Иные идеи, иной путь…

19

Хотя эта АИ целиком и полностью моя, некоторые идеи в ней чужие, и поскольку в «оригинальной трактовке» мне ещё и довольно чуждые, я позволил себе их чутка «окультурить» под ЭТУ, КОНКРЕТНУЮ, МОЮ, АИ. Авось приживутся?

Содержание:

АИ Развилка

Началась эта, В ДОСКУ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ история в 1933 году, когда ОКМО получило заказ УММ РККА на проектирование нового колёсно-гусеничного (в дальнейшем КГ) танка, для замены бесперспективного дохляка Т-26 и несбалансированного БТ.

Первоначально этот танк шёл под индексом Т-26А, но уже в самом начале проектирования стало ясно, что с Т-26 его абсолютно ничто связывать не может, и потому танк получил собственный индекс Т-46. Руководил работой один из лучших танковых конструкторов СССР С.А. Гинзбург, который был явно не в восторге от не слишком «гармоничных» ТТТ на эту машину. От неё банально слишком многого требовали при совершенно неприемлемых ограничениях по массе.

А разве могло быть иначе, если ТТТ формулируют дилетанты?! Но, как это уже не раз бывало прежде, Гинзбург решил сделать танк не строго по ТТТ от ничего не понимающих в танках дилетантов, а… какой получится в результате «творческого процесса», лишь исходя из основных ТТТ, по возможности удовлетворяя не вписывающиеся в те ТТТ дурные капризы заказчика – конкуренции-то нет и что ни сделай – и спасибо скажут, и пряников полные карманы отвалят – куда денутся! А там, пусть уже КБ завода-изготовителя мучается, как привести это гениальное творение в боеспособный и годный к серии вид (на то, чтоб от сделанного под руководством Гинзбурга прототипа дойти до серийной машины, Т-28 потребовалось почти три года и преображение до полной неузнаваемости!).

И Гинзбург сделал. В 1935 году опытный образец нового танка был готов, но оказался страшно перетяжелён (вместо заказанных 10 тонн, весил почти 15), отчего вся агрегатная часть нуждалась в полной переделке. Это было сокрушительное фиаско, исправить которое не могло никакое КБ завода-изготовителя.

 

Т-46

Т-46

Мечтавшее встретить середину 30-х с новым хорошим лёгким и притом общевойсковым танком, АБТУ РККА (до 1934 г. УММ) скрепя сердцем согласилось с неизбежным увеличением массы танка до тех самых 15 т с условием приведения его агрегатной части в соответствие с массой. Этой работой в КБ опытного завода Спецмаштреста руководил уже О. Иванов, поскольку Гинзбурга разъярённый провалом Тухачевский лично отстранил от работы над танком.

Новая модификация танка обещала быть весьма крутой, и его, ещё до постройки опытного образца, уже в феврале 36 года ЗАОЧНО (!) приняли на вооружение. Опытный же образец был изготовлен только в ноябре (сказалась необходимость капитальной переработки исходного проекта), и после испытаний, уже с декабря, завод им. Ворошилова начал осваивать серийный выпуск Т-46-1. Но собрать он успел лишь 4 танка. Стоимость этой, наворочанной разными хотелками заказчика, КГ машины была близка к стоимости огромного среднего трёхбашенного Т-28, и уже только поэтому о том, чтоб развернуть массовый выпуск для замены Т-26 и БТ, не могло быть и речи. А учитывая, что ни по основному вооружению, ни по бронезащите он не имел никаких преимуществ над Т-26 и БТ, в начале 1937 года все работы по Т-46-1 были прекращены.

Иные идеи, иной путь...

А что же обиженный тов. Гинзбург? В мае 1936 года он пишет обзорную докладную записку о положении с танкостроением в СССР и его развитии за рубежом на имя начальника АБТУ РККА Халепского, где делает акцент на необходимость повышения уровня бронезащиты. А в сентябре он представляет эскизный проект нового танка непосредственного сопровождения с наклонной противоснарядной бронёй. Умный мужик, ничего не скажешь.

Но его идеи в корне шли вразрез со взглядами на танкостроение Халепского и Тухачевского, считавших, что скорость – лучшая защита танка, и взглядами Бокиса – считавшего… деньги, и потому заранее уверенного, что такой танк РККА себе позволить просто не сможет. К тому же, Гинзбург «не по окладу» слишком «умничал» – он позволил себе не просто информировать, а делать выводы, из которых выходило, что практически весь танковый парк СССР уже устарел, не соответствует потребностям ни сегодняшнего, ни тем более завтрашнего дня, а заменить его в принципе нечем, и тонко подводил, что это большое упущение, за которое вполне могут с когонить и спросить… Намёк вполне прозрачен: «вы, товарищи с большими звёздами, в ножки мне поклонитесь, и тогда я Вам замечательную вундервафлю сделаю». Этого высокопоставленные дилетанты, считавшие как раз именно Гинзбурга виновником сложившейся ситуации, стерпеть не могли, и в конце 36 года Тухачевский вообще отстраняет Гинзбурга от работы.

Но вот грянул 1937 год, когда сперва Тухачевский, а потом и Халепский, вместе со своим заместителем Бокисом, лишились постов (и не только).

