Банзай-атаки и суперэффективность: «отсталая» японская армия Второй мировой
Еще одна интересная статья уважаемого Николая Колядко.
Содержание:
Японская армия времён Второй мировой была полным отстоем. Плохо вооружена, ещё хуже организована, а с тактикой вообще никак. Но как же вышло, что такая отсталая армия оказалась при этом невероятно успешной?
Японский феномен
Существует мнение, будто единственное, на что была способна японская пехота, — это резать китайцев (у которых всё было ещё хуже) или толпами бросаться на пулемёты в «банзай-атаках». Однако эта точка зрения как-то слабо стыкуется с тем, что за первые пять месяцев войны на Тихом океане «самая отсталая армия» не только успешно достигла всех запланированных целей, но ещё и добилась этого с большим опережением собственного графика. Разгромив при этом превосходящие сухопутные силы США, Великобритании и Нидерландов, плюс прибывший на помощь британцам в Бирме китайский контингент.
Существует несколько «простых, понятных и неправильных» объяснений данного феномена.
Первое — за них всё сделал флот
Японский флот действительно сделал очень много: обеспечил переброску войск и их снабжение, а авиация флота — господство в воздухе. Но флот ничем не мог помочь в боевых действиях в глубине суши.
Второе — японцы задавили численностью
Японская армия осуществила свой блицкриг силами около 450 тысяч человек. Сухопутные силы их противников составляли суммарно порядка 600 тысяч. При этом японцы проводили операции на нескольких стратегических направлениях одновременно.
Третье — японцы были лучше подготовлены для войны в джунглях. Азиаты же!
Даже армия США имела опыт боевых действий в джунглях Филиппин, а британцы и голландцы вообще веками воевали в своих тропических колониях. Не говоря уж о том, что значительную часть их войск составляли местные. А вот в Японии джунглей нет от слова «совсем». В Корее, а также северном и восточном Китае, где японцы воевали до этого, их тоже как-то не особо наблюдается. Некоторый опыт по части войны в тропических лесах японцы могли получить разве что на юго-востоке Китая, но основу войск, покорявших Филиппины и Малайю, составили люди, ранее ни в каких джунглях не воевавшие.
Можно долго продолжать список заблуждений, но более продуктивным будет всё-таки посмотреть, что из себя представляли как Императорская армия Японии, так и её противники. И здесь тезис об отсталости начинает сыпаться на глазах. Точнее, появляется вопрос: «отсталая» по сравнению с кем?
Японская эффективность
Начнём с основ, с уровня отделение-взвод. Главным оружием пехоты всех участников конфликта на начальном этапе войны были старые добрые магазинные винтовки. В том числе и в армии, и в морской пехоте США — принятые на вооружение ещё в 1936 году самозарядки Гаранда появились на Тихом океане лишь в 1943 году.
Так что основой огневой мощи отделения у всех служил ручной пулемёт. У наших союзников это были древние модели времён Первой мировой: пулемёты Мадсена, Льюиса и автоматические винтовки Браунинга. Количество современных «брэнов» в британских войсках в Бирме и Малайе составляло по несколько штук на батальон. Японское же отделение строилось вокруг очень удачного ручного пулемёта Намбу обр. 96 или обр. 99 (то есть разработки 1936-го и 1939 годов).
Ещё одним важным оружием ближнего боя была «малая артиллерия». Если в сухопутных силах США, Великобритании и Нидерландов она сводилась к одному винтовочному гранатомёту на отделение, то в японской армии в каждом отделении имелся ещё и лёгкий 50-мм миномёт-гранатомёт обр. 89. О такой насыщенности этим эффективным оружием наши союзники, имевшие в лучшем случае пару лёгких миномётов на роту, могли только мечтать.
Та же самая картина наблюдается и на каждом следующем уровне армейской организации. Вооружение и оснащение японской армии практически по всем пунктам не уступало, а зачастую и превосходило имевшееся на тот момент у их противников. А теперь помножим всё это на отличную выучку, боевой опыт и ставшую легендарной дисциплинированность японского солдата — и нам станет понятно, почему японский блицкриг закончился именно тем, чем он закончился.
Японская месть за недооценку
Не стóит, конечно, идеализировать японскую армию. Даже самые отборные её части образца 1941 года и рядом не валялись с какими-нибудь немецкими панцергренадёрами того же периода или с советскими мотострелками, громившими в 1945 году Квантунскую армию.
А на японские танковые войска вообще невозможно смотреть без слёз.
У армии Страны восходящего солнца было огромное количество слабых мест. И главным из них стало то, что, вполне адекватные для 1941 года — на конкретном ТВД (театре военных действий) и против конкретных противников, — их сухопутные силы в ходе войны лишь деградировали, катастрофически не успевая за взрывным прогрессом в военном деле.
Но вместе с тем не нужно забывать, что двум наиболее научно-технически и промышленно развитым странам мира — США и Великобритании — пришлось приложить колоссальные усилия для перевооружения, реорганизации и обучения своих сухопутных сил до уровня, когда они оказались в состоянии бить японцев на суше. Да и то лишь при наличии серьёзного численного превосходства. И чтобы отвоевать у японцев всё, что они захватили за пять месяцев блицкрига, нашим союзникам понадобилось более двух лет.
Цена довоенной недооценки противника оказалась очень высокой.