Содержание:
Предпосылки к созданию
Как часто бывает, но страны, которые поддерживают дружественные или нейтральные отношения до войны с третьей стороной, после войны из союзников становятся противниками. Таким образом, ситуация, когда после окончания Второй Мировой Войны СССР и США из союзников стали врагами, была не нова. Так же не была нова ситуация, когда победители привлекали вчерашних противников уже в качестве сегодняшних союзников. В то время, как США и Великобритания, готовясь воевать с СССР, привлекали немецких военных (из образованной ФРГ), СССР, готовясь воевать с США и Великобританией, привлек японских военных из ЯДР. Уже первые выводы в целом подтверждали то, чего не хотелось признавать, но было известно еще в ходе войны – СССР превосходит США на суше (к удивлению США и Великобритании), США превосходит СССР на море (знали, что превосходит, но настолько). Однако, обе стороны изучали накопленный опыт, надеясь найти противодействие, которое пригодиться если (когда!) столкновение двух стран (систем) все же начнется. И в то время, как США прилагали большие усилия что бы подтянуть сухопутную армию, СССР, наоборот стал наращивать флот.
Самой большой опасностью для советского и японского ВМФ была вражеская авиация: львиная доля потерь в кораблях приходиться на авиацию (немецкую или американо-английскую). Далее по степени опасности были подводная угроза (подлодки или мины), и наконец вражеские корабли.
Моряки СССР и ЯДР отчаянно хотели защититься от вражеской авиации, а для этого нужно было усиливать ПВО, поэтому 27 февраля 1945 года АНИМИ (Артиллерийский научно-исследовательский морской институт) выдал промышленности тактико-техническое задание на 25-мм спаренную палубную автоматическую установку «2М-3» (далее — АУ 2М-3), предназначенную для вооружения торпедных катеров проекта 183 и 184. Уточнённое тактико-техническое задание было утверждено зам. Главкома ВМФ СССР 14 марта 1947 года.
Проектирование АУ 2М-3 началось по постановлению Совета Министров СССР № 1523-549сс от 02 апреля 1949 года и велось в ОКБ-43 (главный конструктор А.С. Харыкин).
История разработки
Технический проект АУ 2М-3 был разработан в 1947 году и утверждён зам. Главкома ВМФ СССР 01 августа 1947 года. Рабочие чертежи АУ 2М-3 были утверждены 03 июля 1948 года.
Для новой АУ 2М-3 в ОКБ-16 (главный конструктор А.Э. Нудельман) на базе автомата 84-КМ был разработан новый автомат 110-ПМ. При этом баллистика и боеприпасы автомата 84-КМ были оставлены без изменений. Эскизный проект автомата 110-ПМ был разработан в ОКБ-16 в 1945 году в соответствии с тактико-техническим заданием артиллерийского управления Военно-морского флота СССР. После его одобрения ОКБ-16 приступило к разработке рабочих чертежей и изготовлению опытного образца автомата 110-ПМ, минуя стадию технического проектирования. В период с 1946 года по 1948 год производилась отработка автомата 110-ПМ на трёх изготовленных образцах. В ноябре 1948 года на полигонных испытаниях 3-го образца автомата 110-ПМ на 4521 выстреле произошёл разрыв ствольной муфты. 4-й образец автомата 110-ПМ выдержал испытания в объёме 4789 выстрелов, которые проводились с 7 сентября 1949 года по 19 января 1950 года. В 1950 году ОКБ-16 изготовило 5-й образец автомата 110-ПМ с учётом всех замечаний и представило его на государственные полигонные испытания (с 8 августа по 13 декабря 1950 года) в объёме 7201 выстрела. Автомат 110-ПМ испытания выдержал, и был рекомендован для принятия на вооружение.
Гидропривод к АУ 2М-3 был изготовлен заводом №46 по чертежам ЦНИИ-173.
В 1949 году было изготовлено три опытных образца АУ 2М-3: два для катера и один для Ржевского полигона. Все они полигонные и корабельные испытания не выдержали, и АУ ВМФ СССР 14 декабря 1949 года приняло решение о переработке чертежей на изготовление нового образца АУ 2М-3 с соответствующими изменениями в его ТТЗ.
