Ещё одна вариация на тему Т-28

22

    К концу 1936 года, стало предельно ясно – даже несмотря на основательно подтянутое качество изготовления танка Т-28 и его окончательную конструктивную доработку (затянувшуюся почти на 4 года!), идеи, лежащие в основании самого смысла существования этого танка, полностью провалились.

   Т-28 изначально виделся машиной оперативного назначения (самостоятельных действий в маневренной войне) и качественного усиления лёгких танков. А исходя из планов сверхмассированного выпуска танков всех классов, особенно последних, соответственно, тоже машиной отнюдь не эксклюзивной.

    Ещё одна вариация на тему Т-28

   Но, не тут-то было! Вместо заказанного армией массового среднего танка массой до 17 тонн, разработчики «осчастливили» Красную Армию 25-тонным, дорогим, не технологичным и ненадёжным чудовищем, место которому оказалось там, где ну совсем не предполагалось – в бригадах ТЯЖЁЛЫХ позиционных танков прорыва. Ни о каком качественном усилении многих тысяч лёгких танков уже и речи не велось – к концу 36-го года, РККА получила лишь 224 танка Т-28. Причём машины собранные до 36 года – качеством отнюдь не блистали.

   А тут ещё грянул 1937 год, когда по танковым заводам страны прокатился вал репрессий по обвинению: «В оснащении РККА техникой ненадлежащего качества», выкосивший изрядную часть специалистов. В результате и так более чем скромный выпуск Т-28 грозил просто обрушиться… В РИ, он упал со 101 машины в 36-ом, до всего-навсего 39 танков в 37-ом. Эффект от поисков вредителей и чисток, оказался примерно соответствующим массированному авианалёту на ЛКЗ вражеских бомбардировщиков! Подлила масла в огонь и гражданская война в Испании, показавшая опасно широкое распространение весьма эффективной лёгкой противотанковой артиллерии.

   Что-то надо было срочно делать…

   Так уже ведь делалось! Почти разу осознав, что ей впарили совсем не то, на что она рассчитывала, РККА, уже после начала серийного выпуска Т-28, снова поставила перед разработчиками всё ту же благородную цель – разработать средний танк массой 17 т. годный для крупносерийного производства. Но, как обычно всё испортили некомпетентность представителей заказчика и острое желание проектантов «самовыразиться». Первые, потребовали сделать этот новый танк колёсно-гусеничным, а вторые опять кинулись азартно творить вундервафлю с бронёй и вооружением как у всё того же Т-28.

   Понятно, что две группы авантюристов быстро нашли общий язык, сойдясь в идее осчастливить РККА уже вовсе не массовым средним танком, а фактически, колёсно-гусеничным аналогом Т-28. Т. е. опять при трёх башнях, аналогичном бронировании и… соответственно ещё большей массе и почти вдвое большей стоимостью (при несравненном усложнении и производства и эксплуатации). Так разве удивительно, что от такого замечательного Т-29 армия в итоге сама же отказалась и первым по настоящему массовым средним танком КА стал Т-34?

«Эталонный», то биш предсерийный образец среднего колёсно-гусеничного танка Т-29

«Эталонный», то биш предсерийный образец среднего колёсно-гусеничного танка Т-29

   А вот, в данной АИ, в начале 1937 года, ВМЕСТО поисков вредителей, арестов и чисток, перед КБ ЛКЗ, курировавшем доведение до ума и серийный выпуск Т-28, была поставлена предельно чёткая и конкретная задача – модернизировать неотвратимо устаревающий Т-28, вернув его в категорию лучших и полностью соответствующих самым современным требованиям. При этом, как и было задумано ещё в начале 30-х, сделать его годным для массового выпуска и не только на ЛКЗ.

   А сделать это было ох как не просто! Слишком уж много косяков было допущено разработчиками изначально! Тут и громоздкая трёхбашенная «архитектура» и совершенно неадекватная бронезащита (как противопульная – абсолютно избыточная, а как противоснарядная – совершенно недостаточная) и бессмысленно сложная подвеска с низким ресурсом её отдельных элементов (по идее создателей, благодаря своей мягкости и эластичности, должна была обеспечить танку возможность ведения прицельного огня на ходу, что без современных стабилизаторов вооружения, естественно оказалось утопией) и устаревшее орудие в примитивной цилиндрической башне с устаревшей же компоновкой…

   Но, поскольку модернизировать Т-28 требовалось быстро и не фатально задорого, решения принимались буквально лежащие на поверхности.

   Усилить бронезащиту решили за счёт двух малых башен и оптимизации формы корпуса в передней части и на месте подбашенной коробки главной башни (в сумме давало экономию массы не менее тонны). А поскольку без двух малых башен, рядом со смещённым к левому борту водителем появилось место для стрелка, критическим снижение огневой мощи не посчитали – тем более рассчитывая компенсировать её за счёт более мощного орудия и спаренного с ним пулемёта.

