Проекты перевооружения линейных кораблей «Слава» и «Цесаревич»
В связи с потерями в войне 1904—1905 гг. корабельного состава российского флота возникла необходимость усиления боевых возможностей сохранившихся броненосных кораблей.
В августе 1908 г. главный инспектор кораблестроения полковник (с 12 сентября 1908 г. — генерал- майор по Адмиралтейству) А. Н. Крылов по соглашению с Морским генеральным штабом (МГШ) поднял вопрос о перевооружении, облегчении и увеличении боевой остойчивости линейных кораблей «Слава» и «Цесаревич». К 6 сентября в чертежной Морского технического комитета (МТК) был разработан в трех вариантах эскизный проект их модернизации. Он предусматривал демонтаж мостиков и лишних надстроек выше верхней палубы, а также замену всех шести 152-мм двухорудийных башенных артиллерийских установок на восемь 203-мм орудий. Двадцать 75-мм пушек предполагали заменить десятью 120-мм орудиями (у «Цесаревича» по варианту № 2 их предусматривалось восемь).
По первому варианту орудия размещались на верхней палубе побортно в отдельных казематах, защищенных с бортов 102-мм (такой же толщины предусматривался и пояс по всему борту между батарейной и верхней палубами) и сверху (крыша) 25,4-мм крупповской броней .
В двух остальных вариантах 203-мм орудия полностью (вариант № 3) или наполовину (вариант № 2), располагались в двухорудийных башенных (бронирование вращающихся частей башен 152-мм) установках. Причем две из них в обоих случаях размещались на спардеке в диаметральной плоскости над 305-мм башнями главного калибра, для чего носовая башенная установка за счет среза полубака опускалась до уровня верхней палубы.
Вторая пара 203-мм башен устанавливалась также на спардеке по бортам в районе мидель-шпангоута (вариант № 3) или остальные четыре 203-мм орудия располагались в отдельных казематах (по два с борта) на верхней палубе в середине корабля (вариант № 2). В этих вариантах 120-мм орудия размещались также на верхней палубе под спардеком.
По вариантам № 2 и 3 выше верхней броневой (батарейной) палубы шёл 76,2 мм броневой пояс (у «Славы» между 11 —72 шп., у «Цесаревича» — от 37 носового до 23 кормового шп.). Толщина бортовой брони казематов 203-мм орудий составляла 127 мм, 120-мм — 76,2 мм, крыши у обоих — 25,4 мм.
Нагрузку удавалось снизить лишь для «Славы» (при расчетах водоизмещение 14 180 т и осадка 8,23 м принимались с учетом перегрузки) и только в варианте № 2. В остальных случаях перевооружение вызывало перегрузку линкоров и их расчетное водоизмещение соответственно составляло 14 480 (13 514), 13 800 (13 226) и 14 033 т (13 280), где в скобках приведены данные по «Цесаревичу».
Кроме того, выяснилось, что установка на «Славе» всех 203-мм орудий по бортам (вариант № 1) на верхней палубе требовало ее уширения примерно на 4,9 м, а палубу спардека, в районе расположения их казематов, требовалось поднять на 0,61 м.
В случае сохранения прежней боевой рубки, водоизмещение (здесь при расчетах бралось проектное водоизмещение 13 717 т) достигало 13 819 т (перегрузка 102 т), и метацентрическая высота уменьшалась до 1,15м. В случае замены рубки двумя «новейших образцов» (общая масса около 280 т) перегрузка и водоизмещение возрастали соответственно до 296 т и 14 013 т, а метацентрическая высота уменьшалась до 0,99 м.
Для снижения перегрузки (до 73 т) предлагалось все двадцать 75-мм пушек перенести в казематы на верхней палубе, прикрыв их 76,2-мм броней со стороны борта (такой же броней заделывались и их бывшие порты в среднем каземате на батарейной палубе). При этом метацентрическая высота увеличивалась до 1,12 м, но при установке двух новых боевых рубок перегрузка возрастала до 267 т, что вновь уменьшало метацентрическую высоту до 0,95 м.
В итоге чертежная МТК при непосредственном участии корабельного инженера штабс-капитана В. П. Костенко к 14 марта 1909 г. разработала два основных варианта усиления артиллерии линкоров «Слава» и «Цесаревич». Один из них соответствовал описанному выше варианту № 1, другой — варианту № 3 для «Славы» и № 2 — для «Цесаревича».
