1

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагаю следующую альтернативу.

Один Великий князь очень любил хруст французских булок с видом на Эйфелеву башню. А еще больше он любил хруст не булок, а купюр в виде франков, фунтов, марок, предпочитая их русскому рублю. И оказывал протекцию разным проходимцам фирмам, за умеренную мзду конечно.

В общем, учитывая, что наше судостроение к 1900-му году было перегружено, мощностей не хватало, было принято решение строить корабли за границей (все как и в реальной истории). Только один нюанс. У нас все никак не получалась 254-мм пушка, то трещинами ствол пойдет, то еще какие проблемы… В общем, как-то так получилось, что французы предложили принять на вооружение РИФа вместо промежуточного 10" (254-мм) калибра свой "промежуточный", калибром 274-мм.

Великий князь был патриотом России, в своем узком понимании этого слова. Почему бы и не порадеть флоту, когда за это "радение" фирма Шнейдер-Крезо готова дать отступные, весьма солидные. А от флота не убудет.

В общем, пока судили-рядились, решили, что "француженка" не хуже наших 254-мм, а по весу почти равнозначная получилась. 

ТТХ 274-мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наши артиллеристы к 1898-м году — году начала реализации программы усиления ДВ разработали "улучшенную" 10"-ку:

После получения неудовлетворительных результатов испытаний МТК приступило к разработке более прочного орудия с утолщенными стенками (отчего его вес увеличился на 5000 кг и достиг 27,6 т). Новые 254-мм орудия образца 1897 года успел получить лишь последний из кораблей типа «Пересвет» — броненосец «Победа».

https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:254-%D0%BC%D0%BC_%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%86%D0%B0_1891_%D0%B3.

Сравнивались разные параметры. Скорострельность французских 274-мм оказалась выше сяких похвал, гипотетичекм 3 выстрела в минуту, в реальности получалось порадка 1,5 — 2 выстрелов в минуту. При весе снаряда в 216 кг (облегченный) параметры выходили никак не хуже наших 10" со скорострельностью:

Расчетная техническая скорострельность составляла 1,5 выстр/мин без учета времени на банение орудий; практически установки позволяли производить 2 выстрела за 1,5 мин.

Важным фактором была также унификация калибров с французами, что позволяло получать снабжение от союзников в их базах.

В общем, было решено перестволить тип "Пересвет" на 274-мм ГК, заложить "Цесаревич", "Ретвизан" с ГК 274-мм. Споры были нешуточными, но мировые тенденции были в пользу "промежуточного" калибра — немцы и австрийцы строили свои ЭБРы с 240-мм ГК, англичане упорно считали свои 234-мм орудия лучшими в мире, и опыт японо-китайской войны и только что прошедшей (1898-й год) американо-испанской войны подтверждали эту тенденцию — наличия обилия орудий калибра 152-203-240-мм как основы артиллерии ЭБРов.

В "Пересветах" менять почти ничего не стали, только для снижения перегрузки (лишние 20 тонн) убрали погонное орудие и носовые ТА, уменшили количество ппротивомиинной артиллерии, добавив по 1 — 6" орудию на борт на место части 75-мм.

С типом "Цесаревич" вышла иная история.

Изначально Лагань предложил вариант 2х2х305-мм и 6х2х152-мм (как и в РИ). Но принятие 274-мм пушки на вооружение РИФа, строительство корабля во Франции и интриги ВК и компании Шнейдер-Крезо привели к пересмотру проекта. ГК заменили на 2х2х274-мм, но в таком варианте мощность бортового залпа снижалась весьма существенно. Все-таки 335-кг 305-мм снаряд был куда мощнее 216-кг 274-мм снаряда. Пусть тот и вдвое более скорострельный.

После долгих обсуждений приняли решение заменить бортовые спаренные башни с 6"-ками на бортовые одиночные 274-мм по типу ЭБРа "Бувэ", но с конструкцией башен, принятых в РИФе (без опоры на центральный штырь).

В итоге ГК ЭБРа "Цесаревич" получался в 2х2х274 + 6х1х274 = 10х274-мм орудий, из них на борт могли стрелять 7. Итого бортовой залп без учета снимаемых 6" получался 216х7=1512 кг, тогда как ранее с 12" орудиями залп составлял 335х4=1340 кг.