Уж не знаю, каким АИ-чудом, но в ходе расследования дел Тухачевского и Халепского следователями НКВД была обнаружена та записка-обзор Гинзбурга, и в один прекрасный день Семёна Александровича пригласил к себе ознакомившийся с той запиской лично нарком обороны К.Е. Ворошилов. Прежде всего, Ворошилов представил Гинзбурга Д.Г. Павлову, который после Испании (где он командовал интернациональной танковой бригадой и удостоился звания Героя Советского Союза) продвигал идеи, вполне сходные с предложениями Гинзбурга. Став сперва заместителем Бокиса (Халепский уже был арестован), а потом (уже после ареста самого Бокиса, который вдруг резко поменял свои взгляды и уже был не против танков с существенно усиленной бронезащитой, даже не взирая на их стоимость!) и новым главой АБТУ РККА, Павлов очень быстро нашёл с Гинзбургом общий язык. И тот и другой понимали, что в век массовых скорострельных ПТП танку нужна не только скорость, но и прочная броня.

Д.Г. Павлов и Гинзбург

Д.Г. Павлов и Гинзбург

Предложение Гинзбурга, опираясь на задел по Т-46-1, быстро спроектировать танк с 45-мм бронёй, Павлов, тем не менее, отверг и выступил со встречным предложением – довести броню до 60 мм. Он же не предполагал, что «быстро разработать» означает просто увеличить толщину брони, без какого-либо серьёзного усиления трансмиссии, и что танк с 60-, что с 45-мм бронёй, повешенной на шасси, рассчитанное всего на 17 тонн, работать будет и не очень хорошо, и не очень долго… Гинзбург-то это наверняка понимал (не мог не понимать!), но ничего Павлову не объяснил, вполне справедливо и очень хитро рассудив, что за свой предложенный танк с 45-мм бронёй и отвечать придётся самому (а наступать второй раз на те же грабли ох как не хотелось!), а гарантированная «инвалидность» танка с 60-мм бронёй целиком и полностью будет на совести «заказчика» – т. е. самого Павлова. Ну, хитрый еврей он и есть хитрый еврей. «А где вы видели глупого еврея?» (А.Е. Быков «Интерны»).

«Хотелка» же Павлова вполне объяснима. Да, 45-мм броня гарантировала бы защиту танка от лёгких малокалиберных (до 37 мм включительно) ПТП. Но она не защитит танк от обстрела из 47-мм ПТП и дивизионных орудий. А именно 47-мм ПТП уже вовсю проектировались и во Франции, и в Чехословакии, и в Швеции. И интерес к столь мощным ПТП проявляли Польша и Финляндия – соседи-недоброжелатели СССР.

К тому же, учитывая сложность и стоимость танка с 45-мм бронёй и то, что страна просто физически не может позволить себе массовое строительство танков массой более 20 т (о том, чтоб такими танками заменить копеешные 9-тонные Т-26, вообще и речи быть не может!), гораздо рациональнее выглядит идея строительства НЕ ВМЕСТО, а лишь В ДОПОЛНЕНИЕ к лёгким танкам с противопульной бронёй, некоторого количества танков-лидеров с абсолютной (т. е. как раз 60 мм) бронезащитой. Т. н. «малых танков тяжёлого бронирования», которые будут в атаках возглавлять подразделения тех же Т-26, прикрывая их от огня ПТП и расчищая от ПТП поле боя. Т. е. делать то, для чего в РККА предназначались средние танки Т-28, но которые из-за своей громадной стоимости и сложности никакими танками качественного усиления так и не стали, играя по сути роль тяжёлых танков РГК РККА. До конца 1937 года из 350 заказанных (что само по себе в сравнении с наличным парком Т-26 и БТ мизер) РККА получила всего-навсего 263 танка, большая часть которых (выпуска до 36 года) весьма низкого качества.

А поскольку совершенно ясно, что даже малый танк «тяжёлого бронирования» особой прытью отличаться не будет, для высокоподвижных соединений Павлов инициирует разработку очередной модификации быстроходного танка БТ. Можно называть её хоть БТ-9, хоть БТ-20 – для данной АИ это фиолетово. Суть та же – 2-3 пары ведущих колёс, чтоб танк из-за возросшей массы не потерял возможность двигаться на колёсах, броня до 25 мм и конической формы башня, годная под установку хоть 45-, хоть 76-мм пушки – в середине 30-х, когда армия ждала, что вот-вот подоспеет замечательная универсальная трёхдюймовка ПС-3, это уже было обязательным условием. Желательно с дизелем и желательно на торсионной подвеске.

Вот это и есть, в данной АИ, «вектор развития» нашего танкостроя. Пока от РИ почти не отличается.

Сказано-сделано! Опытный образец танка Т-46-5 (он же Т-111) был изготовлен не весной 1938 года, как в РИ, а почти на полгода раньше – уже поздней осенью 37-го. Гинзбург же обещал, что имея задел по Т-46-1, эта работа много времени не займёт! Лишь бы не мешали творить! И никто гению не мешал! Напротив, все оказывали всяческое содействие. Павлов тоже всячески продвигал Т-111 и добивался изготовления партии таких танков для войсковых испытаний, сразу по окончании заводских испытаний прототипа.

