Мир Третьего Рима. История Российской Империи (1881 год — настоящее время). Часть 8. 1890 год

7

Предыдущая часть

1890 год

31 января 1890 года

Высочайший Указ Императора Николая II Правительствующему Сенату «О положении Финляндии».

1. Упразднение автономной таможенной границы Финляндии и приведение ее в соответствии с системой империи.

2. Перевод почтовых учреждений Финляндии в ведение МВД, введение для служащих почты обязательного знания русского языка.

3. Вменение в обязанность приема русской монеты к платежам на всей территории Финляндии.

4. Отмена обязательного призыва в финскую армию и введение вместо него налога обороны взимавшегося с Финляндии в размере 6 миллионов рублей.

5. Компетенцией императора и Государственного совета Российской империи являются все вопросы, если только они не относятся исключительно к одним только внутренним делам княжества.

Высочайший Указ Императора Николая II Правительствующему Сенату «Об уравнении в правах русских граждан с таковыми финляндцев в пределах Финляндии».

Высочайший Указ Императора Николая II Правительствующему Сенату «О колонистах».

1. Запрет на владение землей колонистам не принявшим русского подданства.

2. Запрет употребления в школах поселений колонистов любого языка кроме русского в качестве языка обучения.

 

Постановление Правительства «О внесении изменений во временные правила о евреях»:

1. Запрет евреям заниматься любой правовой деятельностью.

2. Запрет евреям приобретать землю на территории Империи.

3. Запрет евреям заниматься любой финансовой деятельностью на территории Империи.

4. Создание комиссии по еврейскому вопросу во главе с Министром внутренних дел Плеве.

5. пп. 1-3 не распространяются на территорию Варшавского генерал-губернаторства и Великого княжества Финляндского.

6. Отмена призыва в армию для лиц еврейской национальности.

7. Введение ежегодного налога на оборону для лиц еврейской национальности в размере 50 миллионов рублей, которые разверстываются на еврейские общины империи пропорционально их численности.

2 февраля 1890 года

Свадьба Георгия Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого и Натальи Федоровны Вонлярской.

Георг-Александр-Михаил-Фридрих-Вильгельм-Франц-Карл родился 25 мая 1859 года в мекленбургском имении Ремплин, приобретенном незадолго до его рождения родителями, однако с детства Жоржакс, как звали мальчика в семейном кругу, жил в Петербурге. Семья мекленбургского герцога проживала там в Михайловском и Каменноостровском дворцах, летом – в дворцовом имении Ораниенбаум. Готовился к военной службе, как это было принято для членов правящих династий, получил домашнее военное образование. Доктор изящных искусств и философии, окончил курс в Страсбургском и Лейпцигском университетах. В 1902 назначен командиром лейб-гвардии Драгунского полка, с 1906 командир 1-й бригады 1-й гвардейской Кавалерийской дивизии, с 1907 состоял в распоряжении главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа, занимаясь по поручению военного министра подготовкой реформы обозного ведомства. Автор и переводчик военно-теоретических и исторических работ. Носил чин генерал-майора.

Под влиянием бабушки и матери стал заниматься музыкой. В доме великой княгини Елены Павловны часто бывали известные композиторы и виртуозы-исполнители. С годами Георий Георгиевич стал хорошим пианистом и великолепно играл на виолончели, даже увлекался сочинительством. Среди его учителей К. Ю. Давыдов, К. Рейнеке, Г. Якобсталь. В 1896 он создал в Петербурге струнный квартет камерной музыки, носивший его имя «Квартет Мекленбургского» (после 1917 – в составе Петроградской филармонии).

Выступления имели огромный успех не только в российской столице, но и за ее пределами. Занимался коллекционированием произведений искусства. От деда, великого князя Михаила Павловича, ему досталась богатая коллекция французских литографий, живописи, мейссенского фарфора, роскошные издания по искусству, их он постоянно пополнял и бережно хранил, активно участвовал в выставках.

Но герцога Георгия почитали не только в музыкальном мире. Несмотря на свой высокий титул, он был прост в обращении и лишен всякого снобизма, хотя его признавали более образованным, чем многих великих князей.