Учитывая установления тесных связей (экономических и идеологических) между Советским Союзом и Японской Демократической Республикой, установка 2М-3 разрабатывалась уже в тесной кооперации двух стран. В результате, новые рабочие чертежи АУ 2М-3 были разработаны ОКБ-43 в феврале-мае 1950 года.
Опытный образец АУ 2М-3 был изготовлен заводом № 535 в октябре 1950 года. Этот образец АУ 2М-3 прошёл объединённые заводские и полигонные испытания в ноябре-декабре 1950 года и выдержал их. Комиссия рекомендовала его на корабельные испытания.
В том же 1950 году завод № 535 изготовил ещё три опытных образца АУ 2М-3 (с автоматом 110-ПМ), которые прошли государственные корабельные испытания на торпедном катере пр.183 с 26 января по 5 марта 1952 года. Была отмечена ненадёжность автомата 110-ПМ и ряд других недостатков. По решению государственной комиссии образец АУ 2М-3 следовало доработать и провести повторные государственные корабельные испытания, которые успешно были проведены с 20 октября по 5 ноября 1952 года, отчёт о них был утверждён 25 ноября 1952 года.
АУ 2М-3 с автоматом 110-ПМ была принята на вооружение постановлением Совета Министров СССР № 659—336 от 27 февраля 1953 года и Приказом Военно-морского Министра СССР Н.Г. Кузнецова № 00159 от 05 марта 1953 года.
Характеристики (приводятся данные 2М-3.1)
Длина ствола, мм/калибров 1975/80
Масса снаряда, кг 0,281
Начальная скорость снаряда 900 м/с
Принцип заряжания гидропривод/ручное
Скорострельность: 300 выстрелов в минуту (на ствол)
Характеристики артустановки
Общая масса АУ, кг 1515
Радиус обметания по стволам, мм 2150
Угол подъёма ствола, ° -10/+85°
Максимальная скорость вертикального наведения, °/с 40
Максимальная скорость горизонтального наведения, °/с70
Максимальная дальность стрельбы, м 7500
Досягаемость по высоте, м 2800 (по самоликвидатору)
Бронирование 4
Расчёт установки, чел. 2
Влияние японской зенитной установки Тип 98 было очевидным – сама установка 2М-3 была построена в нескольких модификациях, наиболее распространенными были
Однорядном – 2М-3.1 (скорострельность 600 выстр/мин)
Двухрядном – 2М-3.2 (скорострельность 1200 выстр/мин)
Трехрядном – 2М-3.3 (скорострельность 1800 выстр/мин)
Существовали проекты (а в ЯДР дошло и до изготовления опытных образцов) установок 2М-3 и с большим колличеством стволов
Японцы явно хотели повторить свои работы в области зенитки «пианино из Токио». Кстати, существует версия, что не будь подобной установки, сражение за Мидуэй могло привести к более тяжелым потерям японского флота (было бы потеряно не два, а все четыре авианосца)
Апофеозом увеличения колличества стволов стала установка 2М-3.10, она (имея фантастическую скорострельность в 6000 выстр/мин), предназначалась как для защиты стационарных объектов, так и использовалась в береговой обороне на бронепоездах (назначение борьба с вражеским десантом).
Принцип работы
Общий вид установки 2М-3.1
Ствол автомата 110-ПМ — моноблок, запирание канала поршневое. Автоматика работает за счёт энергии отката при коротком ходе ствола. Основная конструктивная особенность — принудительный откат механизма запирания в заднее положение что было нужно для обеспечения надёжности автомата. После окончания совместного отката ствола и механизма запирания, последний (вместе со стреляной гильзой) во время наката ствола принудительно продолжал откат в крайнее заднее положение. Тормоз отката гидравлический. Пружинный накатник надет на ствол.
Питание автомата 110-ПМ — ленточное двухстороннее (но автоматы первых серий допускали и обойменное питание по 7 патронов). Лента металлическая рассыпная, помещается в круглом магазине с 65 патронами, общий вес которого — 55,07 кг. Качающаяся часть установки представляла собой 2 коробчатые люльки. Для осуществления вертикального наведения на нижней люльке имелся зубчатый сектор, входящий в зацепление с шестернёй редуктора. Левая и правая связи соединяли задние концы верхней и нижней люлек и вместе с ними и станинами образовывали параллелограмм. Такая связь люлек обеспечивала равенство углов качания обеих люлек.