МТК и арткомитет поначалу возражали против такого ослабления вооружения корабля, ведь с учетом залпа и скорострельности 6" орудий масса бортового залпа получалась вроде как ненамного меньше.

Чтобы подсластить "пилюлю" и понимая, что "сделка" может и не состояться — руководство фирмы Ш.-Крезо настояла на передаче РИФу лицензии на 100-мм пушку Канэ и вооружение ею вместо снимаемых 6" и 75-мм пушек.

На месте 3"-к Канэ размещались 100-мм пушки того же автора. В таком варианте обновленный "Цесаревич" выглядел уже более привлекательно, свою роль сыграла и пресловутая экономия на лицензии на 100-мм орудия.

В общем, после некоторых споров было принято решение строить "Цесаревич" и по этому же типу закладывать в Петербурге 5 ЭБРов, адаптированных под наши условия постройки.

Так в нашем флоте появился первый ЭБР нового типа, в будущем такую концепцию англичане стали называть "all big gun".

Корабль не вызвал ажиотажа, а получил свой шквал критики. Критиковали все — и заливаемость орудий вспомогательного калибра, и схему бронирования, и схему вооружения. Но корабль строился, и мало того, по его схеме заложили 5-ку следующих ЭБРов — "Александр 3", "Бородино", "Кн.Суворов", "Орел и "Славу".

Но критические замечания относительно типа "Цесаревич" все же учли, и пришли к мнению, что нет необходимости тратить вес на одиночные бортовые башни, а предпочтительнее за счет сокращения 1 средней башни усилить вооружение в оставшихся двух.

Так появился проект "Бородино" с носовым и кормовым огнем из 3х2х274-мм и бортовым 4х2х274-мм. Схема, в реальной истории бывшая на ЛК типа "Нассау" и "Гельголанд" и БрКР "Блюхер".

Еще на этапе кульманов стало понятно, что в 13.000 тонн ВИ корабли никак не вписываются, и приняли решение отказаться от постройки на верфи Крампа ЭБРа "Ретвизан", а подписанный накануне контракт — расторгнуть, выплатив неустойку, деньги же потратить на рост ВИ строящихся ЭБРов. Да и сообщения из Великобритании о новых японских кораблях типа "Микаса" с ВИ в 16.000 тонн заставляли задуматься. В итоге решили строить 15.000-тонные корабли, увеличив ширину ЭБРов типа "Бородино" для более рационального размещения котлов и бортовых башен.

Крамп не готов бвл терять столь выгодный заказ и подключил свои "связи". Его предложение было тоже весьма интересным. Он предлагал построить ЭБР ВИ в 14.000 тонн и скоростью 18 узлов и бортовым залпом из 6х274-мм орудий, разместив башни линейно, почти как на германских ЭБРах типа "Бранденбург". Носовая башня оставалась там же, за котлами и трубами размещалась вторая башня ГК, направленная по носу корабля, следом был кормовой мостик и третья башня классической компоновки. Облегчение носовой оконечности за счет меньшего веса носовой башни ГК (274-мм вместо 305-мм) позволило прикрыть носовую оконечность по ватерлинии поясом в 80-мм толщиной из экстрамягкой никелевой стали, устойчивой к фугасным разрывам в большей степени, чем пресловутая броня Круппа.

Проект понравился, но вызывали сомнения скорость корабля и реалистичность воплощения в металле в 14 КТ ВИ. 

За счет отсрочки постройки на ЧМ ЭБР "Кн.Потемкин" и высвобождения средств приняли решение строить ЭБР "Ретвизан" с увеличенным ВИ в 15.000 тонн и скоростью 19,5 узла (добавились котлы, еще 1 дымовая труба и увеличили мощность машин и 3 вала). Бортовой залп был 6х274=1296 кг. 

По итогу постройки ЭБРа "Ретвизан" предполагалась постройка на Балтике 2 ЭБРов — "Андрея Первозванного" и "Павла 1", а на ЧМФ — "Кн.Потемкин".

Ретвизан был построен в срок, но вышел с перегрузом и свои 19,5 узлов недобрал. В этом винили винты, но Крамп предпочел уплатить неустойку, чем менять винты с непредсказуемым результатом.