Т-46-5 (он же Т-111)

Т-46-5 (он же Т-111)

Но его возможности к тому времени были уже сильно ограничены. После того как руководители АБТУ Халепский и Бокис оказались вредителями, диверсантами и шпионами, а большая группа высокопоставленных военных и гражданских специалистов танкостроя были осуждены по громким делам «за оснащение РККА техникой ненадлежащего качества», как отмечал тот же Павлов, АБТУ РККА было превращено из организации, определяющей политику, во всего лишь инспекторат. Поэтому дотащить Т-111 до армии Павлову не удалось. До серии не удалось бы тем более, но уже по другим причинам.

Крайне перегруженный, 32-тонный (!) (а значит, ещё и безумно дорогой) Т-111 (сделанный, по сути, на базе 17-тонного Т-46-1) имел слишком много конструктивных недостатков, «нетехнологизмов», и слишком много совершенно сырых ноу-хау, чтоб его вообще можно было строить в те времена серийно. По сути, это была очень интересная, но явно наспех сделанная, опытная «этюдная» машина, изначально без каких-либо перспектив. Танк был «слишком блондин».

Но Павлов не расстраивался. Опыт разработки Т-111, конечно, не пропадёт! Ещё в начале своего «руления» АБТУ РККА, по опыту боёв в Испании, он сформулировал совершенно необходимые новые уровни бронезащиты для танков РККА:

  • Для плавающих танков-разведчиков не менее 12–15 мм.
  • Для лёгких танков не менее 22–25 мм.
  • Для средних танков не менее 40–42 мм.
  • Для тяжёлых танков не менее 60 мм.

Причём новые ПЕРСПЕКТИВНЫЕ модели должны были иметь возможность при необходимости подниматься на один уровень бронезащиты вверх! Т. е. это уже лёгкие танки должны были нести броню до 40–42 мм, а средние до 60! И кто скажет, что это не дальновидно?

А поскольку эта, вполне логичная схема, была принята, Павлову уже было достаточно просто продвигать решение (сам он со своим «инспекторатом» решать ничего уже не мог в принципе) о модернизации Т-26 в плане усиления бронезащиты до 25 мм, при параллельной разработке нового, относительно недорогого, а потому уже массового лёгкого танка, с бронёй до тех самых 40–42 мм и массой до 17 т. Вот когда, наверное, набравшийся опыта Павлов вспомнил о когда-то предлагавшемся Гинзбургом «танке сопровождения» с 45-мм бронёй! Вот только уложиться в 17 т веса, при 45-мм броне даже Гинзбург (или тем более Гинзбург) никогда не смог бы… Поэтому, это будет не просто некий вычурный танк сопровождения с как обычно «произвольной» массой и неприемлемой стоимостью, а именно предельно технологичный ЛЁГКИЙ танк, и не с 45-, а лишь с 40-42-мм бронёй и жёстко заданной массой ДО тех самых 17 т. ТТЗ на проектирование такого танка было выдано ранней весной 1938 года.

То же самое касается и ХПЗ, где корпели над КГ БТ-20 и никак не могли определиться, нужна в дополнение к КГ версии этого лёгкого танка чисто гусеничная или нет.

Напомню важные реалии. В марте 38-го Ворошилов предлагает СНК проект постановления об изготовлении на базе почти готового проекта БТ-20 двух опытных образцов: КГ массой не более 15 т и гусеничного, массой не более 13 т (за счёт отказа от КГ хода) при одинаковом вооружении и бронезащите (исходя из тех Павловских нормативов) до 25 мм. Навряд ли эта мысль родилась в голове Ворошилова сама-собой…

Но окончательное решение подвисло в воздухе. А 9 мая 38 года на заседании уже НКО, рассматривавшего законченный проект БТ-20, в протокол заседания внесена запись:

«Предложение тов. Павлова о создании з-дом 183 гусеничного танка (в дополнение к КГ) признать целесообразным с усилением лобового бронирования до 30 мм. Башню танка приспособить для установки 76 мм орудия… Принято единогласно».

По сути, этот документ ставит точку в линейке КГ танков БТ и открывает историю Т-34. В АИ, в этом же протоколе фигурирует броня гусеничной версии танка, принятая в «Павловской системе» для среднего танка, т. е. 40-42 мм (и не только «во лбу»), поскольку РИ 30 мм – той «системе» хоть и не противоречат, тем не менее для лёгкого танка избыточны (а по массе, с бронёй до 30 мм и 76-мм пушкой – как у Т-28, эта машина уже точно будет никак не лёгким танком!), а для нового среднего танка уже совершенно недостаточны.

Т. е. работа над танком, по сути, прямым аналогом Т-34, начинается уже с мая 38-го без всяких промежуточных инстанций, волокиты и «переходных» моделей.

Т-47

Таким образом, теперь, в АИ, получается следующее: над очень относительно дешёвым и относительно лёгким танком непосредственного сопровождения с 40-42 мм бронёй (назовём его Т-47) в Питере работало КБ 185-го опытного з-да под общим руководством всё того же С. Гинзбурга, а в Харькове руководить работами над двумя новыми версиями БТ-20 (пусть опять-таки А-20 и А-32) было поручено М. Кошкину, который работал с Гинзбургом над Т-111 и тоже, в отличие от предыдущего руководства ХПЗ, понимал особую важность бронезащиты.

Массово выпускать Т-47 должен был з-д им. Ворошилова (вместо Т-26) – для чего ему предстояло пройти серьёзную реконструкцию (с параллельной заменой выпуска 97-сильного мотора Т-26-1 на 320-сильный МТ-5-1). ЛКЗ же, вместо разработки новых танков, начинает программу капитальной модернизации Т-28 с упором на усиление бронезащиты и вооружения, сборки на базе Т-28 мощных эвакуаторов (плюс, если получится, переделка в САУ всех Т-35А) и, чем может, помогает 174-му соседу.

По окончании разработки Т-47, 185-й опытный з-д Спецмаштреста и его КБ особым постановлением СНК преобразуют в специальный танковый НИИ, от которого больше не требуют немыслимого и невозможного (для чего они собственно и создавались!) – разрабатывать для КА новые танки по конкретным ТТТ и ТТЗ УММ/АБТУ РККА. Всё равно ведь собранные там лучшие специалисты так, как надо, не сделают («Свободные художники» пишут так, как они видят! И никакие ТТЗ и ТТТ им, творческим личностям, практически не указ), и уже КБ серийных заводов придётся их насквозь сырые, но чудовищно оригинальные творения долго и старательно «дорабатывать напильником», «приземляя» на приемлемый технологический уровень (притом, что как раз наиболее древние и давным-давно нуждающиеся в замене узлы, скопированные когда-то у Виккерса и Кристи, продолжают кочевать из модели в модель, «отпадая» только когда появляется возможность опять у кого-то что-то скопировать – как с тех же «Шкоды-2» или Pz-III).

Так пусть уж занимаются талантливые ребятки в своё удовольствие НИОКРами по своему же собственному усмотрению (что так нравилось Гинзбургу и на чём он собственно всегда «горел») и строят разные и очень креативные «ходовые макеты». Ну и, заодно, наверное, чисто от нечего делать и переизбытка средств и любопытства, азартно дублируют разработки двигателистов НАТИ и НАМИ, химиков и металлургов НИИ металлов и сплавов, методик сварки НИИ сварки Патона и т.д. Ворошилову для любопытного новатора, товарища Гинзбурга, ничего не жалко! Раз собачился с заговорщиком, шпионом и вообще «врагом народа» Тухачевским и пострадал от его произвола – значит свой чувак!

А то ведь предлагали тут некоторые «недальновидные», взять да и объединить то, практически бесполезное опытное КБ со своим «свечным заводиком» (которые за почти 10 лет напряжённого труда оставили РККА при всё тех же Т-26 с БТ и Т-28) с КБ 174-го танкового з-да, чтоб общими усилиями дать, наконец, РККА новый хороший танк (в РИ Т-50, кстати).

Иные идеи, иной путь...

На фиг! В АИ будем продвигать «выросший» из Т-46-1 и Т-46-5 АИшный Т-47 и… безгранично финансировать танковый НИИ – пусть хоть для применения на Луне танк придумывают! Глядишь, к началу «космической эры» какая-то польза выйдет – в отличие от последнего РИ «достижения» «студии свободных художников» Гинзбурга в виде 58-тонного чудовища Т-100, оказавшегося как обычно не соответствующим в полной мере ни ТТЗ, ни логистике, ни тем более возможностям серийного производства.

Но тут, в АИ, слава Богу, такое «монументальное полотно», как Т-100, «студии свободных художников» заказывать никто не будет – все силы новоявленного танкового НИИ брошены на Т-47 с категорическим запретом (под страхом жесточайших репрессий с рукоприкладством ногами) заниматься вообще ещё какой-либо хернёй в привычном для этой ушлой организации «инициативном порядке» до досконального доведения нужного РККА «ещё вчера» танка до ума!

Выпускать А-20, опять-таки без всякой реконструкции, будет ХПЗ, а гусеничный А-32 – новый танкостроительный кластер СТЗ (решение, рассматривавшееся в РИ людьми, которые прекрасно знали, что ХПЗ может выпускать без реконструкции, вместо БТ, а что нет).

Казалось бы, уря(!), всё хорошо. Но ценнички (на которые почему-то забывают обращать внимание многие АИ разработчики разных вундервафель), помноженные на количество необходимых РККА новых танков, опять всё портят и устами того же тов. Ворошилова требуют ограничить и номенклатуру и, главное, массу новых машин 13–14 и 19–20 тоннами. Что для танка непосредственного сопровождения пехоты с 40-42-мм бронёй и лёгкого КГ танка (даже с 25-мм бронёй) труднодостижимо, а для гусеничного танка харьковчан, способного нести до 45 мм брони, в принципе неприемлемо.

Но контрдоводы признанных авторитетов Гинзбурга и Павлова Ворошилов старательно слушает, проникается ими и в виде уже других проектов постановлений выносит на СТО и в СНК.

В результате межведомственных «торгов» масса танка непосредственного сопровождения «оптимизирована» на предельных 15 тоннах (при 40-мм броне), но с требованием параллельного увеличения подвижности. Этот танк (уже Т-47М) теперь должен стать универсальным и идти на вооружение не только пехоты, но и кавалерии и механизированных соединений в качестве основного (общевойскового). От КГ танка ХПЗ решено вообще отказаться (при гусеничном ресурсе второй половины 30-х, сам факт возни с КГ танками можно считать чистой «инерцией мышления»), а чисто гусеничный А-32 (при массе не более 22 т) сделать опять-таки общевойсковым средством качественного усиления танковых подразделений.

