498 лет тому назад (пока не юбилей, но почему бы не вспомнить?), 15 июня 1520 года, папа римский Лев Х проклял и объявил еретиком немецкого проповедника Мартина Лютера, посмевшего публично усомниться в его непогрешимости.
Надо сказать, что определенные поводы для сомнений у Лютера были, поскольку святой понтифик растранжирил на драгоценности, балы, охоты, театральные представления и многочисленных любовниц всю римскую казну, а чтобы ее пополнить, начал торговать отпущениями грехов и кардинальскими титулами. Впрочем, Лютер и сам был парень не промах. Известно, что он весьма любил выпить, отчего ему порой ему мерещились черти, которых он гонял по своему кабинету, швыряя в них чернильницей.
Из-за конфликта этих двух достойных мужей в Европе началась эпоха религиозных войн, затянувшаяся почти на полтора столетия и унесшая жизни десятков миллионов человек.
Папа Лев Х смотрит на Лютера как на презренного еретика, однако Лютеру это пофигу.
Помимо размолвки Лютера с римским папой, на сегодняшний день пришлось еще одно важное историко-религиозное событие. Ровно 850 лет назад, 15 июня 1168 года, христианское войско под предводительством датского конунга Вальдемара (кстати, уроженца русских земель и правнука Владимира Мономаха) взяло штурмом крепость Аркона на северном мысу острова Рюген. Этот последний оплот славянского язычества в Центральной Европе принадлежал племени руян, которым правил князь Яромар (Яромир).
Помимо данов, в походе на Рюген участвовали представители многих европейских земель, от Польши до Нормандии и Фландрии. По описанию датского хрониста Саксона Грамматика, войско Вальдемара насчитывало 30 тысяч человек, кроме того на море, омывавшем Аркону с трех сторон, господствовал датский флот. Защитников крепости было примерно 2,5 тысячи. Соотношение сил не оставляло им никаких шансов, несмотря на довольно мощные деревянно-земляные укрепления.
Тем не менее, Вальдемар не сразу пошел на приступ. Взятию крепости предшествовала двухмесячная осада, в течение которой конунг надеялся, что язычники, ослабленные голодом, сдадутся. Но славяне проявили упорство, а когда христианское войско само ощутило нехватку продовольствия, конунгу пришлось посылать солдат на штурм. Несмотря на упорное сопротивление, атакующие преодолели два ряда деревянных стен и за несколько часов захватили город, перебив большинство его защитников, а остальных – взяв в плен.
Их собственные потери, по разным источникам, составляли от одной до 10 тысяч человек, впрочем, последняя цифра выглядит явно завышенной и неправдоподобной. Первым делом крестоносцы по приказу сопровождавшего их епископа Авессалома (Абсалона) разрушили простоявшее много веков главное языческое святилище – храм в честь четырехликого верховного бога Световида (Святовида, Свентовита, Свантевита), а идола этого бога – повалили и сожгли, причем сделать это заставили пленников.
В дальнейшем Яромара, который уцелел в битве, заставили принять "истинную веру" и признать вассальную зависимость от Вальдемара. На положении датского наместника он продолжил править Рюгеном до своей смерти в 1218 году. В 1185 году на развалинах Арконы построили церковь Альтекирхе, стоящую до сих пор. В ее стены, были вмурованы камни из святилища Световида, некоторые из них – с барельефами. Процесс христианизации Европы подходил к своему завершению.
Свержение идола Световида на помпезной картине датского художника Лауриса Туксена. В центре – конунг Вальдемар и епископ Авессалом.
Праздник Святовида в Арконе, аллегорическая картина чешского художника
Альфонса Мухи.
Примерная реконструкция Арконы по археологическим данным.
Нынешний вид мыса, на котором когда-то стояла крепость.
Сказочное изображение Арконы и храма Святовида на картине современного российского художника Всеволода Иванова.
Слева – один из камней языческого святилища, вделанных в стену Альтенкирхе. На нем выбито изображение кого-то из языческих богов или жреца с рогом в руках.
В центре фантазийное вооспроизведение идола Святовида в Арконе, установленное в конце ХХ века.
Справа – археологические находки на месте бывшей Арконской крепости.
Иллюстрация к запискам Саксона Грамматика, на которой неизвестный художник XVII века изобразил идола Святовида, храмового жреца и посвященного богам священного коня в том виде, как он их себе представлял. Забавно, что Святовид носит саблю и одет по моде позднего средневековья.
источники: