14

Появление MP-18 и его первоначальные успехи вызвали первоначально настоящий конструкторский бум по созданию пистолетов-пулемётов. Однако вскоре военные остудили пыл конструкторов, дружно отказавшись от этого средства ведения войны из-за недостаточной дальности ведения огня из пистолета-пулемёта.

Тогда конструкторы начали искать средство повысить дальность стрельбы. Одним из первых, кто предпринял такие попытки, был Джон Томпсон. Первоначально он пытался поднять дальность стрельбы путём удлинения ствола, но, удлинив ствол в два раза – с 266,7 до 533,4 мм (то есть, с 10.5′ до 21′), он получил прирост дульной скорости всего лишь на 4% – с 280 до 291 м/с.

Томпсон в разрезе

Дело было в пистолетном порохе, применяемом в 11,43-миллиметровом патроне – этот порох сгорал очень быстро, и после прохождения пули в стволе 4-дюймовой дистанции давление в стволе резко падало, и прирост скорости был мизерным. Вспомните в этой связи данные Кольта М1911, пистолета-пулемёта М3 и того же Томпсона. У Кольта при 127-миллиметровом стволе дульная скорость составляет 250 м/с, в М3 при 203,2-миллиметров – 270, а у Томпсона при 266,7-миллиметровом – 280.

Поняв, что удлинением ствола увеличения дальности не добиться, Томпсон заказал фирме Remington для своей Military Model образца 1923 года новый усиленный патрон. Результат сразу дал о себе знать: из ствола 362-миллиметровой длины пуля вылетала со скоростью 475 м/с  (475 – это по данным Благонравова. По данным Попенкера – 442, но Максим, скорее всего, взял в Википедии или напрямую у Масгрейва его 1,450 ft/s и пересчитал в м/с) и, благодаря высокой поперечной нагрузке, летела аж на полторы мили, а попасть в щит размером 6×6 футов можно было на дистанции в 457 метров.

История промежуточного патрона

Правда, американским военным и этого оказалось мало: они предложили переделать Томпсон под .03—06, но Томпсон этого делать не стал, помня негативный опыт по созданию автоматической винтовки для русской армии. Дело в том, что в 1916 году, уходя из фирмы Ремингтон, Томпсон взял у неё субподряд на производство заказанных Фёдоровым русских винтовок для русской императорской армии, вследствие чего близко познакомился с русским патроном. Создав под него автоматическую винтовку, он надеялся впарить её русской армии, но та показала такой огромный разброс попаданий даже на 91,44-метровой дистанции, что Томпсону стало ясна бесперспективность использования винтовочного патрона в автоматическом оружии.

Однако Томпсон был далеко не первым, кто решил использовать в автоматическом оружии усиленный патрон.

Если подходить с формальных позиций, то первым был Карел Крнка, создавший 8×45-миллиметровый патрон ещё в 1899 году (некоторые утверждают, что ещё раньше). Этот патрон использовался в короткобойном охотничьем карабине Георга Рота (по некоторым данным, его конструктором тоже был Крнка, а Рот присвоил ему своё имя на правах владельца предприятия, как это позднее сделал Бергман с MP-18). Следующим за Крнкой был Фердинанд Манлихер. В то время определённую нишу на оружейном рынке занимали пистолеты-карабины – длинноствольные версии серийных автоматических пистолетов, снабжённые кобурой-прикладом. Такую версию своей модели 1901 года создал и Манлихер, но он не стал ограничиваться кобурой-прикладом, а сразу сделал жёсткий приклад, да ещё и цевьё. Именно для этого образца он и создал патрон 7,65×32 мм, удлинив гильзу патрона, применявшегося в Маузере К-96.

История промежуточного патрона

В 1907 году в США появился патрон .351 для самозарядного карабина Винчестера, который применялся не только в этом образце, но и в самозарядных охотничьих карабинах других фирм. Именно его многие считают праотцом всех промежуточных патронов. Однако и патрон Винчестера, и его предшественники были либо охотничьими, либо усиленными пистолетными, и в боевом оружии не применялись (пистолеты-карабины на вооружение армий не принимались и поступали только на гражданский рынок).

Первым же промежуточным патроном, созданным для промежуточного патрона, был патрон Рибероля. Поль Рибероль был в молодости автогонщиком и автоконструктором, а в зрелые годы стал управляющим велосипедного завода «Гладиатор», который, помимо велосипедов, выпускал ещё и автомобили.

