1969 год. Неизвестная война Китая против СССР

9

Содержание:

Предыстория и причины конфликта

После Второй опиумной войны Великобритании, Франции и России удалось подписать с Империей Цин крайне выгодные для себя договоры. Россия подписала Пекинский трактат (1860), который провёл границу с маньчжурской империей по правому берегу реки Амур, разделив эту исторически важную для империи, но малонаселённую область на Внутреннюю Маньчжурию (осталась в составе Империи Цин) и Внешнюю Маньчжурию (стала частью России). Формально это исключало хозяйственное использование реки маньчжурскими крестьянами, что однако, не было большой проблемой для империи, так как большая часть маньчжуров к тому времени уже переселилась в пределы Китая (поскольку именно маньчжуры формировали правящий класс империи и были востребованы на различных административных должностях для управления китайцами), в частности, на территориях, присоединённых к России, местное население почти полностью отсутствовало, а китайских крестьян в Маньчжурии не было до конца XIX века, поскольку их проникновение в Маньчжурию было запрещено. Долгие годы отношения между странами были дружественными, а приграничное население немногочисленным, так что расположение границы не приводило к трениям по вопросам принадлежности пустынных островов на реке, а маньчжурские рыбаки могли мирно ловить рыбу в реках Амур и Уссури.

Граница между Приморским краем СССР и Маньчжурией, проведенная в соответствии с Пекинским трактатом 1860 года


Граница между Приморским краем СССР и Маньчжурией, проведенная в соответствии с Пекинским трактатом 1860 года

После Парижской мирной конференции 1919 года появилось положение, что границы между государствами должны, как правило (но не обязательно), проходить по середине главного фарватера реки. Но и оно предусматривало исключения, вроде проведения границы по одному из берегов, когда подобная граница сложилась исторически — по договору или если одна сторона колонизировала второй берег до того, как его начала колонизировать другая. Кроме того, международные договоры и соглашения не имеют обратной силы. Тем не менее в конце 1950-х годов, когда КНР, стремясь к росту своего международного влияния, вступила в конфликт с Тайванем (1958) и участвовала в пограничной войне с Индией (1962), власти КНР использовали новые положения о границах как повод для пересмотра советско-китайской границы. Руководство СССР было готово пойти на это, и в 1964 году была проведена консультация по вопросам границы, которая, однако, закончилась безрезультатно. В связи с идеологическими разногласиями в ходе культурной революции в Китае и после Пражской весны 1968 года, когда власти КНР заявили, что СССР встал на путь «социалистического империализма», отношения особо обострились. Островной вопрос был представлен для китайской стороны как символ советского ревизионизма и социал-империализма.

С начала 1960-х годов обстановка в районе острова накалялась. По заявлениям советской стороны, группы гражданских лиц и военнослужащих стали систематически нарушать пограничный режим и выходить на советскую территорию, откуда всякий раз выдворялись пограничниками без применения оружия. Поначалу на территорию СССР по указанию китайских властей заходили крестьяне и демонстративно занимались там хозяйственной деятельностью: покосами и выпасом скота, заявляя, что находятся на китайской территории. Число таких провокаций резко возросло: в 1960 году их было 100, в 1962-м — более 5000.

Хронология событий

В ночь с 1 на 2 марта 1969 года около 77 китайских военнослужащих в зимнем камуфляже, вооружённых карабинами СКС и (частично) автоматами Калашникова, переправились на Даманский и залегли на более высоком западном берегу острова.

Группа оставалась незамеченной до 10:20, когда на 2-ю заставу «Нижне-Михайловка» 57-го Иманского пограничного отряда поступил доклад от поста наблюдения, что в направлении Даманского движется группа вооружённых людей численностью до 30 человек. На место событий на автомобилях ГАЗ-69 и ГАЗ-66 и одном БТР-60ПБ выехали 32 советских пограничника, в том числе начальник 2-й заставы «Нижне-Михайловка» старший лейтенант Иван Стрельников. В 10:40 они прибыли к южной оконечности острова. Пограничники разделились на две группы. Первая группа под командованием Стрельникова направилась к группе китайских военнослужащих, стоявших на льду юго-западнее острова. Вторая группа под командованием сержанта Владимира Рабовича должна была прикрывать группу Стрельникова с южного берега острова, отсекая группу китайских военнослужащих (около 20 человек), направившихся вглубь острова. В ночь с 1 на 2 марта 1969 года около 77 китайских военнослужащих в зимнем камуфляже, вооружённых карабинами СКС и (частично) автоматами Калашникова, переправились на Даманский и залегли на более высоком западном берегу острова.