И как удовлетворить этим требованиям, если масса новых танков, да ещё с такими широкими требованиями, крайне редко оказывается в нужных параметрах? При броне в 40-42, а тем паче 45 мм, вес опять вылезет из ТТЗ и даже при близких к заданным ТТХ, в прямом сговоре со стоимостью, примется на корню душить хорошие потенциально машины.

Помощь приходит от металлургов. В стране уже начато освоение выпуска особо прочной цементованной брони, и в НИИ сварки Патона подходят к успешному завершению опыты по сварке таких цементованных бронеплит (с чем, кстати, в своё время не справилась обожающая ставить телегу впереди лошади и лезть в пекло поперёд батьки контора Гинзбурга).

Танки с цементованной 37-мм бронёй, теоретически, имели бронезащиту даже лучше, чем при гомогенной броне в 40-42 мм (как минимум эквивалентна 45-мм гомогенке), а массу танки с такой бронёй имели бы самую подходящую! На том и порешили.

Изменение концепции, а также принципиальная неготовность занятого более важными вещами Сталинградского тракторного завода к серийному выпуску любых танков (СТЗ готовился к массовому выпуску архинужного КА арттягача СТЗ-5), привели к необходимости реконструкции не только 174-го, но и 183-го танкового завода, которому теперь предстояло выпускать не лёгкий А-20, а весящий минимум 22 тонны, вполне средний А-32 (Т-28 весит 25 т, но при трёхбашенной схеме). Зато эта реконструкция дала время на доведение конструкции А-32 до ума (эпопеи с переходом от А-32 к А-34 и Т-34 нет), а металлургам – время на развёртывание выпуска цементованной брони и улучшение технологий её качественной сварки на конвейере (плюс получение необходимого оборудования и подготовка персонала).

Иные идеи, иной путь...

Т-32

В итоге, в самом начале 1940 года, в армию пошли два принципиально новых танка: 15-тонный, формально лёгкий, Т-47М от Гинзбурга (вместе с лучшими кадрами «Танкового НИИ» он был едва не насильно, «под белы рученьки» прикомандирован на з-д им. Ворошилова для окончательной доработки танка) с 37-мм цементованной бронёй и новой длинностволой 45-мм пушкой, и 22-тонный, средний танк качественного усиления Т-32М, с ТАКОЙ ЖЕ 37-мм цементованной бронёй (слава унификации, которая «наше всё»!), от Кошкина/Морозова, производства з-да №183. Поскольку А-32 изначально заказывался с 76-мм пушкой, ею же вооружается и его серийная «цементованная» версия – Т-32М.

Поскольку никто Павлова с должности начальника АБТУ РККА не снимает (и, соответственно, командовать ЗОВО не отправляет), напротив, он, пользуясь расположением нового главы Наркомата обороны С. Тимошенко (умевшего ценить практиков), несколько расширил свои полномочия и сумел отстоять идею вредности для РККА (с её очень скверной логистикой) создания сверхмощных (и, соответственно, сверхгромоздких и плохо управляемых) мехкорпусов, ограничившись совершенствованием структуры прежних танковых бригад и формированием новых моторизованных дивизий (кстати, по структуре весьма близких к немецким ТД обр. 41 г.), которые только при необходимости, и только для решения строго конкретных задач, могли сводиться в мощные, но временные формирования, названные «танковые корпуса». Т. е. там, где это стратегически выгодно и логистика благоприятствует, юзаем танковые корпуса. Где это не эффективно – нет.

Логичный вопрос – с чего бы Тимошенко так ценить Павлова? Тем более как ПРАКТИКА? Всё очень просто. Репрессии (для многих – очищение РККА от дилетантов, и одно в принципе не противоречит другому – особенно учитывая «методику»…) начались в РККА после масштабнейших за всю историю КА манёвров войск Киевского и Белорусского округов, формально – для газет – прошедших блестяще, а по факту – неудовлетворительно. Достаточно прочитать, как о результатах тех манёврах отзывались А. Седякин (представитель Генштаба, отвечавший за боевую подготовку) и С. Будённый (возглавлявший наблюдателей). Короче и конкретнее всех выразил своё мнение Б. Шапошников:

«Командиры всех уровней со своими обязанностями не справляются. Техника повсеместно выходит из строя. Снабжение – отвратительное».

И в этом бардачище (за который отвечали лично Тухачевский, Уборевич, Якир и др. «выдвиженцы») танковая бригада Павлова оказалась единственной, которая показала себя с самой лучшей стороны. Именно поэтому ему доверили возглавлять наших танкистов-инструкторов в Испании, ему же доверили командовать в Испании интернациональной танковой бригадой (за что он получил Звезду Героя), его же назначили после возвращения рулить АБТУ КА. И он же был инспектором танковых войск КА на Халхин-Голе.

И именно ценящий хороших ПРАКТИКОВ, сам хороший практик, Тимошенко, назначил его командовать чрезвычайно насыщенным техникой ЗОВО. Что было фатальной ошибкой. Павлов, безусловно, был на своём месте во главе АБТУ, но до руководства одним из мощнейших в стране округов он банально не дорос – ему бы прежде, как Жукову, в заместителях несколько лет походить, поучиться… Хотя, у кого учиться-то? У полностью развалившего округ Уборевича? У сменившего его Ковалёва, которого после Польского похода вверенных ему войск немедленно «задвинули» куда подальше? Но, все вопросы к Тимошенко – кто назначил человека, не умеющего командовать округом (причём округом практически небоеспособным) – тому и отвечать.

