) дуло мотор-пушки MG 151; 2) механизм изменения шага винта; 3) винт изменяемого шага; 4) масляный бак; 5) напорный бак с охлаждающей жидкостью; 6) выхлопные патрубки; 7) воздухозаборник маслобака; 8) моторная рама; 9) 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 605AC; 10) левый 12,7-мм пулемет LKK-42; 11) нагнетатель; 12) синхронизатор пулемета; 13) снарядный ящик мотор-пушки; 14) соединение моторной рамы и фюзеляжа; 15) болт крепления консоли крыла к фюзеляжу; 16) наклонная противопожарная перегородка; 17) казенная часть пулемета LKK-42; 18) передний шпангоут фюзеляжа; 19;) приборная панель; 20) лобовое стекло; 21) коллиматорный прицел; 22) регулируемые педали управления рулем направления; 23) кресло пилота; 24) броневая перегородка; 25) соединение передней и задней частей фюзеляжа; 26) топливный бак; 27) направляющая сдвижной части фонаря кабины; 28) антенна; 29) монокок задней части фюзеляжа; 30) съемная панель; 31) рычаг привода хвостового колеса и тяга руля направления; 32) кил вертикального оперения; 33) ось руля направления; 34) задний аэронавигационный огонь; 35) руль направления; 36) триммер; 37) переставной стабилизатор; 38) руль высоты; 39) убираемая хвостовая стойка шасси; 40) зализ крыла; 41) левый закрылок; 42) подкрыльевой радиатор охлаждающей жидкости; 43) многослойный деревянный лонжерон крыла; 44) трубовидная деталь с высоким сопротивлением кручению механизма уборки шасси; 45) кронштейн основной стойки шасси; 46) убирающаяся основная стойка шасси; 47) колпак ниши основной стойки шасси; 48) колесо основной стойки шасси; 49) обшивка крыла; 50) торсион закрылка; 51) трос управления триммера; 52) тяга управления элерона; 53) деревянная конструкция крыла; 54) рычаг управления элероном; 55) металлический каркас элерона; 56) левый аэронавигационный огонь

схема опытного истребителя VL Pyörremyrsky (в левом нижнем углу). Компоновка опытного истребителя VL Pyörremyrsky: 1) дуло мотор-пушки MG 151; 2) механизм изменения шага винта; 3) винт изменяемого шага; 4) масляный бак; 5) напорный бак с охлаждающей жидкостью; 6) выхлопные патрубки; 7) воздухозаборник маслобака; 8) моторная рама; 9) 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 605AC; 10) левый 12,7-мм пулемет LKK-42; 11) нагнетатель; 12) синхронизатор пулемета; 13) снарядный ящик мотор-пушки; 14) соединение моторной рамы и фюзеляжа; 15) болт крепления консоли крыла к фюзеляжу; 16) наклонная противопожарная перегородка; 17) казенная часть пулемета LKK-42; 18) передний шпангоут фюзеляжа; 19;) приборная панель; 20) лобовое стекло; 21) коллиматорный прицел; 22) регулируемые педали управления рулем направления; 23) кресло пилота; 24) броневая перегородка; 25) соединение передней и задней частей фюзеляжа; 26) топливный бак; 27) направляющая сдвижной части фонаря кабины; 28) антенна; 29) монокок задней части фюзеляжа; 30) съемная панель; 31) рычаг привода хвостового колеса и тяга руля направления; 32) кил вертикального оперения; 33) ось руля направления; 34) задний аэронавигационный огонь; 35) руль направления; 36) триммер; 37) переставной стабилизатор; 38) руль высоты; 39) убираемая хвостовая стойка шасси; 40) зализ крыла; 41) левый закрылок; 42) подкрыльевой радиатор охлаждающей жидкости; 43) многослойный деревянный лонжерон крыла; 44) трубовидная деталь с высоким сопротивлением кручению механизма уборки шасси; 45) кронштейн основной стойки шасси; 46) убирающаяся основная стойка шасси; 47) колпак ниши основной стойки шасси; 48) колесо основной стойки шасси; 49) обшивка крыла; 50) торсион закрылка; 51) трос управления триммера; 52) тяга управления элерона; 53) деревянная конструкция крыла; 54) рычаг управления элероном; 55) металлический каркас элерона; 56) левый аэронавигационный огонь

Относительно просторная кабина была закрыта прозрачным фонарем со сдвигающейся назад и обеспечивала превосходную обзорность во всех направлениях. Защита пилота обеспечивалась установленной позади его кресла 10-мм пластиной; радиостанция и большая часть приборного оборудования имели национальное происхождение. Примерно 460 литров топлива находились в размещенном непосредственно за бронеспинкой самозатягивающемся топливном баке. Под консолями крыла предусматривалась подвеска двух 150-литровых сбрасываемых топливных баков. Планируемое вооружение состояло из 20-мм мотор-пушки MG 151 и двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов LKK-42, размещенных в носу фюзеляжа под капотом двигателя. Для выполнения задач непосредственной поддержки под консолями крыла предусматривалась подвеска двух 200-кг бомб.

