Загадочные итальянские самолеты 1920-х. Самолеты-разведчики. Часть 3b
Заметки об итальянской авиации 1920-х годов. Самолеты-разведчики. Часть 3b Технический обзор самолетов-разведчиков 1929-1932 годов
Окончание цикла винтажных статей более чем сорокалетней давности из журнала «AeroFan» (номер 03 за 1981 год), посвященных итальянским самолетам-разведчикам 1920-х годов.
Содержание:
Итальянские ВВС и SVA 10 Mezzo Asso
В 1927 году итальянские ВВС построили серию из 24 самолетов SVA 10 для использования в Триполитании.
Эти самолеты, официально называвшиеся SVA 10 Mezzo Asso, но часто называемые Semi Asso, отличались новым шестицилиндровым рядным двигателем Isotta Fraschini Mezzo Asso мощностью 200 л.с.. Вооружение состояло из подвижного пулемета Lewis, размещенного в кабине наблюдателя на дугообразном креплении.
Другие отличия SVA 10 Mezzo Asso от SVA 10 заключались в установке на самолет двойного управления, единственного дополнительного бака емкостью 100 литров, расположенного в центральной части верхнего крыла, и отдельных кабин для пилота и наблюдателя.
Известны номера военного регистра 23 поставленных самолетов (MM 10149 – MM 10216).
Gabardini A 300/6
Компании Gabardini было поручено модернизировать около ста самолетов-разведчиков A 300/4. Внесенные изменения заключались в замене первоначально установленного двигателя FIAT A 12 bis на FIAT A 20, который был оснащен лобовым радиатором.
Самолеты, получившие наименование Gabardini A 300/6, сохранили присвоенные им номера военного регистра (серия 25000).
O.F.M. Ro 1
Благодаря проявленному Итало Бальбо интересу компания Fokker продала компании Officine Ferroviarie Meridionali лицензию на производство самолетов-разведчиков C V-E. Однако первые экземпляры Ro 1 – такое название лицензионная машина получила в Италии, – были изготовлены в Нидерландах итальянскими рабочими, прикомандированными в Амстердам для обучения сварке стальных труб.
Лишь в марте 1927 года летчик-испытатель Гасталдо (Gastaldo) поднял в небо первый collaudatore Gastaldo provò in volo il primo Ro 1. Самолет, который был полностью изготовлен в Италии, оснащался двигателем Jupiter, изготовленным по лицензии компанией S.A.I. ing. Nicola Romeo. Итальянская версия вскоре отличалась от оригинальной нидерландской тем, что радиальный двигатель был заменен отечественными рядными двигателями жидкостного охлаждения (I.F. Asso 500, FIAT A 20, FIAT A 22). Помимо этого, в ходе эксплуатации были внесены изменения в ходовую часть и руль направления.
Новая ходовая часть, опять же с межколесной осью, была усилена шарнирными соединениями между осью колес и фюзеляжем.
Данные изменения были внесены в конструкцию Ro 1 (номер военного регистра MM 10042), поставленного в июне 1927 года, но остается неизвестным были ли они применены к экземплярам более ранней постройки.
Позже ходовая часть была дополнительно модифицирована установкой двух отдельных основных стоек, оснащенных двумя эффективными амортизаторами, и подфюзеляжным хвостовым килем.
Отсылая читателей к описанию самолета (см. ПРИЛОЖЕНИЕ), напомним здесь некоторые менее известные версии.
В 1928 году компанией O.F.M. был разработан уменьшенный вариант Ro 1 в качестве истребителя и ближнего разведчика, получившая обозначение Ro 1R или Ro 1 Ridotto (Уменьшенный). Помимо меньшего размаха крыла Ro 1R отличался истребительным вооружением, состоявшим из двух пулеметов.
Другой версией был Ro 1 bis, оснащенный двигателем Piaggio Jupiter VII с четырехлопастным (реже двухлопастным) винтом. Данная версия дополнила на сборочных линия Ro 1, но так и не заменила своего предшественника. Эксплуатация самолета в колониях, куда он прибыл после блестящего перелета через море, потребовала дальнейших изменений конструкции, таких как установка сиденья третьего члена экипажа, установка бака для воды под крылом. Для эксплуатации в альпийском регионе самолет получил шасси, в котором колеса можно было заменить на лыжи. В качестве примечания следует сказать, что Ro 1 (номер военного регистра MM 10217) был закреплен за военно-воздушным атташе посольства США в Риме. В общей сложности итальянским ВВС были переданы 258 Ro 1 и 97 Ro 1 bis.