В АИ Тимошенко понимает, что курировать войсковую танковую ПРАКТИКУ должен хорошо подготовленный технически танковый практик с большим опытом (Федоренко, при всём моём к нему уважении, большую часть своей военной карьеры специализировался на бронепоездах и комиссарил, и только после Академии какое-то время командовал танковым полком и ещё пару лет танковой бригадой, после чего «свечкой» взлетел на должность начальника АБТУ КА), и поэтому Павлов (непосредственно в бронетанковых частях с момента окончания Академических курсов при Военно-технической Академии РККА, т. е. с 1931 года и, как командир бригады, считался лучшим в КА) сохранил за собой должность начальника АБТУ и даже как-то сумел реализовать СВОИ бронетанковые идеи практика, а не директивно спущенные Генштабом новомодные теории непонятно за чьим авторством…

Некоторые наши коллеги, игнорируя факты, целиком и полностью возлагают вину за формирование мехкорпусов на Павлова. Хотя, даже по уровню полномочий, совершенно очевидно – идея МК может принадлежать только «коллективному разуму» в лице Генштаба. Сколько и каких танков должно быть в тех МК, решал тоже Генштаб. А окончательное решение о начале формирования МК Генштаб принял, когда Павлов уже вообще не рулил АБТУ. Руководимое Павловым АБТУ лишь (опять-таки по распоряжению Генштаба) разрабатывало штатную структуру МК, исходя из Генштабом же определённых количественных параметров. Точка же зрения самого Павлова на МК известна – именно он после 1937 года добился расформирования всех четырёх МК, имевшихся у РККА в 30-е как «громоздких, трудноуправляемых и требующих другой организации тылов». Но противостоять новомодным идеям Генштаба, на который огромное впечатление произвели успехи немецких «панцерваффе», он, естественно, не мог (а может и не хотел, так же поддавшись общему увлечению) и работал в «общем русле». Изменил он своё мнение о МК или нет – мне лично ДОКУМЕНТАЛЬНО не известно, поэтому утверждать что-то однозначно я не берусь. Факт доклада Павлова на тему «Ввод МК в прорыв», который для недоброжелателей Павлова является «решающей уликой», на самом деле не говорит ровно ни о чём, поскольку тему доклада ему опять-таки директивно спустил Генштаб и ему оставалось только хорошо сделать порученную работу (при том, что с основным докладом на тему использования МК новой формации выступал Жуков, к которому, почему-то, ни у кого претензий нет – как и к новому главе АБТУ (уже ГАБТУ) Федоренко, который собственно те МК и формировал!

Но, в АИ тех МК нет. Там, где нужно решать стратегические задачи, в ТАНКОВЫЕ корпуса сводятся «старые добрые» бригады и реально «павловские» моторизованные дивизии.

Исходя из ТТХ новых танков, структурно, каждый танковый батальон с новой матчастью, в состав каких бы формирований он ни входил, теперь состоял из трёх рот Т-47М по 16 машин (всего 48) и одной роты Т-32М (тоже 16 машин в роте). Павлов же хотел, чтоб лёгкие танки всегда поддерживались более мощными! Вооружённые 76-мм пушкой Т-32М служили как для непосредственной артиллерийской поддержки Т-47М, так и для «сольного» сопровождения пехоты (что-то вроде немецкой «сладкой парочки» Pz-III–Pz-IV). Всего в батальоне, соответственно, 64 танка (Бог-то, как известно, всегда на стороне «больших батальонов»). Лёгкие танки старых типов переводили на эту же структуру по возможности. Причём если в батальоны БТ в обязательном порядке вводили сугубо по роте Т-32М, то в более многочисленные батальоны Т-26 включали по наличию, либо Т-32М, либо Т-47М.

Отдельная танковая бригада имела в своём составе танковый полк трёхбатальонного состава. Т. е. всего 192 танка. Танковый полк, входящий в состав моторизованной дивизии, имел совершенно аналогичную структуру. Отдельная танковая бригада и моторизованная дивизия различались, прежде всего, количеством пехоты и артиллерии. В танковой бригаде имелся лишь один мотострелковый полк и смешанный артдивизион (а зачем им больше, если бригады должны действовать во взаимодействии со стрелковыми либо кавалерийскими дивизиями?) В моторизованных дивизиях, являющихся основой механизированных соединений и высокоподвижным резервом, два мотострелковых полка и полноценный артиллерийский полк на быстроходной механической тяге (арттягачи СТЗ-5 шли, прежде всего, именно в них).

Логичный вопрос – анахуа вообще РККА два довольно близких по маневренности и бронезащите танка?

Они достаточно близки, чтоб действовать в тесном взаимодействии. Но на самом деле, Т-47М – это ЛЁГКИЙ танк уже практически предельных для своей конструкции параметров и усиление вооружения, либо брони, ставят его перед фактом исчерпания модернизационных возможностей этой, очень компактной (ради всё той же экономии), машины. Более того. В случае какого-либо перебоя в поставке цементованной брони и замене её на 40-мм гомогенную, танк несколько потеряет в бронезащите и уже по массе окажется на пути к предельным 17 тоннам. При стабильных же поставках 37-мм цементованной брони он, уже по вооружению, будет соответствовать своему назначению в лучшем случае только до конца 41-го года. (Пушка на нём хоть и длинностволая, но 45-мм, заточенная под всё тот же боеприпас, с совершенно неудовлетворительным ОФСом и крайне желателен был хотя бы 57-мм калибр, пусть даже лишь с чуть большей бронепробиваемостью, но обязательно с более эффективным ОФСом – ОФС ЗиС-2/4 не предлагать!).

