Содержание:
Предисловие редакции: «Необъяснимый ум», «вундеркинд XX века», «феноменальный счётчик, свободно умножающий в уме 4-и 5-значные числа», «поразительное явление».
Так писали о Володе Зубрицком в начале прошлого века.
Однако слава его оказалась недолгой, и сегодня имя этого необыкновенного «историка и циркового математика» мало кому известно.
Цирковые калькуляторы
Он появился на арене цирка со своим номером сто лет назад и произвёл настоящий фурор. Впрочем, в те годы славились и другие цирковые калькуляторы, поражавшие уменьем быстро производить в уме сложные вычисления. Например, немецкий артист Макс Бероль Конора почти мгновенно складывал в уме восемь восьмизначных чисел, перемножал шестизначные, мог, не задумываясь, назвать возраст любого из присутствовавших в минутах и секундах. Большой известностью в США пользовался Уиллис Дайзарт, умевший решать в уме сложнейшие математические задачи. Был знаменит на весь мир и наш моментальный счётчик Семён Романович Арраго. Но это были взрослые люди, а Володе Зубрицкому тогда исполнилось всего семь лет.
Если говорить точнее, на манеж он вышел значительно раньше, так как, можно сказать, вырос в цирке. Он родился в 1905 г. в Екатеринодаре. Его отец, Степан Александрович Зубрицкий – цирковой гимнаст, работал в провинциальных балаганах. Мать – Маргарита Зубрицкая выступала как танцовщица на проволоке. Вместе с Зубрицким-старшим в акробатическом номере начали участвовать и его сыновья Володя и Жорж. Пятилетний Володя исполнял с завязанными глазами по десять задних сальто подряд, каждый раз приходя на подстеленный на арене носовой платок.
К этому времени Степан Зубрицкий уже знал, что у младшего сына необычайный дар быстро считать в уме. Обнаружилось это почти случайно. Когда Володе было лет пять, отец заметил: маленький сын удивительно легко справлялся с арифметическими задачами, которые с трудом решал его старший брат – школьник. Степан Александрович протестировал сына и был просто поражён его недюжинной памятью и сообразительностью.
Чудо-мальчик*
Уникальные способности мальчика могли принести хороший доход. Это Степан Зубрицкий сообразил сразу. Наняли репетитора, составили программу выступлений, и судьба Володи была решена окончательно. «Продажу» феномена начали летом 1912 г. в волжских городах, Саратове и Нижнем Новгороде.
«Спешите увидеть великий дар природы, – извещали афиши. – Вся история России с её хронологией в памяти этого ребёнка».
Известный иллюзионист А. А. Вадимов (Алли-Вад), будучи учеником Нижегородского реального училища, видел первые гастроли Володи.
«Цирк Никитина на Нижегородской ярмарке широко рекламировал «Чудо XX века», семилетнего Володю Зубрицкого, – вспоминал Вадимов. – Его выступления проходили с шумным успехом. На манеж выходил мальчик, одетый в костюмчик с матросским воротником, с отпущенными волосами, подстриженными на лбу чёлочкой. С ним выходил мужчина средних лет. Представив Володю зрителям, он предлагал давать задачи. На доске в клетках писались пять пятизначных чисел (по одной цифре в каждой клетке), и Володя, взглянув на доску, сразу говорил сумму всех пяти чисел. Гремели аплодисменты».
В антракте начинались горячие споры. Высказывались подозрения, что весь секрет в подставных лицах, которые задают числа, заранее известные. Но эти подозрения сразу опровергались зрителями, которые эти числа задавали и писали на доске.
В Одессе выступление Володи видел известный писатель Юрий Олеша (тогда ещё сам в детском возрасте). Много лет спустя Юрий Карлович вспоминал:
«Чудо-мальчик пошёл по песку арены, чуть утопая в нём атласными ботинками. Почти рядом с ним, немного отставая, шёл студент в чёрной тужурке, в пенсне, с усами и бородой».
Это был репетитор малолетнего счётчика.
В цирке Чинизелли
Публика называла многозначные числа. Володя, лишь немного подумав, перемножал их, в уме возводил в степень, извлекал из больших чисел квадратные и кубические корни. На чёрной доске чертили, так называемую, таблицу Диаманди – квадрат, разделённый на 25 клеток.