   Зато толщину вертикальной брони корпуса, это «сиквестирование» позволило довести до 35 мм (да-да, всего прибавится лишь 5 мм, но в то время, при ТТХ тогдашних ПТП калибром до 37 мм, это были решающие 5 мм!). Причём уже довольно простую лобовую часть корпуса, ещё предполагалось усилить 9 мм экраном. Выдумывать для различных проекций танка бронедетали разной толщины, посчитали излишним усложнением конструкции и снижением технологичности. А наложить и закрепить сварочными «прихватками», на наиболее обстреливаемую лобовую часть экран – чего уж проще-то?

   Сборка корпусов с 35 мм стенками, в то время могла вызвать определённые проблемы технологического характера. Но, времени на решение проблемы качественно, отпущено не было и действительно сложнейшую задачу сварки довольно толстых бронеплит (что в то время практически всегда и неизбежно приводило к фатальному «отпусканию» закалки брони в районе швов и растрескиванию как брони, так и самих швов), решили методом изготовления всех вертикальных стенок корпуса из цельных бронедеталей, собирать которые в одну конструкцию предполагалось не как прежде, густой клёпкой на каркасе (так присоединялись 30 мм лобовые детали на Т-28 и 50 мм на Т-35А), а на редких крупных винтах (т.н. гужонах) из броневой стали. Именно по этой технологии, из крупных литых бронедеталей, массово собирали в то время свои толстобронные танки французы. По сравнению с клёпкой, это был очень существенный шаг вперёд. Да и сравнение с тогдашней же сваркой, вопреки всем нынешним представлениям, едва ли так уж очевидно в пользу сварки. Дело в том, что для того чтоб сварить между собой две толстобронные бронедетали, в то время, сначала требовалось обработать кромки свариваемых деталей так, чтоб стык получился конический (а кромкообрабатывающие станки в то время – жуткий дефицит! Тем более что обрабатывать надо на абы что, а броневую сталь). И уже потом, этот самый конический стык, сварщики высочайшей квалификации медленно и очень тщательно заплавляли металлом, накладывая один шов за другим до тех пор, пока конус не заполнится выше краёв. А потом, этот выступающий наплав, тщательно заравнивали пневмомашинками с камнем-абразивом, попутно отыскивая брак – т. н. сварочные каверны. Их выбирали электродугой от графитового стержня и снова наплавляли металл.

   Излишне говорить, что эта технология тоже была и близко не дешёвой. К тому же, требовала чрезвычайно «выносливого» сварочного оборудования, неутомимых сварщиков самой высокой квалификации, много времени и к тому же, неизбежно приводила к «отпусканию» закалки бронеплиты на несколько толщин плиты в каждую сторону от шва. В тоже время, заниматься сборкой на гужонах, могли даже пионэры «на продлёнке».

   Решение этой проблемы нашли позже. Сперва, был получен сорт брони, которая не трескалась так фатально при термообработках. А потом и автоматическая сварка под флюсом с непрерывной подачей проволоки вместо электродов, разработки института сварки Патона подоспела. Причём хочу особо заметить, главными «двигателями» всех НИОКРов по сварке брони, были вовсе не танкостроители (им вполне хватало отработки технологий по сварке брони тех самых толщин, из которых изготавливались уже серийные машины) и даже не разработчики новых танков (которым вообще было глубоко фиолетово по какой технологии заводы будут собирать их «вундервафли»), а военное судостроение, где толщины брони непрерывно увеличивались, а сварка тотально заменяла клёпку во всех областях кораблестроения. Именно благодаря этим факторам, СССР смог в таких количествах производить танки во время ВМВ.

   Сказки про то, что технология сварки танковых корпусов из толстых бронеплит была якобы отработана на «опытном» танке Т-46-5 (он же Т-111) – чушь полнейшая. Танк не стали производить даже в виде опытной партии для войсковых испытаний именно потому, что ничего там не было на самом деле «отработано». И среди основных причин отказа от супернового и формально «сварного» танка, как ни странно  оказались КЛЁПКА и болтовые соединения (гужоны), признанные нетехнологичными. Всё верно. Только новый сорт брони, годной для сварки толстых бронеплит, использованный на сборке Т-34 и КВ был настоящим прорывом и успехом, обеспечившем сверхмассовый выпуск. И не будь этих новаций, вместо Т-34, ХПЗ запустил бы в серию очередную «братскую могилу» в виде «сладкой парочки»  жестянок А-20 и А-32, а ЛКЗ, вместо КВ, очень медленно и очень задорого, собирал бы малосерийные двухбашенные СМК.