Иные идеи, иной путь...

Лёгкий танк Т-47М. Боевая масса 15,5 т. Вертикальная бронезащита – 37 мм цементованной брони. Лобовая броня корпуса наклонная. Верхняя часть бортов сужается в передней части, образуя одноместное отделение управления. Башня на опытном образце двухместная, литая, напоминающая башню Т-46-5. На изображённой серийной машине – стандартизованного в 1940-ом году т.н. «немецкого типа» (разработана на основе признанной весьма удачной башни Pz-III, добытого в Польше в сентябре 39-го), трёхместная, на увеличенном погоне. Двигатель МТ-5-300, «заточенный» под самый ходовой в стране бензин 2-го сорта. Максимальная скорость 45 км/ч. Запас хода 200 км. Вооружение – модернизированная 45-мм пушка 20-КМ с длиной ствола 60 клб. С пушкой спарен танковый пулемёт ДТ. Экипаж 4 человека

В то же время качественно доработанный Т-32М — это полноценный СРЕДНИЙ танк, способный без труда (и последствий для трансмиссии) уверенно таскать и 45 мм броню (любую!). Он имеет очень большой модернизационный потенциал. Достаточно представить себе его модификацию на торсионной подвеске, с планетарной трансмиссией, с 45 мм ЦЕМЕНТОВАННОЙ бронёй и очень длинностволой танковой трёхдюймовкой Ф-27 с баллистикой и патроном зенитки (разрабатывалась в РИ для КВ) в новой, более крупной и эргономичной, желательно трёхместной башне на соответствующем погоне. На таком танке можно всю ВМВ воевать!

Иные идеи, иной путь...

Средний танк Т-32М. Боевая масса 22,5 т. Вертикальная бронезащита – 37 мм цементованной брони (с мая 41-го толщина лобовой брони доведена до 45 мм). Лобовая броня корпуса и бортов наклонная (угол наклона бортов – меньше, чем у РИ Т-34). Башня на опытном образце двухместная, не эргономичная и «слепая», напоминающая башню А-34. На серийной машине – стандартизованного в 1940-ом году «немецкого типа» (разработана на основе башни Pz-III), трёхместная, на увеличенном погоне. Двигатель дизельный В-2-400. Максимальная скорость 45 км/ч. Запас хода 300 км. Вооружение – 76,2-мм пушка Ф-34М с длиной ствола 48 клб. (Попытка приблизиться к баллистике зенитной пушки 3К с использованием её же мощного патрона – создавалась путём модернизации Ф-34, персонально против перспективных немецких тяжёлых танков с 60-мм бронёй, о которых разведка получила отрывочные сведения). С пушкой спарен танковый пулемёт ДТ. Ещё один ДТ в отделении управления у радиста. Экипаж 5 человек

Но не забываем и того, что 15-тонный Т-47М с 45-мм пушкой и карбюраторным МТ-5 (пока в серии не освоен либо ДМТ-5, либо В-3), намного дешевле 22-тонного Т-32М с 76-мм пушкой и дизелем В-2, благодаря чему в принципе может выпускаться двумя заводами (174-м и в дальнейшем ещё и СТЗ, вместо гражданских гусеничных тракторов СТЗ-3). Поэтому Т-47М – машина, прежде всего, массовая, а Т-32М – именно машина качественного усиления. Что при полном отсутствии САУ и наличии проблем с быстроходными арттягачами для артиллерии механизированных соединений, важно вдвойне.

Хотя, с другой стороны, если в данной АИ нет той РИ затяжной «эскапады» с темой СП, закончившейся слишком запоздалым Т-50, а сразу, уже с весны 38-го упор делается на логичное завершение темы Т-111 и 174-й танковый з-д начинает массовый выпуск Т-47М уже с начала 40-го, тот же Павлов, в компании с Гинзбургом, вполне могут успеть «пробить» тему, которую они, каждый в меру сил, продвигали и в РИ – а именно, рубочную САУ на шасси (в случае Павлова речь шла о танке сопровождения 126, а в случае Гинзбурга о Т-50) Т-47М с мощной трёхдюймовкой (в АИ-шном идеале – с той же длинностволой Ф-27) или даже лёгкой гаубицей. Чем не свой, «длиннорукий» «штуг»?

А как же тяжёлый танк? Или иной Т-34!!!

Не будет у предвоенной РККА никакого тяжёлого танка. Вообще. Технологический уровень и логистика сильно возражают. Более того. Эта тема вообще оказалась «подставой» для Гинзбурга. В РИ, по итогам конкурса на новый тяжёлый танк, его «студия свободных художников» заняла со своим Т-100 последнее место, уступив спроектированным в КБ ЛКЗ СМК и КВ. И когда последний, как самый лёгкий и дешёвый (весил всего 47 т) приняли на вооружение, Гинзбург устроил скандал, доказывая, что его 58-тонный Т-100 (при ТТЗ до 55 т) и 47-тонный КВ – машины совершенно разных классов и КА просто обязана принять на вооружение оба! КВ для механизированных соединений, а Т-100 как танк прорыва РГК. Кончилось всё вполне ожидаемо – надоевшего всем Гинзбурга послали далеко и навсегда, а «студию свободных художников» «опустили» до отдела КБ 174-го танкостроительного з-да.