В каждой писали цифру (от нуля до девятки). Володя некоторое время внимательно смотрел на таблицу, запечатлевая её в памяти, и затем, не глядя на доску, перечислял написанные цифры в любом порядке, в любой строке и по диагонали, складывал их построчно и все цифры вместе.
Далее начиналась, так сказать, историческая часть программы. По просьбе зрителей Володя называл годы различных выдающихся исторических событий, царствований и знаменитых битв, демонстрируя свою феноменальную память. И наоборот, называл события, приходящиеся на те или иные годы. Мог, и тоже почти не задумываясь, сказать, какой день недели приходится на такое-то число, такого-то месяца давным-давно прошедшего года.
Во время выступлений в его родном городе Екатеринодаре (нынешнем Краснодаре) Володя побывал в редакции местной газеты «Кубанский край». На следующий день газета писала:
«Заданную ему в редакции задачу 7819 перемножить на 3227 он решил меньше чем за минуту, ни разу не переспросив предложенных ему цифр».
В сентябре 1912 г. Володю Зубрицкого привезли на гастроли в Москву, где они прошли на ура в цирке Никитиных, а в конце октября юный феномен прибыл в Петербург. Он выступал в столице на арене знаменитого цирка Чинизелли (того самого цирка, что и ныне возвышается у реки Фонтанки). Гастроли вундеркинда в Петербурге продолжались большую часть ноября.
«Всех поражало, – писал петербургский журнал, – как этот мальчик решает в уме такие сложные числовые задачи, какие и на бумаге-то можно решить лишь после пяти-шестиминутной работы».
Таблица Диаманди
В один из дней Володя был приглашён в редакцию известного тогда «Синего журнала», издававшегося в столице. Он пришёл вместе со своим репетитором. Милый, обыкновенный мальчик из «хорошего дома», аккуратно одетый и причёсанный, жаждущий пошалить, побегать из угла в угол, покрутиться на одной ножке. Таким предстал Володя Зубрицкий перед сотрудниками журнала. В присутствии членов редакции он выступил со своим обычным сеансом: быстрым перемножением многозначных чисел, с таблицей Диаманди.
Володе дали задачу: помножить в уме 4792 на 839. Он сел на стул и будто погрузился «в какую-то большую недетскую думу». Затем слез со стула и, заложив руки за спину, с сосредоточенным видом зашагал взад-вперёд по комнате, не обращая внимания на пристальные взгляды окружающих. Спустя полминуты остановился и серьёзно произнёс:
– Готово. Получилось четыре миллиона, двадцать тысяч, четыреста восемьдесят восемь.
Начали проверять на бумаге, потратив на это несколько минут. Действительно: 4020488.
Когда все в редакции захлопали в ладоши, у Володи было такое безразличное выражение лица, словно он хотел сказать: «Да чему же тут удивляться? Всё это так просто». Кто-то спросил: «Какой день недели был 29 августа 1873 г.?» Володя ответил, что среда. Потом внимательно взглянув на спросившего, добавил недоверчиво: «А вы-то сами знаете, какой был этот день?». Неожиданный вопрос семилетнего малыша прозвучал так странно, даже пугающе, что превосходство взрослого ума вдруг разом померкло.
Крик души
«Когда смотришь на Володю Зубрицкого, на эти милые кудряшки, на детское личико, – писал корреспондент «Синего журнала», – когда слышишь тоненький детский голосок, как-то не верится, что в маленькой головке, в детском сознании так просто и легко совершается сложная, титаническая работа с цифрами, числами и математическими комбинациями. Однако это так».
В заключение встречи Володю попросили оставить автограф: «Ну, напиши, что ты больше всего любишь. Наверное, сладости?» Мальчик-вундеркинд, нахмурив лоб и чуть подумав, написал нетвёрдым ещё почерком: «Я люблю учиться и бегать. Володя Зубрицкий». И в этой короткой фразе был крик души, выразилась вся трагедия маленького артиста, лишённого нормального детства, вынужденного ежедневно напрягать свой неокрепший мозг, манипулируя с огромными числами.
