Зажгли на Новый год

1

 

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.

Если бы кто-то решил провести конкурс на самый эффектный и зажигательный новогодний фейерверк, то, пожалуй, главным претендентом на победу стало бы командование Люфтваффе, организовавшее утром 1 января 1945 года массированный авиаудар по англо-американским аэродромам в Бельгии, Голландии и Франции. Расчет был на то, что после бурного празднования союзники вряд ли сумеют сохранить бдительность и боеспособность. Однако этот расчет не оправдался.

К концу декабря 1944 года немецкое контрнаступление в Арденнах, начатое двумя неделями ранее, стало выдыхаться. Авиация союзников обладала подавляющим численным перевесом и полным господством в воздухе. Под ее непрерывными ударами танковые и мотопехотные части Вермахта были вынуждены сперва замедлить темп наступления, а потом и вовсе остановиться, так и не решив поставленных задач. Чтобы переломить ситуацию, требовалось хотя бы на время вывести из игры англо-американские воздушные силы. Для этого была срочно разработана операция под кодовым названием "Боденплатте" (в переводе – "фундамент" или "опорная плита"), в ходе которой намечалось уничтожить вражескую авиацию на аэродромах или, по крайней мере, нанести ей такой урон, который заставят английские и американские ВВС резко снизить свою активность.

К операции привлекли всё, что смогли наскрести на Западном фронте – 1035 самолетов, в том числе 835 истребителей-бомбардировщиков. К тому времени немецкая штурмовая авиация испытывала острую нехватку летных кадров. Чтобы собрать необходимое количество экипажей, пришлось даже привлечь летчиков из эскадрилий ПВО, которых не учили бомбить, а также – инструкторов летных школ и недоучившихся курсантов, еще не прошедших штурманскую подготовку и не умевших ориентироваться на местности. Из этих курсантов сформировали группы, которым было приказано следовать в строю за лидером и бросать бомбы по его команде.

Операция готовилась в строжайшей тайне и это сыграло с немцами злую шутку, так как о "Боденплатте" не были предупреждены расчеты германской зенитной артиллерии, прикрывавшие стартовые позиции ракет V-2 в Голландии. Когда на рассвете зенитчики увидели приближение воздушной армады, они приняли ее за вражескую и открыли ураганный огонь. В результате было сбито, по разным данным, от 17 до 35 "Мессершмиттов" и "Фокке-Вульфов", еще несколько десятков машин получили повреждения. В общем, с самого начала всё пошло наперекосяк. К исходу пятого года войны немецкий "орднунг" уже трещал и разваливался, допуская подобные промахи.

Некоторые группы так и не нашли своих целей, из-за чего три из семнадцати намеченных к атаке аэродромов остались невредимыми, а еще три получили лишь незначительные повреждения. Несколько эскадр вышли на цель с опозданием, позволив союзникам поднять в воздух истребители. Вести воздушные бои с подвешенными бомбами немцы не могли и им приходилось либо прорываться, очертя голову, как камикадзе, либо поспешно избавляться от боевой нагрузки, не выполнив задачу. Впрочем, и в этом случае у пилотов-недоучек почти не было шансов против "Мустангов", "Спитфайров" и "Темпестов". Многие участники налета из-за неопытности оторвались от своих групп и попросту заблудились, выработали горючее и совершили вынужденные посадки где придется, зачастую – на вражеской территории.

Все это вместе взятое привело к тому, что результаты "Боденплатте" оказались для немцев катастрофичными. Некоторые из участвовавших в нем эскадр потеряли до половины летного состава, а общий безвозвратный урон составлял 274 самолета и 213 летчиков, из которых 143 человека погибли, а 70 попали в плен. Таких потерь за один день и в одной операции германская авиация не имела еще ни разу за всю войну. Особенно болезненной была гибель целого ряда опытных пилотов, вроде майора Гюнтера Шпехта – воздушного аса, имевшего на счету 34 воздушные победы, в том числе 11 сбитых "Летающих крепостей".

