В Украинском тылу, в начале декабря 2023 года случилось знаменательное событие – после российского ракетного удара в одном из цехов неназванного предприятия в Харькове нашли 125-мм самоходку. Из этого следует несколько выводов. Во-первых, можно только порадоваться точности и избирательности ударов Российской армии. Во-вторых, богатство и неисчерпаемость технической истории Советского государства не перестаёт удивлять. Думается, с продвижением Российской армии на запад мы увидим ещё немало музейных ценностей из запасников Харьковского бронетанкового и тракторного заводов. В-третьих, ситуация с бронетехникой в ВСУ настолько сложная, что приходится латать дыры в парке откровенным антиквариатом.
Содержание:
Харьковская находка
В то же время достоверных подтверждений, что самоходная 125-мм пушка, известная как «Объект-14», на ходу и способна воевать, пока нет. В сети с вражеской стороны появились фотографии не самого лучшего качества, на которых изображено семикатковое шасси, лишённое гусеничных лент. Башня сварная уникальной конструкции, ранее нигде не встречающаяся на отечественной технике. Главный калибр – пушка 125-мм. Шасси боевой машины необычно приземистое с большим углом наклонения верхней лобовой детали. Есть большие сомнения, что боевикам удалось привести машину в боевое состояние – изделие вряд ли может передвигаться своим ходом, не то что воевать. В ином случае бандеровские интернет-ресурсы уже бы давно пестрели бравыми фотографиями работоспособной бронемашины.
Среди отличительных особенностей представленного изделия выделяется массивный нож самоокапывания, навешенный перед нижней броневой деталью. Причём на одном из фото он отсутствует – наличествуют лишь узлы крепления. Исходя из вышесказанного, перед нами образец позднесоветского инженерного творчества, относящийся к классу истребителей танков или легких плавающих танков. Один из предков современной российской машины «Спрут-СД».
Проходить мимо такого артефакта советской технической истории просто невозможно, тем более информации об «Объекте-14» не так много. Для понимания целей и задач создания столь интересного объекта необходимо вспомнить про заслуженную «Мотолыгу» или многоцелевую гусеничную машину МТЛБ. Настоящая королева спецоперации на Украине, «Мотолыга» появилась в армии ещё в 1964 году и к концу 80-х годов требовала замены. Несмотря на все заслуги и особенности, МТЛБ достаточно быстро устарел, прежде всего морально. Так считали военные, прежде всего. В итоге в 1985 году Главное автобронетанковое управление Министерства обороны СССР сформулировало требования к новой платформе, предназначенной для замены «Мотолыги».
Опытный «Планер-1» в варианте многоцелевого бронетранспортера-тягача. Изображение увеличено с помощью нейросетей:
Что не устраивало военных в МТЛБ? Да практически всё – начиная от символической защищённости и заканчивая невысокой удельной мощностью. Надо сказать, требования к новой МТЛБ закладывались с большим запасом. Например, экипаж должен был без особых проблем жить в машине не менее суток, а в ходовую вводилась гидрообъёмная механическая трансмиссия. Последняя заметно повышала удобство управления бронемашиной и тяговые возможности, но была дорогостоящей и сложной в производстве и эксплуатации. Разработкой не имеющей аналогов в стране трансмиссии занялось Харьковское агрегатное КБ при заводе «ФЭД». Аббревиатура названия предприятия расшифровывается как Феликс Эдмундович Дзержинский. Но вернёмся к самой бронемашине, опытно-конструкторская работа (ОКР) по которой получила имя «Планер». Так как разработчиком МТЛБ в своё время был отдел спецтехники Харьковского тракторного завода, то специалистам именно этого подразделения поручили создать машину нового поколения.
Харьковская неудача
Немного раньше темы «Планер» в Советском Союзе развернулось проектирование плавающих бронемашин с пушками калибра от 120 до 152 мм. Одним из продуктов стала опытная САУ 2С18 «Пат-С» от Курганмашзавода. 152-мм пушка базировалась на платформе БМП-3. Самоходку не взяли на вооружение, но в дальнейшем она трансформировалась в 120-мм орудие «Вена». Примерно в этот же период в Харькове шла работа над плавающим легким танком «Объект-14», один из опытных образцов которого и откопали бандеровцы под завалами в Харькове. Базой для машины стал тот самый «Планер», разрабатываемый на замену МТЛБ. Точнее, даже МТЛБу, то есть удлинённой гусеничной машины с семью катками на борту. Опытная разработка получила отдельное имя «Планер-1». Шасси «Планера-1» также рассматривалось для размещения орудий системы «Пат» и легкого танка «Спрут». Отличительной особенностью шасси был низкий силуэт, отчего на водоёмах 20-тонное изделие уходило под воду едва ли не по башню.
Большой угол наклона верхнего лобового листа и низкий профиль корпуса стали причиной посадки механика-водителя, словно в «Абрамсе», в полулежачее положение. В некоторых вариациях водитель мог приподниматься и обозревать окружающую действительность через герметичный колпак со стёклами. Неизвестно, реализуется ли задумка на харьковском «Планере» со 125-мм танковой пушкой, но есть все основания полагать, что низкие скулы башни и орудие всё-таки мешают этому. Но вот башня со 152-мм пушкой в САУ «Пат» позволяла вести машину по-походному с головой снаружи, что подтверждается эскизами.
Одной из причин, почему отказались от «Планера», стал массовый переход на самоходную артиллерию. Военным аналитикам казалось, что новая «Мотолыга» просто не найдёт себя в войсках. Часть артиллерийского парка перейдёт на гусеничный ход, а с транспортировкой остальных орудий справятся оставшиеся МТЛБ. Кроме этого, заложенные в «Планер» конструкторские решения не позволили достичь ощутимого превосходства над прежней машиной. Параметры во многом совпадали с «Мотолыгой», но стоимость зашкаливала. Оказалось, что МТЛБ если и устарела, то только морально – с технической точки зрения она была вполне актуальна для конца XX века. С большими оговорками, касающимися брони и защиты от мин, «Мотолыга» хороша и сейчас.
Тот самый «Объект-14», найденный под завалами, вероятней всего, Харьковского тракторного завода. Вражеские вотермарки удалены:
Что касается «Объекта-14», откопанного в Харькове, то судьба его незавидна. Этот музейный экспонат Украина не будет восстанавливать при всём желании. Тем более что привести его на Украине в порядок вряд ли получится, учитывая её экономическое положение. Украинские комментаторы намекают на полную взаимозаменяемость боевого отделения Т-64 и «Объекта-14». Даже если это и так, под большим вопросом работоспособность гидрообъёмной механической трансмиссии. После тридцати с лишним лет простоя агрегат явно представляет собой грустное зрелище. Вынуть и поставить на это место трансмиссию от МТЛБ также не получится – компоновка и габариты МТО не позволят. Вот и остаётся только хвастаться славным советским наследием – на большее современная Украина вряд ли способна.
Источник — https://topwar.ru/233663-v-harkove-otkopali-redkij-istrebitel-tankov-obekt-14.html