Опытные палубные многоцелевые ударные самолеты Fairey Spearfish. Великобритания
Старый добрый «свордфиш» – палубный торпедоносец-биплан Fairey Swordfish – несомненно является самым известным самолетом авиации Королевского флота (Fleet Air Arm – FAA). «Свордфиши» не только успешно участвовали в множестве сражений, но и были любимцами экипажей и наземного персонала. И если пилоты были вынуждены попрощаться со «свордфишами» и пересесть на новые самолеты той же компании – бипланы Albacore или монопланы Barracuda, – они с теплотой вспоминали старые «авоськи».
Однако сравнение «свордфиша» с «барракудой» не было возможно, поскольку последняя была машиной более высокого класса с гораздо бóльшими боевыми возможностями. «Барракуда» могла не только атаковать корабли противника торпедами, бомбами или ракетами, но также выполнять задачи пикирующего бомбардировщика, нести радар, мины, спасательные шлюпки и в некоторых случаях выполняла специальные задачи (выброска парашютом агентов над оккупированной немцами Францией). Однако Адмиралтейство желало большего – универсальный ударный самолет, способный выполнять перечисленные выше задачи, но в дополнение к этому он должен был быть быстрее, нести всю боевую нагрузку в бомбоотсеке, иметь убирающийся купол антенны, большую массу боевой нагрузки, обладать способностью действовать в любых погодных условиях и быть способным более эффективно защищать себя.
Требования к данной машине были обобщены в спецификации O.5/43, выданной компании Fairey и ее главному конструктору Х. Э. Чаплину (H. E. Chaplin). Реализация значительной части требований спецификации означала создание крупного самолета, имеющего большой вес и оснащенного двигателем огромной мощности. Этим мотором был 18-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения Bristol Centaurus 57, развивавший на взлете мощность 2500 л.с. (1840 кВт), на пятиминутном форсаже на высоте 1220 метров — 2580 л.с. (1900 кВт) и вращавший пятилопастный винт изменяемого шага Rotol VH-65 диаметром 4,27 метра.
Чаплину удалось виртуозно закапотировать двигатель в передней части тщательно разработанного фюзеляжа цельнометаллической конструкции. За двигателем находилась двухместная закрытая кабина экипажа, закрытая фонарём, сдвижные части которого имели механический привод. Стрелок-наблюдатель с помощью системы дистанционного управления вел огонь из расположенной за кабиной экипажа турели Frazer-Nash FN 95 с двумя 12,7-мм пулеметами Browning и боезапасом по 300 патронов на ствол. Однако фактически ни на один из прототипов вооружение не устанавливалось. Также следует сказать, что были некоторые сомнения в эффективности этой относительно низко расположенной системы вооружения. В бомбовом отсеке могла размещаться торпеда: либо британская 457-мм, либо американская 560-мм. Альтернативными вариантами размещаемого в отсеке вооружения были четыре глубинные бомбы, обычные бомбы массой до 907 кг, тридцать осветительных бомб и т.д. Авиационное оборудование дополнялось противолодочным радаром ASV Mk.XV с антенной, выдвигавшейся из шахты снизу фюзеляжа непосредственно за бомбоотсеком. Сам бомбоотсек был оснащен устройством, позволявшим осуществлять сброс бомб или торпед вне зоны ометания винта.
Цельнометаллическое крыло самолета состояло из центральной части с прямой передней кромкой и из консолей с большим углом поперечного V. 74% задней кромки консолей крыла были заняты четырехсекционными выдвижными закрылками Фейри-Янгманна (Fairey-Youngmann). Под консолями крыла крепились держатели для восьми неуправляемых ракет, а в самом крыле размещались два 12,7-мм пулемета Browning с боезапасом 150 или 400 патронов на ствол.
На верхней и нижней поверхности крыла за его задним лонжероном размещались выдвигаемые перфорированные аэродинамические тормоза. Первоначально их использование не предполагалось, а торможение самолета должно было осуществляться при помощи реверсирования винта; это было непростой задачей, поскольку угол установки лопастей винта должен был изменяться с большой скоростью — до 35 градусов в секунду. Позднее данное техническое решение было отклонено в пользу более привычных аэродинамических тормозов. Оснащенные вспомогательными подкосами основные стойки шасси убирались внутрь консолей в направлении от фюзеляжа.
Разработка самолета заняла много времени, и постепенно программа O.5/43 утратила приоритет. Первый прототип, изготовленный на заводе в Хейзе (Hayes) и получивший серийный номер RA356, совершил свой первый полет 5 июля 1945 года под управлением заводского летчика-испытателя Фостера Х. Диксона (F. H. Dixon). Война в Европе уже два месяца как закончилась, однако боевые действия на Дальнем Востоке продолжались, и в компании Fairey полагали, что смогут найти применение своей машине. С точки зрения руководства компании, общий запас топлива в 1860 литров (плюс размещаемый в фюзеляже дополнительный топливный бак емкостью 818 литров) и продолжительность полета 6 часов сделают самолет пригодным для этого театра боевых действий, отличавшегося огромными расстояниями между базами.
Однако результаты летных испытаний были разочаровывающими. Spearfish, будучи самым крупным самолетом из числа разработанных для FAA, во время испытаний показал себя очень маломаневренным и инертным. Тем временем на заводе в Хитон-Чапель (Heaton Chapel), где велись подготовка оборудования к серийному производству, был построен первый предсерийный Spearfish RN241, в то время как прототипы №№2 и 3 (RA360 и RA363) были изготовлены на заводе в Хейзе. Эти три самолета оснащались двигателями Centaurus 58 с системой впрыска смеси метанола и воды, увеличивавшей мощность до 2825–2840 л.с. (2077–2090 кВт).
Тем не менее, скорость самолёта так и не превысила 470 км/ч на высоте 4300 метров; пилотажные свойства машин с более мощным двигателем также оставляли желать лучшего. Тем временем компанией Fairey была создана модификация Barracuda Mk.V с лучшими летными характеристиками, и поскольку война уже закончилась, то программа Spearfish была закрыта, а построенные самолеты были использованы в качестве экспериментальных. Прототип RA363 разбился в 1949 году; RA360 пережил своих собратьев, но и он летом 1952 года был списан и отправлен на слом.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Fairey Spearfish
Назначение: палубный многоцелевой ударный самолет
Статус: прототип
Компания-производитель: Fairey Aviation Co.Ltd., Стокпорт (Stockport), графство Большой Манчестер, заводы в Хейзе и Хитон-Чапель
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: 18-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения Bristol Centaurus 57, развивавший на взлете мощность 2500 л.с. (1840 кВт), на высоте 1220 метров 2580 л.с. (1900 кВт) и вращавший пятилопастный винт изменяемого шага Rotol VH-65 диаметром 4,27 метра
Размеры:
размах крыла 18,40 м
длина 13,60 м
высота 4,10 м
площадь крыла 49,30 м²
Вес:
пустого 6895 кг
взлетный нормальный 9820 кг
взлетный с перегрузкой 10 020 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• на уровне моря 422 км/ч
• на высоте 4300 метров 470 км/ч
крейсерская скорость 315 км/ч
время набора высоты 3050 метров 7,7 мин
практический потолок 7620 м
дальность полета на скорости 344 км/ч 1670 км
источник: VÁCLAV NĚMEČEK «FAIREY SPEARFISH» // Letectvi+Kosmonautika 12-1995, стр. 52/968 (Letadla 39-45)