Проблемой для его матери великой княгини Екатерины Михайловны стало его серьёзное увлечение фрейлиной Натальей Федоровной Вонлярской (1858-1921), дочерью статского советника, служившего в министерстве финансов. Екатерина Михайловна не могла представить себе, что ее невесткой будет девушка не королевских кровей. Она уволила фрейлину, надеясь, что сын забудет о ней. Но герцог в июне 1889 года специально выехал в Германию, чтобы получить разрешение на брак великого герцога Мекленбургского Фридриха Вильгельма (1819-1904), своего дяди. Он решил, что в случае отказа уйдет со службы и будет жить со своей Наташей в России. Получив разрешение, женился морганатическим браком на Наталии Вонлярской, получившей титул графини Карловой (по названию имения Карловка в Полтавской губернии), перешедшей затем к детям.

Георг Мекленбургский вместе с женой стал посещать званые балы и приемы в Зимнем дворце. Хорошо знавшие семью герцога говорили о редкой гармонии супружества. Даже великая княгиня Екатерина Михайловна в своем завещании написала: «Признаю Божие Благословение за мою невестку Наталью… Благодарю ее за нежную любовь к сыну моему герцогу Георгу. Да дарует им Господь счастье и благополучие».

Фамилия и титул графов Карловых были признаны в России, поэтому следующее поколение герцогов Мекленбург-Стрелицких носило фамилию графов Карловых.

15 февраля 1890 года

Обсуждение в Государственном совете проектов законов о реформе земства, подготовленного М.С. Кохановым. Проекты реформы одобрены с замечаниями 39 голосами против 13. Проекты законов отправлены на согласование в департаменты Государственного Совета.

16 февраля 1890 года

На средства Русского общества пароходства и торговли построен Сочинский маяк. Свет маяка виден на расстоянии 17 миль вокруг.

26 февраля 1890 года

Высочайше утверждено Указом Императора Николая II и введено Приказом по Военному ведомству № 62 «Положение о полевом управлении войск». В сравнении с предыдущим оно значительно увеличивало права Главнокомандующего, впервые определяло порядок формирования при мобилизации армейских управлений из военно-окружных, их организацию и возлагаемые задачи.

1 марта 1890 года

В состав Добровольного флота включен быстроходный грузопассажирский теплоход «Орёл».

Второй после «Ярославля» пароход, построенный по заказу Добровольного флота и первый русский пароход, отвечавший требованиям мирового торгового флота того времени. Послужил образцом при заказе следующих судов.

Грузопассажирский пароход «Орёл»

Контракт на постройку быстроходного грузопассажирского парохода был заключен Добровольным флотом с английской фирмой «Hawthorn R & W. Leslie & Со» в августе 1888 года. Деньги на постройку судна были собраны жителями Орловской губернии. Строительство осуществлялось на стапеле в Ньюкасле. Стоимость контракта составила 103 тыс. фунтов стерлингов. Сроком сдачи было определено 30 июня 1889 года, однако из-за забастовки рабочих сдача состоялась только 1 марта 1890 года

Технические характеристики:

Длина: 137,7 м

Ширина: 14,6 м

Осадка: 7,32 м

Водоизмещение: 8175 т

Тоннаж: 5073,8 брт

Грузоподъемность: 2624 т

Тип машины: 2 паровых машины тройного расширения

Мощность машины: 9500 л. с. (общая)

Средняя скорость: 19,25-20 узлов

Экипаж: 87 чел.

Пассажирских мест: на палубе: 1212–1840 чел. в каютах: 9 х 1-го класса, 49 х 2-го класса, 36 х 3-го класса

8 марта 1890 года

Из ворот Коломенского машиностроительного завода вышел, паровоз тип 39, ставший основным (Паровоз О) в локомотивном парке российских железных дорог.

Паровоз Тип 39

 

В период с 1890 по 1915 годы на двенадцати паровозостроительных заводах было изготовлено 8963 локомотива этой серии (1891 г. тип 39 – 10, 1891-1892 гг. тип 40 – 40, 1893-1899 гг. нормальный тип 1893 г. – 1373, 1897–1903 гг. тип ОА – 3172, 1901-1907 гг. нормальный тип 1901 и 1904 гг. – 4178, 1908–1915 тип ОВ – 190).