В АИ эпопеи с новым тяжёлым танком нет. До этого уровня уже опытное КБ ЛКЗ подтягивает в процессе модернизации Т-28 (экранировка, новая подвеска, новая пушка и т.д.). А далее, как и в РИ (но минимум на полгода, а то и на почти год пораньше) усилиями мощного КБ ЛКЗ (при участии специалистов ХПЗ), на базе Т-32М, начнётся разработка Т-34 (соответствует РИ Т-34М) с бронёй до 60 мм (помним о требовании Павлова о возможности увеличения бронезащиты среднего танка на одну ступень – т. е. до тех самых 60 мм), изначально на торсионной подвеске, с планетарной трансмиссией (тот же Шашмурин не занимается всякой хернёй в виде КВ-3, 4 и т.д.), и сразу с мощной 85-мм Грабинской танковой пушкой в большой трёхместной башне.

Иные идеи, иной путь...

«Танк особого назначения» Т-34. Создан на базе Т-32М и является результатом его глубокой модернизации. Боевая масса 32,5 т. Корпус сварен из цементованных бронеплит (вертикальная броня передней проекции 60 мм, боковых и кормовой проекций 45 мм). Лобовая и кормовая броня корпуса наклонная. Борта – прямые. Башня на опытном образце трёхместная, тяжёлая, смешанной конструкции, с толщиной стенок 60 мм, напоминающая башню РИ КВ. На серийной машине – стандартизованного в 1940-ом году «немецкого типа» (разработана на основе башни Pz-III, добытого в Польше), цельносварная, из цементованных бронеплит толщиной 45 мм. Двигатель дизельный В-2-500. Подвеска торсионная. Трансмиссия планетарная. Максимальная скорость 45 км/ч. Запас хода 250 км. Ширина гусениц увеличена с расчётом, чтоб среднее удельное давление на грунт не превышало таковое у Т-32М. Вооружение – доведённая до ума 85-мм пушка Ф-30 с длиной ствола 48 клб. С пушкой спарена танковая версия пулемёта ДС или ШКАСа. Один ДТ в отделении управления у радиста. Ещё один ДТ «запасной», может устанавливаться либо на зенитную турель, либо в амбразуру «ворошиловской» позиции в задней стенке кормовой ниши башни. Экипаж 5 человек

Информацию о разработке в Германии новых тяжёлых танков ни в коем случае не игнорируем, но, ПОНИМАЯ и УЧИТЫВАЯ, что адекватная бронезащита – это тупиковый путь сотворения мёртворождённых монстров, акцентируемся на сверхмощном вооружении и защите сугубо от штатных средств ПТО вероятного противника. Поэтому, на перспективу, учтена возможность либо дальнейшего увеличения мощности орудия, удлинением 85-мм ствола до 55 клб, либо перехода на могучее 107-мм танковое орудие Ф-42 (естественно, уже с использованием эффективного дульного тормоза).

Вот такой Т-34, массой в районе 32 т, и будет «отдуваться» за весь класс тяжёлых танков. А что? Установленная под рациональным углом лобовая 60-мм цементованная бронеплита (а в довоенном СССР была отработана технология производства цементованной брони толщиной до 80 мм) обеспечит защиту не хуже, чем у РИ КВ, а дополнительными экранами её можно усилить и до уровня КВ-3 (того, на котором планировали поставить 90-мм гомогенную броню). Прямые борта из 45-мм цементованной брони тоже, при необходимости, можно экранировать, обеспечив танку абсолютную защиту от всех штатных средств ПТО полевых войск Вермахта в 41-ом.

(Эх, если бы ещё была гарантия, что ту цементованную броню танковые заводы смогут в АИ получать бесперебойно, в требуемых объёмах и хорошего качества!)

Ну и, когда начнётся война, вслед за быстро сточенными в ноль лёгкими танками старых моделей, за пару лет, со сцены, возможно, сойдёт и лёгкий Т-47М. Т-32М окончательно займёт нишу общевойскового танка. А мощный и очень крутой АИ Т-34 станет главной ударной силой КА в ожидании подхода тяжёлого танка нового поколения – уже на основе опыта войны.

Р.С. Особо отмечу, что БАШНИ у всех танков разного размера (в соответствии с толщиной брони, габаритами вооружения и требованиями к качеству эргономики), хотя и конструктивно (и само-собой технологически) предельно близки друг другу. Вот прицелы, приборы наблюдения, связи и проч. по возможности унифицированы, что безусловно упрощает и производство, и обслуживание, и обучение, и эксплуатацию. Именно после устранения всех недостатков и внедрения башен «немецкого типа» все новые танки окончательно обзавелись маркировкой М (модернизированный) вместо предлагавшихся новых цифровых и других буквенных индексов.

Вот с таким модельным «парком» новых танков РККА встретит 22.06.41.

Иные идеи, иной путь...

Подписаться
Уведомить о
guest

87 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account