Piaggio P 10 bis
Piaggio P 10 bis – такое название получил поплавковый гидросамолет P 10 (номер военного регистра MM 155), который был переоборудован в самолет наземного базирования. Этот трехместный самолет инженера Пенья, оснащенный двигателем Piaggio Jupiter VI, в 1933 году прошел испытания в Гуидонии, но был признан непригодным.
Caproni Ca 97 и Ca 111
Здесь мы отсылаем читателей к спецвыпуске «Монопланы Капрони 1930-х годов». Что касается описания этих двух самолетов, то добавим лишь, что Ca 97 получил номер военного регистра для прототипов MM 141.
Romeo Ro 30
Romeo Ro 30 представляет собой усовершенствованную версию Ro 1.
Инженер Галассо (ing. Galasso) взял бипланную коробку конструкции Fokker и соединил ее с новым фюзеляжем с большой закрытой кабиной, в которой размещались три члена экипажа.
Первоначально были заказаны три прототипа Ro 30, получившие номера военного регистра MM 174 — MM 176 и оснащавшиеся двигателем Alfa Romeo Mercurius с двухлопастным воздушным винтом.
Затем последовал заказ на семь других самолетов Ro 30 (номера военного регистра MM 10490 — MM 10496), получивших двигатель Piaggio Jupiter VII с четырехлопастным винтом. Помимо новой силовой установки новые машины отличались хвостовой колесной стойкой шасси, доработанной турелью и измененным остеклением. Затем эти изменения были внемены в первые три самолета после чего десятью Ro 30 была оснащена 121-я эскадрилья. Несмотря на то, что Ro 30 и его современник Ca 97 не в полной мере удовлетворял требованиям вооруженных сил, эти машины представляли собой первую попытку обеспечить итальянскую разведывательную авиацию современными и адекватными средства для выполнения задач.
ПРИЛОЖЕНИЕ. O.F.M. Ro 1 и Ro 1 bis
В течение многих лет Ro 1 были типичными самолетами-разведчиками, которыми оснащались разведывательные эскадрильи Королевских ВВС Италии. Ro 1 был создан на базе нидерландского самолета Fokker C V и стал победителем конкурса, организованного министерством авиации в 1929 году. Ro 1 активно использоались вЛивии в операциях против восставших коренных народов, а затем принимал участие в операциях по завоеванию Эфиопии.
Ro 1 оснащался двигателем Bristol Jupiter мощностью 420 л.с.. Появившийся позднее вариант Ro 1 bis имел 550-сильный редукторный двигатель Piaggio Jupiter VIII и (в некоторых случаях четырехлопастный воздушный винт).
Ro 1 представлял собой полутораплан смешанной конструкции. Крылья имели цельнодеревянный силовой набор и полотняную обшивку и соединялись друг с другом с помощью N-образных стоек. Фюзеляж представлял собой ферму, сваренную из стальных труб; обшивка фюзеляжа была частично металлической, частично полотняной.
Обычно в самолете было два сиденья: переднее для пилота и заднее для наблюдателя, кабине которого была турель с подвижным пулеметом Lewis. В носовой части фюзеляжа находился фиксированный пулемет для стрельбы вперед «по-истребительному». Оборудование размещено в фюзеляже. Горизонтальное оперение подкосное. Фиксированное шасси было обычным с упругими амортизаторами основных стоек и хвостовая стойка с костылем.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Размах крыла (верхний) 15,30 м.
Размах крыла (нижний) 10,24 м.
Длина 9,39 м
Высота 3,44 м.
Средняя длина хорды 1,85 м
Площадь крыльев 28,00 м²
Масса пустого самолета 1275 кг
Масса бензина 360 кг
Масса масла 30 кг
Масса экипажа 166 кг
Масса вооружения 102 кг
Масса радио и другого оборудования 98 кг
Масса бомб 144 кг
Общая масса 2175 кг
Удельная нагрузка на крыло 55 кг/м²
Максимальная скорость на уроне моря 230 км/ч
Максимальная скорость на высоте 2000 метров 225 км/ч
Время набора высоты
• 1000 метров 2 мин 54 с
• 3000 метров 11 мин 52 с
• 5000 метров 25 мин 43 с
Минимальная скорость 82 км/ч
Теоретический потолок 7700 м
Продолжительность полета 6 часов
источники:
- Andrea Curami «Appunti sull’aviazione italiana negli anni ’20. Gli aerei da ricognizione-3a parte» «AeroFan» 1981-03, pagg. 10-13
- «Sketchbook. O.F.M. Ro.1 e Ro.1 bis» «AeroFan» 1979-01, pagg. 18-24
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-zametki-ob-italyanskoi-aviacii-1920-samolety-razvedchiki-03b