Этот локомотив работал на всех государственных и большинстве частных железных дорог Российской империи. Самые известные (и наиболее массовые) разновидности – Ов и Од, получившие прозвища соответственно «овечка» и «джойка». Также паровозы О, являясь основными локомотивами бронепоездов.

Технические характеристики:

Длина локомотива – 9 672 мм.

Рабочая масса паровоза – 50-55 т.

Масса порожнего паровоза 43-47 т.

Нагрузка от движущих осей на рельсы – 12,5 т (тип 40), 13-14 т (серийные).

Конструкционная скорость – 50-55 км/ч.

Мощность – 550-720 л. с.

Cила тяги – 8,7-9,5 тс.

Диаметр движущих колёс – 1 150 мм (Од), 1 200 мм.

Длина тендера – 6647 мм (3-осный), 9020 мм (4-осный).

Объём баков для воды – 16 м? (3-осный тендер), 23 м? (4-осный тендер).

Запас топлива – 7 т.

8 марта 1890 года

Доклад о возможностях зерноводства среди казахов в Императорской Академии наук.

«Традиционная форма животноводства, сложившаяся в казахских степях ещё издревле, в ближайшие годы полностью сохранится. Насильственное навязывание таких нетрадиционных видов деятельности как земледелие и производство зерна способно впоследствии превратить эти земли в пустыни. В этих степях серьёзное занятие земледелием затруднительно по двум видам причин – природным и экономическим. Суровые зимы и засушливое лето в ряде районов приведут к гибели посевов, и все труды пропадут даром. Одно дело, если бы земли в Казахстане были богаты чернозёмом. Но этого нет, и впечатление плодородия, которое возникает, глубоко обманчиво. К тому же водные ресурсы для обеспечения обильных урожаев в Казахстане недостаточны».

(Мамбетали Сердалин-Шубетов, в докладе перед комиссией Сената по развитию торговли в Российской империи)

16 марта 1890 года

Основано Санкт-Петербургское общество художников, объединяло художников академического направления и устраивало ежегодные выставки в Санкт-Петербурге, Москве и других городах Империи.

Изменено  пользователем Гвардии-полковник

1 апреля 1890 года

Умер Александр Фёдорович Можайский, русский контр-адмирал, изобретатель самолёта 21 марта 1825, Роченсальм, Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское, Российская империя – 1 апреля 1890) – российский военный (морской) деятель – контр-адмирал, изобретатель – пионер авиации.

Александр Можайский 21 марта 1825 г. родился в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 года. Год спустя он был произведен в мичманы.

После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 году получил чин лейтенанта.

С 1850 по 1852 год Александр Можайский на Балтийском море. В 1853-1855 годах – на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт-Япония. В 1855 году назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.

В 1858 году Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».

8 сентября 1859 года Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и плавал на ней в Балтийском море до 1863 года

В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, здесь он поселился в сельце Котельниково (ныне Можайское).

В 1863 году Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 по 1876 Можайский поселился в поселке Вороновица Подольской губернии, расположенный в 20 км от г. Винницы. В 1879 году Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики.

В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских учёных, продолжал совершенствовать свой проект.

В июле 1882 года капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам». Впоследствии Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.

20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции.

Могила А. Ф. Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

10 апреля 1890 года

Отмена в Сибири подушной подати с податных сословий (На остальной территории отменена в 1887 году).

В Берлине состоялось Учредительное собрание Свято-Князь-Владимирского братства.

Свято-Князь-Владимирское братство – существующее и сегодня православное русское церковное братство в Германии, основанное в 1890 году настоятелем посольской церкви св. Владимира в Берлине протоиереем Алексием Мальцевым (1854-1915) как благотворительное общество, помогающее оказавшимся в беде российским подданным любой христианской конфессии и православным христианам любой национальности. В задачи братства входило и сооружение и содержание православных храмов в Германии.

Необходимость создания русского благотворительного общества в Германии возникла после того, что в конце XIX века там оказалось много российских подданных, попавших в тяжелое положение. В основном, это были люди, чьи планы эмигрировать в Америку не совершились и которые затем в портовых городах Германии обращались за помощью в дипломатические представительства России. Для помощи соотечественникам назначенный в 1886 году в Берлин протоиерей Алексий Петрович Мальцев в 1888 году получил разрешение митрополита Санкт-Петербургского Исидора (Никольского) на создание братства. По уставу, российский посол в Берлине считался почётным председателем Общих собраний Братства. Братство взял под свое покровительство Император Николай II. Фактически управлял делами Братства протоиерей А. П. Мальцев, занимавший формально должность сперва казначея, затем секретаря.