Воспитанный на жёстких цирковых традициях, суровый и строгий отец Володи не знал жалости, спешил заработать на чудесных способностях сына как можно больше. За два-три года Володя исколесил чуть ли не все города европейской части России. Отец заставлял его выступать по несколько раз в день и не только в цирке, но и в гимназиях, в институтах благородных девиц, на различных вечерах, в редакциях газет. Учиться нормально, в школе, Володе было некогда. Он не знал отдыха. Зато в Киеве Степан Зубрицкий уже строил просторный каменный дом. Ещё бы, за один месяц маленький сын приносил до 80 рублей золотом, огромную по тому времени сумму! Владимир Зубрицкий через много лет, взрослым человеком, вспоминал, что по ночам его мучили кошмары. Он ненавидел цирк. Несколько раз вместе с братом (тот был старше всего на год) пытался убежать из дома. Но каждый раз их ловили и возвращали к отцу.
Предложение графа Витте
Способностями маленького счётчика не только восхищались. Нередко раздавались голоса и в его защиту.
«Демонстрировать ребёнка – грешно, – укорял в 1912 г. артистический журнал «Программа». – Стыдно отцу кормиться ребёнком».
Газета «Одесский листок» сокрушалась:
«Прямо жалко становится мальчика. Если в самом деле он с Божьей искрой, то надо полагать, что таким образом потеряет эту искру, превратится в клоуна. Где родители этого ребёнка? О чём они думают?».
«Умному ребёнку, – вторила «Одесскому листку» «Петербургская газета», – место не на цирковой арене, а на школьной скамье».
Известный московский профессор Г. И. Россолимо, один из основоположников детской неврологии, в течение двух недель исследовавший Володю Зубрицкого, отметил
«специфическую зрительную и слуховую память» мальчика, «встречающуюся весьма редко»,
и всё же настоятельно советовал прекратить его выступления. Говорили, что сам граф С. Ю. Витте, бывший премьер-министр, предлагал отцу Володи отдать сына в реальное училище, где он содержался бы государством. Но Степан Зубрицкий и слышать об этом не хотел.
Вскоре, однако, началась Первая мировая война. Зубрицкого-старшего мобилизовали на фронт, и выступления юного циркового математика прекратились. Постепенно имя Владимира Зубрицкого стёрлось из памяти. Жизнь его, между тем, складывалась непросто.
В тринадцать лет он записался добровольцем в красноармейский батальон. Затем служил разведчиком на бронепоезде. Был ранен в голову и контужен. Подлечившись, снова воевал. До 1921 г. служил во флоте. Не раз отличная память помогала ему и в жизни, и на службе. Он почти никогда не пользовался записной книжкой. Всё крепко откладывалось в его голове.
Новая жизнь
С Гражданской войны Зубрицкий возвратился в Киев. Мелькнула, было, у него мысль снова стать артистом, но он отогнал её прочь, поскольку уже не чувствовал в себе тех способностей, того дара, которым так блистал раньше. А кроме того, уж очень много тяжёлых воспоминаний оставил цирк. Поэтому он выбрал для себя работу самую прозаическую: поступил матросом-спасателем на водную станцию. Позже стал председателем киевского Общества спасения на водах. В Великую Отечественную служил на речных тральщиках и бронекатерах. В 1943 г. опять было серьёзное ранение. Войну он закончил в звании капитана 3 ранга. Иногда рассказывал сослуживцам о своём необычном детстве, о выступлениях на арене и громком, шумном успехе. Это удивляло, да и ему самому казалось удивительным.
Несмотря на неприязнь Владимира Зубрицкого к цирку, его сын Роман, тем не менее, пошёл по стопам отца. Закончив в 1966 г. Государственное училище циркового и эстрадного искусства, он работал турнистом, акробатом-эксцентриком в клоунской труппе знаменитого Карандаша, а затем с разными партнёрами в других программах и как ковёрный клоун. Его талант был отмечен самим Юрием Никулиным. Акробатом стал и внук Владимира Степановича, тоже по имени Роман.
Сам же некогда феноменальный счётчик к цирку так и не вернулся. Он продолжал жить в Киеве и скончался там в 1999 г. в возрасте 94 лет.
источник: Геннадий Черненко «Феномен Володи Зубрицкого» «Техника-молодежи» 2014-02, стр.40-43