13 мая 1942 года — звездная ночь британских катеров.

13

13 мая 1942 года - звездная ночь британских катеров.

Мои любимые SGB (Steam Gun Boat) и исторический материал от Сергея Марченко.

13 мая 1942 года - звездная ночь британских катеров.
«Зееадлер» и «Ильтис» идут на дно
Комментарий к фотографии. К вечеру 13 мая 1942 года миноносцы Кригсмарине  Ягуар (JR)  и Ильтис (IT) окажутся на дне.

В 16.45 12 мая «Штир» в сопровождении 6 раумботов 8-й флотилии покинул Хук-ван-Холланд. Конвой, как и в марте, поначалу следовал фарватером «Красный». Миноносцы (из числившихся в составе флотилии 5 боевых единиц в операции приняли участие четыре — «Ягуар» остался ремонтироваться в Хук-ван-Холланде), как и было условлено, вышли на полчаса позже. Вскоре после выхода Шмидт отпустил лишние раумботы. Видимость была плохая, 1000–2000 м, туман, в общем, как считал командир 5-й флотилии, благоприятные погодные условия для проведения подобной операции. К ночи немцы ожидали усиление тумана и надеялись, что английские торпедные катера не смогут их обнаружить, а вражеской воздушной разведки при такой плохой погоде они не опасались:

«В 20:00 миноносцы на 14 узлах перешли на «розовый» фарватер. На 21:45 был туман и дул северо-восточный 1-2-балльный ветер. В последних лучах солнца справа по борту были замечены тральщики. В 22:30 5-я флотилия заняла положение позади этих тральщиков, и всё соединение легло на намеченный курс».

Походный ордер соединения выглядел следующим образом — во главе колонны V-образным строем шли шесть раумботов, в миле позади них двумя группами — ещё 10. В 600 ярдах позади последних следовал рейдер в окружении миноносцев. На основании мартовского опыта Шмидт развернул свои миноносцы следующим образом: флагманский «Зееадлер» капитан-лейтенанта Штрекера шёл связывающим звеном между катерами и «Штиром» впереди последнего, «Кондор» капитан-лейтенанта Буркхардта и «Ильтис» капитан-лейтенанта Якобсена следовали на траверзах рейдера, соответственно, по его правому и левому борту, «Фальке» капитан-лейтенанта Хоффмана находился у него справа по корме.

Из-за минной опасности миноносцы и рейдер вынуждены были следовать за катерами-тральщиками и могли отражать вражеские атаки только огнём или маневрированием строго в пределах протраленного ими прохода. К тому же, навигационные условия следования оказались чрезвычайно сложными — шёл сильный дождь, из-за свечения моря не было видно ни кильватерных струй, ни света буёв и только сильный кормовой фонарь флагманского катера 8-й флотилии раумботов и тени правых бортов катеров позволяли Шмидту удерживаться за ними на курсе. Скорость сбавили с 13 до 9 узлов. Для облегчения следования «Штира» на «Зееадлере» так же включили кормовой фонарь.

Согласно КТВ 5-й флотилии, уже в 00:40 13 мая группа радиоразведки сообщила, что соединение обнаружено противником. Такого раннего обнаружения Шмидт не ожидал. Около 01:30 радиоразведка донесла, что несколько британских торпедных катеров получили приказ атаковать и почти одновременно сквозь густой туман был услышан шум двигателя с правого борта. «Зееадлер» выпустил несколько осветительных снарядов, выяснив лишь, что в эту ночь они малоэффективны. Снова услышанный шум двигателя дал понять немцам, что неприятель продолжает удерживать контакт. В эту ночь британские береговые радары чётко фиксировали все перемещения сил противника в Дуврском проливе. О местоположении конвоя «Штира» сообщения следовали каждые 10 минут с 01:25 до 04:30. Согласно дневникам SKL, Служба радиоперехвата определила, что против немецкого конвоя противник направил «флотилию эсминцев, 6 МТВ, 6 MGB, а так же несколько катеров ML в качестве прикрытия отхода».

13 мая 1942 года - звездная ночь британских катеров.

Немецкий миноносец «Ильтис»

Между 02:00 и 03:00 немцы были безуспешно обстреляны с побережья Кента 14-дюймовой 2-орудийной батарей в Сент-Маргарет (орудия «Винни» и «Пух») — только в 02:50 были замечены два всплеска в 200–300 метрах от «Штира». Случайно услышанный шум двигателя заставил «Фальке» выстрелить осветительный снаряд в направлении кормы, но он ничего не высветил — настолько было темно. В 03:00 под дождём и при видимости около 1000 м Соединение миновало линию Дувр – Кале. В 03:25 тральщики начинают стрелять вперёд по левому борту осветительными снарядами и к ним присоединяются другие корабли, но только 150-мм снаряды «Штира» дают немного лучшее освещение. Мрак по обе стороны от конвоя на короткое время рассеялся.

