Закапотированные. Опытные истребители Curtiss XP-42, Vultee P-66 Vanguard и Seversky AP-4 Lancer. США
Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
Два американских истребителя конца 30хх – Curtiss Model 75S и Vultee V-48 (обозначался фирмой еще как V-61 или P-48X) Vanguard – жертвы концепции сплошного капотирования двигателя воздушного охлаждения. Кертисс – переделанный четвертый прототип P-36, Валти – первый воплощенный в железе истребитель фирмы (проекты V-40, V-42, V-44, V-45, V-46 (конкурент Lockheed P-38 Lightning) остались на бумаге). На обоих самолетах ставился двигатель P&W R-1830-S с удлиненным валом, на 75S модификация P&W R-1830-31, на V-61 – R-1830-53C4-G (?). Удивительно, что обе фирмы совершенно одинаково подошли к конструкции капота, даже площадь воздухозаборника примерно равна. Первый полет Hawk 75S совершил в марте 1939, V-48 – в сентябре того же года.
И Валти, и Кёртисс постигло разочарование – идея оказалась нежизнеспособной из-за недостаточного охлаждения мотора. Попытка сгладить таким способом недостаток двигателей воздушного охлаждения – большой лоб, отсюда большое аэродинамическое сопротивление и меньшая, нежели у самолетов с конкурирующим двигателем жидкостного охлаждения, скорость – оказалась неудачной.
После фирменных испытаний Кёртисс был передан NACA, где над ним знатно поиздевались, испытывая различные типы капотов, а позже, в 1942 году – целиком отклоняемый стабилизатор. По видимому, именно при зачислении в NACA 75S получил официальное обозначение XP-42. (О приключениях XP-42, пожалуй, стоит рассказать отдельно).
Валти развернула широкую рекламную программу – ее истребитель преподносился как самый быстрый истребитель в мире. Неудача с аэродинамичным капотом заставила переделать самолет по новому проекту с традиционным капотом NACA. Индекс переделанного "Вэнгарда" – V-48X. Дальнейшая история самолета закончилась небольшой серией, чехардой заказчиков, эксплуатантов и обозначений – самолет был известен в разных странах в разное время как J-10 или Vanguard I или P-66 Vanguard.
1. Curtiss Model 75S и Vultee V-48
Curtiss Model 75S/XP-42
2. Хорошо видно две "дырки" над мотором.
3.
4. На этой фотографии сверху мотора единственный воздухозаборник карбюратора
5.
6.
7. Порты фюзеляжных пулеметов служат и воздухозаборниками карбюратора
8. Поздний вариант? Порты ликвидированы, воздухозаборник один.
Vultee V-48 (V-61, P-48X)
9. Реклама в британском журнале "Flight" за 1939 год
10.
11. Забавная деталь – выхлопные патрубки выводились в общий коллектор на правом борту
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Seversky АР-4 Lancer
Кроме XP-42 и Vultee P-66 Vanguard эксперименты со сплошным капотированиям радиального двигателя проводила и фирма Seversky. Подопытным стал первый АР-4 Lancer (летал с гражданской регистрацией NR1390), который был ранее переделан из P-35. Опыты проводились в 1938–1939 годах, перегрев мотора с суперкапотом стал причиной гибели машины в марте 39го.
19. На самолете стоит авиамотор P&W R-1830-SC Twin Wasp с турбокомпрессором.
20.
21.
22. Первый вариант капота (?).
23. Продувки еще одного представителя семейства Seversky – XP-41 в аэродинамической трубе NACA поздней весной-летом 1939 года.
24.
25. Еще один вариант капотирования с тоннельным коком.
26. Двигатель P&W R-1830 на Seversky AP-1 тоже был неплохо запрятан, но не так экстремально, как на позднем брате.
P.S. История первых истребителей Северского весьма запутана и требует подробного изучения, поэтому в ниженаписанных буквах, словах и предложениях могут быть неточности.
источники: