Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
19 июля 1843 года в Бостоне (английском, а не американском) был торжественно спущен на воду первый в мире железный винтовой океанский пароход "Великобритания" (Great Britain). Он же являлся крупнейшим в мире на тот момент рукотворным самодвижущимся объектом. Длина парохода составляла 98 метров, водоизмещение – 3670 тонн, мощность двухцилиндровой паровой машины – 500 лошадиных сил, пассажировместимость – 360 человек. Создателем "Великобритании" был выдающийся инженер Изамбард Кингдом Брюнел.
Британская империя обзавелась очередным символом своего индустриального и морского могущества. Однако судьба парохода сложилась не очень удачно. В первом же плавании в Лондон он сел на мель, правда, тогда его удалось быстро снять с грунта. В 1845 году Great Britain начал совершать регулярные трансатлантические рейсы в США и обратно, но уже через год, в пятом таком походе, он вновь оказался на мели, и в этот раз — очень прочно. Корабль пролежал на прибрежном песке 11 месяцев, а чтобы его освободить, пришлось прорыть специальный канал. Во время этих работ владелец судна объявил себя банкротом.
"Великобританию" продали за долги другой пароходной компании, которая поставила ее на дальние трассы Индийского и Тихого океанов. Судно возило солдат в Индию и Южную Африку, а также — переселенцев и золотодобытчиков в Австралию. Участвовало оно и в доставке английских войск в Балаклаву во время Крымской войны. При этом в него набивали уже не 360, а до 800 человек. От такого использования корабль быстро утратил первоначальный лоск и респектабельность. Кроме людей, в дальние плавания отправлялись десятки коров, овец, свиней и тысячи кур, однако, им было не суждено повидать новые страны, так как их путешествие заканчивалось на камбузе.
К 1882 году паровая машина "Великобритании" пришла в негодность. Ее решили не восстанавливать, а демонтировать, переделав уже довольно старый корабль в парусный углевоз, который использовался для доставки угля на Фолклендские острова. Еще через четыре года на "Великобритании" возник пожар. Его удалось потушить, но ремонт судна признали нецелесообразным. В дальнейшем оно некоторое время использовалось как плавучий склад в столице Фолклендов Порт-Стэнли, а потом много десятилетий просто ржавело у берега, так как на острове не было мощностей для его разделки на металл.
В 1970 году возникла идея восстановить эпохальный корабль. Корпус Great Britain подняли на понтон, отбуксировали в Бристоль и поставили в сухой док. После длительной реставрации корабль-музей в 2005 году открылся для посетителей. Его нынешний вид представлен на верхнем фото. К сожалению, место для последней стоянки "Великобритании" выбрано не очень удачно. Корабль с обеих сторон заставлен какими-то сарайчиками и его невозможно рассмотреть целиком. Также видно, что реставрация проведена не до конца, в частности, на мачтах отсутствует горизонтальный рангоут.
Great Britain в первоначальном виде.
Он же в аксонометрической проекции.
Момент спуска корабля на воду.
Слева: руль и гребной винт Great Britain, справа — его создатель на фоне якорных цепей.
Сечения корпуса по котельному и машинному отделениям. Хорошо видны два наклонных цилиндра двигателя и огромный маховик диаметром почти 8 метров.
Great Britain на Фолклендах в ожидании реставрации.
Деревянные носовые фигуры. Новодел, разумеется.
Восстановленный интерьер корабельной столовой.
Самый грустный пассажир в своей каюте на верхней палубе.
А это каюты для людей. В таких условиях они проводили в плавании до двух месяцев, столько времени до открытия Суэцкого канала занимал путь из Англии в Австралию. Все-таки, требования к комфорту за последние полторы сотни лет очень сильно изменились.