12 апреля 1890 года

Высочайше утвержден Закон «О железнодорожных тарифах»

Введение Единых железнодорожных тарифов. Тарифная реформа.

Государственному контролю были подчинены железнодорожные тарифы заграничного сообщения.

Окончательно реформа была закреплена законом «О железнодорожных тарифах». Реформа утвердила государственную монополию на железнодорожные тарифы, предоставив правительству «все руководства действиями железных дорог по установлению тарифов с целью ограждения интересов населения, промышленности, торговли и казны».

По этому закону всё руководство тарифным делом сосредотачивалось в Министерстве финансов, где были созданы специальные учреждения: Совет по тарифным делам, Тарифный комитет и Департамент железнодорожных дел.

Железнодорожно-тарифная политика стала важной составной частью общей экономической политики правительства.

20 апреля 1890 года

Утверждено новое «Положение об офицерских капиталах».

Офицерские заемные капиталы обязательно учреждаются во всех отдельных частях войск, причем участниками состоят все офицеры части, кроме ее командира; прикомандированные офицеры, классные чиновники и священники, a также служащие в частях, не имеющих капиталов, могут быть только добровольными участниками.

Офицерские заемные капиталы могут быть учреждаемы также в штабах, управления, заведения и учреждения военного ведомства с обязательным участием всех служащих в них офицеров и классных чиновников. Такие капиталы существуют при штабах округов, в окружных инженерных, интендантских, артиллерийских управлениях, в военных академиях, в военных училищах, в военных госпиталях и так далее.

Обязательные участники получают ссуды из капитала за круговой порукой всех обязательных участников, a добровольные – под обеспечение залога или поручительство не менее 2-х обязательных участников; обязательные участники выбывают из офицерских заемных капиталов при уходе из части или при отправлении в постоянные командировки, добровольные участники – во всякое время, если при окончательном расчете не остаются должны. Офицерские заемные капиталы состоит из запасного фонда и собственных вкладов участников; вклады разделяются на обязательные и добровольные, первые образуются из установленных ежемесячных взносов, a вторые – из добровольных, сверх обязательных, взносов.

Положение распространено и на казачьи войска.

23 апреля 1890 года

Учреждено Общество друзей русской свободы (англ. Society of Friends of Russian Freedom) – организация, объединявшая английских и американских политических и общественных деятелей, выступавших в поддержку революции в России и поддерживавших деятелей российского революционного движения конца XIX – начала XX в. Общество издавало ежемесячный журнал «Свободная Россия» (англ. Free Russia).

Общество друзей русской свободы появилось в Великобритании, а в США (Бостон) в 1891 г. Инициатором обоих отделений общества был Сергей Степняк-Кравчинский. Основной целью Общества друзей русской свободы было «оказание моральной и легальной помощи российским патриотам в их стремлении достичь в стране политической свободы и самоуправления». Средством достижения этой цели было «получение и распространение достоверной информации о состоянии российского общества, организация лекций, митингов, обсуждений и использование всех легальных и честных способов воздействия на общественное мнение в Америке, а также создание подобных обществ в других свободных странах». При этом под «действиями законными средствами» деятелями общества понималось сообразование с английскими, но не с русскими «царскими» законами.

В дальнейшем Общество вело пропаганду против сторонников русского правительства, агитировало за реформы в России и организовывало протесты тем или иным действиям царского правительства. В номере «Evening Post» от 1 марта 1890 г. было указано, что благодаря открытию реального лица Российской Империи, многие стали убеждены в том, что «любая страна, по уровню цивилизованности превосходящая Дагомею, должна проявлять холодность по отношению к России»

Председателем общества был Роберт Спенс Уотсон.

8 мая 1890 года

Отказ Германии от продления договора перестраховки с Россией.

