Статья с канала «Колёса: настоящее вчера» на яндекс-дзене.
Запорожский автозавод (ЗАЗ), он же «Коммунар», известен многим нашим согражданам благодаря автомобилям с заднемоторной компоновкой. Но этот завод также пытался производить и легкий грузовой транспорт на базе серийных Запорожцев, и первым таким грузовиком стал ЗАЗ-970.
История нашего героя началась еще в 1961 г., когда на заводе началась разработка модели ЗАЗ-966, о которой я писал здесь. Техника впитала в себя многие элементы конструкции от легковушки, однако под небольшим капотом был установлен мотор от устаревшего ЗАЗ-965, объемом 887 куб. см и мощностью 27 л.с.. Что удивительно, по паспорту автомобиль мог перевозить 350 кг груза, и вызывает удивление, как слабоватый мотор может справляться с такой нагрузкой.
Зато много внимания было уделено удобству погрузки и разгрузки: двери в грузовой отсек располагались сзади и по бокам.
Первые автомобили, которых заводчане прозвали «Точило», были представлены уже в 1962 г. Кроме фургона, ЗАЗ также создал микроавтобус:
И пикап, рассчитанный уже на 400 кг груза:
Было собрано несколько опытных образцов, которые отправились на опытную эксплуатацию в Москву. Машины хорошо зарекомендовали себя, но в серию так и не пошли. Доподлинно не известно, почему так произошло, однако мелькают сводки о том, что всесильная партия постановила «Коммунару» уделять внимание исключительно легковушкам для народа. Так проект «Точила» отправился на полку, а уже выпущенные автомобили какое-то время еще проработали в Москве, после чего бесследно исчезли. Сегодня об этой экспериментальной машине напоминают лишь коллекционные модельки:
ЗАЗ-970 – простой, но многофункциональный советский автомобиль, который вполне смог бы найти себе место под солнцем. Но судьба распорядилась по-своему, и модель так и не стала популярной. Все же это стало еще одним напоминанием о том, что легкие грузовики тоже нужны, и о них все-таки заговорили спустя годы.
источник: https://dzen.ru/a/ZD1p2yQa9Fnook3t