Постройка прототипа шла медленно, поскольку государственный авиазавод в течение первых восьми месяцев 1944 года был занят производством истребителей Myrsky, доведение истребителей Morane-Saulnier M.S.406 до уровня Morko-Moraani (моран-оборотень; машины данного типа оснащались двигателем ВК-105П и воздушным винтом ВИШ-61П) и капитальным ремонтом самолетов финских ВВС. Последняя задача имела наивысший приоритет о время ожесточенных оборонительных боев лета 1944 года над Карельским перешейком, когда военно-воздушные силы Красной армии обладал абсолютным господством в воздухе. К 4 сентября 1944 года, когда правительство Финляндии было вынуждено принять советские условия капитуляции, работы над прототипом истребителя Pyörremyrsky, который находился в загоне в течение нескольких месяцев, были приостановлены.

Однако 20 января 1945 года в самый разгар лапландской войны, когда Финляндия по условиям московского перемирия начала боевые действия против своего недавнего союзника, на государственном авиазаводе были возобновлены работы над прототипом истребителя Pyörremyrsky. Двигатель Daimler-Benz DB 605AC, который был снят с Bf 109G и после капитального ремонта был установлен на планер прототипа, на взлете развивал 1475 л.с. и на высоте 5700 метров 1355 л.с.. После начальных рулежечных испытаний в Тампере истребитель 21 ноября 1945 года совершил свой первый полет под управлением капитана Эско Хальме (Capt Esko Halme) – шеф-пилота государственного авиазавода.

опытный истребитель VL Pyörremyrsky

опытный истребитель VL Pyörremyrsky

По сравнению с Bf 109G-6, прототип Pyorremryrsky показал заметно лучшие рулежечные и взлетно-посадочные характеристики, а в воздухе отклоняющиеся поверхности чутко реагировали на изменение положения органов управления. Управляемость самолета была хорошей при любых режимах полета. В воздухе прототип Pyorremryrsky превзошел Bf 109G-6 и оказался более маневренным, чем истребитель компании Messerschmitt. Во время доводки прототипа Pyorremryrsky испытатели столкнулись со сравнительно небольшим количеством детских болезней, и те проблемы, с которыми они встречались, были незначительными по своей природе. Под управлением капитана Хальме были проведены испытания на скорость и скороподъемность. К тому времени, когда на самолете выполнили ознакомительные полеты четыре летчика, когда было принято решение закрыть программу испытаний Pyörremyrsky. На дату принятия этого решения самолет имел налет в 30 часов, а всего детские болезни по большей части были устранены. Однако несмотря на это было очевидно, что о серийном производстве не может быть и речи. У Финлндии не было средств для приобретения новых истребителей для военно-воздушных сил, которые в свою очередь имели на вооружении вполне современные Messerschmitt Bf 109G в количестве, которое было достаточно для соответствия условиям мирного договора, продиктованного ей Советским Союзом. Даже если бы удалось изготовить небольшую серию истребителей Pyörremyrsky, то было бы необходимо перепроектирование планера самолета под альтернативную силовую установку, поскольку не было никакой вероятности получить двигатели Daimler-Benz. Таким образом, короткая карьера Pyörremyrsky закончилась, и у этого финского истребителя не было никакой возможности показать свои возможности. Много лет спустя капитан Халм с энтузиазмом вспоминал Pyörremyrsky, комментируя:

«Он, без сомнения, был самым приятным и эффективным поршневым самолетом, которые я когда-либо пилотировал. Если бы он был у нас в больших количествах в 1944 году…»!

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: VL Pyörremyrsky

Назначение: истребитель

Статус: прототип

Компания-производитель: государственный авиазавод (Valtion Lentokonetehdas; VL), Тампере

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный инвертированный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 605AC, развивавший на взлете 1475 л.с. и на высоте 5700 метров 1355 л.с. и вращавший трехлопастный металлический винт постоянной скорости

Размеры:

размах крыла 10,38 м
длина 9,85 м
высота 3,89 м
площадь крыла 19,00 м²

Масса:

пустого снаряженного самолета 2619 кг
с нормальной нагрузкой 3310 кг
удельная нагрузка на крыло 174,2 кг/м²

Летные характеристики (при массе с нормальной нагрузкой):

максимальная скорость
• на уровне моря 522 км/ч
• на высоте 6400 метров 620 км/ч
продолжительность полета
• с внутренним запасом топлива 1 час 30 минут
• с внутренним запасом топлива и двумя ПТБ 2 часа 25 минут
время набора высоты 5000 метров 4 мин 30 с
практический потолок 11250 м

Вооружение (на прототип не устанавливалось):

стрелковое – одна 20-мм мотор-пушка MG 151 и два синхронизированных 12,7-мм пулемета LKK-42
бомбовое – две 200-кг бомбы

источник: «A VIOLENT FINNISH WIND» «AIR ENTHUSIAST» OCTOBER 1971, СТР.273-275

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account