Трофей Гангутской победы
Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы победы в Гангутском сражении, поднятой в статье «Везение и расчёт: родители Гангутской виктории».
«Копия с чертежа, которой начерчен со взятого в 714-м году у шведов прама, именуемого Алифант, котором длина по палубе 103 фута, ширина без досок 26 фут 8 дюйм, глубина интрюму 7 фут 6 дюйм, а в полном грузе назади 8 фут 6 дюйм, напереди 7 фут 6 дюйм»
– написал и расписался известный российский кораблестроитель петровской эпохи Ричард Рамз на чертеже наиболее крупного трофея из числа взятых российским флотом в Гангутском сражении 25-27 июля (5-7 августа) 1714 года.
Об этом замечательном событии написано более чем достаточно, однако обнаружить чертежи флагманского судна отряда шаутбенахта Нильса Эреншёльда удалось лишь в конце XX века – спустя почти три столетия. Копия с чертежа, подписанная Рамзом, оказалось в Российском государственном архиве ВМФ и по описи числилась, вероятно случайно, среди документов, датированных 70-ми годами XVIII века. Чертеж имеет для нас весьма большое значение – он позволяет составить более четкое представление об этом достаточно известном в исторической литературе судне.
Во многих описаниях «Элефант» классифицировался как прам, в других – как фрегат или гребной фрегат. В списке российского корабельного флота (РГАВМФ. Ф.212. Оп. 1724 год. Д.66. Л.652-653) в-1724 году числились дна «Элефанта»: 40-пушечный фрегат и 36-пушечный прам.
Построенный в Санкт-Петербурге корабельным мастером Ф. М. Скляевым и спущенный на воду в 1718 году 36-пушечный прам «Элефант» имел следующие главные размерения: длина 115 футов 2¼ дюйма, ширина 35 футов 8¾ дюйма, осадка 6 футов 3 дюйма. При сравнении с судном чертежа Рамза видно, что это совершенно разные суда.
Фрегат «Элефант» имел указанную в списке длину 116 футов, ширину 28 футов, осадку 8 футов 6 дюймов. По чертежу Рамза длина прама по палубе равна 103 футам, а наибольшая без бушприта – 116 футов. Ширина в миделе соответствует ширине указанного в списке фрегата. «Глубина в полном грузе назади» – максимальная осадка прама – одинакова с осадкой фрегата. Можно сделать вывод о том, что «копия с чертежа прама Алифант», составленная корабельным мастером Р. Рамзом. является чертежом флагманского судна Эреншёльда, принимавшего участие в Гангутском сражении.
Необходимо выяснить вопрос о том, к какому классу правильнее отнести «Элефант» – к фрегатам, гребным фрегатам или прамам? На чертеже отсутствуют портики для весел. Следовательно, он не являлся гребным. Показанные Рамзом обводы корпуса плоскодонные, какие невозможны для мореходных и быстроходных фрегатов. Таким образом. «Элефант» – прам. Обладая сравнительно малой осадкой, он имел возможность ходить на малых глубинах, что и является отличительной чертой прамов. Так, осадка наиболее крупных 32-44-пушечных фрегатов из упомянутого выше «списку» достигает 14 футов, а «Элефанта» – 8 футов 6 дюймов при 40 орудиях. По-видимому, он был помещен в одной колонке с фрегатами исходя из размеров и вооружения.
На гравюрах Г. де Вита. М. Бакуа. П. Пикарта «Элефант» изображен с полным парусным вооружением фрегата. На чертеже также показаны три мачты.
Число артиллерийских портов главной батареи па опердеке равно 16 под 12-фунтовые орудия и 8 на квартердеке под 3-фунтовые, следовательно, «Элефант» – 24-пушечный прам. Ретирадных орудий в корме 6, в том числе 2 12-фунтовых. Погонные орудия на чертеже не показаны и, вероятно, не устанавливались; общее число орудий равно, таким образом, тридцати.
Можно предположить, что после включения «Элефанта» в состав российского флота артиллерийское вооружение прама было усилено установкой десяти 1-3-фунтовых орудий, что соответствует указанным в «списке» 40 орудиям.
Таким образом, найденный документ позволяет считать «Элефант» 24-пушечным прамом с полным парусным вооружением фрегата. После Гангутского сражения он входил в состав корабельного флота России.
По материалам РГАВМФ. Ф.212. Оп.1724 год. Д.66: Ф.327. Оп. 1. Д. 5188.
источник: Ю. Е. Трубкин «Трофей Гангутской победы» сборник «Гангут» выпуск 20, стр.18-20