2 августа 1990 года — иракское вторжение в Кувейт

15

События американской операции «Буря в пустыне» 1991 года заслонили собой вторжение войск Саддама Хуссейна в Кувейт несколькими месяцами ранее. Тем не менее, короткая кампания прошла достаточно тяжело для иракцев, а вооруженные силы небольшого государства оказали достойное сопротивление. Причем кувейтские летчики и зенитчики одержали несколько десятков побед. Теперь пришла пора осветить и это «белое пятно».

Существуя в тени своих могущественных соседей — Саудовской Аравии, Ирака и Ирана — Кувейт с площадью всего 14000 квадратных километров и населением в 1,6 миллионов человек, тем не менее известен во всем мире как богатейшая нефтяная нация.

Еще в начале XVIII века шейхство Кувейт стало фактически независимым от Османской империи. Спустя полсотни лет здесь утвердилась правящая и поныне династия ас-Сабахов, которая основала эмират. В 1899 году эмират Кувейт попал под английское влияние и превратился в протекторат в составе Британской империи. 19 июня 1961 года Кувейт обрел подлинную независимость, но сразу после этого глава правительства Ирака генерал Касем заявил о своих претензиях на эмират. Иракцы считали Кувейт частью своей страны. Главным объектом их притязаний были открытые англичанами в 1936 году богатейшие месторождения — эмират буквально плавал на нефти, которую можно было добывать в любой точке его территории.

В ответ на иракские притязания англичане послали в Кувейт войска. Вскоре британский контингент был заменен вооруженными силами Лиги арабских государств, а в 1963 году Багдад был вынужден признать за государством Кувейт право на существование. Одновременно стали создаваться вооруженные силы — в 1961 году были основаны и ВВС. Основу их составили шесть учебных «Джет Провост» Т.51 и четверка вертолетов Уэстланд «Уирлуинд». До конца 70-х годов воздушные силы находились под сильным британским влиянием — весь летно-технический персонал готовился именно на «Туманном Альбионе».

В 1969 году были закуплены 11 «Хантеров» F.57, однако машины были явно устаревшие, и вскоре кувейтцы стали искать более современные истребители. И тутЛондон предложил на продажу Кувейту и Саудовской Аравии «Лайтнинги» F.53. Вообще-то машины считались «суперсекретными», и на их экспорт было наложено эмбарго. Однако господам с Даунинг стрит как раз не хватало средств для оплаты партии из 50 F-111, и поэтому пришлось пойти на такой шаг.

Поставки 12 «Лайтингов» F.Mk.53 и двух учебных Т.55 растянулись практически на год, прежде всего из-за низких темпов обучения местных летчиков. Поэтому для улучшения системы подготовки летчиков в конце 1969 года был заключен контракт на поставку 12 «Страйкмастеров» Мк.83.

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

«Лайтинг» F.Mk.53 ВВС Кувейта

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

Одновременно в страну прибыли несколько десятков английских летчиков и техников. Формально все они были уволены из RAF и получали деньги от частной кампании (на деле же это были деньги британских налогоплательщиков).

Тем временем в 1973 году в очередной раз произошел очередной всплеск кувейтско-иракских противоречий. Саддам Хуссейн «предложил» шаху Кувейта передать часть своей территории для постройки совместной иракско-советской военно-морской базы Умм эль Куаср. Такие «переговоры» наглядно продемонстрировали необходимость коренной модернизации кувейтских вооруженных сил. Для ВВС была разработана целая программа — благо денег было в избытке.

Во-первых, в начале 1974 года во Франции были заказаны 18 Дассо «Мираж» F.1CK, два учебно-боевых «Мираж» F.1BK и 24 боевых вертолета SA.342K «Газель». В марте того же года в США был размещен заказ на 30 штурмовиков A-4KU «Скайхок» и ЗРК MIM-23 «Хок». Большинство самолетов и вертолетов прибыли в период с 1976 по 1978 года, а летчики обучались на месте французскими и пакистанскими инструкторами.

В 1983 году была заказана дополнительная партия в 15 «Миражей» F.1CK-2 (из них два — учебно-боевых) вместе с шестью вертолетами AS.332F «Супер Пума», вооруженных ПКР «Экзосет». Учебные машины были дополнены 12 «Хок» Т.Мк.64.

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

Mirage F1BK-2​ ВВС Кувейта

Таким образом, кувейтские ВВС на начало 90-х представляли собой небольшие, но хорошо сбалансированные и оснащенные воздушные силы.

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

Однако военная доктрина нацеливала их на совсем другого врага. С стороны Ирака никто не ожидал агрессии, ведь на всем протяжении ирано-иракской войны правители Кувейта финансово поддерживали Ирак. Шахский Иран неоднократно выступал с протестами, а в ноябре иранцы провели «образцово-показательные» рейды. Целями для иранских «фантомов» стали иракские посты вдоль иракско-кувейтской границы. Таких рейдов было три — 12,16 ноября 1980 года и в апреле 1981 года. Иракские и кувейтские зенитчики записали себе один сбитый самолет противника, однако реально иранские летчики потерь не понесли.

Осенью 1981 года после того, как Кувейт передал Ираку очередной транш в 2 миллиарда долларов, иранские «фантомы» атаковали нефтеперерабатывающий завод в Умм Аяш.

Однако несмотря на постоянные налеты, Кувейт продолжал предоставлять иракским вооруженным силам свое воздушное пространство, порты и аэродромы (дошло до того, что в 1986 году иракские летчики стали вовсю использовать кувейтское воздушное пространство непосредственно для атак на иранские нефтедобывающие платформы в Персидском Заливе). Особенно важным для Багдада была помощь осенью 1987 года, когда иранские войска перерезали коммуникации в южном Ираке и практически все снабжение шло через кувейтскую территорию.

Как минимум два раза иракские истребители приземлялись на авиабазе Дахран (Саудовская Аравия) и один раз на кувейтской авиабазе. Эти машины совершали дальние рейды в Персидский Залив и совершали посадки из-за проблем с дозаправкой в воздухе.

Соседские отношения дошли до такой стадии, что Хуссейн всерьез стал рассматривать Кувейт как иракскую провинцию, и иракские летчики перестали даже запрашивать официальное разрешение на вход в воздушное пространство «соседа».

Но эту идиллию нарушили события июля 1990 года, когда Садам Хуссейн выдвинул Кувейту целый ряд серьезных требований, в том числе «компенсации потерь» в 2,4 млрд долларов за якобы незаконную добычу нефти в приграничном месторождении, списания задолженности по займам, полученным во время ирано-иракской войны (а это еще 17 млрд долларов), уступки или сдачи в аренду Ираку стратегически важных островов Варба и Бубиян.

Дипломатические шаги ничего не дали, и уже весной 1990 года на северной границе Ирака стали концентрироваться отборные части республиканской гвардии. Американцы были обеспокоены развитием событий в этом регионе, и в район Персидского залива был отправлен авианосец «Индепенденс», однако он не успел…

Утром 2 августа 1990 года иракские войска начали вторжение в Кувейт. На тот момент кувейтцы располагали 71 самолетом и 40 вертолетами. Однако не вся эта техника в полной мере была освоена летным составом. Те же «Миражи» оказались сложными как в освоении, так и в обслуживании — в результате несколько машин было потеряно в авариях и катастрофах. При том, что слабая РЛС истребителя не «дотягивалась» даже до границ страны.

Лучше обстояли дела с более простыми «Скайхоками», поэтому командование ВВС отработало весьма своеобразную тактику использования этих штурмовиков в качестве истребителей. Причем в этом случае «миражи» выступали в образе «мини-ДРЛО», наводя А-4 на воздушные цели. Понятно, что в случае реального воздушного столкновения с современными иракскими истребителями, в кабинах которых сидели хорошо обученные летчики, шансов у кувейтцев практически не было.

С другой стороны, многочисленные западные наблюдатели отмечали, что экипажи вертолетов были очень хорошо подготовлены и обслуживались преимущественно иностранными техниками.

Иракский план полностью базировался на британских планах 50-х годов, обновленных согласно уроков последней ирано-иракской войны. Но с важным исключением — никакого химического оружия (а стоит сказать, что с конца 1987 года применение именно этого оружия было основным фактором иракской военной доктрины). По плану кувейтские аэродромы должны были быть обстреляны дальнобойной артиллерией, а закончить разгром должны были удары с воздуха. Затем воздушным десантом предполагалось захватить Кувейт-Сити, где планировалось захватить всю семью эмира. Одновременно четыре дивизии республиканской гвардии должны были отрезать основные силы кувейтской армии от саудовской границы и разгромить их.

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

(снимок времен ирако-иранской войны)

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

Вторжение началась около двух часов ночи 2 августа 1990 года, когда иракцы начали обстрел основных баз кувейтской армии и авиации (в основном досталось авиабазе Эль Салем), одновременно наступление начали три дивизии.

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

Предчувствие войны уже витало в воздухе, и уже за несколько часов до вторжения все расчеты ЗРК и часть летчиков истребителей были переведены в режим повышенной боевой готовности. Поэтому первая волна вертолетов с десантом, который должен был захватить ключевые объекты кувейтской столицы, была встречена четверкой патрульных «Миражей». Хотя по иракским данным десант прикрывался истребителями, тем не менее, кувейтским летчикам удалось сбить восемь вертолетов (по две победы одержали капитан Мохаммед Аль-Доссари и лейтенанты Хабис Аль-Мутаири, Абдулла Суваиллин и Али Аль-Анзи). По кувейтским данным все победы были одержаны с помощью УР «Мажик».

Через час на перехват очередной группы вертолетов взлетели еще два «Миража», на долю которых пришелся самый громкий успех дня. Майор Тахер Аль-Тахер смог сбить три вертолета, а его ведомый лейтенант Басам Аль-Джуяд — еще один. Открыли свой счет и зенитчики — так, в 4:55 расчет ЗРК «Хок» заявил об одном сбитом иракском истребителе.

Не ожидая такого яростного сопротивления, иракцы отказались от захвата Кувейт-Сити что называется одним рывком. И уже в 5:25 иракские истребители-бомбардировщики атаковали все три кувейтские авиабазы. Одновременно ударам подверглись и основные коммуникации страны. При этом широко использовались кассетные бомбы и мины.

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

Поднятая с Али-Эль-Салем для прикрытия Эль-Джабер пара «Миражей» не смогла помешать налету, зато вернуться было фактически некуда. Вот тут кувейтцам и пригодилась запасная ВПП, которая представляла собой дорогу за авиабазой шириной четыре с половиной метра и длиной 2700 метров. Летчикам удалось благополучно посадить свои машины, к которым сразу бросились механики, чтобы перевооружить и заправить истребители.

С Али-Эль-Салем с поврежденной полосы удалось поднять в 6:30 пару «Миражей», летчики которых при перелете на Эль-Джабер смогли сбить три иракских вертолета (две победы пошли на счет капитана Аймана Эль-Мудафи, а одна — лейтенанту Файзалу Эль-Хамуд). Это были последние победы летчиков «Миражей» перед тем, как был отдан приказ о перебазировании в Саудовскую Аравию. В итоге 11 самолетов (6 F.1CK/CK-2 и 5 F.1BK/BK-2) попали в руки захватчиков, а 16 смогли укрыться в соседней стране.

Уже в 6:00 экипажи всех «Газелей», «Пум» и «Супер Пум» получили приказ эвакуироваться в Саудовскую Аравию. Причем при перелете не удалось избежать несогласованности — ракетой «Хок» была сбита «Пума», в которой погибли четыре члена экипажа.

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

Тем временем утром кувейтским летчикам удалось поднять в воздух и все наличные «Скайхоки», которые немедленно отправились штурмовать танковые колонны Саддама. Однако это было очень непросто, так как на подступах к столице развернулась настоящая танковая битва: единственная кувейтская танковая бригада, вооруженная «Чифтенами», при поддержке всего нескольких орудий вела бой с полнокровной иракской механизированной дивизией. А определить с воздуха принадлежность танков было просто нереально. Поэтому основные удары летчиков «Скайхоков» были направлены против растянувшихся коммуникаций противника. Причем если летчикам удавалось «подловить» иракские вертолеты без истребительного прикрытия, то они с успехом применяли бортовое оружие (по крайней мере, на счет летчиков «Скайхоков» занесено пять побед).