Если при этом перегрузка «Славы» сводилась к нулю с сохранением начальной метацентрической высоты (1,22 м), то водоизмещение и осадка «Цесаревича» в первом случае возрастали на 1 14 т и 51 мм и на 62 т и 25,4 мм — во втором, а его метацентрическая высота соответственно составила 0,9 и 1,4 м.
В тот же день (14 марта 1909 г.) А. Н. Крылов, временно исполнявший тогда еще и обязанности председателя МТК, распорядился отослать разработанные проекты на обсуждение в МГШ, который выбрал башенный вариант перевооружения. Хотя он и являлся более сложным, требовавшим больших затрат и времени на реализацию, но наиболее полно удовлетворял основному требованию МГШ — приблизить тактико-технические качества линейных кораблей «Слава» и «Цесаревич» к строящимся линкорам «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». Кроме того, МГШ предлагал вместо 120-мм орудий установить на верхней палубе под спардеком 12 102-мм орудий, сохранить четыре 47-мм пушки для салютов, а главное, при замене всех 152-мм орудий на шесть 203-мм последние требовалось установить таким образом, чтобы все они могли действовать на один борт.
В то же время прямой необходимости разгружать корабли МГШ не выдвигал, поскольку их осадка (8,23 м) приближалась к таковой линкоров «Андрей Первозванный» и «Император Павел I», а скорость от облегчения на 500 т практически не менялась.
В своем сообщении товарищу морского министра вице-адмиралу И. К. Григоровичу от 30 сентября А. Н. Крылов несколько конкретизировал отдельные моменты выбранного перевооружения. Так, высота надводного борта в носу (5,49 м) после снятия полубака становилась такой же, как у линкоров типа «Андрей Первозванный», две 203-мм башенные установки намечалось разместить в диаметральной плоскости на спардеке над 305-мм башнями. Остальные 203-мм орудия размещались на верхней палубе в районе мидель-шпангоута в отдельных 127-мм казематах. Десять 120- или 102-мм орудий устанавливались на верхней палубе под спардеком, также в казематах, и со стороны борта прикрывались 76,2-мм броней.
Такой же броней на протяжении 2/3 длины корабля защищался и его борт между батарейной и верхней палубами. В корму от кормовой 203-мм башенной установки, учитывая незащищенность борта в этом районе, предусматривались 1 9-мм продольные каютные переборки
После такой модернизации водоизмещение и осадка линкора «Слава» должны были составить 13 800 т и 8,0 м, «Цесаревича» — 13 230 т и 7,9 м при одинаковой для обоих кораблей метацентрической высоте — 1,37 м.
Стоимость перевооружения каждого корабля с учетом артиллерийского вооружения и боевого комплекта (около 1700 тыс. руб.) составляла I примерно 4 млн руб., а срок его выполнения главным образом зависел от изготовления на Ижорском и Обуховском заводах брони (около 1200 т на оба корабля), 203-мм орудий и, отчасти, башенных установок. Переделки по корпусу могли занять 6— 8 мес, а полная готовность ожидалась через 10— 12 мес.
В случае утверждения эскизного проекта разработку детальных чертежей модернизации и её выполнение намечалось поручить Балтийскому заводу.
На этом этапе по ряду причин работы застопорились и возобновились лишь 29 мая 1913 г.
Признавая «весьма малую боевую ценность» линейных кораблей «Слава» и «Цесаревич» и их главный недостаток — «слабое бронирование и устарелую артиллерию среднего калибра», — МГШ считал их негодными даже для Артиллерийского отряда и обучения комендоров, а в случае войны предвидел определенные трудности в рациональном использовании этих кораблей, которые по своему вооружению не подходили «ни к одному из типов судов». Но и вывод их из состава флота на тот момент также считался нежелательным.
Дело в том, что к 1919 г. планировалось исключить из списков флота более старые корабли (бывшие броненосцы «Петр Великий» и «Император Александр II», а также крейсеры «Громовой» и «Россия»), что вызвало бы чрезвычайные затруднения «как с комплектованием вновь вступающих в строй судов, так и с созданием учебных отрядов». Замена же их линкорами «Андрей Первозванный», «Император Павел I» и крейсером «Рюрик», сохранявшими при этом еще и боевое значение, считалась явно недостаточной для обучения необходимого количества новобранцев (можно было подготовить только 2700 чел. при требующихся 5000). В случае же сохранения в качестве учебных «Славы» и «Цесаревича» появлялась возможность добавить еще 1500 чел. и полностью укомплектовать новую бригаду линейных кораблей личным составом.