Вертикальное и горизонтальное наведение АУ 2М-3.1 производилось с помощью двух гидроприводов, один из которых связан с редуктором вертикального наведения, а другой — с редуктором горизонтального наведения. Гидроприводы предназначались для вертикального наведения и перезарядки (взведения подвижных частей) обоих автоматов. Угол вертикального наведения АУ 2М-3 был в пределах от −10 до +85°, а горизонтального до 120°. Дополнительно имелось и ручное наведение, осуществляемое одним наводчиком.
Охлаждение стволов АУ 2М-3 при стрельбе было воздушным. Также при замене магазинов через шланг с насадкой с казённой части подавалась вода для охлаждения стволов. Время охлаждения водой составляло не менее 15 сек.
Для ведения стрельбы по воздушным и надводным целям на АУ 2М-3 устанавливался коллиматорный кольцевой ракурсный прицел КМТ-25 (механический кольцевой визир, смонтированный на параллелограмном механизме).
Модификации
2М-3М, дальнейшая модификация АУ 2М-3. Отличалась наличием нового автомата М-110, полученного в ходе переработки конструкции автомата 110-ПМ инженером ОКБ-43 К.И. Соколовым. Если в автомате 110-ПМ автоматика работала только за счёт энергии отката при коротком ходе ствола, то в новом автомате М-110 дополнительно использовалась и энергия пороховых газов, отводимых из канала ствола. Эта энергия применялась при работе газового буфера, предназначенного для увеличения скорости наката подвижных частей. В результате на испытаниях автомата 110-ПМ был достигнут темп стрельбы 470—480 выстр./мин.
В 1949 году завод № 535 сдал 3 установки, в 1950 году — 4, в 1951 году — 46, в 1952 году — 173, в 1953 году — 177, в 1954 году — 275, в 1955 году — 406, в 1956 году — 305 и в 1957 году — 252 установки. Производство АУ 2М-3М было прекращено в 1984 году. Отпускная цена одной установки в 1951 году составляла 527 000 рублей, в 1954 году — 206 000 рублей, а в 1955 году — 151 780 рублей.
На вооружении
Установки 2М-3, 2М-3М входили в состав вооружения больших десантных кораблей пр.1171, малых десантных кораблей пр.450, линкора «Нагато» (несмотря на протесты США, линкор был сохранен во флоте ЯДР), больших крейсеров типа «Севастополь», артиллерийских катеров пр. 1204, противолодочных катеров пр. 201, торпедных катеров пр. 183 и пр.206М, ракетных катеров пр. 183-Р, тральщиков пр. 254м, пр. 264, пр. 266м, пр. 1258, пр. 1265, гражданских судов и вспомогательных судов ВМФ, в том числе проектов 431, 771, 562, 706, 437, 561, 433, 514, 560, 512, 770 и др. Фактически артсистемами «2М-3» и «2М-3М» во флоте СССР были вооружены более чем 30 проектов кораблей, судов и катеров. Вплоть до настоящего времени АУ 2М-3, 2М-3М были одним из основных средств самообороны и ПВО судов ВМФ СССР, России и ЯДР.
Зенитная установка 2М-3 широко применялась на катерах, бронепоездах (особенно береговой обороны ЯДР), и на автотранспорте. При этом, возникло большое разнообразие вооружения: так один катер мог иметь однорядные установки, второй – двухрядные, третий – однорядную и двухрядную установки.
Боевое применение
Во время войны во Вьетнаме применялись торпедные катера пр.183 и ракетные катера пр.183-Р.
В Арабо-израильской войне 1973 года приняли участие египетские и сирийские торпедные катера пр. 183 и ракетные катера пр. 183-Р. Однако в морских боях после израсходования катерами противокорабельных ракет выяснилась слабая эффективность АУ «2М-3» в качестве оружия самообороны против 40-мм/70 АУ «Breda-Bofors» Mod.58/11 и 76-мм АУ «OTO Melara» израильских ракетных катеров типа «Саар-2», «Саар-3», «Саар-4».
В Гражданская война в Сирии было замечено применение установки в виде гантрака на базее ЗИЛ-131. Данная артиллерийская установка, по всей видимости, была демонтирована со списанных из сирийских ВМС старых катеров или тральщиков. Машина, возможно, в принадлежит сирийской морской пехоте, которая вела боевые действия в горах Латакии.