СССР – Me 109 G-2 (зав.ном. 13689)
Захвачен в СССР 8 декабря 1942 года
СССР – Me 109 G-2 (зав.ном. 14513)
Захвачен в СССР 19 марта 1943 года
Помимо Me 109 G-2/R6 (зав.ном. 13903) советские войска смогли испытать два других «густава». Одним из них был Me 109 G-2 («желтая 15»; зав.ном. 13689) из состава эскадрильи 3./JG 53. 8 сентября 1942 года самолет унтер-офицера Герарда Риза (Uffz. Gerard Ries) был сбит и совершил вынужденную посадку за линией фронта неподалеку от Сталинграда. Пилот был взят в плен, а его самолет был отправлен в Москву для участия в выставку, которую организовал ЦАГИ.
Вторым «густавом», испытанным в НИИ ВВС, был Me 109 G-2 (зав.ном. 14513) из состава истребительной авиагруппы II/JG 3. 19 марта 1943 года этот «мессер» получил повреждения в воздушном бою. После того как самолет был доведен до пригодного к полетам состояния, он был испытан как
«трехточечный Мессершмитт».
Самолет был на 16-19 км/ч быстрее, чем испытанный ранее «пятиточечный» Me 109 (с пушками в подкрыльевых гондолах).
В августе 1943 года были проведены совместные испытания «мессера» с советскими истребителями. В рамках испытаний был проведен учебный воздушный бой между «трехточечным» Me 109 G2 под управлением капитана Кувашинова (Cpt. Kuvashinov) и Ла-5ФН, пилотировал который летчик-испытатель старший лейтенант Масляков (St. Lt. Maslyakov).
В учебном воздушном бою на высотах менее 5000 метров Ла-5ФН превзошел «стодевятого» как на вертикалях, так и на горизонталях. На этих высотах «лавочкин» заходил в хвост «густаву» после 4-8 разворотов. На высотах более 6000 метров преимущество переходило от Ла-5ФН к Me 109 G-2.
Подобные учебные воздушные бои был проведены с Як-9Д. Согласно оценкам, сравнениям и учебным боям Ла-5 и Як-9 превзошли Me 109 G-2 и Fw 190 A-4. В выводах отчета было сказано, что советские самолеты могут легко конкурировать с немецкими истребителями.
Согласно списку трофейного оборудования на 10 сентября 1943 года ВВС РККА располагали пятьюдесятью четырьмя истребителями Me 109 различных модификаций, включая и восемь полностью исправных машин.
истребитель Me 109 G-2 (зав.ном. 13689) из состава 3./JG 53 на организованной ЦАГИ выставке в Москве. Данный самолет пилотировал унтер-офицер Герард Риз, совершивший 8 сентября 1942 года вынужденную посадку неподалеку от Сталинграда
истребитель Me 109 G-2 (зав.ном. 14513) из состава II/JG 3 был испытан в воздухе специалистами НИИ ВВС. 19 марта 1943 года самолет был захвачен советскими войсками после вынужденной посадки. «Мессершмитт» нес тот же камуфляж, что и Me 109 G-2 («красная 2»№ зав.ном. 13903) за исключением того, что желтые полосы быстрой идентификации, нанесенные на нижние поверхности машины, были закрашены светло-голубой краской. Советские красные звезды были нанесены в восьми местах (по две на верхних и нижних поверхностях крыла, на борта фюзеляжа и на киль вертикального оперения)
обломки неизвестного «густава» на одной из свалок в СССР
источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»