КОРАБЛИ КОТОРЫЕ МЫ ТЕРЯЕМ: Как Добрыня стал маршалом.

18

В этой серии я писал про военные корабли, сейчас будет повествование о судне которое умудрилось не входить даже в состав Байкальской флотилии.

Но поскольку я Сибиряк и хотя без малого четверть века из своих 40 лет живу в Иркутске данное судно мне по своему дорого, и я его видел. Очень многое включая фото взято из декабрьского номера «Мир Байкала» за 2012 год.

1883 год. Усолье (современное Усолье – Сибирское) купец Яков Андреевич принимает новый колесный железный буксирный пароход «Добрыня» собранный там же в Усолье из доставленных, где водным, где гужевым транспортом частей.

В 1908 году буксир «Добрыня» был серьёзно модернизирован: ему наварили корпус и поставили вместо шведской Моталы новую паровую машину Сормовского завода, мощностью в 160 л.с. Корабль стал грузопассажирским, мог перевозить 12 пассажиров первого класса, 12 — второго и 20 — третьего. Новый владелец — «Байкальское пароходство» переименовало пароход в «Серафим», и он стал ходить по реке Селенге. Грянула революция, и 28 января 1918 года «Серафим» был национализирован, получив новое пролетарское имя — «Бурлак». Но уже через полгода «Бурлак» был отбит у красных белогвардейцами и возвращен прежнему владельцу, которому прослужил до 1920 года, затем снова отбит и передан Главводу. Последующие годы пароход «тянул лямку» на водных магистралях Бурятии, в основном перевозил грузы и пассажиров по Чикою и Селенге. После кончины маршала Х. Чойбалсана в январе 1952 года «Бурлак» получил свое новое и последнее имя — «Маршал Чойбалсан» списан в 1958. Хотя есть мнение, что он между «Бурлаком» и «Чойбалсаном» называться «Валерий Чкалов».

КОРАБЛИ КОТОРЫЕ МЫ ТЕРЯЕМ: Как Добрыня стал маршалом.

Пароход «Маршал Чойбалсан» (ех.- «Добрыня») в 1957 г.

в конце 50-х годов Министерством топливной промышленности Бурятской АССР Бичурскому райтопу, было поручено строительство на берегу реки Чикой туфоблочного завода. Продукцию предполагалось использовать на строительстве объектов сельского хозяйства республики. Кроме этого планировалось строить из туфоблоков жилые дома. Материал для производства находился рядом — потухший вулкан Кумын оставил в окрестностях села Береговая, что в юго-западной части Бичурского района, немало окаменевшего пепла — туфа. Завод основали на берегу Чикоя, выстроили главный корпус.  Для проживания рабочих завода планировалось строить двухквартирные дома, однако наводнение 1960 года разрушило планы строителей: завод был подтоплен, оборудование и материалы частично испорчены. Приняли решение перенести завод на высокий песчаный берег Чикоя, на расстояние одного километра от берега. В сосновом бору вновь возвели производственные цеха, гаражи. Для рабочих начали строить общежитие. Для их временного размещения от пристани Харлун (нефтебаза) пришел пароход «Маршал Чойбалсан», который к тому времени был списан с баланса Селенгинского пароходства. Корабль пришвартовали в устье Жилкиной протоки, где он стал идеальным общежитием на 30 человек — гостиница на воде. Оборудовали столовую, камбуз.

Но со временем кораблю перестали оказывать внимание, вопреки сухой архивной строчке «Списан в 1958 году на реке Чикой как «Маршал Чойбалсан» и разобран в 1962 году», пароход с почти столетней историей был просто брошен на произвол судьбы. От него остался только корпус, да и тот в области кормы частично утрачен. Наводнения на Чикое спасли остов корабля от черных металлоискателей, заполнив его почти полностью песком и илом. На корпусе хорошо просматривается вся история жизни корабля. Вот старинная клёпка, вероятно, от «Добрыни», а вот наваренные листы со следами иллюминаторов — следы более поздней реконструкции судна.

КОРАБЛИ КОТОРЫЕ МЫ ТЕРЯЕМ: Как Добрыня стал маршалом.

КОРАБЛИ КОТОРЫЕ МЫ ТЕРЯЕМ: Как Добрыня стал маршалом.

P.S. Данное судно я как уже говорил видел лично, говорить о его состоянии как об объекте какого то сохранения глупо. Это тупо кусок металла, который стал островом на реке (очень мелкой), заглянуть во внутрь у меня не вышло потому что все забито песком. Но тем не менее это последний колесный пароход который ходил по Байкалу и который еще пусть скорее мертв, но доступ к телу еще возможен, впрочем затруднен. Ниже фото 2018 г.

КОРАБЛИ КОТОРЫЕ МЫ ТЕРЯЕМ: Как Добрыня стал маршалом. КОРАБЛИ КОТОРЫЕ МЫ ТЕРЯЕМ: Как Добрыня стал маршалом.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account