Карта с местами конфликтов 1969 года


Карта с местами конфликтов 1969 года

Группа оставалась незамеченной до 10:20, когда на 2-ю заставу «Нижне-Михайловка» 57-го Иманского пограничного отряда поступил доклад от поста наблюдения, что в направлении Даманского движется группа вооружённых людей численностью до 30 человек. На место событий на автомобилях ГАЗ-69 и ГАЗ-66 и одном БТР-60ПБ выехали 32 советских пограничника, в том числе начальник 2-й заставы «Нижне-Михайловка» старший лейтенант Иван Стрельников. В 10:40 они прибыли к южной оконечности острова. Пограничники разделились на две группы. Первая группа под командованием Стрельникова направилась к группе китайских военнослужащих, стоявших на льду юго-западнее острова. Вторая группа под командованием сержанта Владимира Рабовича должна была прикрывать группу Стрельникова с южного берега острова, отсекая группу китайских военнослужащих (около 20 человек), направившихся вглубь острова.

Около 10:45 Стрельников выразил протест по поводу нарушения границы и потребовал от китайских военнослужащих покинуть территорию СССР. Один из китайских военнослужащих поднял руку вверх, что послужило сигналом к открытию огня китайцами по группам Стрельникова и Рабовича. К этому моменту группа Рабовича вышла за земляной вал и попала в засаду на берегу острова, и по пограничникам был открыт огонь из стрелкового оружия. Стрельников и следовавшие за ним пограничники (семеро человек) погибли, тела пограничников были сильно изуродованы китайскими военнослужащими. В скоротечном бою практически полностью погибло отделение пограничников под командованием сержанта Рабовича (11 человек) — в живых остались только двое военнослужащих.

Получив донесение о стрельбе на острове, начальник соседней 1-й заставы «Кулебякины сопки» старший лейтенант Виталий Бубенин выехал на БТР-60ПБ и ГАЗ-69 с 23 бойцами на помощь. По прибытии к острову в 11:30 Бубенин занял оборону совместно с группой Бабанского и двумя БТР. Огневой бой продолжался примерно до часа дня и закончился отступлением китайцев. В бою 2 марта погиб 31 советский пограничник, 14 получили ранения. Потери китайской стороны (по оценке комиссии КГБ СССР под председательством генерал-полковника Н. С. Захарова) составили 39 человек убитыми.

Две недели стороны подтягивали в район армейские части и обменивались информационными залпами. 4 марта «Правда» вышла с передовицей «Позор провокаторам!», а «Жэньминь жибао» — «Долой новых царей!».

14 марта боевые действия возобновились. Китайские солдаты снова высадились на острове. Советский отряд численностью 418 человек с пятью танками и 11 БТР вытеснил их оттуда. На следующий день китайская пехота при поддержке артиллерии и минометов в двухчасовом бою заняла остров. Погиб начальник Иманского погранотряда полковник Демократ Леонов, застреленный при попытке выбраться из подбитого танка. Другой танк, провалившийся под лед, китайцы потом вытащили и в настоящее время он хранится в пекинском музее.

В 17:00 15 марта командующий Дальневосточным военным округом Олег Лосик приказал применить новейшее и секретное на тот момент оружие — установки «Град». Реактивные снаряды смели с острова все живое. На том боевые действия, не считая отдельных перестрелок, закончились — китайская сторона больше не предпринимала масштабных враждебных действий на этом участке государственной границы.

Урегулирование конфликта

11 сентября в Пекине председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, возвращавшийся с похорон Хо Ши Мина, и премьер Государственного совета КНР Чжоу Эньлай договорились о прекращении враждебных акций и о том, что войска остаются на занятых позициях, не выходя на о. Даманский.

20 октября 1969 года прошли новые переговоры глав правительств СССР и КНР, удалось достичь соглашения о необходимости пересмотра советско-китайской границы. Далее был проведён ещё ряд переговоров в Пекине и Москве, и в 1991 году остров Даманский отошёл к КНР.

Примечание

В 2010 году французская газета Le Figaro опубликовала серию статей со ссылкой на приложение к газете «Жэньминь жибао», утверждающих, что СССР готовил ядерный удар по КНР в августе — октябре 1969 года. Аналогичная статья была опубликована в гонконгской газете «South China Morning Post». Согласно этим статьям, США отказались сохранять нейтралитет в случае нанесения ядерного удара по КНР и 15 октября пригрозили атакой 130 советских городов. «Спустя пять дней Москва отменила все планы ядерного удара, и в Пекине начались переговоры: кризис завершился», — пишет газета. Исследователь Лю Чэньшань, описывающий этот эпизод с Никсоном, не уточняет, на каких архивных источниках он основывается. Он признаёт, что другие специалисты не согласны с его утверждениями.

(с) Андрей Раевский для сообщества Дух Истории, 2020 г.

Источник — https://vk.com/@ajaloovaim-neizvestnaya-voina-kitaya-protiv-sssr-v-1969-godu

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account