В 1915 году, завистливо поглядев на богатеющих оружейников, Рибероль решил организовать оружейное производство и на своём лисапедном заводике. Из мастерских именно этого завода вышел пулемёт Шошá (а не Шóша, как говорят некоторые), названный так по фамилии одного из заместителей Рибероля отставного полковника, которого звали Луи Анри Шошá. Однако вдоволь намыкавшись с лебелевским рантовым патроном, имеющим к тому же неимоверную конусность, Рибероль решил запилить свой патрон. Патрон Рибероля представлял собой компиляцию из винтовочной пули от лебелевского патрона и гильзы от того самого винчестеровского карабина. Карабин Рибероля, сработанный под этот патрон, имел автоматику в виде свободного затвора. Причём большая масса затвора позволила ограничить темп стрельбы 450 выстрелами в минуту. Правда и масса оружия без патронов составила 5,4 кг, но по сравнению с 9-килограммовым пулемётом Шоша это было большим шагом вперёд.

Карабин Рибероля, не будучи принятым на вооружение, тем не менее, поступал на фронт в частном порядке – некоторые полковые командиры закупали его на средства из полковых фондов. Правительству и верховному командованию Рибероль представил это оружие, производившееся с 1916 года, 6 июля 1918 года. Однако интереса карабин не вызвал. Тем не менее, когда в 1921 году французы озаботились автоматическим пехотным оружием, этот карабин участвовал в конкурсе, но был забракован опять-таки из-за недостаточной дальности стрельбы.

Вторым образцом военного промежуточного патрона стал патрон для лёгкого ручного пулемёта Бёртона. В его основе также лежал патрон от карабина Винчестера, но этот патрон имел остроконечную пулю. Калибр этого патрона обозначался как .345, что в миллиметрах будет 8,763. Однако промер пули штангенциркулем показал 8,92 мм. Такие же данные по этому патрону даёт и испаноязычный ресурс «Мунисьон».

Особенностью пулемёта, который теперь некоторые пытаются представить как первый американский assault rifle, было наличие двух магазинов. Они вставлялись сверху под 90° друг к другу, а патроны подавались поочерёдно – то из левого, то из правого.

История промежуточного патрона

Ствол у этого образца был чисто винтовочной длины – 635 мм, и 11,2-граммовая пуля вылетала из этого ствола со скоростью 564 м/с.

Следующий промежуточный патрон и образец под него в 1925 году создал швейцарский полковник, имя которого было Адольф, а фамилия – Фюрер (furrer). По соображениям благозвучия и чтобы уменьшить количество ненужных ассоциаций, эту фамилию произносили на французский манер как Фуррéр, хотя жил он в немецкоязычном кантоне Берн. Впрочем, от немецкого Fuhrer на письме она сильно отличалась, да и переводится она не как вождь, а как скорняк.

Образец, созданный Адольфом Фюррером, внешне напоминал увеличенный в размерах MP-18. Его магазин также располагался сбоку, но не с левого, а с правого. Вместо свободного затвора использовалась автоматика с коротким ходом ствола, а в систему подвижных частей входил такой же кривошипно-шатунный механизм, как у Парабеллума. Но главной особенностью карабина Фюрера был патрон. Для его создания Фюррер укоротил патрон Шмидт—Рубин с 55 до 35 мм и вставил в него обрубленную сзади тупоконечную пулю от старого варианта этого патрона. Был, правда, говорят, и вариант с остроконечной пулей, но вживую я его не видал и даже не нашёл фотографии. Судьба карабина была немного предсказуема: его забраковали из-за недостаточной дальности стрельбы, но образец не канул в Лету – Фюррер переделал его в ручной пулемёт, который в 1925 году был с радостью принят на вооружение швейцарской армии.

Следующим промежуточным патроном американцы считают патрон .276 конструкции Педерсена. Первоначально он предназначался для педерсеновской самозарядной винтовки Т1. После того, как в 1929 году Т1 сняли с конкурса из-за чрезмерно сложного устройства, этот патрон позаимствовал Жан Гаранд для своей Т3, первоначально разрабатывавшейся под 6,5×52-миллиметровый патрон от итальянского Carcano. Но в 1932 году Гаранда, победившего с этой винтовкой на конкурсе, Макартур, председательствовавший в комиссии, обязал переделать образец под .03—06.

Однако патрон Педерсена вряд ли следует считать промежуточным, так как по своим размерам и мощности он был очень близок к патрону 7.62×51 NATO.

История промежуточного патрона

Первым немецким промежуточным патроном стал патрон фирмы ГеКо, разработанный для автоматического карабина Фольмера. В том же 1935 году ещё один промежуточный патрон был создан берлинской фирмой DWM. В нём использовались укороченная гильза и укороченная пуля от патрона 7-миллиметрового испанского варианта винтовки Маузера. Патрон продолжали совершенствовать до 1939 года, но из-за нестандартного калибра, на вооружении так и не приняли. Приняли же на вооружение тот самый Курцпатрон, который впоследствии использовали в знаменитом Штурмгевере, о котором я подробно расскажу в одном из следующих выпусков.

Подписаться
Уведомить о
guest

28 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account