Договор перестраховки 1887 года (нем. R?ckversicherungsvertrag) — обиходное (в дипломатических кругах Германии и России) название тайного договора между Россией и Германией, подписанного в Берлине 6 (18) июня 1887 года канцлером Бисмарком и русским послом П. А. Шуваловым, в том же месяце ратифицирован обеими сторонами.

В условиях развала (после сербско-болгарской войны 1885-1886 года) «Союза трех императоров» Германия, стремясь избежать русско-французского сближения, пошла на заключение двустороннего соглашения с Россией. «Застраховавшись» для новой войны против Франции союзом с Австрией и Италией, Германия решила «перестраховаться» соглашением с Россией. В январе 1887 года переговоры в Берлине были начаты Петром Шуваловым, вместе со своим братом Павлом Шуваловым, — первоначально со статс-секретарём ведомства иностранных дел Германии, старшим сыном Отто фон Бисмарка Гербертом Бисмарком. Пётр Шувалов предложил Германии полную свободу действий в отношении Франции — в обмен на непрепятствование Германией овладению Россией Проливами и восстановлению ею контроля над Болгарией. Отто Бисмарк был приятно удивлён предложениями Шувалова.

После некоторого периода охлаждения отношений между Берлином и Петербургом, в мае 1887 года, возобновились переговоры между Павлом Шуваловым и Отто Бисмарком, закончившиеся подписанием тайного договора. По его условиям, обе стороны должны были сохранять нейтралитет при войне одной из них с любой третьей великой державой, кроме случаев нападения Германии на Францию или России на Австро-Венгрию.

К договору прилагался особый протокол, по которому Германия обязывалась оказать России дипломатическое содействие, если русский император найдёт нужным «принять на себя защиту входа в Чёрное море» в целях «сохранения ключа к своей империи». Германия обещала также никогда не давать согласия на реставрацию князя Баттенбергского на болгарском престоле.

В 1890 году срок действия договора перестраховки истёк. По инициативе барона Гольштейна новое правительство Германии во главе с генералом Лео фон Каприви отказалось его возобновлять, опасаясь, что договор затруднит намечавшееся сближение Германии с Великобританией и дальнейшее укрепление союза с Австро-Венгрией.

15 мая-25 мая 1890 года

В присутствии Его Величества Императора Николая II в Волынской губернии проводены маневры войск Виленского и Варшавского военных округов (191 батальон,143 эскадрона и 468 орудий). Высочайше утверждено, что подобные маневры должны проходить ежегодно.

3 июня 1890 года

Кавказским генерал-губернатором, командующим войсками Кавказского военного округа назначен генерал-адьютант Шереметев Сергей Алексеевич.

Генерал-адьютант Шереметев Сергей АлексеевичШереметев Сергей Алексеевич

(24 марта 1836 – 13 декабря 1896) – русский генерал от кавалерии, командующий войсками Кавказского военного округа.

Представитель рода Шереметевых. Родился 24 марта 1836 года в семье Алексея Васильевича и Екатерины Сергеевны Шереметевых.