Однако оставление их в составе флота, по мнению МГШ, считалось целесообразным «лишь при том условии, что суда эти будут подвергнуты основательной перестройке», основой которой становилось перевооружение, заключавшееся по-прежнему в замене 152-мм двухорудийных башенных установок на 203-мм 50-калиберные казематные орудия и возможном улучшении бронирования надводной части. Причем в этом докладе уже напрямую указывалось на опыт выполнения японцами модернизации бывшего русского броненосца «Орел».
В этом случае флот получал две боевые единицы, «в полной мере подходящих по своему вооружению, ходу и вообще боевым качествам к линейным кораблям «Андрей Первозванный» и «Император Павел Г», вместе с которыми они могли бы составить «одну бригаду линейных кораблей так называемого «переходного типа», значительно сильнейшую таковой же бригады кораблей типа «Deutchland», которая в 1917 г. будет состоять в составе «Hochseeflotte» нашего вероятного противника».
Намеченную модернизацию МГШ предлагал совместить с планировавшимся осенью 1914 г. ремонтом энергетических установок и завершить ее через два года. Что касается расходов, то они, «по всей вероятности», оценивались «значительно ниже стоимости даже одного нового легкого крейсера», поскольку все переделки сводились к работам по корпусу, установке верхнего пояса брони и замене орудий.
Итогом этого доклада стали разработанные в МГШ и направленные 14 октября 1913 г. в Главное управление кораблестроения (ГУК) основные задания на перевооружение линейных кораблей «Слава» и «Цесаревич», суть которых сводилась все к той же замене всей 152- и 75-мм артиллерии.
На батарейной палубе устанавливались шесть (по три с борта) 203-мм 50-калиберных орудий с башенноподобными щитами. Углы их обстрела (при условии возможности наводки по двум прицелам) должны были быть не менее 120°, а все эти орудия одного борта обладали бы возможностью стрелять в пределах курсовых углов от 45 ° до 135°.
75-мм пушки заменялись на десять 120-мм 50-калиберных орудий с башенноподобными щитами. Шесть (по три с борта) следовало разместить на верхней палубе под полубаком, а оставшиеся четыре (по два с борта) — на батарейной палубе на местах прежних кормовых 75-мм пушек, образуя, таким образом, два носовых и два кормовых плутонга. Угол их обстрела должен был составлять не менее 130°. При этом все орудия носовых плутонгов должны были действовать при курсовых углах от 0° до 130°, а кормовых — от 40° до 170°.
Прежние патронные погреба и подача снарядов переделывались под новое вооружение с обеспечением скорострельности 203- и 120-мм орудий 8 и 15 выстр./мин соответственно.
В части корпусных работ и броневой защиты следовало снять весь спардек, небронированные надстройки около боевых рубок и броню башенных колодцев 152-мм башен. На «Славе» демонтировались 76,2-мм наклонная броня центрального каземата снимаемых 75-мм орудий и верхняя 51-мм броневая палуба над ним, а на «Цесаревиче» — соответственно незащищенный борт и палуба. Их место должен был занять каземат для шести 203-мм орудий, защищенных 127-мм вертикальной бортовой броней, траверзами такой же толщины, 38,1-мм крышей и такими же внутренними траверзными переборками, отделявшими орудия одно от другого. Подлежали демонтажу и подводные минные (торпедные) аппараты.
В ходе завершившейся к 23 января 1914 г. разработки эскизного проекта специалисты ГУК несколько отошли от полученных из МГШ заданий по перевооружению кораблей. Так, количество 203-мм орудий в центральном каземате на батарейной (средней) палубе довели до восьми (по четыре с борта), придав им один и тот же угол обстрела (60°) от траверза в нос и корму. Недостатком такого расположения стала сравнительно малая высота осей орудий над ГВЛ (около 3,96 м), но требования остойчивости не позволяли установить их на верхней палубе. Кроме того, устройство этого каземата вело к полной перепланировке всех жилых офицерских помещений и уменьшению их площадей.
Штатный боезапас составлял 125 выстрелов на одно 203-мм и 200 — на 120-мм орудие. Требования к бронированию в целом удалось выполнить, а с целью уменьшения силуэта кораблей решили переместить шлюпки с возвышенных ростерных бимсов непосредственно на верхнюю палубу.
