Какой была бы сейчас Украина, если бы Богдан Хмельницкий отвоевал украинские земли и создал сильное и независимое государство?
Какой была бы сейчас Украина, если бы Богдан Хмельницкий отвоевал украинские земли и создал сильное и независимое государство?
Ответ — никакой. Все дело в том, что казачья старшина, выразителем интересов которой был Богдан, вообще не хотела никакой независимости. Они хотели равноправия с польской и литовской шляхтой в рамках Речи Посполитой. Собственно они и были точно такой же шляхтой, только православной. Но на это не готов был правящий класс Польши и Литвы, а в особенности, католическая церковь. Поэтому компромисс был невозможен и поляки воевали бы пока не покорили или уничтожили своих политических противников.
Рядовое казачество, в принципе, можно считать сторонниками независимого государства, но с одной местной особенностью. Это государство должно было быть казачьим. То есть налоги в нем не предусматривались в принципе, кроме как для неказачьего населения, так называемых — гречкосеев. Однако, казаки были относительно немногочисленны, так что им приходилось привлекать к себе на помощь крестьян из которых они обычно и без того рекрутировали пушечное мясо для своих грабительских набегов. И во время войны с поляками им пришлось обещать привилегии казаков — то есть отсутствие податей.
И наконец, уже упомянутое крестьянство, которым вообще не было ни до чего дела, кроме возможности пограбить местных жидов, помещиков и вообще кого получится. И да, конечно же, отсутствие налогов, как у казаков. При этом служить на постоянной основе, как казаки, они были не согласны. В принципе это понятно, война с хозяйством не совместимы.
Иными словами общество было по факту разобщено и не могло сконцентрировать достаточных ресурсов для построения жизнеспособного государства.
Единственной возможностью было лечь под кого-то из соседей. Но таких, не очень много. Собственно Речь Посполитая. Османская Империя и ее вассалы: Крымское ханство и Молдавское княжество. Если не считать Москвы — это все. Но что интересно, первоначально Москва вообще не рассматривалась как кандидат в сюзерены. Дело в том, что старшина, а решения принимала именно она, желала именно шляхетских привилегий, а с этим у восточных соседей было туго. Дворяне должны были служить и никакие отговорки не принимались во внимание в принципе! Это тебе не польский пан, который хочет — идет на войну, не хочет — не идет. В сейме любой голозадый шляхтич герба «большая дупа» может наложить вето на любое решение, если ему куфель вудки не нальют вовремя… Свобода!
Нет, у царя не забалуешь, так что свободолюбивые казачки решили лечь под султана, или точнее под крымских Гиреев, потому как его султанскому величеству было не до пустяков. И вот совместно с крымцами, они несколько раз больно укусили ляхов. Причем, это были не столько победы Хмельницкого, сколько поражения государственного устройства Речи Посполитой, пребывающего уже не первый год в перманентном кризисе.
Увы, польской шляхте очень сильно не хотелось допустить усиления королевской власти, а потому они никак не соглашались дать ему средства на подавление восстания. Так что война с Хмелем первое время было частным делом местных магнатов, вроде Вишневецкого. И только этим обусловлены победы повстанцев.
Однако после нескольких обидных поражений у польской элиты наступило временное просветление. Они сумели договориться между собой, предприняли кое-какие внешнеполитические действия и начали новую войну. Причем Хмельницкий, с удивлением обнаружил что остался один, поскольку татары ему на помощь не явились. И вот тут выяснилось, что Речь Посполитую рано списывать со счетов, а казаки и примкнувшие к ним крестьяне, по большому счету, годятся только для набегов. И с повстанческой армии полетели пух и перья…
Посл этого и возникла идея лечь под Алексея Михайловича. Оно, конечно, такой свободы не будет, но речь то уже шла о спасении шкуры, тут не до жиру. Надо сказать, в Москве поначалу тоже не строили никаких далеко идущих планов. То есть ослабление давнего противника радовало, но не более.
Дальнейшее вы знаете. Тишайший дал себя уговорить и начал войну в результате которой и появился мертворожденный кадавр — Гетманщина, существовавший только за счет внешних вливаний. И его призрак до сих пор не дает покоя национально озабоченным искренне считающим его реально существовавшим государством. Покончила с ним только Екатерина Великая, при котором казачья старшина влилась в российское дворянство, а казаки пожелавшие остаться казаками переселились на Кубань, где проживают по сие время.