Образование получил в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, откуда в 1853 году вступил в службу корнетом в гусарский Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича полк. В следующем году переведен в Нижегородский драгунский полк. В 1855 году назначен состоять при главнокомандующем отдельным кавказским корпусом и участвовал в следующих делах и движениях главного Александропольского отряда: 17 сентября при штурме русскими частями крепости Карса, при чём были захвачены 23 неприятельских орудия и взято 14 знамен и значков. 16 ноября при сдаче крепости Карса с полным вооружением: около 130 орудии до 26.000 ружей, штуцеров и карабинов, 12 полковых, 18 других частей знамен и всем вообще казенным имуществом. С 25 ноября по 10 декабря при роспуске Александропольского отряда на зимние квартиры. В 1856 году зачислен по армейской кавалерии, с назначением состоять для особых поручении при главнокомандующем кавказской армией. В 1858 году с 22 июля по 1 сентября находился в экспедиции Лезгинского отряда. За оказанные подвиги и мужества награждён орденом Святого Георгия 4-й степени. В 1859 году находился под личным начальством главнокомандующего кавказской армией в отряде на левом крыле Кавказской линии, принимая участие в многочисленных делах и движениях против горцев в том же году назначен флигель-адъютантом к Его Императорскому Величеству и переведен в лейб-гвардейский конно-гренадерский полк. В 1860 году принимал участие в действиях главного Шапсугского отряда. В 1861 году участвовал в занятиях по устройству Абадхезской кордонной линии. В том же году переведен в Кубанское казачье войско подполковником, за отличие в делах с горцами награждён золотым оружием с надписью за храбрость и орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами. Затем назначен командиром 13-го полка Кубанского казачьего войска, в 1863 году назначен командующим, а 1864 году командиром Собственного Его Величества конвоя. В 1872 году произведен в генерал-майоры, с назначением в Свиту Его Величества. В 1876 году назначен командующим сводной кавказской казачьей дивизией. В 1877 году находился в составе действовавшего корпуса на Кавказско-турецкой границе и за отличие, оказанное 4 и 5 мая того же года при взятии Ардагана награждёнорденом Святой Анны 1 степени с мечами, а за особое отличие в делах против турок с 20 сентября по 4 октября 1877года награждён орденом святого Владимира 2 степени с мечами. В 1878 году назначен начальником Сорыкамшского, затем частей Эрзурумского отряда, наконец командующим 1-й кавказской артиллерийской дивизией. В том же году за отличие в делах против турок произведен в генерал-лейтенанты. В 1879 году назначен начальником 2-й кавказской кавалерийской дивизии и генерал-адъютантом к Его Императорскому Величеству. В 1882 году назначен начальником Кубанской области и наказным атаманом Кубанского казачьего войска. В 1884 году назначен помощником главноначальствующего гражданской частью на Кавказе и командующего войсками Кавказского военного округа. В 1891 году произведен в генералы от кавалерии. В декабре 1896 в связи с болезнью уволен по прошению от занимаемых должностей и назначен членом Государственного совета, но через неделю скончался на 61-м году жизни. Числился по гвардейской кавалерии, в списках Терского казачьего войска по станице Ессентукской и Кубанского казачьего войска по станице Баталпашинской (почетный старик).

14 июня 1890 года

Приказом № 126 по военному ведомству сформирован Учебный воздухоплавательный парк (УВП). Так же стал называться и полигон, предназначенный для подготовки офицеров и рядовых воздухоплавательной службы. Здесь же проводились испытания «воздухоплавательных снарядов», производилось снаряжение для воздухоплавательных частей. Для этих целей были развернуты шаровая и сетевая мастерские, учебная голубиная станция, метеорологическая станция, механические мастерские и различные лаборатории.

11 июля 1890 года

Открыто Сергиевское подворье – двухэтажное здание в центре Иерусалима, является частью Русских построек. Построено в 1886-1890 гг. при администрации и на средства российского Императорского Православного Палестинского Общества и лично Великого Князя Сергея Александровича Романова.

В мае 1886 года на имя секретаря Императорского православного палестинского общества полковника Степанова в Иерусалиме был приобретен участок площадью 4,252 тыс. м?. Торжественная закладка подворья состоялась в октябре того же года, здание строилось по проекту иерусалимского архитектора Георгия Франгиа. Подворье предназначалось для размещения и обслуживания паломников.

23 июля 1890 года

Начальником Закаспийской области назначен генерал-лейтенант Алексей Николаевич Куропаткин.

Генерал-лейтенант Алексей Николаевич Куропаткин

Куропаткин Алексей Николаевич родился в семье мелкопоместного дворянина, капитана в отставке, в Псковской губернии. Воспитывался в 1-м кадетском корпусе. В 1864 году поступил в 1-е военное Павловское училище, которое окончил в1866.

8 августа 1866 произведён в поручики в 1-й Туркестанский стрелковый батальон. В 1867-1868 – в походе против бухарцев. Участвовал в штурме Самаркандских высот, в бою на Зербулакских высотах, вторичном взятии Самарканда и других боях. В 1869 г. назначен ротным командиром, а в августе 1870 года за отличие по службе был произведён в штабс-капитаны.

В 1871 году поступил в Николаевскую академию Генштаба, которую окончил в 1874 году первым, получив научную командировку в Германию, Францию и Алжир. Находясь в Алжире, участвовал во французской экспедиции в Сахару. Возвратившись в Россию в конце 1875 г. был переведён в генеральный штаб и продолжал службу в штабе Туркестанского военного округа.