При одинаковой массе устанавливаемых грузов (1935 т) нагрузка линкора «Слава» уменьшалась на 413т, а метацентрическая высота повышалась до 1,46 м. В свою очередь с «Цесаревича» снималось 1835 т, но оставалась 100-тонная перегрузка (при устройстве деревянной рубашки позади брони она возрастала до 165 т), а метацентрическая высота уменьшалась до 1,19м.
Предварительная стоимость перевооружения обоих кораблей оценивалась в 10,5 млн руб. (с учетом ремонта котлов и механизмов — не менее 13 млн руб.), а время ее выполнения — 1,5—2 года (по другим данным 2-2,5 г.).
Однако состоявшиеся на Черном море несколько ранее (в августе 1913 г.) опытные стрельбы по исключенному судну № 4 (бывший броненосец «Чесма») указали на «совершенную недостаточность» 127-мм бронирования. В связи с чем, как это отмечалось в докладе МГШ от 6 февраля 1914 г., «возникли сомнения в целесообразности затраты значительных денежных средств на перестройку линейных кораблей «Цесаревич» и «Слава»». Причем «даже и в перестроенном виде корабли эти, судя по черноморским опытам, будут очень слабы в смысле своего бронирования».
В результате было решено ограничиться лишь капитальным ремонтом этих кораблей «не только по котлам и механизмам, но и по артиллерии» и срезать надстройки так, «чтобы 305- и 152-мм башенные установки не могли быть заклинены во время боя». На эти работы требовалось 8—12 мес., что в дальнейшем позволяло сохранить оба линкора в строю до 1918 г., а затем использовать для учебных целей.
Таким образом, эти корабли вступили в первую мировую войну со старым вооружением.
4 октября 1915 г. командующий флотом Балтийского моря вице-адмирал В. А. Канин вновь поднял вопрос о перевооружении линкора «Слава», предложив два варианта его осуществления. По первому снимались все лишние надстройки, а вместо 152-мм башенной артиллерии устанавливалось четыре, а если это окажется возможным, то и пять 203-мм орудий с борта. По второму — стволы 152-мм башенных установок заменялись на 130-мм. После такого перевооружения, считал он, корабль «Слава» «малопригодный вследствие недостаточности хода для действий в открытом море», будет в состоянии «противостоять линейным кораблям додредноутско-го типа на позиции».
Но время было упущено. Возможность перевооружить «Славу» по первому варианту отпадала сразу «за неимением свободных 8-дюймовых пушек и станков и за невозможностью изготовить их ввиду перегруженности заводов срочным заказами в течение предстоящей зимы и весны будущего года». Что же касается замены 152-мм артиллерии на 130-мм орудия, то с технической точки зрения такое перевооружение препятствий не вызывало, как, впрочем, и переделка погребов под новые снаряды и заряды. Однако при этом могли возникнуть проблемы своевременной подачи боезапаса. Кроме того, началось применение удлиненных 152-мм снарядов, благодаря которым увеличилась дальность стрельбы. В итоге от перевооружения «Славы» В. А. Канин отказался.
В декабре 1915 г. на линкоре «Слава» в Гельсингфорсе приступили к работам по замене расстрелянных 305- и 152-мм орудий, снятию всех 75-мм пушек с батарейной палубы и, наконец, установке новой броневой крыши на боевую рубку. В условиях военного времени они растянулись до 12 ноября следующего года. В ходе этих работ удалось внести ряд усовершенствований. Так, угол возвышения стволов 305-мм башенных установок довели до 25° (это соответствовало дальности стрельбы до 115 кб), увеличили углы обстрела крайних 152-мм башенных установок (носовых в корму, кормовых в нос) за счет срезания части борта надстроек на навесной палубе в районе их расположения (проект ГУК от 1 декабря 1915 г.). Кроме того, в корме демонтировали верхний мостик, а на крышах 305-мм башен и по бортам носового и кормового нижних мостиков установили четыре 76,2-мм зенитные пушки.
Последней, пожалуй, наиболее крупной работой по корпусу линкора «Слава» стала установка 16 броневых плит вместо полупортиков снятых 75-мм пушек, наряд на изготовление которых Ижорский завод получил 30 ноября 1916 г.
В таком обновленном виде линейный корабль «Слава» и вступил в свою последнюю компанию, отличившись в боях в Рижском заливе в октябре 1917 г. при обороне Моонзундских островов.
Л.А. Кузнецов «Проекты перевооружения линейных кораблей «Слава» и «Цесаревич»», Судостроение №6, 2007 г.