Тем временем во Франции усовершенствовали саряды к 274-мм пушке. Введение дальномеров и изменение тактики порождало увеличение дистанции боя, и лучшие умы того времени уже предсказывали тот факт, что 6" орудия отходят на второй план, а на первый выходят 203-240-мм. Наши (фрацузские) 274-мм в этом отношении становились выше всяких похвал, а введение нового фугасного снаряда весом 255 кг начиненного меленитом делала наши корабли могущественнее остальных.

Снаряды с меленитом закупали во Франции, наши — снаряжали пироксилином (дешевле). Взрыватели были французские. 

К концу 1903 года в Порт-Артуре были сосредоточены все наши современные корабли:

3 ЭБРа "Полтава" (как и в РеИ), 3 ЭБРа "Пересвет", перевооруженные на 274-мм ГК, ЭБР "Цесаревич" и ЭБР "Ретвизан". Оба наиболее современных корабля возглавили по 3 ЭБРа, став во главе 2-х отрядов. Ретвизан возглавлял более быстроодное крыло, Цесаревич — менее быстроходное.

На Балтике перевооружались на 274-мм орудия ГК (они меньше весили, что вместе с заменой котлов на более прогрессивные давало возможность модернизации) устаревшие ЭБРы "Сисой", "Наварин" и 3 ББО типа "А.Апраксин" (на 2х1х274-мм), по их прибытию на ДВ на модернизацию уходили бы 3 ЭБРа типа "Полтава".

Бортовой залп эскадры ЭБРов, находившейся в ПА, получался следующий (тяжелые снаряды 255 кг для 274-мм, 6-ки считаем отдельно):

3 "Полтавы" (как и в реале) — 3х4х305 (335кг) = 4020 кг 

3 "Пересвета" — 3х4х274 (255 кг) = 3060 кг

"Цесаревич" 7 (борт) х274 (255кг) = 1785 кг

"Ретвизан" 6 (борт) х 274 (255кг) = 1530 кг.

Итого бортовой залп ГК составлал бы:

4020+3060+1785+1530=10.395 кг. Это без учета 6" орудий. Их считаем отдельно.

Бортовой залп японского флота составлял 4х6х385 кг = 9.240 кг. (без учета 203-мм и 152-мм орудий).

На больших дистанциях боя русский флот получал существенное огневое превосходство, учитывая и больший вес меленита в фугасах, и бОльшую скорострельность 274-мм орудий в сравнение с 305-мм (практически вдвое).

Расклад получался для японцев неблагоприятный. Против 6 японских ЭБРов линии и 6 БрКР (еще 2 куплены в Италии — Ниссин и Кассуга), причем БрКРа были разделены на 2 отряда 4+4 — второй отряд — для противодействия Владивостокской эскадре крейсеров, наша 1 ТОЭ противопоставляла 4 ЭБРа линии и 4 ЭБРа — условно-быстроходное крыло, ну и Владивостокский отряд.

Превосходство японцев если и было, то весьма сомнительное.

Ниссин и Кассугу использовать против Владивостокской эскадры крейсеров было нельзя — они просто не догнали бы наши крейсера с реальным ходом в 18-18,5 узлов. Да и боеготовность этих 2-х крейсеров на февраль 1904-го была под большим вопросом. А 6 ЭБРов линии и 2 БрКР не имели превосходства над русскими под Порт-Артуром. Был шанс на успешную минную атаку, но рисковать и ставить под угрозу срыва свои коммуникации в случае неуспеха атаки японцы не стали. Война не началась ни в феврале 1904-го, ни в апреле…

Японский флот срочно наращивал силы. Запах пороха витал над сопками Манчжурии, но боевых действий не было — все ждали развития событий.

Япония перекупила чилийские ЭБРы "Либертад" и "Конститусьон"  ("Свифтшир" и "Трайомф"). Из 6-ки этих кораблей (Свифтшир, Трайомф, Ниссин, Кассуга, Якумо, Адзума — кстати, прошу уважаемое сообщество помочь с названиями для Свифтшира и Трайомфа в японском флоте) сформировали отдельное "быстроходное" крыло. Корабли свели в отдельный отряд, так как они все достаточно сильно отличались по маневренности и мореходности от остальных. Крейсера типа "Асама" и "Идзумо" составили отдельный отряд броненосных крейсеров, предназначенный для противодействия эскадре владивостокских крейсеров, так как "Адзума" или "Якумо" с трудом на волнении смог бы догнать "Россию" или "Громобой", чего уж говорить про "Ниссин" и "Кассугу". Экс-чилийские броненосцы на волнении не могли использовать боьшую часть своих казематных 190-мм орудий, что тоже не позволяло их применять против крейсеров на океанской волне или в достаточно бурном Японском море.