Участвовал в Кокандском походе. При взятии Уч-Кургана первым ворвался в крепостицу, командуя полуротой охотников и сотней казаков, за что был награждён Орденом Святого Георгия 4-й степени. В мае 1876 г. был отправлен во главе посольства к Якуб-Беку Кашгарскому для установления границ с Ферганою.

В начале 1877 года Куропаткин недолгое время состоял при главном штабе, а в июле 1877 был назначен обер-офицером для поручений при Е. И. В. главнокомандующем действующей армией и направился на театр военных действий. В сентябре 1877 назначен начальником штаба 16-й пехотной дивизии, в каковой должности пробыл до сентября 1878.

6 сентября 1878 назначен заведующим азиатской частью главного штаба. С 14 августа 1879 – командующий Туркестанской стрелковой бригадой. В Ахал-Текинской экспедиции – начальник авангарда Кульджинского отряда (1880), с 7 окт. 1880 – начальник Туркестанского отряда (3 роты, 2 сотни, 2 орудия и 2 ракетных станка). Совершив тяжёлый 18-дневный переход в 500 вёрст через пустыню от озера Чагыл в Аму-Дарьинский отдел к Бами, присоединился к войскам генерала Скобелева, действовавшим против Геок-Тепе. При штурме этой крепости 12 января 1881 года Куропаткин, командуя главной штурмовой колонной (11? рот, 1 команда, 9 орудий), ворвался по минному обвалу в крепость, положив основание полной победе русских войск. За это Куропаткин был награждён Орденом Святого Георгия 3-й степени.

29 января 1882 г. Куропаткин был произведён в генерал-майоры. В 1883-1890 годах служил в Главном штабе.

В 1890 году произведен в генерал-лейтенанты.

29 июля 1890 года

В Мариупольском порту сооружены первые в России вагоноопрокидыватели.

5 августа 1890 года

Введение новых повышенных покровительственных пошлин на ряд импортных товаров. Пошлины составляют к стоимости ввезенных в страну товаров 28%.

6 августа 1890 года

Увеличение питейного, табачного, сахарного и нефтяного налога.

Введение акциза на спички и осветительные масла.

15 августа 1890 года

Объединение Дворянского и Крестьянского банков в «Императорский Земельный банк».

Окончание конверсии государственных 5% займов в 4% на сумму 1,7 млрд. руб.

Результаты неоднозначные: с одной стороны общая сумма долгов выросла на 277 млн. руб., с другой стороны более длительная рассрочка займов (на 81 год) дала экономию по ежегодным платежам в размере 21,5 миллионов рублей, что способствовало сбалансированию бюджета.

25 августа 1890 года

Начато строительство железной дороги Мары-Кушка (закончено в 1893 г.).

9 сентября 1890 года

В Санкт-Петербурге открылось здание Санкт-Петербургского общества взаимного кредита.

Четырёхэтажное здание соединяет в себе различные стили европейского зодчества и украшено многочисленными скульптурами, создателями которых являются А.М. Опекушин и Д.И. Иенсен. У подножия купола, который скрывает вытяжную трубу, находится скульптурная группа «Ника»: у ног богини победы Ники расположены бог торговли Меркурий и бог морей Нептун. В ризалите второй и третий этажи украшены арочным окном, по обе стороны от которого расположены женские фигуры. Над окном размещена надпись «Первое ОБЩЕСТВО ВЗАИМНАГО КРЕДИТА». Балконы поддерживаются атлантами. Богатым декором украшены оконные обрамления и фриз. Также здание было хорошо оснащено с технической точки зрения. В нём была собственная электростанция, система парового отопления, вентиляция, лифты, водопровод, канализация, сигнализация, телефонная связь. Главным помещением здания является операционный зал, расположенный на втором этаже. От дубового тамбура к нему ведёт парадная гранитная лестница. Перед входом в операционный зал находится беломраморный бюст Е. И. Ламанского. Ширина операционного зала – 32 метра, длина – 31,7 метра, высота – 10 метров. Он украшен 20 колоннами из белого каррарского мрамора, которые служат основаниями арок. Зал освещается чугунными люстрами, стилизованными под сплетённые ветви. На стенах расположены информационные доски, а также икона.