После уничтожения взлетных полос штурмовики перебазировались на ранее заготовленные полевые площадки и оттуда продолжали наносить удары. Кроме танковых колонн в их прицел попадали и морские цели. Так, после обеда пара А-4 около Файлалка перехватила вражеский десантный корабль в прикрытии сторожевого катера. Летчики сбросили несколько кассетных бомб, однако результаты атаки проконтролировать им не удалось.

Последние вылеты в 16:30 на «Скайхоках» совершили лейтенанты Салем Аджуми и Адман Хаммади. Штурмовики сражались до самого окончания войны и только 3 августа 21 А-4/ТА-4 были переброшены в Бахрейн, правда, остальные 10 стали трофеями иракцев. Всего на счет летчиков, летавших на А-4, были записаны пять уничтоженных вертолетов и 104 танка и бронемашины.

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

Не отставали от своих «старших братьев» и летчики «Хоков», тем более что в кабинах сидели летчики-инструкторы. Они не сбили ни одной воздушной цели, зато уничтожили несколько бронированных целей. Семь самолетов были эвакуированы в Бахрейн (одна машина повреждена при посадке), а пять были захвачены иракской армией.

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

иракские танки в Кувейт-Сити

К вечеру 2 августа иракцы штурмом взяли столицу. При этом тяжелые бои развернулись вокруг международного аэропорта, где находилось несколько гражданский лайнеров. Точное количество их неизвестно, впрочем как и потери. На страницы газет попала только фотография с сгоревшим Боингом 747 компании «Бритиш Эйрвэйз» («G-AWND»).

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

сгоревший Боинг 747 компании «Бритиш Эйрвэйз» («G-AWND»)

Оставшиеся «скайхоки» и «чифтены» сражались до 4 августа, когда, израсходовав все боеприпасы и топливо, экипажи, бросив технику, присоединились к своим сослуживцам в Саудовской Аравии.

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

В целом можно утверждать, что потери кувейтских ВВС были явно не критическими — как потом заявило правительство в изгнании, во время вторжения в боях было потеряно 8 «Миражей», 10 «Скайхоков», 5 «Хоков», 4 «Газели», 4 «Пумы», 3 «Супер Пумы», 1 L-100-30 и 1 DC-9, из них фактически только одна «Пума» была сбита ЗРК (и то собственным «Хоком»), одна «Газель» разбилась около саудовской границы (по неизвестной причине 3-го числа) и одна «Супер Пума» уничтожена на земле, а остальные стали трофеями оккупантов. Одиннадцать человек из состава ВВС погибли, кроме того погиб один иностранец — иорданец Раад Сабри.

Расчеты ЗРК «Хок» претендовали на 10 сбитых иракских вертолетов, 4 подтвержденных реактивных самолета, 3 неподтвержденные сбития вертолетов и 1 самолета. Кроме того, как уже упоминалось, был сбит собственный вертолет «Пума». Таким образом, если верить арабским данным, то результативность просто уникальная — 24 пуска и 19 попаданий!!!

Таким образом, ПВО страны претендовало на 18 побед, летчики «Миражей» — на 16, «Скайхоков» — на 5. Всего 39 сбитых самолетов и вертолетов.

Интересно, что иракцы подтвердили уровень своих потерь, заявив что в ходе вторжения были потеряны 32 вертолета и 7 реактивных самолетов. Однако указывалось, что большая часть вертолетов была потеряна в результате столкновения с линиями ЛЭП, а не сбита кувейтцами.

По послевоенным сведениям иракские специалисты детально ознакомились с захваченными установками ЗРК «Хок», а из 11 «Миражей» шесть машин были включены в состав ВВС Ирака (после войны часть захваченной техники была возвращена Кувейту, но в очень плохом состоянии).

В результате вторжения 80% авиатехники кувейтских ВВС было эвакуировано. На ее базе были организованы «ВВС Свободного Кувейта», которые наравне с союзниками впоследствии участвовали в освобождении своей страны.

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

2 августа 1990 года - иракское вторжение в Кувейт

Mirage F1 ВВС Свободного Кувейта

Именно из-за значительных потерь вертолетного парка иракцы не смогли захватить королевскую семью и во многом потеряли дипломатические козыри — после захвата страны Хуссейн планировал организовать «добровольное вхождение Кувейта в состав Ирака». Но получилось совсем по — другому и вскоре в регион стали прибывать американские и европейские войска под флагом ООН…

источники:

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account