В феврале 1904 года японский парламент санкционировал выделение 48 мил. иен на дополнительную кораблестроительную программу. По ней предполагалось построить два броненосца и четыре броненосных крейсера. Первоначальный проект броненосного крейсера предполагал совмещение корпуса и силовой установки «Девоншира» с бронёй и вооружением «Идзумо», водоизмещение должно быть больше, чем у прародителей, и крейсер, для улучшения мореходности, должен был иметь развитый полубак, и предназначался, как и «Каунти», прежде всего для действий на коммуникациях. По всем характеристикам новый крейсер должен был превосходить равный по водоизмещению «Кресси».  (Вики — БрКР "Цукуба")

Эти 4 БрКР предназначались для формирования третьей эскадры броненосных крейсеров, предназначенных для перехвата и гарантированного уничтожения наших океанских крейсеров-рейдеров, базирующихся на Владивосток. Не было сражения в Желтом море, потому главный калибр японских БрКР был усилен до 254-мм (как на "Трайомфе"), 6"-ки были заменены на 190-мм. В целом получился неплохой корабль, достаточно мореходный и скоростной. Заложено было 4 единицы с ожиданием ввода в строй в конце 1906 года. Сроки войны снова отодвигались…

Но и наше судостроение не сидело "сложа руки". К концу 1904 года с Балтики пришли 3 ББО типа "Адм.Апраксин", перевооруженные на одиночные установки 274-мм в двух башнях, заменены были огнетрубные котлы на более прогрессивные, сменили мачты, убрали торпедные аппараты, на место 120-мм орудиями пришли 100-мм Канэ, но в большем количестве, за счет всего этого "наскребли" пару десятков тонн для прикрытия ватерлинии от фугасов, скромно, всего 60-мм брони, но и это было защитой от 203-мм фугасов.

Вместе с ББО прибыли и 2 старичка "Наварин" и "Сисой Великий", которые были также перевооружены, с заменой башен на новые 274-мм, заменой мачт, котлов и ТА. И тоже получили прикрытие пояса по ватерлинии в 60-мм сталеникелевой брони и усиление средств борьбы за живучесть. Идеи адмирала Макарова находили свою реализацию на флоте.

Тем не менее, от отправки 3 ЭБРов типа "Полтава" для модернизации на Балтику отказались — Балтика была скована льдом, да и обстановка не позволяла уводить эти сравнительно мощные корабли с театра будущих военных действий. 

Весной 1904 года был спущен на воду ЭБР "Бородино", а следом за ним, до ледостава, спустили на воду ЭБРы "Александр 3", "Кн.Суворов" и "Орел". ЭБР "Слава" задерживался в достройке с ожиданием ввода в строй весной 1906 года. 

Гонка вооружений привела к тому, что на ДВ сохранялся паритет сил и сроки начала боевых действий японским командованием постоянно откладывались. Это вызывало недовольство кредиторов — Британии и САСШ, грозило усугублением экономического кризиса, охватившего все развитые страны с 1900-го года. Тем не менее рискнуть и начать боевые действия японцы ни в 1904, ни в 1905-м не решились. 

И за стол переговоров сели дипломаты… 

А тем временем события в Китае развивались следующим образом…

 

 

Уважаемые коллеги, прошу сильно не пинать, не кидать тапками. Это черновой набросок, еще буду его редактировать. 

Картинку вставлю тогда, когда смогу нарисовать, может кто и поможет, кто владеет фотошопом — сам я не художник, увы. Надеюсь, я смог достаточно внятно описать внешний вид модернизируемых кораблей.

В общем, я думаю, мысль понятна. Война не состоялась, а была бешеная гонка вооружений. 

Я не собираюсь останавливать на этом свою альтернативу. Будет и британский ответ, и германский, и прочее. Но главное — войны с Японией не будет. Как бы кому не хотелось повоевать, утопить Микасу или Асаму, но мы будем жить мирно, делить Китай дружно, а японский флот скорее всего будет покорять для славы Микадо Филиппины и Гавайи. )))

Не обещаю быстрых ответов — как позволит свободное время. Всем желаю приятного времяпрепровождения и хорошего настроения!

Подписаться
Уведомить о
guest

30 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account