Стрельба и иллюминация, которые немцы устроили в целях безопасности, помогла англичанам до нужного момента удержать контакт и правильно определить цель атаки. Нападение началось после того, как в 03:35 «Штир» и его эскорт миновали мыс Гри-Не. На «Зееадлере» услышали поблизости шум двигателя и в свете осветительного снаряда заметили «британский торпедный катер, следовавший в одном с ним направлении». Миноносец немедленно открыл по нему огонь из 20-мм орудий, на что англичанин «ответил из своих 2-см и 4-см орудий». Согласно рассказу Шмидта, ожесточённая перестрелка на параллельных курсах продолжалась около 15 минут (!). В отчёте Шмидт отметил, что при видимых попаданиях в катер 20-мм снарядов не заметил какого-либо эффекта; о попаданиях англичан в миноносец он не сообщает. Тогда фрегаттен-капитан приказал открыть огонь по катеру, находившемуся в 500–800 м, главным калибром. До этого, во время перестрелки с МТВ «Зееадлер» стрелял 105-мм осветительными по правому борту, где «были замечены два противотуманных огня», и к этому моменту израсходовал весь их комплект, поэтому поступил приказ подсвечивать цель прожекторами. В их свете Шмидт увидел «неподвижный MGB, который был обстрелян с близкого расстояния и загорелся. Вскоре после этого катер затонул». Миноносец прекратил стрелять и направился на свою позицию в охранении «Штира», снова заняв место впереди него.

В то время как флагманский миноносец сражался со «своим» противником, на левом фланге конвоя разгорелась ещё более ожесточённая схватка.

13 мая 1942 года - звездная ночь британских катеров.

Услышав «сильный шум двигателя за кормой», на «Ильтисе» объявляют тревогу и стреляют осветительными снарядами по пеленгу 90º, 70º и 110º.

В 03:40 МЗА миноносца открывает огонь вперёд по правому борту. Капитан-лейтенант Якобсен приказывает: «Поворот к правому борту. Стрелять осветительными на 30º, 50º и 70º!» — у него не было чёткого представления о позиции и силах неприятеля, и он ожидал появления МТВ или эсминцев по правому борту. В 03:50 обнаружены «два МТВ по левому борту» (со стороны берега). По ним открыл огонь «Штир», к которому немедленно присоединяется МЗА «Ильтиса». Чтобы не подходить слишком близко к вспомогательному крейсеру, миноносец сначала снижает ход до трёх, затем увеличивает его до четырёх узлов, одновременно начав отворачивать от него, но двигавшийся малым ходом корабль оказался отличной целью для торпед МТВ-221 лейтенанта Пола Гибсона. В 04:00 был замечен след торпеды в левый борт. Последовала команда: «Оба двигателя — полный вперёд! Круто лево на борт!». Однако через несколько секунд торпеда попала в среднюю часть корабля позади передней трубы. Корпус сразу разорвало на две части. Корма погрузилась немедленно, а нос продолжал движение влево и затонул через две минуты, в 04:03, с развевающимся на мачте флагом.

Не успел Шмидт узнать о гибели «Ильтиса», как англичане разобрались и с «Зееадлером». В 04:08 миноносец медленно поворачивал влево, когда «по правому борту был замечен МТВ, который затем быстро исчез в темноте». В 04:09 корабль содрогнулся от удара — торпеда МТВ-219 суб-лейтенанта М. Арнольда-Форстера попала в правый борт в районе кормовой трубы. Командир «Зееадлера» капитан-лейтенант Штрекер, находившийся на левом крыле мостика, контролируя поворот, сразу оказался в воде. Корабль очень быстро лёг на левый борт, а затем разломился на две части. Погружение происходит в течение одной минуты. Винты и руль стали перпендикулярно воде, а затем быстро затонули. Нос также стал вертикально к воде в течение нескольких секунд, погрузился и снова выскочил, чтобы затем снова очень быстро затонуть. Артиллеристы проходившего мимо дрейфующей носовой части миноносца «Штира», получившие приказ стрелять по всем обнаруженным «подозрительным объектам», открыли по ней огонь, перебив часть цепляющихся за неё немецких моряков.

Увидев, что его эскорт уменьшился на две боевые единицы, фрегаттен-капитан Герлах сообщил о том, что поворачивает в Булонь. На глазах уцелевших моряков «Ильтиса» и «Зееадлера» «Кондор» и «Фальке» под общим командованием капитан-лейтенанта Хоффмана, а так же тральщики, продолжая вести огонь, удалились в южном направлении, эскортируя рейдер в порт.

К спасению находившихся в воде членов экипажей потопленных миноносцев приступили только через два часа, на рассвете, около шести утра, когда в районе боя появились «шнелльботы» 4-й флотилии, возвращавшейся после завершения задания у южной оконечности Уорн-банки (в 9 милях к югу от Дувра). Немецкие корабли подобрали 33 выживших моряка и 34 тела погибших с «Ильтиса», включая капитан-лейтенанта Якобсена, и 76 выживших и 8 погибших с «Зееадлера», а так же троих англичан с МТВ-220; последние сообщили немцам о том, что те потопили флагман атаковавшей их группы. Все спасённые были доставлены в Булонь, где им немедленно оказали медицинскую помощь.

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account