Союзники потеряли 305 самолетов различных типов, уничтоженных на земле, 15 истребителей, сбитых в воздушных боях, и еще шесть, разбившихся по техническим причинам, либо – из-за ошибок пилотирования. Это было менее трех процентов от общей численности англо-американских ВВС на Западноевропейском театре военных действий. Безвозвратные потери летного состава составляли всего 11 человек: девять англичан, один американец и один поляк. Таким образом, союзники потеряли больше техники – 326 машин против 274, но их потери в летных кадрах оказались в 25 раз меньше, чем у немцев. Такое соотношение означало, что операция "Боденплатте" потерпела полный крах, особенно с учетом десятикратного численного перевеса ВВС антигитлеровской коалиции на Западном фронте.

В итоге "Боденплатте" стала не опорной, а могильной плитой, накрывшей ударную авиацию Люфтваффе. Но прощальный салют получился впечатляющим.

Зажгли на Новый год

Немецкие самолеты, принимавшие участие в операции "Боденплатте". Внизу – один из реактивных бомбардировщиков Арадо-234, нанесших утром 1 января 1945 года отвлекающий удар по городу Антверпен.

Зажгли на Новый год

"Фокке-Вульфы" и "Мессершмитты" атакуют американский аэродром

Зажгли на Новый год

Зажгли на Новый год

Английские истребители-бомбардировщики "Тайфун", сгоревшие при штурмовке аэродрома "Эйдховен". Всего на этой авиабазе было уничтожено 26 "Тайфунов" и четыре истребителя "Спитфайр" в варианте фоторазведчика. Еще один "Спитфайр", успевший взлететь, погиб в воздушном бою с "Фокке-Вульфами". Атака "Эйдховена" – один из наиболее удачных для немцев эпизодов операции "Боденплатте". На большинстве других атакованных аэродромов потери союзников были гораздо меньше.

Зажгли на Новый год

Два из двенадцати американских "Тандерболтов", сожженных на аэродроме "Метц-Фрескати"

Зажгли на Новый год

Английский связной самолет Авро "Энсон", уничтоженный на аэродроме "Брюссель-Мельсброк"

Зажгли на Новый год

Зажгли на Новый год

Зажгли на Новый год

Самолеты Люфтваффе, сбитые или совершившие вынужденные посадки на вражеской территории в ходе операции "Боденплатте"


источник: http://vikond65.livejournal.com/578343.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Рейхс-маршал
02.01.2017 08:07

В статье есть одна небольшая В статье есть одна небольшая неточность: по ошибке немецкой артиллерией было сбито не "от 15 до 35", а 143 самолета, и сбиты они были по большей части на обратном пути, а не в начале полета (что вполне логично, так как союзники должны были бы осуществлять налеты не с востока, а с запада). Так что усилиями самих союзников было сбито 130-140 самолетов. Если учесть, что союзники могли тупо занизить свои потери, то чисто тактически немецкая атака не выглядит неудачной. К тому же надо учитывать, что по сути была предпринята ОДНА массированная атака, и еще неизвестно, каковы были бы потери янки, если бы немцы решили атаковать одни и те же аэродромы 2-3 раза (ну, как наши аэродромы 22 июня 1941-го). Но представляет интерес тот факт, что Операция готовилась в строжайшей тайне и это сыграло с немцами злую шутку, так как о "Боденплатте" не были предупреждены расчеты германской зенитной артиллерии, прикрывавшие стартовые позиции ракет V-2 в Голландии Ясно, что каковы бы ни были потери Люфтваффе в пилотах, это никак не могло бы сказаться на организации планирования в штабах. Если неудачные действия ВВС РККА можно было бы объяснить неумением и отсутствием опыта, то про Люфтваффе такого сказать нельзя, даже… Подробнее »