17 октября 1890 года

В номере гостиницы в Париже польским социалистом С. Падлевским застрелен  Николай Дмитриевич Селиверстов (1830 – 17 октября 1890, Париж) – жандармский генерал.

Из дворян. По наследству получил обширные имения и предприятия. Окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1847). Служил в конной гвардии. С 1856 года чиновник по особым поручениям при шефе жандармов и начальнике 3-го отделения В. А. Долгорукове; с 1861 года – при министре внутренних дел А. Е. Тимашеве.

В 1864 году – и. д. начальника штаба войск Самарской, Казанской и Саратовской шуберний. С 1867 года – пензенский губернатор. Через 5 лет вышел в отставку, был почётным мировым судьёй по уездам Саратовской и Пензенской губерний.

В 1878 году вернулся на службу; с апреля 1878 – товарищ главного начальника 3-го отделения и шефа жандармов Мезенцова. После его убийства в апреле-октябре 1878 года временно и. о. начальника 3-го отделения и шефа Отдельного корпуса жандармов. Инициатор передачи по подсудности дел о революционных террористах в военно-полевые суды. Вышел в отставку, жил за границей.

20 октября 1890 года

Построен железнодорожный тоннель через Сурамский перевал длиной около четырёх километров. Сурамский железнодорожный тоннель – тоннель на перевальном участке Квириллы–Михайлово Закавказской железной дороги. Построен в 1886-1890 годах под Сурамским хребтом под руководством инженера Ф. Д. Рыдзевского. Длина тоннеля – 4 км. Тоннель двухпутный, впоследствии электрифицирован (на постоянном токе).

Движение по железнодорожной линии через Сурамский хребет, соединяющей Тифлис и побережье Чёрного моря, было открыто ещё в 1872 году. Профиль пути на участке Квириллы – Михайлово был очень сложным, небезопасным, здесь могли проследовать лишь составы небольшой массы, да и те приходилось подталкивать паровозом-толкачом. В связи с этим линия вскоре была перепроектирована, а для спрямления пути спроектирован Сурамский тоннель длиной около 4 км. В 1886 году строители с двух сторон приступили к пробивке тоннеля. Строительству мешали сложные геологические условия, а также большой приток грунтовых вод. За первые полгода, когда работы велись вручную, удалось пройти только чуть больше полукилометра, после чего к строительству были привлечены буровые машины. Смычка тоннеля произошла в семь часов утра 12 октября 1888 года. Оси двигавшихся навстречу ходов разошлись в вертикальной плоскости на 4,3 см, а в горизонтальной – на 12,8 см, что считалось очень хорошим результатом.

Прокладка тоннеля стоила жизни 80 рабочим, причиной был назван силикоз. Совокупная стоимость строительства, в котором участвовало около 2 тыс. человек, составила свыше 5 млн руб. Движение по новому участку было открыто в 1890 году, что позволило увеличить пропускную способность участка Квириллы – Михайлово практически в два раза.

Сурамский тоннель сохраняет функции связывающего звена и по сей день. Ежедневно через него проходят более 50 пар поездов.

17 ноября 1890 года

На Рязано-Уральской железной дороге открыты ветви Раненбург – Данков и Астапово – Лебедянь.

1 ноября 1890 года

По представлению Генерал-адмирала Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича и управляющего Морским министерством вице-адмирала Чихачева Николая Матвеевича Высочайше утверждена Кораблестроительная программа на 1890 по 1895 годы.

11 декабря 1890 года

Установлены дипломатические отношения между Мексикой и Российской Империей.

18 декабря 1890 года

Умер Григорий Петрович Данилевский, русский писатель и публицист (родился в 1829).

19 декабря 1890 года

Высочайше утверждены «Стратегические планы на случай войны против Германской, Австро-Венгерской и Османской империй».

20 декабря 1890 года

В Санкт-Петербурге был открыт первый в России научно-исследовательский медико-биологический центр – Императорский Институт экспериментальной медицины (ИЭМ).

ИЭМ был создан как «высшее научное медицинское учреждение академического типа», с основной задачей – производить «практическое применение способов борьбы с заболеваниями и последствиями оных».

Источник — http://fai.org.ru/forum/topic/30944-istoriya-rossiyskoy-imperii-1881-god-nastoyashhee-vremya/?page=6

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account