   Поэтому, возвращаясь в наш АИ-шный рубеж 36-37 г.г. сборку противоснарядных корпусов на гужонах, пока можно считать оптимальной. Тем более что в 1937 году, речь об объёмах выпуска хоть скольнить сопоставимых с РИ Т-34 и близко не идёт. Но, об объёмах позже.

 Вот проблему подвески решить оказалось проще всего – предельно похожий и по массе и по конструкции на Т-28 КГ танк Т-29 (а его разработку никто до нашего АИ 37-го не отменял) с подвеской типа «Кристи» юзали уже едва не пятилетку (начав эту работу с танка особого назначения ПТ-1). Правда, учитывая усиленное бронирование, добавили ещё один каток и, естественно, не заморачивались с тяжёлым и не надёжным колёсным ходом. Трансмиссию использовали «скоростную», разрабатывавшуюся для быстроходной версии Т-28А.

   Башню сразу поставили коническую (разрабатывали как и в РИ с 1936 года), а в ней, запущенную-таки в серию (в данной АИ), спаренную с пулемётом, трёхдюймовую ПС-3, от которой уже не требовали безотказной работы полуавтоматики на всех режимах (только при стрельбе ББС дивизионного орудия). Ничего критического на самом деле в этом не было – та же «сорокапятка» аналогично была полуавтоматом лишь при стрельбе ББС. Осколочные гранаты могли использоваться только в четвертьавтоматическом режиме. И это у танковой пушки 20-К обр. 34 года! Пушка 20-К обр. 32 года вообще была сугубо четвертьавтоматом! И никого это усомниться в боеспособности орудия как-то не сподвигло, и в серию запустить не помешало! Зато в случае ПС-3 – которую заставляли безотказно работать любыми выстрелами и полковой и дивизионной трёхдюймовок (а мощность выстрелов то очень разная!), почему-то всегда привередничали.

Т-29 на колёсном ходу с пушкой ПС-3

Т-29 на колёсном ходу с пушкой ПС-3

   Впрочем, интриги артКБ ЛКЗ, как и тихое «одобрямс» того «ползучего саботажа» руководством завода тоже никуда не делись и в итоге, на серийные танки ставилась уже кировская же танковая пушка Л-10.

Средний танк Т-28М вып. 1939 г. Боевая масса 25 т. Броня – 35 мм. (в лобовой части корпуса, с 9 мм экраном, до 44 мм.). Трансмиссия от Т-28А. Макс. скорость 50 км/ч. Вооружение: 76,2 мм пушка Л-10, три пулемёта ДТ-29. Экипаж 4 чел.

Средний танк Т-28М вып. 1939 г. Боевая масса 25 т. Броня – 35 мм. (в лобовой части корпуса, с 9 мм экраном, до 44 мм.). Трансмиссия от Т-28А. Макс. скорость 50 км/ч. Вооружение: 76,2 мм пушка Л-10, три пулемёта ДТ-29. Экипаж 4 чел.

   В общем, такой вот получился Т-28М. Выпуск этого танка, развернули на рубеже 37-38 г.г., причём сразу в большем объёме, чем прежний Т-28 – сказались и освоенная агрегатная часть и простая торсионная подвеска, и, разумеется, намного более простая форма корпуса, заточенного уже не под три, а только под одну башню. При этом, вес танка практически не вырос, поскольку было на чём сэкономить ради, вовсе не запредельно, усиленной бронезащиты.

   Выпускать Т-28М, предполагалось на существенно расширенных промплощадях, вплоть до завершения проектных работ над новым тяжёлым танком, для массового выпуска которого, ЛКЗ уже начал масштабную реконструкцию (производство основной продукции ЛКЗ – колёсных тракторов, передавалось на строящийся Владимирский тракторный з-д). Т.е. минимум два года (если с тяжёлым танком не случится какойнить облом) на серийный выпуск Т-28М у Кировского з-да было и на этот срок, заводу спустили план дать армии не менее 500 машин, что для наших бронетанковых войск, испытывавшей острейший дефицит настоящих средних танков, было очень важно!

   Прелесть выпуска Т-28М была ещё и в том, что именно на нём ЛКЗ мог спокойно оттачивать элементы и технологии серийного выпуска будущего тяжёлого танка…

Сравняшка:

Сверху вниз: Т-28 вып. 36 г., Т-29 обр. 36 г., Т-28 вып. 40 г., АИ Т-28М вып. 39 г.

Сверху вниз: Т-28 вып. 36 г., Т-29 обр. 36 г., Т-28 вып. 40 г., АИ Т-28М вып. 39 г.

Подписаться
Уведомить о
guest

41 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account