Слащёв
02.01.2017 13:10

Операция «Боденплатте»  —   Операция "Боденплатте"  —   идиотская  акция спланированная идиотами.  Несколько лет войны могли бы убедить кого угодно, что сделанный из истребителя "истребитель-бомбардировщик" для штурмовки  защищённых зенитной артиллерией и пулемётами  объектов не предназначен, поскольку прекрасно сбивался заградительным огнём.  Идиотизм ситуации в том, что у Рейха кроме Запада  противник  ещё на Востоке  есть  — который большего внимания требовал.  Даже такой неприязненно относящийся к нашей стране английский писатель как Энтони Бивор в книге "Падение Берлина"(где "два миллиона изнасилованных немок"), признал, что потеря Силезского промышленного района отразилась на планах производства вооружений сильнее, чем все бомбёжки союзников в течении нескольких лет до этого. И Шпеер после потери Силезии стал приветствовать своего главнокомандующего словами "война проиграна", поскольку все планы выпуска   оружия  полетели к  свинячим  чертям.  "…В последней отчаянной попытке повернуть вспять "красный прилив" командование Люфтваффе в конце января и начале февраля 1945 года перебросили с Западного фронта на восток 650 истребителей. Общее их количество увеличилось до 850-900 машин, но всё равно этого было недостатчно, да и произошло слишком поздно. Советские ВВС росли намного быстрее и к тому времени имели в своём распоряжении 16000 боевых самолётов" ("Асы Люфтваффе" Майк Спик)  Короче,      бОльшую часть из  уцелевшей в "Боденплатте"  авиационной группировки   перебросили   с Запада… Подробнее »

NF
NF
02.01.2017 13:20

Ясно, что каковы бы ни были

Ясно, что каковы бы ни были потери Люфтваффе в пилотах, это никак не могло бы сказаться на организации планирования в штабах.

 

Еще одна-две таких же "тщательно" спланированных операции и планировать то либо более с участием Люфтваффе уже не имело бы смысла по скольку Люфтваффе лишилось бы почти всех еще оставшихся опытных пилотов, а от спешно подготовленной молодежи толку было бы мало.

 

 К тому же надо учитывать, что по сути была предпринята ОДНА массированная атака, и еще неизвестно, каковы были бы потери янки, если бы немцы решили атаковать одни и те же аэродромы 2-3 раза (ну, как наши аэродромы 22 июня 1941-го).

 

Союзники подняли бы с других, не атакованных немцами аэродромов свои истребители и бомбардировщики и совершили бы ответный визит, а еще с помощью все тех же взлетевших с не атакованных и не обнаруженных не аэродромов самолетов создали бы в воздухе на подходах к аэродромам или вообще у линии фронта мощную завесу из истребителей и потери немцев в этом случае только расли бы, а эффективность повторных немецких ударов стала бы близкой к нулевой.

 

Рейхс-маршал
02.01.2017 15:14
Ответить на  NF

Еще одна-две таких же

Еще одна-две таких же "тщательно" спланированных операции и планировать то либо более с участием Люфтваффе уже не имело бы смысла по скольку Люфтваффе лишилось бы почти всех еще оставшихся опытных пилотов, а от спешно подготовленной молодежи толку было бы мало.

Нет-нет, я имел в виду потери, понесенные ранее. До такой глупости, как в этой операции, нельзя было додуматься просто так.

NF
NF
02.01.2017 19:38
Ответить на  Рейхс-маршал

Нет-нет, я имел в виду

Нет-нет, я имел в виду потери, понесенные ранее. До такой глупости, как в этой операции, нельзя было додуматься просто так.

 

Даже в случае если первая волна немецких самолетов добьется успеха, далее для немцев все будет развиваться значительно хуже. Все равно союзники имели огромное превосходство в авиации и союзники смогут очень быстро принять соответствующие меры и сообщения о немецких самолетов будут поступать в центры управления ПВО уже при пересечении немецккими самолетами линии фронта и за этими самолетами соющники будут внимательно наблюдать и наведут на них свои истребители. А затем союзники быстро приведут в порядок свои ранее атакованные аэродромы расположенные по ближе к линии фронта и не дадут немцеам сильно разгуляться.

Альтернативная История
Logo
Register New Account