20 сентября 1943 года впервые поднялся в воздух первый прототип английского реактивного истребителя Де-Хэвилленд DH.100 "Спайдер Крэб", впоследствии переименованный в "Вампир". Под этим названием самолет получил широчайшую известность, но только за пределами социалистического мира. Помимо Великобритании он состоял на вооружении в более чем в 30 странах на всех континентах, а во Франции, Италии, Австралии, Индии и Швеции – выпускался по лицензии.
Можно сказать, что из всех реактивных самолетов первого поколения "Вампир", несмотря на свою экстравагантность, оказался наиболее массовым и долгоживущим. Всего было построено почти 4500 "Вампиров" в 12 модификациях, из них 3200 – в Великобритании, а остальные – в странах-лицензиарах. Последние английские "Вампиры" списали в 1967 году, но кое-где они прослужили гораздо дольше. Например, в Зимбабве и Доминикане – до середины 1980-х.
Несмотря на столь широкое распространение, боевая биография "Вампира" оказалась не очень насыщенной. На Вторую мировую он не успел (хотя мог бы, но англичане не торопились с запуском машины в серию), а большинство послевоенных конфликтов прошло без его участия.
Ни одной воздушной победы за "кровососами" не числится, если не считать конспирологическую и неподтвержденную версию, будто один из родезийских "Вампиров" сбил в сентябре 1961 года пассажирский самолет DC-6, на котором летел генсек ООН Даг Хаммаршельд. Объяснялась эта версия тем, что Родезия выступала против участия сил ООН в урегулировании вооруженного конфликта в соседней республике Конго, где родезийцы поддерживали одну из сторон.
Английские "Вампиры" применялись в качестве штурмовиков против национально-освободительных движений в колониальных войнах в Малайзии и Кении, а египетские (эта страна в 1949–53 годах приобрела более сотни машин данного типа) в 1955–56 годах несколько раз вступали в бои с израильскими "Метеорами". Однако все эти бои закончились либо безрезультатно, либо — в пользу евреев, которые претендуют на несколько сбитых египетских DH.100.
Во время операции "Мушкетер" англичане и французы разбомбили на аэродромах большинство египетских "Вампиров", а остальные вскоре были проданы Саудовской Аравии в связи с переходом египетских ВВС на советскую авиатехнику. На этом боевая карьера "Вампира", оказавшегося не слишком кровожадным, фактически завершилась, хотя его строевая служба продолжалась еще три десятилетия.
Первый прототип "Вампира" — DH.100 "Спайдер Крэб"
Первая серийная модификация "Вампир" F Mk.I
Истребитель-бомбардировщик "Вампир" FB Mk.V новозеландских ВВС. Истребители этого типа после войны закупали едва ли не все бывшие английские колонии
Норвежский "Вампир" FB Mk.V
Французский "Вампир" FB Mk.51 (аналог FB Mk.V)
Финский "Вампир" той же модификации
Сверху вниз:
Английский "Вампир" F Mk.I из 247-го истребительного скуадрона, 1946 г.
Французский "Вампир" FB Mk.51 из эскадрильи 2/7 "Ницца", 1950 г.
Швейцарский "Вампир" Mk.6, 1984 год.
Английский двухместный ночной истребитель "Вампир" NF Mk.10 из 23-го скуадрона, 1951 г.